Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления ценностей социальной работы в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Система компонентов профессиональных ценностей социальной работы имеет глубокие исторические корни в общественном укладе жизни, системе церковной и общественной благотворительности, государственной политике призрения и социального обеспечения. Факторами, обусловившими содержание системы ценностей социальной работы явились: традиции общинной взаимопомощи, распространение религиозных идей, общественная благотворительность, функционирование системы государственного призрения. Социальная работа на своем допрофессиональном этапе развивалась как деятельность, направленная на: взаимопомощь как способ выживания в неблагоприятных условиях окружающей среды (со стороны общины); удовлетворение религиозных потребностей (со стороны личности); стабилизацию социальной ситуации и сохранение социального мира (со стороны государства); реализацию гуманистических убеждений и идеалов (со стороны общества). Таким образом, и личность, и община, и общество, и государство являлись субъектами социальной работы на допрофессиональном этапе. Деятельность каждого из субъектов отразилась на процессе становления гуманистически-ориентированной системы ценностей социальной работы. Общинная форма взаимопомощи сохранилась вплоть до XIX века. Это выявляет устойчивость таких общественных ценностей как взаимопомощь, единство, взаимовыручка, приоритет интересов общины над личными интересами. Социально-ориентированная система ценностей не является в данном контексте доминирующей над гуманистическими ценностями. Общественные обязанности, которые преобладают над индивидуальными интересами, направлены, в конечном счете, на удовлетворение потребностей каждой личности. Из сочетания гуманистических и социальных ценностей в этот период берет свое начало система профессиональных ценностей социальной работы, которая имеет исторические корни в общинной взаимопомощи. Возникновение системы коллективных ценностей стало предпосылкой для принятия русским обществом философии деятельной любви к ближнему как основы христианской концепции. В контексте христианской религии общество приняло целый ряд социальных ценностей. Под воздействием христианской идеологии возникает и развивается в русском обществе такая форма социальной поддержки как благотворительность. Она существенно отличается от общинной взаимопомощи. Если ранее в основе взаимопомощи лежала материальная необходимость, то теперь доминирующим мотивом благотворительности становится потребность субъекта помощи в духовном возвышении. В рамках христианской религиозной идеологии любви к ближнему развиваются такие ценности как антидискриминация, неконфликтность, терпимость. Государство становится субъектом социальной поддержки, когда в рамках государственной политики появляется такое направление как общественное призрение. Специфика влияния деятельности государства на процесс формирования системы ценностей социальной работы заключатся в легитимизации таких ценностей как стремление к сохранению социального мира, социальная справедливость, удовлетворение основных человеческих потребностей. Данные ценности в настоящее время составляют ядро целевого компонента социальной работы. Общественная благотворительность придает новый вектор процессу становления ценностей социальной работы. Идеология общественной благотворительности представляет собой синтез религиозных и социально-политических ценностей. В ее рамках возникает ценность индивидуализации или адресности социальной поддержки, основанной «на личном участии благотворителя к благотворимому» (Максаков Е.). Деятельная реализация ценностей человеческой жизни, достоинства, справедливости становится нормой в обеспеченных слоях российского общества. Становление системы социального обеспечения в Советском государстве происходило на идеологической основе социалистической теории, ведущими ценностями становятся труд как основание всей человеческой культуры и цивилизации; возвышение человека труда и его социальная защищенность; идея мира между народами, возможность мирного развития человечества по пути общественного прогресса, социальное равенство и другие. Построение системы социального обеспечения базировалось на социально-ориентированных гуманистических ценностях: жизнь, свобода и защищенность личности, ответственность государства перед обществом, приоритет ценности труда, забота о детях и материнстве и других. Однако, с другой стороны, этот период характеризуется борьбой со свободомыслием, инициативностью, творческой самодеятельностью. На сегодняшний день процесс смены ценностных приоритетов в стране затронул и социальную работу как общественный институт. Приоритет материальных видов помощи уступает место принципу комплексности как сочетанию психолого-педагогической, медико-социальной, социально-экономической помощи. Провозглашается принцип клиентоцентризма как гуманистическое основание социальной работы. Меняются критерии оценки степени необходимости социальной поддержки. Доминирующим становится адресный подход, определяющий конкретизацию социальной помощи по отношению к каждому клиенту, заменивший уравнительные материальные выплаты по признаку принадлежности к определенной социальной группе. Происходят изменения в терминологии профессиональной социальной работы. Термины, которые ввиду сложившихся социальных стереотипов приобрели дискриминационное звучание, меняются на новые, не отягощенные негативным смыслом («инвалид» – «человек с ограниченными возможностями»). Всеобщее распространение приобрел принцип профессионализма, то есть необходимости специальной профессиональной подготовки для организации и осуществления социальной помощи. На современном этапе активно идет процесс формализации ценностей, то есть выявления, формулирования и закрепления их в нормативных документах и научной литературе по проблемам социальной работы. 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа Международная декларация в области этики социальной работы «Этика социальной работы: принципы и стандарты» была принят на общем собрании Международной Федерации социальных работников в октябре 1994 г. (Осло, Норвегия). Этот документ решает задачу постановки этических проблем среди ассоциаций-членов международной федерации и социальных работников этих стран. Здесь представлены основные этические принципы социальной работы, рекомендации поведения социального работника с клиентами, коллегами, представителями других сфер. Декларация постоянно дорабатывается и подвергается изменению. Она состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». Первая из них преследует ряд целей: ‑ сформулировать систему основных принципов социальной работы, которую возможно адаптировать к культурным и социальным обстоятельствам; ‑ идентифицировать сферы возникновения проблем в практике социальной работы; ‑ служить руководством в выборе методов решения этических проблем. В «Декларации» обоснованы следующие этические принципы: уникальность клиента; право личности на самореализацию и обязанность вносить вклад в благосостояние общества; удовлетворение основных человеческих потребностей; социальная справедливость; антидискриминация; уважение прав и свобод клиента; личная неприкосновенность, конфиденциальность и ответственное использование информации; информированность и активность клиента в процессе решения проблем; этическая оправданность действий; непримиримость к различным формам угнетения людей. Среди этически проблемных областей в «Декларации» названы: проблемы связанные с необходимостью действовать в ситуации противоречивости интересов двух сторон (самого специалиста и клиента, отдельного клиента и групп людей и др.); проблемы, связанные с необходимостью сочетать в практической деятельности позиции контролера и помощника; проблемы, связанные с обязанностью защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально. Вторая часть рассматриваемого документа - «Международные этические стандарты социальных работников» - включает в себя перечень норм поведения социального работника в отношении клиента, агентов и организаций (внешних по отношению к учреждению, в котором работает специалист); коллег; профессии в целом. Социальный работник несет основную ответственность по отношению к клиентам, поэтому он обязан: поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации; признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов; помогать клиенту, индивиду, группе, общине, обществу в самореализации и максимальном использовании собственного потенциала при уважении прав других людей. Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями включают в себя следующие требования: сотрудничать только с теми партнерами, которые действуют в соответствии с этическими принципами Международной федерации социальных работников; ответственно реализовать в собственной деятельности цели и задачи организации; через нее способствовать желательным изменениям в социальной политике и практике социальной работы; обеспечивать «прозрачность» деятельности организации; использовать все возможности для прекращения любых форм неэтичных действий в рамках агентства или организации. В отношении коллег социальный работник должен стремиться к любому сотрудничеству, повышающему его профессионализм и компетентность; признавать различия во мнениях между коллегами; использовать и создавать возможности для обмена опытом, знаниями, идеями; защищать коллег, если с ними обходятся несправедливо. Стандарты поведения социального работника по отношению к профессии заключаются в необходимости сохранять ценности социальной работы, придерживаться высоких профессиональных стандартов, защищать профессию от неконструктивной критики и конструктивно критиковать существующую практику, содействовать ее развитию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.009 с.) |