Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Девиантное поведение и социальный контроль.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная деятельность и социальное поведение детерминируется объективными условиями жизни человека, которые порождают потребности и интересы. Социальное поведение – внешнее проявление деятельности человека в котором проявляется его позиция, ожидания, ориентации. Склонность человека к определенной деятельности обусловлена установками. В процессе социального поведения установки выполняют две функции: 1) регулирования, определения общей направленности поведения; 2) отношения действующего индивида к окружающим людям и объектам внешнего мира. Деятельность и поведение индивида контролируется со стороны общества с помощью норм ( общепринятых правил, стандартов поведения). Социальные нормы позволяют определить не только свое собственное поведение, но и предположить и оценить поведение других. В социальной деятельности и поведении находят свое отражение и социальные ценности, т.е. общепринятая в данном обществе совокупность образцов, с помощью которых люди соотносят свою деятельность с деятельностью других. Социальной ценностью может быть любой объект, если он совпадает с целью. Этот объект соответственно оценивается и тем самым регулирует поведение. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, поскольку они упорядочивают человеческий опыт и регулируют поведение индивидов. Индивиды могут выбирать, принимать эти или другие ценности и следовать им. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Поведение, ориентированное на определенные ценности, позволяет выявить ценностные ориентации, которые характеризуют индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве норм поведения. Иногда социальные ценности отдельных людей отличаются от общепринятых и становятся причиной отклонений (девиации) в их поведении. Девиация – поведение индивида, отклоняющееся от социальных норм, принятых в данном обществе. Когда идеалы общества несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут поддаться соблазну использовать иные средства, чтобы добиться цели. Такой выбор часто связан с девиантным поведением. В погоне за иллюзорным успехом, богатством и властью индивиды выбирают социально запрещенные противозаконные средства. Они становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей. Такая разновидность девиации свойственна революционерам, террористам, религиозным экстремистам, активно борющимся против общества внутри которого находятся. Авторы В.И.Добреньков и А.И. Кравченко утверждают, что тклоняющееся поведение – это собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм: - девиантное в узком смысле слова. Такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания; - деликвентное – противоправные поступки, не являющиеся преступлениями и наказуемы в административном порядке; - криминальное – поступки, квалифицируемые как преступления. Общество предлагает индивидам общезначимые символы жизненного успеха и при этом ограничивает реальный доступ к успеху для множества своих членов. Так формируется дилемма «цель – средство». Мертон выделил пять типов реакции на эту дилемму, четыре из которых представляют собой девиантные попытки адаптироваться к условиям аномии. Аномия ( термин Э. Дюркгейма) – состояние социальной системы, при котором значительная часть граждан, зная о существовании обязательных норм, относится к ним негативно или равнодушно. 1. Конформность – нормальная поведенческая реакция, когда индивиды принимают утвержденные обществом цели и средства их достижения (не путать с конформизмом). Конформность – антипод девиантному поведению, это подчинение индивида принятым в обществе нормам. Любое социальное поведение содержит минимум конформности как нормативный аспект социального действия. 2. Инновация – реакция, состоящая в том, что индивиды придерживаются установленных обществом целей, но избирают не общепринятые средства их достижения. 3. Ритуализм – форма социального поведения, когда провозглашенные обществом цели полностью или наполовину обесценены в глазах индивидов, но индивиды по-прежнему механически пользуются принятыми обществом средствами их достижения. 4. Ретритизм – поведение, основанное на отвержении и цели и средств, предложенных обществом, своеобразный социальный нигилизм. Так ведут себя изгои общества – бродяги, наркоманы ит.п. 5. Бунт – отвержение старых социально принятых ценностей и средств и замена их новыми. Такая форма поведения характерна для революционеров, радикалов, экстремистов. Во всех случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям.
Тема 9: МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПЛАН
1. Сущность, типология и этапы социологического исследования. 2. Программа социологического исследования. 3. Основные методы сбора, обработки и анализа социологической информации.
Цель лекции: через ознакомление студентов с методикой и техникой конкретно-социологических исследований создать целостное представление о структуре социологического знания и механизм познавательного процесса в социологии, о значении социологических исследований для социальной практики.
История возникновения и развития социологии неразрывно связана с эмпирическими (прикладными) исследованиями – источниками новых знаний, необходимых как для развития теорий, так и для регулирования социальных процессов. Непосредственное признание социологические исследования (так упрощенно называют эмпирическую социологию) получили в конце Х1Х – начале ХХ вв., они пришли на смену индивидуальным способам накопления социологического знания и опирались на практику социально-статистических наблюдений и социальных обследований. Идея исследования была заимствована социологией из естествознания, экономики, этнографии, правоведения, где формы эмпирических и экспериментальных исследований утвердились ранее. ХХ век стал временем бурного развития эмпирической социологии, а центром ее формирования был Чикагский университет (Чикагская «школа жизни»). Здесь в 20-30 гг. развернулись многоцелевые прикладные исследования, ознаменовавшие яркий расцвет эмпирической социологии. Это направление ориентировалось на детальные исследования частных локальных областей: осмысление живого процесса жизнедеятельности людей в конкретных ситуациях. Адаптация наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу социологического знания, к конкретным особенностям изучаемого явления или процесса, к специфике решаемых задач, находит выражение в методике социологического исследования. Методика социологического исследования – совокупность операций, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа. Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (например, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) называется его техникой. Социологическое исследование – это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверную информацию о тех явлениях и процессах, которые изучаются, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в социальной практике. Социологическое исследование представляет собой многогранный научный процесс выработки новых знаний, который объединяет теоретико-методологический и эмпирический уровни социального познания, что соответственно обеспечивает его целостность и дает конкретное представление о какой-либо стороне социальной реальности, о различных видах общественной деятельности людей. Социологическое исследование движимо общественной потребностью в социальном знании, в социальной ориентации. Оно отражает интересы тех или иных классовых, социально-групповых и других сил, направленных на утверждение или изменение взаимоотношений личности, социальных групп и общества. В этом отношении социологическое исследование является составной частью научного и общественного процесса, отражает мировоззрение социолога и обусловлено его общественной позицией. Социологическое исследование является видом профессиональной деятельности людей, получивших специальную подготовку. Термин «социологическое исследование» утвердился не ранее конца 20-х начала 30-х годов ХХ века. В зависимости от уровня научного знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования, называется эмпирическим. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальным, если выработка практических рекомендаций – то к прикладным исследованиям. В социологии существуют не только теоретические и прикладные исследования, но и смешанные или комплексные, в которых решаются не только научные, но и практические задачи. Независимо от того, проводится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпирическом) уровнях социологического знания, или оно является только научным или прикладным, оно, как правило, содержит в себе и решение методологических вопросов. В зависимости от сложности и масштаба решаемых задач выделяют три основных вида социологических исследований: разведывательное (пилотажное, зондажное), описательное и аналитическое. Разведывательное исследование – предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всех элементов и инструментария основного исследования, внесения в них необходимых корректив. Оно охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию. Описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса, что позволяет сформировать относительно целостное представление о нем. Оно охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам, помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать и рационально определить способы, формы и методы управления социальными процессами. Аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в его основе. Так, если в ходе описательного исследования устанавливается, существует ли связь между характеристиками исследуемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли выявленная ранее связь причинный характер. Это наиболее глубокий и масштабный вид исследования, отличающийся от других не только сложностью и содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной социологической информации, но и более тщательным подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов. Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения тем или иным образом обычных условий функционирования социального объекта. Социальные явления или процессы могут изучаться и в статике, и в динамике. В первом случае мы имеем дело с разовым (точечным) исследованием, во втором – с повторным. Точечное исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статичной, поскольку она отражает как бы моментальный срез объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во временном пространстве. Повторными называются исследования, проводимые последовательно через определенные промежутки времени, базирующиеся на единой программе и едином инструментарии. Они представляют собой способ сравнительного социологического анализа, направленного на выявление динамики развития социального объекта. Особый вид повторного исследования – панельное исследование: статистически обоснованное и проводимое через определенные интервалы времени на одной и той же совокупности людей (например, ежегодное, ежеквартальное исследование бюджета определенных семей). Панельное исследование позволяет устанавливать тенденции, характер изменений настроений, ориентаций общественного мнения и т.п., давая динамическую картину изучаемых социальных явлений. Исследования проводятся как в лабораторных, так и в естественных условиях. Например, изучение социально-психологического климата в рабочей бригаде проводится в обычных для нее условиях жизнедеятельности. Такое исследование называется полевым. Выделяют также когортное исследование, предполагающее исследование когорт (от лат.cohorts – множество, подразделение) – группировок, в которые включаются индивиды, подобранные по тому признаку, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени (например, когорта лиц, рожденных в определенный период времени). Если социологическое исследование охватывает все без исключения единицы (социальные объекты) генеральной совокупности, его называют сплошным. Если же обследуется только определенная часть социальных объектов – исследование называется выборочным. На выбор вида исследования оказывают влияние два обстоятельства: 1) цель, практическая и научная целесообразность исследования и 2) сущность и особенности социального объекта, который будет изучаться. Каждое исследование начинается с предварительной организационной работы с заказчиком («клиентом»), где определяется тема, намечаются общие контуры работы и решаются вопросы финансового и материально-технического ее обеспечения. Затем начинается собственно исследовательская работа. В проведении социологического исследования можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный; 2) основной (полевой); 3) заключительный. На подготовительном этапе разрабатывается программа социологического исследования – документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. На втором, полевом этапе осуществляется сбор социологических данных, на третьем – их анализ, обработка, обобщение, подготовка практических рекомендаций. Таким образом, социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем. Характерной особенностью социологических исследований является то, что изучение социальных процессов осуществляется через анализ человеческой деятельности или ее результатов, через выявление потребностей и интересов людей.
Проведение какого-либо социологического исследования обязательно начинается с разработки его программы, которую называют стратегическим документом научного поиска, содержащим в себе всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения исследуемого явления. Процессы разработки социологической теории и накопления фактического материала представляют собой органическое единство. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса. Во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала. Во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории. Адаптация наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу социологического знания, к конкретным особенностям изучаемого явления или процесса, к специфике решаемых задач, находит выражение в методике социологического исследования. Методика социологического исследования – совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа. Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (например, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) называется его техникой. Программа – это изложение общей концепции исследования, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности. Функции программы: 1. Теоретико-методологическая, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения. 2. Методическая, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов. 3. Организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы. Основные требования к программе: 1) необходимость; 2) эксплицитность (ясность, четкость); 3) гибкость; 4) логическая последовательность структуры. Структура программы включает три раздела – методологический, процедурный (или методический) и организационный. Программа социологического исследования состоит из трех разделов: методологического, методического (или процедурного) и организационного. Методологический раздел программы социологического исследования содержит такие элементы: 1. Формулирование проблемы исследования. Проблема – это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема – это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий. В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулирование (разработку) проблемы. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны). Незнание путей, средств и методов решения возникающего противоречия и вынуждает обращаться за помощью к науке («социальный заказ»). Формулировка проблемы исследования предполагает проведение определенной теоретической работы, в частности, выявление того, какие именно аспекты проблемы может решить социология, какие элементы проблемы являются главными, а какие второстепенными, и главное – какие аспекты проблемы уже решены другими исследованиями, а какие предстоит решить в данном исследовании (научная проблема). Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок, например: Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений? Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержание вопроса (установки). Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект исследования – явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Предмет исследования – это стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании. Ни одно исследование не в состоянии охватить все многообразие взаимодействий, характеризующее данный объект. Поэтому в предмете исследования обозначаются пространственные границы, в пределах которых изучается объект, временная граница (определенный период времени). Выделение объекта и предмета исследования позволяет перейти к определению цели и задач исследования. Под целью исследования понимается тот конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком. В задачах исследования содержится тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Например, если целью исследования является изучение влияния семейного воспитания на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, то среди задач исследования можно выделить такие, как определение роли отца и матери в формировании личности подростка, изучение системы ценностей семьи и т.п. Все это звенья, помогающие увидеть целостность явления и процессы, подлежащие изучению. Следующим шагом в разработке программы исследования является интерпретация и операционализация основных понятий, которые представлены в концептуальной модели проблемной ситуации и предметной области анализа. Интерпретация понятий – теоретическое уточнение основных (исходных) понятий проводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают, употребляли их однообразно, не допуская различных толкований одного и того же понятия. Эмпирическая интерпретация понятий является непосредственно социологической задачей: это научная процедура перехода от содержания основных понятий через иерархию опосредующих конкретизирующих к потенциально доступным фиксации и измерению единицам искомой информации (индикаторам). Эмпирический индикатор – это факт, используемый для эмпирического измерения. Цель операционализации понятий – установление связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. Например, такое понятие как «отношение к труду» невозможно выразить в индикаторах, т.е. в доступных для наблюдения и измерения характеристиках объекта. Это понятие можно разложить на три компонента, которые являются промежуточными понятиями: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии. Последние также надо разложить на ряд объективных характеристик – отношение к работе (трудовая дисциплина, производительность труда и др.) и ряд субъективных характеристик – отношение к работе (степень удовлетворенности работой и др.). Затем каждому этому операциональному определению понятия нужно предложить эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Операциональное определение понятия – это операция разложения его теоретического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения. Операционализация позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные. Смысл данных операций – это переход от теоретической разработки программы к эмпирическому социологическому исследованию: открывается путь для применения в исследовании методов выборки, сбора и анализа социологической информации. Следующий этап – разработка гипотез. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предложение) – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки. Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер. Это предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. По задачам исследования гипотезы бывают основные и неосновные, по последовательности выдвижения – первичные и вторичные, по содержанию – описательные (о существенных свойствах объекта), объяснительные (предположения о значении факторов), прогнозные (о тенденциях). Выдвигаемая гипотеза должна отвечать ряду требований: 1) она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических показателей в рамках данного исследования; 2) должна быть доступна проверке (верификации) в ходе исследования; 3) должна содержать в своей формулировке указание на способ ее проверки; 4) должна быть простой и не содержать различного рода условий и оговорок. Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна, преемственна с предшествующим знанием, она не должна противоречить фактам науки. Отвечающие данным требованиям гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования. Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию и на ее разрешение. Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации. Методологический раздел программы социологического исследования органически взаимосвязан с процедурным разделом. Если первый закладывает методологию исследования, то второй раскрывает его процедуру, то есть последовательность исследовательских операций. Процедурный (или методический) раздел программы социологического исследования состоит из таких компонентов: Определение выборочной совокупности, которая обследуется, то есть обоснование системы выборки. Основная идея выборки заключается в том, чтобы по части судить об общем, через малое представительство (микромодель) судить об общем (макромодель). Данную суть остроумно выразил Дж. Гэллап: «Если хорошо перемешать суп, повар возьмет на пробу одну ложку и скажет, какой вкус у всего горшка!». Система выборки включает генеральную совокупность и выборочную совокупность. Генеральнаясовокупность – это вся совокупность единиц обследования, которая имеет отношение к данной проблеме, хотя и может быть ограничена территорией, временем, профессией, функциональными рамками. Обследование всей генеральной совокупности (например, все студенты вузов Донецка, или все жители города N) требует значительных финансовых затрат и затрат времени. Поэтому, как правило, непосредственно обследуется часть элементов генеральной совокупности – выборочная совокупность, отобранная при помощи специальных методов и отражающая характеристики генеральной совокупности на основе ее репрезентации (представительства). Выборка – это минимальное представительство того состава обследуемых единиц по выделенным параметрам (критериям), которое воспроизводит закон распределения признака в этой совокупности. Процедура отбора части элементов генеральной совокупности, позволяющая делать выводы обо всем множестве элементов, называется выборкой. Помимо экономии средств и сокращения сроков исследования, выборка реализует фундаментальный принцип рандомизации (от англ. random –соучастный, выбранный наугад), то есть случайного отбора. Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждой единицы обследования, то есть отбор «наугад» гарантирует от намеренных или непреднамеренных искажений. Сама процедура выборки заключается в том, что вначале определяется единица выборки – элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы отсчета при различных процедурах формирования выборки (это может быть индивид, группа, акт поведения и т.п.). Затем составляется основа выборки - список (перечень) элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, исключающий дублирование единиц наблюдения. Это может быть, например, список всех членов обследуемого трудового коллектива или жителей города. А уже из основы выборки осуществляется отбор единиц наблюдения. К основным типам выборки относятся: 1. Случайная выборка – метод, при котором строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности на основе статистической случайности (тут используют таблицу «случайных чисел», подбор по датам рождения, по фамилиям, начинающимся с определенных букв и т.п.). Выборка бывает простая случайная или многоступенчатая, когда отбор осуществляется в несколько этапов. 2. Квотная выборка (неслучайная) – это отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями. 3. Систематическая (псевдослучайная) выборка – способ, при котором соотношение между объемом выборки и объемом генеральной совокупности используется для определения интервала (шага выборки) таким образом, что каждая единица отбора, которая находится на расстоянии этого шага, включается в выборку (например, каждый 10-й или 20-й по списку). 4. Серийная (гнездовая) выборка, при которой единицы отбора представляют собой статистические серии, то есть совокупности статистически различных единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, студенческая группа, коллектив кафедры в вузе и т.п. 5. Стратифицированная выборка, при которой генеральная совокупность первоначально разделяется на частные, внутренне однородные совокупности, «страты» (классы, слои), а потом осуществляется отбор единиц выборки внутри каждой совокупности. Объем выборки как общее количество единиц обследования, которые вошли в выборочную совокупность, зависит от степени однородности генеральной совокупности (если в саду 100 яблонь одного сорта, достаточно попробовать яблоко с одного дерева, чтобы судить обо всех яблоках в саду), необходимого уровня точности результатов, количества признаков выборки. Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Однако намерение увеличить точность в два раза потребует увеличения выборки в четыре раза. Точность измерения (репрезентативность), составляющая 95%, является достаточной для исследования. Во время определения выборки важно не допустить ее смещения.Смещение выборки – это отклонение структуры выборки от реальной структуры генеральной совокупности. Причины этого могут быть различные, но чаще всего это так называемые «систематические ошибки». Они обусловлены незнанием структуры генеральной совокупности и использованием процедур отбора, нарушающих, например, необходимую для репрезентативности выборки пропорциональность в представительстве различного типа элементов генеральной совокупности. Систематические ошибки могут быть обусловлены и сознательным отбором наиболее «удобных», выигрышных элементов генеральной совокупности. Насколько смещение выборки может обесценить весь труд социологов, свидетельствует классический пример из истории социологических исследований в США. Во время президентской избирательной кампании 1936 г. журнал «Литературный дайджест» на основании колоссального исследования с почтовым анкетированием нескольких миллионов читателей подготовил неверный прогноз, в то время как Джордж Гэллап и Элмо Роупер правильно предсказали победу Ф.Рузвельта на основании всего лишь 4 тыс. анкет. Сотрудники журнала, казалось бы, максимально уменьшили вероятность так называемой случайной ошибки, которая обусловлена отличием размеров генеральной и выборочной совокупности. Чем меньше это отличие, тем меньше вероятность случайной ошибки. Однако при этом они допустили систематическую ошибку. Адреса для рассылки анкет они взяли из телефонной книги, а телефонами тогда в США владели только имущие слои населения, преимущественно домовладельцы. В связи с этим мнение опрошенных не было среднестатистическим, которое можно было бы экстраполировать на всю страну. Основная масса более низких слоев населения при опросе осталась неохваченной, но именно она оказала решающее влияние на победу Ф.Рузвельта. Бытует мнение, что объем выборки должен составлять от 1,5% до 10% объема генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 респондентов. Однако опыт показывает, что при проведении опросов общественного мнения достаточно включить в выборку 500 - 1200 человек, чтобы получить достоверные результаты. Институт Гэллапа и другие американские организации на основе тщательной выборки распространяют 1,5 – 2 тыс. анкет. Каждый раз число анкет необходимо определять, пользуясь математической теорией выборки, учитывая, какая нужна точность, обеспечивая для всех единиц генеральной совокупности одинаковые шансы быть отобранными для изучения. Следующий компонент процедурного раздела программы – определение методов сбора первичной социологической информации. При определении методов сбора информации необходимо иметь в виду, что: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться за счет качества социологической информации; 2) ни один из методов сбора социологических данных не является универсальным, то есть каждый из них имеет четко определенные познавательные возможности; 3) надежность того или иного метода обеспечивается не только его обоснованностью и соответствием целям и задачам исследования, но и соблюдением правил и процедур его практического применения. Выбор метода зависит, прежде всего, от источника информации. Документальные источники предполагают использование метода анализа документов, а если источником информации служат внешние проявления социальных явлений или акты поведения, то используется метод наблюдения. Метод опроса применяется тогда, когда источником информации является человек, его мнения, взгляды, интересы, а метод эксперимента используется в тех случаях, когда источником информации служит специально созданная ситуация. После определения метода или методов сбора информации можно переходить к разработке инструментария исследования, то есть совокупности методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах и представленных в форме разнообразных документов. Инструментарий – это набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к социологическим методам, с помощью которых обеспечивается сбор социологическ |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.016 с.) |