Технология проектирования в социальной работе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология проектирования в социальной работе



Технология проектирования в социальной работе включает в себя ряд этапов.

Изучение общественного мнения. Основные задачи:проанализировать социальную ситуацию; составить отчет о проведенном исследовании; сформулировать выводы.

Сбор материалов о той социальной проблеме, которая является предметом исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и другое. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Данный этап позволит изучить исходное состояние социальной проблемы в социальной среде и приступить к ее формулировке, которая должна стать объектом дальнейших практических действий.

Формулирование актуальной социальной проблемы. Основные задачи:сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которых может принять участие клиент; определить причины существования данной социальной проблемы. Необходимо проанализировать социальные проблемы по ряду критериев: важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села); ее масштабность; возможность практического решения проблемы силами конкретных людей. Данный этап позволит выбрать из нескольких социальных проблем одну и четко ее сформулировать.

Определение цели и задач социального проекта. Основные задачи этапа:определить ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен проект; сформулировать основную цель и задачи деятельности, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.

Составление плана работы. Основные задачи:определить перечень основных мероприятий по осуществлению целей и задач проекта; назначить ответственных за каждый пункт плана; указать необходимые ресурсы и источники их получения.

Данный этап позволяет представить объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт и составить реально выполнимый план.

Реализация проекта. На данном этапе авторы социального проекта непосредственно приступают к выполнению намеченного плана, осуществляют замыслы и, решая одну задачу за другой, постепенно двигаются к достижению намеченной цели.

Оценка и контроль выполнения плана. Основная задача: осуществление качественной и количественной оценки проведенных мероприятий.

Данная работа позволяет подвести промежуточные итоги деятельности, соотнести их с показателями, которые были определены в качестве основы системы оценки работы.

Анализ результатов работы над социальным проектом. Любая завершенная работа нуждается в анализе ее процесса и результатов. Это нужно для того, чтобы увидеть реальный результат, по возможности, объективно оценив достигнутое. Основой данной деятельности является система оценки, которая утверждена заранее. Опираясь на сиcтему критериев и показателей, следует всесторонне обсудить то, что реально получилось, сравнивая с тем, что было запланировано командой на этапе подготовки социального проекта. Сначала анализируется выполнение отдельных задач, качество крупных мероприятий.

 

Технология моделирования в социальной работе

Моделирование считают универсальным методом, так как оно применяется практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления (стадии целеполагания, выбора средств и образа действий, реализации намеченной цели и поставленных задач, анализа и оценки достигнутого результата). Его универсальность проявляется и в сфере познания, где моделирование получило статус общенаучного метода. Моделирование в социальной работе используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования.

Моделирование в социальной работе понимается как метод опосредованного практического или теоретического оперирования социальным объектом. При этом исследуется не сам объект, а используется вспомогательная система, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании информацию о самом моделируемом объекте.

Необходимость использования опосредованного способа познания в социальной работе диктуется следующими причинами: объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности. В этих случаях метод моделирования необходим и эффективен.

При исследовании объекта социальной работы с помощью метода моделирования в качестве своеобразного инструмента познания выступает модель. Ее можно определяют как создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала, существенные для задачи, решаемой субъектом. Модель обладает познавательным потенциалом лишь тогда, когда она находится в определенном соответствии с исследуемым объектом, способна замещать его в ходе исследования и выполнять роль аккумулятора и источника получения о нем новой информации.

Моделирование в социальной работе имеет следующие цели: с одной стороны - отобразить состояние социальной проблемы на данный момент, выявить наиболее проблемные их участки; с другой стороны – определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать их нежелательной возникновение; активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

Модели выполняют нескольких гносеологических функций, таких как: иллюстративная функция, позволяющая наглядно отобразить изучаемое явление, его внутреннее строение, свойства и т.п.; объяснительная функция, помогающая глубже понять познаваемый объект, сформировать о нем более ясные представления; эвристическая функция, направленная на открытие новых сторон бытия исследуемого фрагмента социальной действительности; критериальная функция, выполняемая моделью, выступающей в виде образца-мерила для осуществления сравнительного анализа и оценки отдельных свойств или всего изучаемого объекта; прогностическая функция, связанная с получением информации-прогноза о дальнейшем функционировании и развитии исследуемого явления; преобразующая функция, способствующая выбору оптимальных путей и способов преобразования социальных объектов.

Процесс моделирования в социальной работе состоит из нескольких этапов (стадий). В научных публикациях существуют разные точки зрения о количестве и названии этапов. М.К. Буслова предлагает выделить в процессе моделирования следующие этапы: постановка задачи; теоретическая и экспериментальная подготовка; создание модели; исследование модели; перенос полученной информации на изучаемый объект; выдвижение научной гипотезы на основе полученных знаний и ее проверка; включение полученных знаний в научную теорию.

Необходимость использования опосредованного способа познания в социальной работе диктуется следующими причинами: объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности. В этих случаях метод моделирования необходим и эффективен.

VIII Семьеведение



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.014 с.)