Глава 2. История социальной работы в ИУ зарубежных стран и России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. История социальной работы в ИУ зарубежных стран и России



§ 1. Международные стандарты социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях

Объективные предпосылки для социального и особенно профессионального переосмысления отечественной пенитенциарной философии и реального совершенствования практики исполнения уголовных наказаний были созданы в процессе активной интеграции России в мировое и европейское сообщество, начавшийся в последнее десятилетие ХХ века, его результатом стало распространение на осужденных и защита целого ряда базовых человеческих прав и свобод: право на жизнь и свободу, безопасность и личную неприкосновенность; право на свободный труд; право на уважение их личной и семейной жизни; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения своего мнения и получения информации; право на свободу мирных собраний и объединений для защиты своих интересов, а также эффективные средства правовой защиты. Одновременно были установлены запреты на пытки, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение или наказание, на рабство, на дискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам [[10]]. Оно способствовало признанию людей, в том числе осуждённых (заключённых) в качестве «членов человеческой семьи», каждый из которых «должен обладать всеми правами и свободами…, без какого бы ни было различия…», утверждению в качестве высших ценностей основные социальные права, достоинство, человеческую жизнь, здоровье, равноправие, справедливость, свободу (даже имеющие некоторые ограничения в условиях и в период лишения свободы и исполнения уголовного наказания), человеческое сосуществование, взаимопонимание, мир на основе признания безусловных приоритетов человеческой жизни [[11]]. На их основе с учётом социальных, пенитенциарно–пенологических, криминологических, психолого–педагогических подходов были выработаны международные, а затем европейские нормативы обращения с заключёнными и осуждёнными: «Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными» (1955 г.), «Европейские пенитенциарные правила», переработанный вариант «Европейских минимальных стандартных правил обращения с заключёнными» (1987 г.), а также целый ряд иных международных документов и рекомендаций по частным вопросам исполнения уголовных наказаний.

В своей совокупности они определяют общегуманистические ценности, базовые цели, принципы их реализации и обращения с лицами, отбывающими различные виды уголовных наказаний, их исправления и ресоциализации, а также международные стандарты проведения с ними воспитательной и социальной работы.

«Главная цель этих документов – защита человеческих и гражданских прав лиц, привлечённых к уголовной ответственности… распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизация уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер» [[12]; 6-7[.

Наиболее полное научное обобщение, систематизацию и закрепление прогрессивная международная пенитенциарная практика получила в форме «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными» [[13]], «Европейских пенитенциарных правил» и переработанного варианта «Европейских минимальных стандартных правил обращения с заключенными» [[14]; 41-70]. Они отмечают, что разносторонней социальной помощью и поддержкой осужденных на разных этапах их исправления и подготовки к жизни на свободе профессионально должны заниматься специалисты - социальные работники.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (МСПОЗ) и их европейский аналог (ЕМСПОЗ) [[15]] прямо предписывают, что штаты учреждений и органов, исполняющих наказания, «должны включать достаточное число специалистов, таких, как психиатры, психологи, социальные работники...» (правила 49 М и 57.1 Е). При этом подчеркивается, что они, как правило, должны состоять в штате «в качестве постоянных сотрудников», либо «работающих безвозмездно добровольцев» в целях обеспечения поддержки нуждающимся. В зависимости от целей и задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой и узаконенным перечнем пенитенциарных средств их реализации, дифференциация функций социальных работников может быть осуществлена на две группы: общепрофессиональные и специальные.

Первая группа функций профессионально выполняется совместно всеми субъектами деятельности ИУ, главным образом, его сотрудниками (персоналом) и детерминирована общей целью - исправлением осужденных в процессе, в период и под воздействием исполнения уголовного наказания в местах лишения свободы. Результат исправления может быть оценен положительно в том случае, если будет достигнута постпенитенциарная ресоциализация, включающая восстановление комплекса социально полезных связей, социально-личностную реабилитацию, полноценное реальное возвращение гражданина в общество. Прогрессивная пенитенциарная философия международных правил утверждает необходимость в процессе исполнения наказания не только сохранения человеческого в человеке, но и позитивного развития, формирования и восстановления индивидуального и социального в облике осужденного, чтобы «по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование» (п. 56 М), а также «удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами» (п. 3 Е).

Цели пенитенциарной системы реализуются через комплекс общепрофессиональных задач и функций. К ним относятся режимная, воспитательная, образовательная, трудовая, управленческая. Каждая из этих основных общепрофессиональных функций имеет свою сферу реализации («предмет ведения»), сложившийся инструментарий (комплекс частных средств, методов, приемов, форм) и технологии реализации. Общая ответственность за выполнение названных функций возлагается на коллектив сотрудников ИУ как целостное образование профессионалов, что создает основу консолидации специалистов, обуславливает необходимость их практического взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества путем обмена служебной информацией, совместной подготовки и реализации системы мероприятий. Прямую ответственность за выполнение общепрофессиональных функций несут руководители исправительного учреждения, непосредственную - соответствующие отделы и службы ИУ.

В содержании каждой из общепрофессиональных функций отчетливо выражены компоненты, относящиеся к социальной работе.

При реализации режимной функции социальная работа предполагает:

- обеспечить такие условия, чтобы «не усугублять причиненные страдания» (п. 57 М; 64 Е);

- создать в каждом из исправительных учреждений «условия жизни, совместимые с человеческим достоинством и общественными нормами», т.е. возвысить, поднять человека, а не опустить до уровня животного;

- «свести к минимуму отрицательные последствия заключения и различия между жизнью в заключении и на свободе с тем, чтобы заключенный не утратил чувства самоуважения или личной ответственности»;

- необходимость поддерживать и укреплять связи с родственниками и общественностью в интересах заключенных и их семей (п. 65 Е);

- помощь в реализации возможности «общаться со своими семьями, пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, представителями внешних организаций (п. 37 М;43.1 Е), что создает условия для сохранения позитивных социальных связей и ресоциализации в процессе исполнения наказаний;

- не допустить любого вида дискриминации, основанной на национальных, рассовых, социальных, имущественных, экономических, политических, религиозных и иных признаках (п. 6 М; 2 Е);

- гарантированное уважительное отношение к религиозным верованиям и групповым нравственным ценностям и принципам, не имеющим криминального оттенка (п. 6.2 М; 2 Е);

- предоставление осужденным практической возможности «удовлетворять свои потребности религиозного, духовного или морального порядка (п. 41, 42 М, 46 Е);

- обеспечить порядок размещения, условия проживания в помещениях, одежду, питание, физическую активность, которые позволяют «жить в таких условиях», поддерживать силы и здоровье, не имеют «ни оскорбительного, ни унижающего характера», а способствуют «достойному виду и самоутверждению» (п. 8, 17, 21, 43 М; 11, 20, 28, 83 Е);

- медицинское обеспечение: квалифицированная помощь и услуги, диагностика заболеваний, лечение физических и умственных недостатков, «могущих воспрепятствовать перевоспитанию» и «помешать возвращению заключенных к нормальной жизни после освобождения», поддержание физического и умственного равновесия, гигиена «для поддержания здоровья и чистоты», дифференциация условий для различных категорий больных и беременных женщин, социально-психиатрическая опека над страдающими психическими расстройствами, медицинское страхование (п. 22, 62, 83 М; 20, 26 Е);

- дисциплинарное воздействие, не совместимое с коллективными и телесными жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами наказания, с предоставлением осужденному возможности выступить в свою защиту, строгим соблюдением законов и нормативных актов, недопустимости ухудшения его физического или психического здоровья (п. 31 М, 33; 35 Е).

«Человеческое достоинство», «чувство самоуважения», «личная ответственность», «достойный вид и самоутверждение», «дискриминация», «жестокое бесчеловечное обращение», «страдания», «унижение и оскорбление достоинства» и другие понятия входят в предмет социальной работы, определяют ее ценностные ориентации, достижение или недопущение которых составляет ее содержание. Специалист в области социальной работы УИС при реализации названной функции выступает не столько экспертом, контролером, сколько, и главным образом - активным субъектом взаимодействия с непосредственными исполнителями, обеспечивающими реализацию социального предназначения (смысла) режима. Современное прогрессивное понимание режима предполагает переход от карательно-репрессивных, запретительных подходов к обеспечению трех основных задач: изоляции, поддержанию порядка и безопасности, а также охране и защите прав осужденных.

Социальный аспект воспитательной функции в исправительных учреждениях представлен в международных стандартах в целом ряде правил. Он получил отражение в цели исправительного воздействия (п. 56 М; 3 Е) и включает в себя:

- «духовную поддержку и помощь, а также возможности для подходящей работы... для «занятий физкультурой и развития социальных навыков» (п. 66 а Е);

- обеспечение индивидуального подхода и дифференцированных условий содержания, необходимость иметь и использовать в ИУ все средства исправительно-воспитательного, образовательного, морального, духовного и иного порядка (духовные силы и виды помощи) в соответствии с потребностями индивидуализированного исправительного воздействия на заключенных» (п. 63.3. М; 66, 67.1 Е);

- разработку в кратчайшие сроки после приема заключенного (осужденного) и «изучения его личности... программы содержания (воспитательной работы) с учетом данных об индивидуальных потребностях, способностях, состоянии духа и, в особенности, близости к родственникам» (п. 69 М; 68 Е);

- организацию «деятельности, направленной на поддержание хорошей физической формы, занятий спортом и организацию досуга» путем разработки и осуществления программ физического воспитания, лечебной физкультуры для нуждающихся, занятий спортом и отдыха в рамках и в соответствии с целями исправительного воздействия» (п. 21 М; 83-84 Е);

- использование в целях исправления, поддержания социальных и личностных полезных связей, обеспечения «возможностей для отдыха и культурной деятельности» системы разнообразных средств: средств массовой информации («газет, периодических изданий и других публикаций, радио и телевизионных передач, лекций или иных источников»), библиотечных фондов, спортивных площадок, сооружений и оборудования». При этом выделяются «специальные меры»для удовлетворения потребностей осужденных с особыми нуждами: иностранных граждан, имеющих языковые трудности», верующих различных религиозных конфессий (п. 21, 39, 78 М; 45-46, 82,84 Е);

- деятельность по стимулированию позитивного развития личности осужденного, формированию навыков «хорошего поведения», «чувства ответственности», привитию интереса к собственному исправлению и поощрению организации самосовершенствования, мотивации сотрудничества заключенных, их объединений и групп с администрацией, пробуждению ответственности за себя и определенные участки деятельности (п. 70 М; 34.2, 69 Е);

- осуществление исправительно-дисциплинарного воздействия на основе соблюдения юридических и педагогических требований, правил и процедур (п. 31, 32 М; 33 Е).

В соответствии с международными требованиями такая воспитательная работа предлагает осужденному на выбор широкий спектр вариантов и сфер позитивной самореализации и личностного развития в период крайнего обострения его противоречий с обществом и самим собой.

Таким образом, при соблюдении названных требований воспитательная работа приобретает ценностно-ориентированный характер по устранению деформаций в социальном «Я» (облике) осужденного и его пенитенциарной ресоциализации, что сближает ее с предметом социальной педагогики (воспитания) и социальной работы.

Теснейшим образом связаны воспитательная и образовательная функции. Объективно являясь позитивными видами деятельности, они способствовали образованию, воспитанию, развитию, социализации, исправлению личности. Эти базовые положения, исходные принципы относятся к исправительным учреждениям, где в соответствии с международными стандартами:

- в условиях правового ограничения возможностей и сфер самореализации разрабатываются программы обучения, составляемые в местах лишения свободы, позволяют осужденным «удовлетворять по крайней мере некоторые из своих интересов и потребностей», в первую очередь - познавательные, свойственные любому человеку, желание реализовать которые обостряется в трудной жизненной ситуации, кризисные периоды жизни, связанные с отбыванием наказания (п. 77 Е);

- целями образовательных программ для осужденных должно быть не только получение определенной суммы знаний, умений и навыков, но и «улучшение перспектив на успешную социальную реабилитацию, поддержание в них силы духа, улучшение их отношения к окружающим и повышение их уважения к самим себе» (п. 75.2, 77 Е);

- обучение осужденных приобретает социальную значимость, статус стимулируемого, сопоставимого с общественно полезным трудом вида деятельности. При определенных условиях оно «может быть оплачиваемым» для осужденного и «осуществляться в течение обычного рабочего дня в учебных заведениях вне мест лишения свободы» (п. 78, 81б Е);

- обучение осужденных должно быть элементом государственной образовательной системы, чтобы после выхода на свободу они могли легко продолжить свое образование (п. 81а Е);

- особое внимание пенитенциарная администрация должна уделять обучению и воспитанию молодых заключенных, заключенных иностранного происхождения, обладающих специфическими культурными или этническими потребностями», имеющих «особые проблемы», в том числе –неграмотных. Молодежи «предоставляется профессионально-техническое обучение полезным специальностям (п. 77 М; 71.5, 79, 80 Е);

- основным субъектом образовательной деятельности должны быть компетентные специалисты, входящие в состав персонала, либо «добровольцы - учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, инструкторы по профессионально-техническому обучению» (п. 49 М; 57.1,2 Е);

- организация обучения, кроме кадрового обеспечения, предполагает планирование образовательного процесса, составление специальных программ, отдельных разделов в рамках индивидуальных программ исправления, мотивацию деятельности, учет при определении условий отбывания наказания и степени исправленности (п. 79, 80 Е).

Приведенные выше характеристики образовательной функции УИС свидетельствуют о том, что она предлагает социальное обучение, личностное формирование и развитие, приобщение к культуре в противовес распространенной в местах лишения свободы криминальной субкультуре, овладение научными достижениями, профессией, усвоение нравственных ценностей, этических и правовых норм в целях ресоциализации осужденного и социальной реадаптации в обществе после освобождения. При этом образование заключенных должно быть дифференцированным и не ущемлять права лиц, имеющих особые проблемы (иностранцев, молодежи, верующих, неграмотных), что также соответствует принципам социальной работы.

Важнейшим средством и «элементом исправительного воздействия» во всех прогрессивных пенитенциарных системах признается общественно полезный труд. Определенная в международных стандартах трудовая функция исправления осужденных предполагает не простое производство материальных благ, обеспечение общества и самих осужденных (самообеспечение) необходимой продукцией. Социальная значимость и исправительный смысл трудовой деятельности осужденных определяется такими педагогическими признаками, как:

- направленность труда на поддержание и развитие «способностей нормально зарабатывать себе на жизнь после освобождения, обеспечение полезной занятости в течение нормального рабочего дня» (п. 71 М, 71.3, 74.4 Е);

- обязательность труда для осужденных с учетом физического, психического здоровья и способностей, возможность ограниченного выбора рода занятий в соответствии со своими желаниями, а также запрещение причинения страданий трудом (п. 71 М; 71.2, 71.6 Е);

- недопустимость подчинения интересов заключенных и исправительного воздействия на них, получению финансовой прибыли от их труда (п. 72 М; 72.2 Е);

- организацию труда применительно к аналогичной деятельности на свободе («нормальным условиям свободного труда»), в соответствии с действующими нормами, техническим требованиям в рамках современных методов управления и производственных процессов (п. 72.1 М; 72.1 Е);

- соблюдение при его организации конкретных правовых, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических требований к обеспечению безопасности, охраны труда и здоровья осужденных, аналогичных для работающих на свободе: продолжительность рабочего дня, справедливость оплаты труда, право на возмещение ущерба, полученного в процессе трудовой деятельности (п. 73.74 М; 73.76 Е);

- стимулирование добросовестного отношения к труду путем учета его результатов при оценке степени исправления осужденного, предоставления возможности накопления личных сбережений и использования их в интересах осужденного и членов его семьи (п. 76 М; 76 Е).

Труд осужденных, соответствующий вышеприведенным международным требованиям к содержанию, условиям, организации, во-первых, имеет социально-воспитывающий, а не карательный характер. Его цель состоит не в причинении дополнительных страданий, усугублении положения осужденного, а в поддержке человека, развитии его способностей, личностных качеств, формировании опыта разрешения трудной жизненной ситуации путем самообеспечения законным, социально одобряемым способом в процессе производства материальны благ и с помощью труда. Во-вторых, не только поглощая основную часть активного времени, но и обеспечивая полезную занятость осужденных, он при соблюдении педагогических принципов организации объективно способствует психологическому смягчению и «облегчению» тяжести уголовного наказания. В-третьих, содействует реабилитации осужденных путем максимального сближения характера труда в ИУ и на свободе, приобщения их к условиям и правилам свободного труда в свободном обществе, что создает предпосылки для их реинтеграции в социум после освобождения в качестве работников и полноценных граждан. В-четвертых, детальная регламентация труда осужденных обеспечивает личную безопасность, сохранение, укрепление здоровья и социальные гарантии в активно-развивающей, созидательной деятельности (охранительно-оздоровительный характер труда), а также профилактирует возможность дискриминации в труде, не допускает ослабления исправительной ресоциализирующей значимости. Наконец, труд имеет отчетливую позитивную направленность, способствует поддержанию непосредственных и опосредованных социально-полезных связей с обществом и его членами, поскольку результаты труда, изготовленная продукция имеют социальную ценность, востребуется обществом, служит одним из средств социальной коммуникации осужденных.

Результативность исправления и ресоциализации осужденных в значительной степени детерминирована их организацией и управлением. Проблема эффективного, рационального, оптимального, «основанного на общечеловеческих ценностях и социальных критериях», «учитывающего человеческое измерение», «решающую роль персонала как основного ресурса управления» [п. 7; 76, 86, 106], является ключевой в стандартах и правилах. Собственно они выработаны для совершенствования управления всеми элементами пенитенциарной системы, эффективной реализации целей и задач, основных средств, методов, форм деятельности. Поэтому предшествующий анализ режимной, воспитательной, образовательной, трудовой функций в значительной степени содержал организационно-управленческий аспект, позволяющий целесообразно реализовать их содержание. Европейские пенитенциарные правила включают в себя целый раздел (часть 2) «Управление пенитенциарными учреждениями», детально регламентирующий вопросы приема и размещения, распределения и квалификации, требования к помещениям, личной гигиене, одежде, питанию, медицинскому обеспечению, к дисциплине и порядку наказания, применению средств сдерживания, а также общения, получения религиозной, моральной поддержки и другие. При этом подчеркивается, что весь уклад жизни заключенных, его организация, контроль, взаимодействие с представителями «внешнего мира» должны опираться на «основополагающие принципы»: уважение человеческого достоинства, недопустимость всех видов и форм дискриминации, приоритетность защиты личных прав заключенных (п. 1,2,4 Е), минимизация страданий, сокращение различий между жизнью (бытом) в тюрьме и на свободе (п. 57, 69 М). Примечательно, что «уважение человеческого достоинства устанавливает преимущественное влияние и вес в отношении всех аспектов управления пенитенциарными учреждениями» [[16]; 79].

Управление пенитенциарными учреждениями представляет собой целесообразную деятельность. «Цели исправительного воздействия на осужденных состоят и в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство и, в той степени, в какой это позволяет срок заключения, способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения» (п. 3 Е). Для ее достижения «заведение должно использовать все исправительные, воспитательные, моральные и духовные силы и виды помощи, которыми оно располагает и которые оно считает подходящими, применяя их с учетом потребностей перевоспитания каждого заключенного» (п. 59 М). Следовательно, все этапы и виды управленческой деятельности, в том числе - выбор средств, методов, форм организации и управления процессом исполнения наказаний должны быть направлены на реализацию социально значимой цели в соответствие с гуманистическими принципами.

Ключевую «особо важную роль… в обеспечении надлежащего управления этими учреждениями и достижении поставленных целей» играет их персонал. Международные стандарты и правила содержат профессионально-личностные требования к сотрудникам пенитенциарных учреждений, их подготовленности и содержанию деятельности.

Международными стандартами предусматривается социальная работа с осужденными как специальная функция ИУ и самостоятельный вид профессиональной или добровольческой деятельности. Она осуществляется в трех основных организационных формах: социальная защита, социальная помощь, поддержка и нацелена на их ресоциализацию в процессе отбывания наказания, а также успешную реабилитацию, социальную адаптацию после освобождения. Для этого Минимальные стандартные правила обращения с заключенными рекомендуют: «При каждом заведении… иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных отношений заключенного с его семьей и могущими принести ему пользу социальными организациями» (п. 61 М).

Укрепление социальных связей имеет для них взаимовыгодный характер (п. 79 М; 65 Е). Особая роль семьи для исправления и ресоциализации осужденных и как важного субъекта взаимодействия с социальным работником подчеркивается в целом ряде правил.

Кроме названных важнейшими направлениями социальной работы в пенитенциарных учреждениях считаются:

- социальный контроль, т. е. меры по сохранению максимума совместимых с законом и условиями их приговора прав в области гражданских интересов, «социального обеспечения и других социальных льгот (прав) заключенных» (п. 61 М; 70.1 Е);

- обеспечение необходимой безопасности и контроля с учетом индивидуальных потребностей заключенных, «способности жить вместе в таких условиях» (п. 9 М; 70.1 Е);

- создание обстановки, исключающей проявления любых видов дискриминации, притеснений, ущемления личностного достоинства (п. 6 М; 2 Е);

- предоставление широких возможностей общения с внешним миром, «лицами и учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения», а также, в пределах возможного, централизация и координация их работы специалистами (п. 80,81.3 М; 66 б Е);

- участие в организации позитивного личностного развития, особенно «навыков и склонностей, которые помогут им успешно включиться в жизнь общества после освобождения путем участия в различных программах (п. 65 г Е);

- оказание духовной поддержки и помощи, предоставление «подходящей работы, профессионально-технического и общеобразовательного обучения, профессиональной ориентации», содействие занятиям физкультурой и развитию социальных навыков, а также «предоставление советов и консультаций, организации групповых мероприятий и досуга» (п. 66 а Е).

Важнейшая функция социальной работы – подготовка осужденных к освобождению. Она детально описана в стандартах и правилах и предполагает:

- для всех заключенных иметь «возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу» (п. 80 М; 87 Е);

- начало подготовительной работы должно произойти «как можно раньше после прибытия в место лишения свободы» и «с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после освобождения» (п. 80 М; 70.1 Е);

- «как можно быстрее после приема каждого заключенного… и после изучения его личности (социальной диагностики) подготавливать программу содержания и подготовки к освобождению, учитывающую его индивидуальные потребности, способности, состояние духа, близость к родственникам» (п. 79 М; 68 Е);

- использование для этого специальных процедур и курсов, отпусков и разнообразных контактов с правительственными и иными органами, семьей, обеспечивающих эффективную общественную поддержку (п. 80 М, 87; 70.1 Е);

- «тесное сотрудничество социальных работников с социальными службами и общественными организациями, призванными помочь освобождаемым заключенным восстановить свое место в обществе, вернуться к семейной жизни и устроиться на работу» (п. 81 М; 89.1, З Е);

- проявление заботы об обеспечении освобождаемых документами и удостоверениями личности, одеждой, средствами для проезда, оказание помощи в поиске жилья и работы, а также помощи технического характера при решении личных проблем.

Таким образом, все средства, методы и формы социальной работы с осужденными подчинены задачам их ресоциализации, социальной реабилитации, адаптации в обществе после освобождения. Функции социальной работы с лицами, лишенными свободы, являются ключевыми для профессиональной деятельности всех категорий сотрудников, родственников осужденных, различных организаций и объединений, самих правонарушителей, а также иных субъектов их исправления и ресоциализации. Одновременно, международные стандарты и правила определяют базовые вопросы организации и осуществления социальной работы в ИУ как самостоятельного вида деятельности специалиста.

«Идеальная модель» исполнения наказаний, образующаяся из названных правил является философской основой исполнения наказаний и одновременно «действенным руководством по содержанию заключенных». Правила не имеют характера обязательного для исполнения государствами мирового и европейского сообщества». Реальные черты правила приобретают в пенитенциарной практике конкретных стран, прогрессивность которой при сохранении национальной самобытности оценивается по системе соответствия международным стандартам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.034 с.)