Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Под ред. доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальная работа
Ответы на вопросы к зачетам и экзаменам
Учебное пособие
Под ред. доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова
Авторы:
Н.Ф. Басов – доктор педагогических наук (редактор, введение, разд. 1,10,11:1,2,3, приложение); В.М. Басова – доктор педагогических наук (разд.15,11,:5); С.В.Бойцова – кандидат педагогических наук (разд.3,12,11:6,14); О.Н. Веричева – кандидат педагогических наук (разд. 4,13,11:4..); Ж.А. Захарова – кандидат педагогических наук, Ю.В. Румянцев – кандидат педагогических наук (разд.8,11:8); Б.В. Куприянов – кандидат педагогических наук (разд.2,11:7,9.); А.В. Кучина – кандидат педагогических наук (разд.5,11:10.); Е.Е. Смирнова – кандидат педагогических наук (разд.6,9,11:12); Н.Б. Топка – кандидат педагогических наук (разд. 7,11:11.).
Социальная работа. Ответы на вопросы к зачетам и экзаменам: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 321с.
Аннотация Целью учебного пособия является вооружение студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», знаниями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. В нем в форме вопросов и ответов к зачетам и экзаменам раскрывается содержание учебных курсов, знакомящих будущих специалистов с основами истории, теории и технологии социальной работы, а также с содержанием социальной работы с гражданами пожилого возраста, молодежью, безработными, мигрантами, инвалидами, военнослужащими. Особое внимание уделено прогнозированию, проектированию и моделированию социальной работы, ее профессионально-этическим основам, а также содержанию и методике психосоциальной и педагогической деятельности в системе социальной работы. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа», а также для практических работников.
Содержание Предисловие ………………………………………………………………
I История социальной работы …………………………………………. 1. Истоки российского милосердия…………………………………….. 2. Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X – перв. пол. XVIII вв.)…………………………………….... 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра I……………….. 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере……………………………………………………… 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в……………………………... 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения в России…………………………….. 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 г.)………… 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в…………………………………………………... 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг………………………... 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х – первой пол. 1980-х гг………………………….. 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. пол. 1980-х – нач. XXI в.)……………………………
II Теория социальной работы ………………………………………….. 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер……………………. 2. Теоретические парадигмы социальной работы……………………… 3. Проблема научной идентификации социальной работы……………. 4. Объекты и субъекты социальной работы…………………………….. 5. Принципы и закономерности социальной работы…………………... 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы……….. 7. Проблемы эффективности в социальной работе…………………….. 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI в……………………………………………
III Социальная политика ………………………………………………. 1. Сущность и принципы социальной политики……………………….. 2. Субъекты и объекты социальной политики………………………….. 3. Социальная политика и социальная безопасность…………………... 4. Социальное и правовое государство…………………………………. 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России……………………………………………….... 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства………………………………. 7. Социальная политика в муниципальных образованиях……………. 8. Система социального страхования в Российской Федерации……… 9. Государственная жилищно-коммунальная политика………………. 10.Социальная политика государства в области здравоохранения…… 11.Социальная политика в области труда и занятости………………… 12.Политика государства в области социального партнерства……….. 13.Эффективность социальной политики……………………………….
IV Технология социальной работы ………………………………….. 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы……………………………………. 2. Технология первичного приема в социальной работе……………… 3. Технология социального патронажа в социальной работе………… 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения…….. 5. Технология социальной профилактики в социальной работе……… 6. Технология социальной адаптации клиента………………………… 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе……… 8.Технология социальной терапии в социальной работе…………….
V Профессионально-этические основы социальной работы ……... 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы…………………… 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура…………………………………………. 3. История становления ценностей социальной работы в России….. 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа…………………………. 5. «Профессионально-этический кодекс социального работника России»: характеристика документа…………………… 6. Сущность деонтологии социальной работы……………………….. 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе…………………………………. 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе…………………. 9. Этикет социального работника………………………………………. 10.Этические принципы социальной работы……………………………
VI Организация, управление и администрирование в социальной работе ………………………………………………. 1. Управление социальной работой как вид деятельности…………… 2. Стратегия и тактика управления в системе социальной работы…… 3. Организация и иерархия управления в системе социальной работы……………………………………………………. 4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения…………………… 5. Контроль как функция управления социальной работой………….. 6. Методы управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения………………………………. 7. Принятие и реализация управленческих решений в системе социальной работы……………………………………………………. 8. Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………. 9. Организация работы органов социального обеспечения населения в Российской Федерации…………………………………. 10. Управление персоналом в системе социальной работы…………… 11. Повышение профессиональной компетентности специалистов по социальной работе………………………………… 12. Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения……..
XIV Социальная работа с военнослужащими, Гражданами, уволенными с военной службы и членами их семей …………………………………………………. 1. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе…… 2. Обязанности, права и свободы военнослужащих граждан, уволенных с военной службы и членов их семей………………….. 3. Социальная защита военнослужащих граждан, уволенных с военной службы и членов их семей………………….. 4. Социальная работа по решению жилищных проблем военнослужащих граждан, уволенных с военной службы и членов их семей……………………………………………………..
XV Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы …………………….. 1. Педагогический компонент в содержании социальной работы…… 2. Социально-педагогический процесс: сущность и содержание……. 3. Профессия социального педагога, содержание и основные направления его деятельности……………………………………….. 4. Особенности деятельности социального педагога в современной системе социальной помощи населению……………
Рекомендуемая литература ……………………………………………….
Приложение: Примерный перечень проблем, выносимых на государственный междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам…………………………………………….
Предисловие В начале 90-х годов был сделан своеобразный прорыв в области подготовки социальных работников. Среди первых правовых актов, определявших законодательную основу деятельности в этом направлении был закон, принятый в 1991 г. бывшим ВС СССР «Об общих началах молодежной государственной политики в СССР», в котором впервые законодательно были закреплены статус социального работника для молодежи, сформировано положение о социальном работнике. Приказом Госкомитета по труду и социальным вопросам от 23.04.1991 г. квалификационный справочник должностей был дополнен новой характеристикой «Специалист по социальной работе». Вскоре, 13 мая 1991 г. Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял решение коллегии «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР». В этом же году Госкомитет СССР по народному образованию (Приказ от 7 августа 1991 г. №376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности. В настоящее время в России создана развитая многоуровневая непрерывная система высшего профессионального образования в области социальной работы. Эта система включает в себя около 120 вузов во многих регионах России, в которых обучаются более 30 тыс. будущих специалистов социальной работы. Их подготовкой заняты более 3 тыс. преподавателей, в том числе более 2-х тыс докторов наук, профессоров и кандидатов наук, доцентов, объединенных почти в 100 кафедр. Система подготовки профессионала по специальности «Социальная работа» включает в себя организацию учебно-познавательной и практической работы студента. Учебно-познавательная деятельность представляет собой изучение будущими специалистами общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации. Настоящее пособие знакомит студентов с содержанием всех основных учебных дисциплин по специальности с целью формирования у будущих специалистов по социальной работе системы профессиональных знаний. Оно выполнено в доступной форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них. Несомненную ценность эти материалы представляют при подготовке студентов к междисциплинарному выпускному квалификационному экзамену, завершающему процесс обучения по избранной специальности. Пособие поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, в написании докладов, рефератов, курсовых и квалификационных работ. Особо полезной книга окажется для преподавателей учебных дисциплин по направлению и специальности «Социальная работа» в плане использования ее содержания для установления межпредметных связей и устранения дублирования в изложении учебного материала. Как справочное пособие оно может быть полезным и для практических работников социальной сферы в процессе повышения квалификации. В учебном пособии были использованы материалы работ известных специалистов в области социальной работы и педагогики Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова, П.Д. Павленка, А.В. Мудрика, В.А. Никитина, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.И. Курбатова, Л.И. Старовойтовой и многих других. Надеемся, что издание данного пособия будут способствовать совершенствованию системы подготовки специалистов социальной работы.
II Теория социальной работы В ХХI в. Одним из существенных обстоятельств ХХI века, замедляющих развитие теории социальной работы является проблема научного статуса. Социальная работа не внесена в номенклатуру научных специальностей (не является научной отраслью), поэтому диссертационные исследования, освещающие те или иные проблемы социальной работы, выполняются в таких научных отраслях как экономика, педагогика, социология, философия, медицина, психология. Данное обстоятельство затрудняет становление единого понятийного поля, развитие научных школ социальной работы. Выпускники специальности «социальная работа» имеющие склонность к занятию научно-исследовательской деятельностью вынуждены встраиваться в смежные научные специальности, и работать на развитие именно этих сфер научного знания. Проблема методологической культуры и качества профессионального образования по специальности «Социальная работа». Последовательное следование методологии является результатом определенной культуры научной и образовательной деятельности. Поэтому для формирования стройных научных концепций, последовательно реализующих тот или иной методологический подход к пониманию социальной работы необходимо время, за которое несколько поколений исследователей, преподавателей теории и истории социальной работы могли бы решить эту задачу. Проблема производства, хранения и переработки технолого-методического знания. Основная масса работающих ныне специалистов социальной работы, люди, не имеющие специального образования, следовательно, обобщение опыта в рамках более или менее однородного терминологического аппарата затруднено. Кроме того, на данный момент можно констатировать отсутствие центров методической работы, которые могли бы обеспечить накопление и обработку передового опыта практической деятельности. Анализ ситуации сложившейся в науке о социальной помощи и защите населения позволяет выделить три ориентира развития теории социальной работы. Институциональный ориентир развития теории социальной работы предполагает формирование пространства общения теоретиков в сфере социальной работы, организация взаимодействия социальных философов с представителями иных междисциплинарных научных специальностей социальных психологов, социальных педагогов, исследователей социальной истории, экономики и социологии. Таким пространством могут быть научные конференции по теории и методологии социальной работы, издание журнала соответствующего профиля. Кадровый ориентир- повышение квалификации работающих в социальных службах специалистов объективно будет происходить за счет смены поколений работников, в случае поддержания высоких требований к профессиональной квалификации. Существенную роль в ускорении процесса развития кадров могли бы сыграть нормы регулярного повышения квалификации работающих специалистов в определенных учебных центрах. Организационный ориентир – формирование групп исследователей, создание методических служб, методических кабинетов на уровне субъектов федерации. Эффективность деятельности в рамках названного ориентира обусловлена наличием заказа со стороны органов управления социальной защитой населения, повышением требований к научной обоснованности методик и технологий, стимулированием инновационной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения. Интеграция научного и учебного, теоретического и практического знания. В первое десятилетие существования социальной работы как самостоятельной профессиональной сферы теория социальной работы как отрасль научного знания достаточно сильно отстала от теории социальной работы как учебной дисциплины. Эти парадоксально сложившиеся обстоятельства являются помехой в развитии и учебного, и научного знания. Разрешение данного противоречия зависит от уровня требований, предъявляемых к качеству преподавания в вузах.
III Социальная политика В социальной работе Проектирование в социальной работе — это процесс создания социальных объектов, качеств и отношений, конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. С точки зрения результата, проектирование в социальной работе является процессом создания проекта. Проектная деятельность в социальной работе относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Основными задачами проектной деятельности в социальной работе являются: анализ ситуации, т.е. всесторонняя социальная диагностика проблем и четкое определение их источника и характера; поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление; разработка организационных форм внедрения проекта в практику социальной работы и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношениях. Основными элементами проектной деятельности в социальной работе, его важнейшими теоретическими категориями являются субъект и объект. Субъектом проектирования в социальной работе являются различные носители управленческой деятельности: как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, ставящие своей целью организовать целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов в социальной работе. Под объектами проектирования в социальной работе понимаются системы, проекты, организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования. В поле проектирования в социальной работе попадают объекты самой различной природы: поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника - как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и тому подобное); человек - как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и тому подобное); различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные); элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и тому подобное). При осуществлении проектирования в социальной работе используются различные методики. Основными методиками являются: вживания в роль, матрицы идей, ассоциации, аналогии, синектики, мозгового штурма. Проектирование в социальной работе применяется для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социальной деятельности в социальной сфере VIII Семьеведение Социальная работа
Ответы на вопросы к зачетам и экзаменам
Учебное пособие
Под ред. доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова
Авторы:
Н.Ф. Басов – доктор педагогических наук (редактор, введение, разд. 1,10,11:1,2,3, приложение); В.М. Басова – доктор педагогических наук (разд.15,11,:5); С.В.Бойцова – кандидат педагогических наук (разд.3,12,11:6,14); О.Н. Веричева – кандидат педагогических наук (разд. 4,13,11:4..); Ж.А. Захарова – кандидат педагогических наук, Ю.В. Румянцев – кандидат педагогических наук (разд.8,11:8); Б.В. Куприянов – кандидат педагогических наук (разд.2,11:7,9.); А.В. Кучина – кандидат педагогических наук (разд.5,11:10.); Е.Е. Смирнова – кандидат педагогических наук (разд.6,9,11:12); Н.Б. Топка – кандидат педагогических наук (разд. 7,11:11.).
Социальная работа. Ответы на вопросы к зачетам и экзаменам: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 321с.
Аннотация Целью учебного пособия является вооружение студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», знаниями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. В нем в форме вопросов и ответов к зачетам и экзаменам раскрывается содержание учебных курсов, знакомящих будущих специалистов с основами истории, теории и технологии социальной работы, а также с содержанием социальной работы с гражданами пожилого возраста, молодежью, безработными, мигрантами, инвалидами, военнослужащими. Особое внимание уделено прогнозированию, проектированию и моделированию социальной работы, ее профессионально-этическим основам, а также содержанию и методике психосоциальной и педагогической деятельности в системе социальной работы. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа», а также для практических работников.
Содержание Предисловие ………………………………………………………………
I История социальной работы …………………………………………. 1. Истоки российского милосердия…………………………………….. 2. Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X – перв. пол. XVIII вв.)…………………………………….... 3. Законодательное закрепление социальных функций государства. Социальные реформы Петра I……………….. 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере……………………………………………………… 5. Взаимодействие государственного и общественного благотворения в первой половине XIX в……………………………... 6. Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения в России…………………………….. 7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 г.)………… 8. Мероприятия советского правительства по реорганизации системы социального обеспечения в 20-е – 30-е гг. XX в…………………………………………………... 9. Основные направления социального обеспечения в условиях военного времени 1941 – 1945 гг………………………... 10. Социальная политика и социальная работа во второй пол. 1940-х – первой пол. 1980-х гг………………………….. 11. Развитие социальной работы в современных условиях (втор. пол. 1980-х – нач. XXI в.)……………………………
II Теория социальной работы ………………………………………….. 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер……………………. 2. Теоретические парадигмы социальной работы……………………… 3. Проблема научной идентификации социальной работы……………. 4. Объекты и субъекты социальной работы…………………………….. 5. Принципы и закономерности социальной работы…………………... 6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы……….. 7. Проблемы эффективности в социальной работе…………………….. 8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI в……………………………………………
III Социальная политика ………………………………………………. 1. Сущность и принципы социальной политики……………………….. 2. Субъекты и объекты социальной политики………………………….. 3. Социальная политика и социальная безопасность…………………... 4. Социальное и правовое государство…………………………………. 5. Основные приоритеты социальной политики в современной России……………………………………………….... 6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной политике государства………………………………. 7. Социальная политика в муниципальных образованиях……………. 8. Система социального страхования в Российской Федерации……… 9. Государственная жилищно-коммунальная политика………………. 10.Социальная политика государства в области здравоохранения…… 11.Социальная политика в области труда и занятости………………… 12.Политика государства в области социального партнерства……….. 13.Эффективность социальной политики……………………………….
IV Технология социальной работы ………………………………….. 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы……………………………………. 2. Технология первичного приема в социальной работе……………… 3. Технология социального патронажа в социальной работе………… 4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения…….. 5. Технология социальной профилактики в социальной работе……… 6. Технология социальной адаптации клиента………………………… 7. Технология социальной реабилитации в социальной работе……… 8.Технология социальной терапии в социальной работе…………….
V Профессионально-этические основы социальной работы ……... 1. Этика социальной работы ‑ учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной работы…………………… 2. Профессиональные ценности социальной работы, их содержание и структура…………………………………………. 3. История становления ценностей социальной работы в России….. 4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»: характеристика документа…………………………. 5. «Профессионально-этический кодекс социального работника России»: характеристика документа…………………… 6. Сущность деонтологии социальной работы……………………….. 7. Профессионально значимые качества личности специалиста по социальной работе…………………………………. 8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе…………………. 9. Этикет социального работника………………………………………. 10.Этические принципы социальной работы……………………………
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.012 с.) |