История становления ценностей социальной работы в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления ценностей социальной работы в России



Система компонентов профессиональных ценностей социальной работы имеет глубокие исторические корни в общественном укладе жизни, системе церковной и общественной благотворительности, государственной политике призрения и социального обеспечения.

Факторами, обусловившими содержание системы ценностей социальной работы явились: традиции общинной взаимопомощи, распространение религиозных идей, общественная благотворительность, функционирование системы государственного призрения.

Социальная работа на своем допрофессиональном этапе развивалась как деятельность, направленная на: взаимопомощь как способ выживания в неблагоприятных условиях окружающей среды (со стороны общины); удовлетворение религиозных потребностей (со стороны личности); стабилизацию социальной ситуации и сохранение социального мира (со стороны государства); реализацию гуманистических убеждений и идеалов (со стороны общества).

Таким образом, и личность, и община, и общество, и государство являлись субъектами социальной работы на допрофессиональном этапе. Деятельность каждого из субъектов отразилась на процессе становления гуманистически-ориентированной системы ценностей социальной работы.

Общинная форма взаимопомощи сохранилась вплоть до XIX века. Это выявляет устойчивость таких общественных ценностей как взаимопомощь, единство, взаимовыручка, приоритет интересов общины над личными интересами. Социально-ориентированная система ценностей не является в данном контексте доминирующей над гуманистическими ценностями. Общественные обязанности, которые преобладают над индивидуальными интересами, направлены, в конечном счете, на удовлетворение потребностей каждой личности. Из сочетания гуманистических и социальных ценностей в этот период берет свое начало система профессиональных ценностей социальной работы, которая имеет исторические корни в общинной взаимопомощи.

Возникновение системы коллективных ценностей стало предпосылкой для принятия русским обществом философии деятельной любви к ближнему как основы христианской концепции. В контексте христианской религии общество приняло целый ряд социальных ценностей.

Под воздействием христианской идеологии возникает и развивается в русском обществе такая форма социальной поддержки как благотворительность. Она существенно отличается от общинной взаимопомощи. Если ранее в основе взаимопомощи лежала материальная необходимость, то теперь доминирующим мотивом благотворительности становится потребность субъекта помощи в духовном возвышении. В рамках христианской религиозной идеологии любви к ближнему развиваются такие ценности как антидискриминация, неконфликтность, терпимость.

Государство становится субъектом социальной поддержки, когда в рамках государственной политики появляется такое направление как общественное призрение. Специфика влияния деятельности государства на процесс формирования системы ценностей социальной работы заключатся в легитимизации таких ценностей как стремление к сохранению социального мира, социальная справедливость, удовлетворение основных человеческих потребностей. Данные ценности в настоящее время составляют ядро целевого компонента социальной работы.

Общественная благотворительность придает новый вектор процессу становления ценностей социальной работы. Идеология общественной благотворительности представляет собой синтез религиозных и социально-политических ценностей. В ее рамках возникает ценность индивидуализации или адресности социальной поддержки, основанной «на личном участии благотворителя к благотворимому» (Максаков Е.). Деятельная реализация ценностей человеческой жизни, достоинства, справедливости становится нормой в обеспеченных слоях российского общества.

Становление системы социального обеспечения в Советском государстве происходило на идеологической основе социалистической теории, ведущими ценностями становятся труд как основание всей человеческой культуры и цивилизации; возвышение человека труда и его социальная защищенность; идея мира между народами, возможность мирного развития человечества по пути общественного прогресса, социальное равенство и другие.

Построение системы социального обеспечения базировалось на социально-ориентированных гуманистических ценностях: жизнь, свобода и защищенность личности, ответственность государства перед обществом, приоритет ценности труда, забота о детях и материнстве и других. Однако, с другой стороны, этот период характеризуется борьбой со свободомыслием, инициативностью, творческой самодеятельностью.

На сегодняшний день процесс смены ценностных приоритетов в стране затронул и социальную работу как общественный институт. Приоритет материальных видов помощи уступает место принципу комплексности как сочетанию психолого-педагогической, медико-социальной, социально-экономической помощи. Провозглашается принцип клиентоцентризма как гуманистическое основание социальной работы. Меняются критерии оценки степени необходимости социальной поддержки. Доминирующим становится адресный подход, определяющий конкретизацию социальной помощи по отношению к каждому клиенту, заменивший уравнительные материальные выплаты по признаку принадлежности к определенной социальной группе.

Происходят изменения в терминологии профессиональной социальной работы. Термины, которые ввиду сложившихся социальных стереотипов приобрели дискриминационное звучание, меняются на новые, не отягощенные негативным смыслом («инвалид» – «человек с ограниченными возможностями»). Всеобщее распространение приобрел принцип профессионализма, то есть необходимости специальной профессиональной подготовки для организации и осуществления социальной помощи.

На современном этапе активно идет процесс формализации ценностей, то есть выявления, формулирования и закрепления их в нормативных документах и научной литературе по проблемам социальной работы.

4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа

Международная декларация в области этики социальной работы «Этика социальной работы: принципы и стандарты» была принят на общем собрании Международной Федерации социальных работников в октябре 1994 г. (Осло, Норвегия). Этот документ решает задачу постановки этических проблем среди ассоциаций-членов международной федерации и социальных работников этих стран. Здесь представлены основные этические принципы социальной работы, рекомендации поведения социального работника с клиентами, коллегами, представителями других сфер. Декларация постоянно дорабатывается и подвергается изменению.

Она состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».

Первая из них преследует ряд целей:

‑ сформулировать систему основных принципов социальной работы, которую возможно адаптировать к культурным и социальным обстоятельствам;

‑ идентифицировать сферы возникновения проблем в практике социальной работы;

‑ служить руководством в выборе методов решения этических проблем.

В «Декларации» обоснованы следующие этические принципы: уникальность клиента; право личности на самореализацию и обязанность вносить вклад в благосостояние общества; удовлетворение основных человеческих потребностей; социальная справедливость; антидискриминация; уважение прав и свобод клиента; личная неприкосновенность, конфиденциальность и ответственное использование информации; информированность и активность клиента в процессе решения проблем; этическая оправданность действий; непримиримость к различным формам угнетения людей.

Среди этически проблемных областей в «Декларации» названы: проблемы связанные с необходимостью действовать в ситуации противоречивости интересов двух сторон (самого специалиста и клиента, отдельного клиента и групп людей и др.); проблемы, связанные с необходимостью сочетать в практической деятельности позиции контролера и помощника; проблемы, связанные с обязанностью защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально.

Вторая часть рассматриваемого документа - «Международные этические стандарты социальных работников» - включает в себя перечень норм поведения социального работника в отношении клиента, агентов и организаций (внешних по отношению к учреждению, в котором работает специалист); коллег; профессии в целом.

Социальный работник несет основную ответственность по отношению к клиентам, поэтому он обязан: поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации; признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов; помогать клиенту, индивиду, группе, общине, обществу в самореализации и максимальном использовании собственного потенциала при уважении прав других людей.

Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями включают в себя следующие требования: сотрудничать только с теми партнерами, которые действуют в соответствии с этическими принципами Международной федерации социальных работников; ответственно реализовать в собственной деятельности цели и задачи организации; через нее способствовать желательным изменениям в социальной политике и практике социальной работы; обеспечивать «прозрачность» деятельности организации; использовать все возможности для прекращения любых форм неэтичных действий в рамках агентства или организации.

В отношении коллег социальный работник должен стремиться к любому сотрудничеству, повышающему его профессионализм и компетентность; признавать различия во мнениях между коллегами; использовать и создавать возможности для обмена опытом, знаниями, идеями; защищать коллег, если с ними обходятся несправедливо.

Стандарты поведения социального работника по отношению к профессии заключаются в необходимости сохранять ценности социальной работы, придерживаться высоких профессиональных стандартов, защищать профессию от неконструктивной критики и конструктивно критиковать существующую практику, содействовать ее развитию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.01 с.)