Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России



Дальнейшие существенные изменения в социальной политике России являлись частью либеральных реформ 60-70-х годов XIX века.

Указом Александра II 1 января 1864 г. было утверждено «По­ложение о губернских и земских учреждениях». Органами мест­ного самоуправления теперь провозглашались уездные земские собрания, состоявшие из гласных, избираемых на три года. Ис­полнительным органом стала земская управа во главе с предсе­дателем - уездным предводителем дворянства. Подобно тому создавались губернские земские собрания и управы.

В компетенцию земств входили земские лечебные и благотво­рительные заведения, попечение о призрении бедных, неизлечи­мых больных и умалишенных, учреждения народного образова­ния, строительство церквей и школ и др. Земства, по сути, являлись преемниками губернских приказов общественного призрения.

Важно отметить, что самые значительные достижения земств связаны с организацией народного образования. Серьезным вкладом так же стала их деятельность по организации медицинской и санаторной служб. Впервые за всю историю России медицинские учреждения в деревне стали обычным явлением.

Важнейшим направлением работы земств являлось призрение сельских бедных, больных и нетрудоспособных. Приняв от приказов общественного призрения всего лишь около сотни богаделен, сиротских домов и других учреждений, земские органы к концу XIX расширили сеть заведении общественного призрения до более 5 тыс. благотворительных учреждений.

Перестройка системы местного самоуправления коснулась и города. В соответствии с «Городовым положением» в городах Рос­сии образованы выборные органы городского самоуправления - городские думы, которые избирались на четыре года. Исполнительным органом стала городская управа, работающая на постоянной основе под руководством городского головы.

В компетенцию городских дум входило продовольственное обеспечение горожан, развитие народного образования и культуры, забота о здравоохранении жителей. Основным объектом их управления являлось городское хозяйство, местная промышленность и торговля, кредитное и страховое дело. Особой стать­ей городского положения местному самоуправлению поручалось «попечительство о призрении бедных, устройство благотвори­тельных и лечебных заведений и заведование ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях».

Так же, как у земств, объектом заботы городских дум явля­лось народное образование. В те годы активно открывались му­ниципальные учебные заведения самого различного профиля (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и т.д.). Широкое распространение получили воскресные школы. Эти общеобразовательные учебные заведения давали возможность получить начальное образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам и другим горожанам.

В сферу попечительской деятельности городских дум и управ входила медико-социальная помощь неимущим больным. Они активно сотрудничали с благотворительными обществами и час­тными лицами в целях расширения сети медицинских учрежде­ний. Открывались новые больницы, развертывалось амбулатор­ное лечение населения. Достижением не только земской, но и го­родской медицины было введение впервые в мире медицинского страхования, позволявшего обеспечивать медицинской помощью беднейшие слои населения. К концу XIX века в городах значи­тельно реже вспыхивали эпидемии и инфекционные заболевания, снизилась смертность населения.

Значительным разнообразием отличалась деятельность город­ских управлений в области общественного призрения. Развитию адресной помощи способствовало создание городскими думами специальных комиссий общественного призрения. Эти комиссии строили свою деятельность на основе участковых попечительств во главе с советом, при которых имелся штат сотрудников. Дан­ные социальные подразделения занимались выдачей денежных пособий, устройством на работу, помещением в богадельни, направлением в детские санатории, предоставлением ночлежных мест и т.д. Деятельность городских органов самоуправления спо­собствовала расширению сети благотворительных учреждений.

Другим важнейшим показателем оживления жизни общества в России пореформенного периода являлся рост социальной активности духовенства в сфере благотворительности.

Возрождение церковноприходской благотворительности во многом определялось «Положением о приходских попечительствах при православных церквях» (2 августа 1864 г.). Церковные попечительства быстро начали создаваться при многих приходах. К 1901 г. они охватывали пятую часть всех церквей России. Их забота характеризовалась многообразием форм и включала различные группы нуждающихся: инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. При приходских попечительствах открывались богадельни, учреждались детские приюты с интернатами, школы. Использовались и такие формы социальной помощи, как выдача денежных пособий, бесплатных обедов из богаделен, оказание бесплатной медицинской помощи и т.д.

Немалый вклад внесла церковь в развитие сети церковноприходских школ. Опираясь на государственное финансирование и используя собственные средства, за 10 лет церковь открыла почти 30 тыс. церковноприходских школ, увеличив их сеть по сравнению с 1884 г. более чем в шесть раз.

Таким образом, церковь, в условиях ориентации правительства на создание государственной системы призрения, хотя и утратила ведущую роль в попечительстве обездоленных, но вместе с тем не прекращала оставаться институтом христианского ми­лосердия и продолжала осуществлять социальную помощь нуж­дающимся.

 

7. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917 года)

В рассматриваемый период наблюдается быстрый рост сельских школ и больниц. Активной была роль земских учреждений по оказанию продовольственной помощи населению губерний, пострадавших от неурожаев, произошедших в первые годы начавшегося столетия.

В начале века широко использовались традиционные формы социального призрения, увечных, дряхлых и других немощных сложившиеся в крестьянских общинах: поочередное кормление в домах сельских хозяев, когда домохозяин кормил призреваемых в порядке очереди поденно или понедельно; прием домохозяевами нуждающихся на длительный срок с предоставлением им питания (на условиях определенной платы от крестьянского на или освобождения крестьянского двора от уплаты мирских натуральных повинностей); выдача нуждающимся хлебных пособий из общинных запасных магазинов; подача милостыни инвалидам, престарелым, больным, сиротам и др.

Кроме названных форм помощи, нуждающиеся в ней крестьяне редко, но могли получить денежное пособие от волости или от сельского общества за счет процентов с богадельного капитала, которое использовалось для уплаты хозяевам за постой.

В начале века в крестьянской среде использовалась и такая форма социальной помощи, как организация детских яслей-при­ютов для крестьянских детей на средства Попечительства о до­мах трудолюбия, Ведомства учреждений императрицы Марии, земских органов самоуправления.

Традиции социальной помощи в крестьянской среде ярко про­явили себя в годы первой мировой войны. Под опеку были взяты многие семьи, оставшиеся без кормильцев по причине их гибели на фронте. Им выделяли семена на посев, производили вспашку земельных наделов, помогали убирать урожай, организовывали заготовку дров, сена н соломы.

В годы войны проводились денежные сборы в порядке пожер­твований для оказания помощи семьям солдаток и вдов, откры­тия сиротских домов-приютов для детей погибших воинов, яслей-приютов и др.

В начале нового столетия продолжали развиваться институты городского общественного попечения. Эффективность их деятель­ности во многом проявилась в условиях начавшейся мировой войны. На первый план выдвинулась необходимость помощи семьям военнослужащих - им оказывалась финансовая и продо­вольственная помощь, проводилось трудоустройство нуждавших­ся, открывались курсы подготовки санитаров и т.д.

В начале XX века развивается общественная и правительствен­ная деятельность по организации рабочего социального страхо­вания. Были разработаны и приняты законы о страховании ра­бочих от несчастных случаев, об обеспечении их на случай болез­ни, о присутствиях и о Совете по делам страхования рабочих. Таким образом, в число нововведений в этой области входит рас­пространение принципа обязательного страхования в отдельных видах социального риска на производстве. Сложились такие формы социального страхования рабочих, как оказание материаль­ной и другой помощи в связи с заболеваниями, увечьям, потерей семьей кормильца. Важно обратить внимание и на то, что в рас­сматриваемый период сложилась практика социальной защиты лиц, находившихся на государственной гражданской службе. В число социальных гарантий входило создание государством от­носительно высокого статуса госслужащего, законодательное обеспечение служебного роста, право пожизненной службы, при­вилегированное материальное содержание, государственное пен­сионное обслуживание.

Составной частью социальной работы правительства являлось призрение военнослужащих, которые по каким-либо причинам были лишены возможности содержать себя без посторонней помощи. Ведущей формой социального обеспечения военнослужащих в начале XX века оставалась государственная пенсия. Такое право предоставлялось офицерам и чиновникам военного ведомства по нормативам, единым для всех госслужащих. При определении сроков назначения пенсий, время, проведенное офицерами боевых действиях, увеличивалось вдвое. Кроме этого, существовало право сокращения пенсионных сроков в зависимости от разряда местности, где проходили службу офицеры и чиновники военного ведомства.

Военнослужащие, которые получили ранение и стали инвалидами, принимались под попечительство Александровского Ко­митета по призрению раненых и могли рассчитывать на пенсии «инвалидного капитала». Размеры пенсий зависели от чина и тяжести ранений.

Заметно активизировалась в начале XX века деятельность церковно-приходских попечительств. Они к этому времени окрепли экономически и были в состоянии вести широкую социально-благотворительную работу. Особенно необходимой она была в годы первой мировой войны. Приходские попечительские советы проводили кружечные сборы, принимали пожертвования по подписным листам, поощряли денежные поступления от предпринимательских объединений и заведений, был создан благотворительный фонд.

Кроме денежной поддержки приходские попечительские советы использовали такие формы помощи, как бесплатная выдача семенного зерна для посевов, вспашка полей, уборка урожая, заготовка для семей военнослужащих дров на зимний период, выделение ссуд для приходящих в упадок крестьянских хозяйств.

Во всех епархиях были созданы попечения о беженцах. Важным участком социально-попечительской деятельности церкви в годы войны стало создание и содержание госпиталей для раненых воинов. Православные епархии взяли на себя часть государственной заботы об увечных солдатах и офицерах, а также выздоравливающих воинов. В те же годы открывались инвалидные богадельни и приюты, общины сестер милосердия. Это говорит о том, что церковь не прекращала оставаться важнейшим институтом христианского милосердия и продолжала социальную по­мощь нуждавшимся.

Заметным шагом па пути развития призрения в России было объединение в 1909 г. отдельных благотворителей и благотвори­тельных обществ во «Всероссийский союз учредителей обществ и деятелей по общественному и частному призрению». Состоя­лись съезды союза в 1910 и 1914 годах. На них была выработана единая цель действий по борьбе с нищетой, намечены планы ко­ординации общественного и частного призрения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.006 с.)