Направления, уровни, формы и методы социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления, уровни, формы и методы социальной работы



Содержание социальной работы может быть представлено в виде следующих направлений: социально-правовое (применение правового статуса индивида в разрешении трудной жизненной ситуации), социально-бытовое (содействие в оптимальной адаптации в окружающей предметной среде), социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья), психолого-педагогическое (развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организация освоения клиентом социальной службы социального опыта), социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т.д.), социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).

В учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный). Индивидуальный уровень социальный работы представляет собой организацию помогающего взаимодействия с клиентом, где и тот и другой выступают как индивиды, обладающие комплексом специфических черт и свойств. Групповой уровень социальной работы по аналогии может быть представлен как реализация помощи группе, при этом субъект социальной работы может выступать как индивид (специалист), так и в качестве группы профессионалов, обладающих высокой степенью интегрированности. Социально-административный уровень выделяется, прежде всего, на основе особенностей объекта, которым в данном случае становится локальное сообщество индивидов, объединенное общностью территории, культуры, социально-экономического положения, проблемами и т.д.

Форма социальной работы относительно ограниченная по времени и месту структура взаимодействия объекта и субъекта социальной работы. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Формы социального обслуживания населения: стационарное, на дому, полу-стационарное, консультативная помощь, срочная – экстренная помощь.

Методы социальной работы обобщенные способы управления субъектом (специалистом, социальной службой) процессом использования внутренних и внешних ресурсов объектом социальной работы (индивидом, группой или общностью). Система методов социальной работы может быть представлена так: метод реабилитации (восстановления полностью или частично утраченного ресурса. Наиболее известны такие виды реабилитации как: медицинская, профессиональная, социальная, психологическая, педагогическая); метод внешнего замещения (временное замещение отсутствующего ресурса); метод выращивания внутренних ресурсов (воздействие на те ресурсы, дополнительное развитие которых обеспечит успешность решения объектом социальной работы тех или иных жизненных задач); методы прямой передачи ресурсов (действует при социальном обеспечении - пенсии, пособия, льготы и при информировании клиентов социальных учреждений); метод резервирования ресурсов (социальное страхование). Другой вариант системы методов социальной работы включает: социально-экономические методы (способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента), организационно-распорядительные методы (управленческое воздействие организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты), психолого-педагогические (косвенное воздействие и влияние на клиента через механизм социально-психологических и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения).

 

Проблемы эффективности в социальной работе

Проблема – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Эффективность как обобщенный, интегральный показатель качества функционирующей системы можно трактовать следующим образом:

- степень достижения результата,

- последствия («эффекты»), которые вызываются действием результата,

- отношение полученных результатов к затраченным усилиям, ресурсам.

Сложности в определении эффективности социальной работы обусловлены противоречиями, возникающими при определении целей социальной работы: объективной невозможностью их полного преодоления трудностей жизнедеятельности индивидов, групп, общностей на существующем уровне развития науки и техники; неконгруэнтность индивидуальных и социальных эталонов существования при господстве заявительной системы; дилемма предельности помощи и перехода в другие виды социальной практики.

Сложность определения эффективности социальной работы вызывается также несовершенством имеющихся инструментов диагностики (мониторинга). В специальной литературе выделяют следующие методы оценки эффективности социальной работы: параметрический метод, метод факторов оценки эффективности (неэффективности), метод «задачи – результаты – затраты». Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров: описание состояния клиента в начале процесса оказания ему помощи и после того, как необходимый объем услуг был предоставлен. Для параметрических методик характерно так называемой промежуточной или текущей эффективности, при которой параметры, достигнутые в какой-то момент времени, сопоставляются с параметрами «на входе». Метод факторов эффективности и неэффективности может применяться как своеобразная оценка профессионализма, деловитости, прагматизма, руководителей соответствующей структуры в системе социальной защиты населения. Особенность данного метода – не только его чисто оценочный характер, но и направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень «факторов неэффективности». Для осуществления метода «задачи – результаты – затраты» требуется ресурсные измерения задач, выполняемых данным учреждением (предполагаемые задачи по затратам), ресурсные измерения фактически достигнутых результатов, ресурсное измерение задач и достигнутых результатов за определенный период времени. Метод «задачи – результаты – затраты» определяет необходимость четко поставленного учета связанного с достижением результатов и производимыми затратами; требует организации и ведения «внутриучережденческой статистики», в том числе и так называемой «нестандартной статистики».

Эффективности социальной работы содействует: точное определение проблемы клиента, анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятному решению проблемы; оценка разрешимости проблемы; планирование социальной работы с клиентом; вовлечение клиента в разрешение проблемы; совместная оценка изменений, достигнутых положений клиента.

 

Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы

В ХХI в.

Одним из существенных обстоятельств ХХI века, замедляющих развитие теории социальной работы является проблема научного статуса. Социальная работа не внесена в номенклатуру научных специальностей (не является научной отраслью), поэтому диссертационные исследования, освещающие те или иные проблемы социальной работы, выполняются в таких научных отраслях как экономика, педагогика, социология, философия, медицина, психология. Данное обстоятельство затрудняет становление единого понятийного поля, развитие научных школ социальной работы. Выпускники специальности «социальная работа» имеющие склонность к занятию научно-исследовательской деятельностью вынуждены встраиваться в смежные научные специальности, и работать на развитие именно этих сфер научного знания.

Проблема методологической культуры и качества профессионального образования по специальности «Социальная работа». Последовательное следование методологии является результатом определенной культуры научной и образовательной деятельности. Поэтому для формирования стройных научных концепций, последовательно реализующих тот или иной методологический подход к пониманию социальной работы необходимо время, за которое несколько поколений исследователей, преподавателей теории и истории социальной работы могли бы решить эту задачу.

Проблема производства, хранения и переработки технолого-методического знания. Основная масса работающих ныне специалистов социальной работы, люди, не имеющие специального образования, следовательно, обобщение опыта в рамках более или менее однородного терминологического аппарата затруднено. Кроме того, на данный момент можно констатировать отсутствие центров методической работы, которые могли бы обеспечить накопление и обработку передового опыта практической деятельности.

Анализ ситуации сложившейся в науке о социальной помощи и защите населения позволяет выделить три ориентира развития теории социальной работы.

Институциональный ориентир развития теории социальной работы предполагает формирование пространства общения теоретиков в сфере социальной работы, организация взаимодействия социальных философов с представителями иных междисциплинарных научных специальностей социальных психологов, социальных педагогов, исследователей социальной истории, экономики и социологии. Таким пространством могут быть научные конференции по теории и методологии социальной работы, издание журнала соответствующего профиля. Кадровый ориентир- повышение квалификации работающих в социальных службах специалистов объективно будет происходить за счет смены поколений работников, в случае поддержания высоких требований к профессиональной квалификации. Существенную роль в ускорении процесса развития кадров могли бы сыграть нормы регулярного повышения квалификации работающих специалистов в определенных учебных центрах. Организационный ориентир – формирование групп исследователей, создание методических служб, методических кабинетов на уровне субъектов федерации. Эффективность деятельности в рамках названного ориентира обусловлена наличием заказа со стороны органов управления социальной защитой населения, повышением требований к научной обоснованности методик и технологий, стимулированием инновационной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения. Интеграция научного и учебного, теоретического и практического знания. В первое десятилетие существования социальной работы как самостоятельной профессиональной сферы теория социальной работы как отрасль научного знания достаточно сильно отстала от теории социальной работы как учебной дисциплины. Эти парадоксально сложившиеся обстоятельства являются помехой в развитии и учебного, и научного знания. Разрешение данного противоречия зависит от уровня требований, предъявляемых к качеству преподавания в вузах.

 

III Социальная политика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.011 с.)