Что необходимо для научного изучения общества? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что необходимо для научного изучения общества?



Прежде всего факты, измерения, социальные отношения. Социальный факт – это каким-либо образом фиксированный фрагмент социальной действительности. Социологи различают 3 группы фактов: биологические (сон, еда и т.д.); психологические (эмоции, любовь, ненависть); социологические факты, связанные с обществом и общественными отношениями.

В зарубежной социологии используют 5 основных подходов для наблюдения и объяснения разных групп фактов:

1. Демографический.

2. Психологический, объясняющий поведение с помощью мотивов и привычек.

3. Общностный, изучающий поведение какой либо группы.

4. Отношенческий – описывает общественную жизнь через специфичность отношений.

5. Культурологический - используя понятия и термины культуры, исследует правила и нормы поведения отдельных людей и социальных групп.

 

Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом О. Контом в 30-х гг. ХIХ ст. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему все, что относится к обществу. Социология О.Конта основывалась на принципе сбора общих выводов отдельных наук.

Цель создания социологии Конт видел в том, чтобы социология не только изучала социальные проблемы, но и предлагала пути преобразования общества, способствовала социальному прогрессу. В этом заключается практическая значимость науки. В учениях Конта наука получила название «позитивная социология».

Объект и предмет:

Предмет науки не может быть тождествен объекту. Объект и предмет социологии не равнозначны.

В качестве объекта любой науки всегда выступает определенная сфера объективного мира. Объектом является все, на что направлено исследование, т.е. объективная эмпирическая реальность, существующая независимо от сознания человека.

Объект – это общество как целостная социальная реальность, объективные социальные явления. Объектом социологического знания выступает совокупность социальных связей и социальных отношений, поскольку эти связи и отношения всегда организованы, объект выступает только как социальная система.

Предмет – это то, с помощью чего изучается социальная реальность (законы и закономерности). Т.е. для понимания сущности предмета социологии исходными являются понятия «закон» и «закономерность». Закон – устойчивая, необходимая повторяющаяся внутренняя связь явлений и процессов, которая обуславливает их развитие. Закономерность – мера вероятности наступления какого-либо события или явления, либо их взаимосвязи. Предмет социологиисистема знаний о закономерностях функционирования, возникновения и развития общества и его отдельных частей.

Если относительно объекта социологии у ученых-социологов наблюдается относительный «консенсус», то по поводу предмета социологии дискуссии не прекращаются, что свидетельствует о развитии, непрерывном становлении современной науки. Так, Э.Дюркгейм считал, что предметом социологии являются социальные факты. К. Маркс: предмет социологии – научное изучение общества как системы и составляющих его структурных элементов: личность, социальная общественность, социальные институты.

Наиболее закономерные связи и отношения социальной действительности отражает фундаментальное понятие (категория) «социальное»

Понятие «социальное» используется тогда, когда исследуется природа отношений людей друг к другу, факторы и условия их жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе.

Социальное – совокупность определенных черт и особенностей общественных отношений, которые проявляются в отношениях между индивидами, социальными общностями, в их отношении к своему месту в обществе, явлениям и процессам общественной жизни.

Можно выделить основные черты и особенности, которые характеризуют специфику социального:

1. Социальное – это то общее качество, свойство, которое присуще различным группам индивидов, формирующееся в результате процессов интеграции и социализации человека в общество.

2. Социальное выражает взаимное положение индивидов и ту роль, которую они выполняют в различных общественных структурах, становясь членами общества.

3. Социальное проявляется в отношениях индивидов и групп друг к другу, к своему положению в обществе. Отражает содержание и характер взаимодействий между индивидами и т.д.

4. Социальное есть результат «совместной деятельности индивидов» и формы их взаимодействия и выражается в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни.

5. Социальное проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека.

6. Социальное позволяет осуществить социальную идентификацию, отождествить себя с группой, классом, нацией.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного человека обуславливается поведением другого индивида или общности. Именно в процессе взаимодействия индивиды, общности оказывают свое влияние друг на друга, способствуя интегрированию определенных черт общественных отношений. «Социальное действие» это не всякий поступок, а действие, имеющее общественное значение.

Социальное это не просто одна из сфер общественной жизни, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием субъектов исторического развития.

Как отмечает академик Осипов Г., социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности индивидов в конкретных условиях места и времени.

В ряду важнейших категорий, раскрывающих специфику социологической науки, стоят такие, как «социальная система», «социальная общность», «социальные отношения».

Таким образом, в первом вопросе лекции мы показали объективную обусловленность появления социологии как науки, ее содержание, предмет и объект научного исследования социологии.

 

2. Сложность общества, разнообразие процессов, явлений, которые обуславливают его жизнедеятельность, требуют многоуровневой системы социального познания социальной реальности. Соответственно формируется многоуровневая структура социологической науки.

Структура социологического знания – это не только совокупность информации о общественных явлениях и процессах, но и определенная упорядоченность знаний об обществе, как динамично развивающейся системе.

Западные ученые делят социологию на два уровня: макросоциология и микросоциология.

Макросоциология связана с общественными мировыми системами и их взаимодействием с различными типами культуры, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его социальная структура (классы, социальные общности), социальные институты (политика, религия, образование, семья), их функционирование.

Макросоциология уделяет основное внимание процессам, помогающим понять общество в целом. Она изучает крупномасштабные социальные явления (нации, государство).

Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей - интеракцией. В центре ее внимания личности со своими поступками, мотивами, интересами, ценностями, потребностями, идеалами, определяющими их взаимодействия.

Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, ориентирована на изучение характера отношений, на «внутренний» аспект действий людей, их поведения. На этом уровне социологию интересует социальная роль, которую выполняет человек в обществе, и занимаемый социальный статус.

Во всей сумме социологических взглядов следует также выделить уровни социологического знания:

1) Фундаментальный - общесоциологические теории или общетеоретическая социология;

2) Прикладной - специальные социологические теории или частные теории;

3) Эмпирический - конкретные социологические исследования;

4) Практической социальной инженерии.

 

1. Общесоциологические теории касаются, как правило, глобальных проблем развития общества, в целом исторического процесса.

На этом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной деятельности людей, показывается роль труда в развитии общества (Гегель, Сен-Симон, К. Маркс и др. это пример различного подхода к этой проблеме). На данном уровне выявляется сущность общественных отношений, их роль и механизм взаимодействия. Исследуется взаимодействие экономической, социальной, политической и др. сфер жизни общества вскрываются их взаимосвязи.

2. Специальные социологические теории

- уточняют, конкретизируют положения общей теории.

- тесно связаны с социальной практикой. Направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.

- дают возможность своевременно освоить, осмыслить конкретные социальные механизмы, спрогнозировать их развитие.

- касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их объем намного уже и ограничен отдельными подсистемами (к примеру, экономическая или социальная сфера жизни общества).

Среди специальных отраслей знаний можно выделить: социологию труда, социально-классовых отношений, социологию семьи, социологию политических отношений и др. Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни.

3.Конкретные социологические исследования включают теорию, методику и технику проведения конкретных соц. исследований.Доминирует на начальном этапе познавательного процесса.

Они проводятся различными методами (наблюдения, опрос, соц. эксперимент, анализ документов), и осуществляются с целью получения объективных данных о различных сторонах социологической действительности. Эмпирические исследования регистрируют социальные факты, которые являются базой для дальнейших теоретических обобщений.

Главное это получить объективную информацию о том, что происходит в обществе и как на это реагирует население. Предметом анализа являются разнообразные действия, характеристики поведения, взгляды, потребности, интересы, мотивы людей, социальных групп. Эмпирика потом осмысливается общесоциологическими и конкретными теориями.

Таким образом, все структурные элементы социологического знания тесно связаны между собой, дополняют друг друга и образуют единую систему социологического знания.

При изучении социальных процессов социология опирается на ряд принципов:

1) Принцип объективности означает изучение всех объективных закономерностей, которыми определяются процессы (положительных и отрицательных). Объективность опирается на доказательность и аргументированность.

2. Принцип историзма в социологии предполагает изучение проблем, процессов в развитии. Историзм позволяет извлечь уроки из прошлого.

3. Принцип системности требует изучение отдельных явлений в неразрывной связи с целым. Системный метод учитывает, что любая система находится в определенной среде и необходимо учитывать её связи и отношения с окружением. Отсюда второе требование системного метода – учитывать, что каждая система выступает как подсистема иной, большей системы.

Этот метод предполагает выяснение принципа иерархии элементов системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга.

4. Принцип идеологической нейтральности заключается в независимости результатов исследования от социальной позиции социолога.

5. Принцип верификации, то есть установление истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки.

6. Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков.

 

3. При рассмотрении данной темы курса следует отметить, что социология выполняет многообразные познавательные и практические функции.

Функции социологии – это совокупность ролей, которые она выполняет в организации общества как системы. В современных условиях, когда политики все чаще обращаются к социологии и эмпирическому материалу, возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. И это осложняет деятельность социолога. Он должен быть борцом, отстаивающим истину, свою независимость, все большее значение приобретают вопросы профессиональной этики.

Говоря о функциях социологии, необходимо подчеркнуть, что как общественная наука, социология выполняет две основные функции:

1) гносеологическую (теоретико-познавательную)

2) практическую (управленческую).

В свою очередь, эти основные функции могут образовывать производные подфункции, которые иногда в научной литературе определяются как самостоятельные. В социологической литературе к ним относят следующие: теоретическую, методологическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую и др.

К гносеологическим функциям относятся:

Теоретико-познавательная функция социологии состоит в

а) пополнении и развитии имеющегося социологического знания на основе исследования социальной действительности и выявления типичных, повторяющихся связей между ее отдельными сторонами; б) в описании закономерностей и связей общества; в) социол. теории определяют реальные пути и методы научного переустройства мира; г) создают способы для описания и объяснения явлений и фактов соц. действительности в терминах и понятиях.

Идеологическая функция – предмет фундаментальных противоречий относительного того, следует ли ее вообще причислять к функциям науки. Отвечая на вопрос, к каким целям надо стремиться или какие ценности нужно реализовать, наука входит в сфере нормативной аксиологии (учение о ценностях). Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологические знания зачастую служат средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов. Но социология может служить и улучшению взаимоотношений между людьми, формированию у них чувств близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии. В современную эпоху идеологические споры должны решаться с помощью научных аргументов. Социология должна ориентироваться на истинное отражение социальных процессов. Социолог обязан нейтрализовать идеологическое воздействие, стремиться к объективному анализу.

Методологическая функция. Определяет методы, принципы социологии.

Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определённые правила обеспечивающие надёжность и достоверность знаний. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные.

Методом социологии является использование многообразного эмпирического материала. При изучении общественного сознания, общественного мнения, различных социальных общностей … используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т.п.

К практическим относятся:

Описательная или дескриптивная функция. Дескриптивная функция выполняет весьма существенную познавательную роль. В ходе описания эмпирическая информация подвергается предварительной теоретической обработке. Описание образует переходный этап между опытом и теоретическими процедурами, особенно объяснением. Описание сводит данные опыта (общественной практике) к такой форме, при которой они становятся доступными для различных теоретических операций. Описание «переводит» информацию об объектах внешнего мира на язык науки, причем научное описание осуществляется в контексте определенной научной теории.

Если дескриптивная (описательная) функция науки связана с ожиданием ответа на вопрос «Какова на самом деле действительность?», то объяснительная функция науки – это ответ на вопрос: почему данные факта действительности вообще существуют или почему обладают такими, а не иными свойствами?

Прогностическая функция позволяет выходить на прогнозы относительно тенденций дальнейшего развития. Заключается в ответе на вопрос: какой будет действительность в будущем или когда наступят определенные события? Формой реализации и результатом данной функции являются, прежде всего, гипотезы. Их можно назвать прогностическими в отличие от ранее указанных объяснительных гипотез. В том, насколько наука способна восполнить данную функцию проявляется истинность ее объяснительных моделей, эффективность методов и т.п. Особо важен прогноз в переходный период общества. В этом случае социология способна: 1) определить каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся на данном этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т.д.

Функция социального управления (Практико-преобразовательная функция). Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни и их управления. Социальное планирование развито во всех странах мира. Оно охватывает широкие области жизни, отдельные регионы, страны, а также планирование жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов. Социальное управление тем эффективнее, чем больше оно опирается на знание законов развития общества. С этой функцией тесно связана функция социального контроля. Она заключается в выработке эффективных рекомендаций, направленных на борьбу с девиантным поведением, усовершенствование моральных отношений, повышения уровня культуры, общественного и индивидуального сознания

Инструментальная функция науки должна отвечать на вопрос: какие необходимо принять решения, чтобы достичь желаемого результата? Что нужно сделать, чтобы предвидение о будущей действительности осуществились или не осуществились. Результатом исследования будут определенные правила поведения – правильные, если они реализуются, и неправильные, если окажутся утопическими.

Гуманистическая функция. Социология направлена на гуманизацию общества. Центром гуманистической установки является человек. Актуальным становится положение, что социолог должен относиться к человеческим проблемам, трагедиям, не как пассивный наблюдатель, а с вниманием и сочувствием.

Связь социологии с общественными науками.

В системе социальных гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; во-вторых, она включает в себя социологическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория, методология всех других социальных и гуманитарных наук; в-третьих, все социальные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества, всегда включает в себя социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через посредство деятельности людей; в-четвертых, техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками; наконец, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название в социологической науке социальных исследований (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и т.д.).

То, что социология занимает общее, а не частное место среди социальных и гуманитарных наук, не означает ее превращения в науку философскую. Ее значение для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структуре, понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур, взаимодействия субъектов исторического действия с обществом. Положение социологии по отношению к специальным научным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии и др.

Но, однако, есть в системе общественных наук наука, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Этой наукой является история. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его закономерности в конкретных проявлениях. И эта и другая наука воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Как исторические, так и социальные явления – многочисленны, - как по своему генезису, по совокупности вызвавших их причины, тех и по своему влиянию, которое они не имеют одной причины, поэтому не могут быть однозначно объяснена. Различие между ними состоит в том, что история воспроизводит (на уровне дескриптивной и объяснительной функции) социальный процесс postfaktum, футурология - prefaktum, а социология - infaktum.

Как утверждает современное науковедение любая наука достигает зрелости, когда переходит в прагматический статус. Он означает, что некое научное достижение в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Парадигма – это не только теория но и способ действия в науке, образец решения исследовательских задач. Развитие научного познания представляет собой процесс революционной смены парадигм: с начало идет накопление и «аномалий» - факторов, противоречащих прежней парадигме, подрывает её авторитет, стимулирует выдвижение новых теорий, ведущих борьбу между собой за лидерство, которая заканчивается победой одной из них и она превращается в новую парадигму. Понятие парадигма в социальном познании понимается как система идеалов, норм и стереотипов в интерпретации социальных фактов.

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук, прошло исторический путь развития от однозначного к многовариантному парадигматическому статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.

Общество представляет собой сложный социальный объект и его сущность не может быть раскрыта с помощью одной какой то теории. В зависимости от научных ориентации и идейных ценностей социологии при анализе общества используют различные принципы и приёмы которые определяют логику полученных знаний. Как мы уже сказали совокупность основных методологических положений, принципов, формирующих изначальные критерии и установки на определенное понимание социальных явлений и соответствующую интерпретацию имперических факторов, называется парадигмой. Термин «парадигма» ввел в научный оборот американский ученый Т. Кун в 20 г. XX ст. для обозначения научных концепций. Если модель теоретического истолкования рассматривается в качестве образца, то она становится основой целой научной традиции. Эта модель перестает быть образцом интерпретаций социальных факторов с того момента, когда она оказывается неспособной объяснить новые явления, тогда происходит смена парадигм. За 200 лет в социальной науке также происходила смена парадигм, каждая из которых по своему оценивала эмпирические факты, обусловливающие поведение людей. Многообразие парадигм социологии можно условно разделить на две группы: макросоциологические и микросоциологические. Их различия обусловлены различным пониманием общества:

1. Общество рассматривается как целостная система, состоящая из внутренне упорядоченных, взаимодействующих общественных структур (политической, экономической подсистемы, культуры и т.д.);

2. Либо общество рассматривается в контексте повседневного взаимодействия индивидов.

1. Рассмотрим кратко макросоциологические парадигмы. Сторонники данного подхода главное внимание уделяют выявлению в обществе социальных структур и их взаимодействию. Социальные явления, структуры институты – рассматриваются как «объективные вещи» не зависящие от идей и мнений членов общества. В связи с этим макросоциологические парадигмы можно определить как объективистские. Среди макросоциологических парадигм обычно выделяют две теории: теорию функционализма и теорию конфликта.

Родоначальником функционализма считается Г. Спенсер (1820-1903), который рассматривал социологию как единственную науку. В соответствии с этой методологией Спенсер отождествлял общество с живым организмом, подобно человеческому телу. Если один орган прекращает функционировать, организм не может функционировать нормально. Социолог – функционалист рассматривает общество как организм состоящий из взаимосвязанных частей: военной, экономической, религиозной и т.д., каждая из которых выполняет свою функцию.

Современный функционализм акцентирует внимание не только на ранжировании социальных структур, но и на функциях, на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества как системы. Не менее важным положением современного функционализма является тезис о постепенности, эволюционном характере изменений в обществе, который исключает революцию, как способ преобразования. В противоположность этому конфликтологическая парадигма иначе объясняет законы развития общества.

Движущей силой прогресса является конфликт как состояние скрытого или открытого столкновения конкурирующих сторон. Причины и характер противоборства социальных общностей и групп по-разному объясняются в социологии, что привело к существованию различных вариантов конфликтологической парадигмы.

Основоположником теории социального конфликта был Карл Маркс (1818-1883). Он рассматривал общество как целостность, состоящую из классов, интересы которых не совпадают. Деление зависит от отношений к средствам производства. Непримиримость их интересов порождает классовый конфликт, который может быть разрешен с помощью социальной революции.

Иную конфликтологическую парадигму создает немецкий ученый Р. Дарендорф. По его мнению всякое общество пронизано конфликтами и они основаны на отношениях господства и подчинения и могут быть разрешены демократическим путем.

2. Микросоциологические парадигмы определяют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека. В противоположность макросоциологическим (объективистским) микросоциологические парадигмы объясняют социологические явления субъективно, как существующие исключительно благодаря идеям и мнениям людей. Данную группу парадигм можно назвать культурно-аналитическими. Поступательный процесс развития общества и социологических знаний о нем неизбежно породит новые парадигмы в социологии.

Итак, социология возникла в XIX столетии, когда для этого возникли объективные социально-экономические и научные предпосылки, а главное начался процесс перехода от авторитарного, феодального общества к обществу более демократическому с высоким уровнем личных свобод, правовой основой государства, а следовательно возникает интерес к проблемам общества и роли личности в государстве. Социология используя категории и законы других наук, а также применяя собственные категории анализирует субъекты государства, а также социальные процессы происходящие в обществе. Используя богатый эмпирический и теоретический материал социология не только познает социальную реальность, но и пытается формировать тенденции социального развития человечества.

 

Литература

1. Бауман З. Мыслить социологически.- М., 1996.

2. Бергер П. Приглашение в социологию. – М., 1996.

3. Гидденс Э. Социология. - М., 1999.

4. Дюркгейм Е. Соціологія і соціальні науки. // Філософська і соціологічна думка, 1992. - №5.

5. К дискуссии о предмете. // Социологические исследования. 1991. - №7, 9,11.

6. Общая социология. Под ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002.

7. Піча В.М. Предмет, структура, функції соціології: Конспект лекцій. – Львів, 1994.

8. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2000.

10. Чорноволенко В. Соціологія як суспільна та гуманітарна наука // Соціологія: теорія, методи, маркетинг, 1998. - № 1-2.

 

Тема 2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ.

ПЛАН

1. Теоретические предпосылки возникновения социологии.

2. Классический период в развитии социологии.

3. Основные направления западной социологии ХХ века.

3. Развитие социологии в Украине.

 

Цель лекции: Познакомить студентов с этапами становления социологии как самостоятельной науки, с основными научными школами и их влиянием на процесс развития социологии в Украине.

 

История социологии - это история движения социологической мысли, которое является результатом сложения усилий множества участников процесса познания. Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, мы всякий раз прибавляем к спектру своего знания какую-то новую краску, научаемся видеть содержание науки с разных точек зрения, приобщаемся к накопленному научному и исследовательскому опыту. Знание истории социологии позволяет лучше понять, для решения каких практических задач возникла новая наука, с какими науками она генетически связана, как изменялось толкование предмета социологии.

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в первой половине ХІХ в. Однако история позволяет утверждать, что люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.е. вопросами совместной жизни и труда. 0ни наблюдали и анализировали реальные факты социального бытия, творили идеи, делали попытки концептуализации социального опыта и построения рационально обоснованной теории общества. Социальная мысль, в условиях господства религиозного мировоззрения во всех сферах жизни общества, представляла собой проповед­ничество, описание желаемых принципов человеческого бы­тия, была по­строена на различного рода императивах социального поведения.

Замечательные образцы глубоких и разнообразных социальных воззрений на общество и человека дали мыслители древней Индии (конец ІІ – начало І тысячелетия до н.э.). В древнеиндийской философии взаимодействия общества и человека, наряду с сугубо религиозным мотивом - отказом от всего земного, явно выделяется нравственное, мирское начало в жизни каждого человека. Гуманизм и человеколюбие должны быть реальным жизненным началом любой варны, т.е. пронизывать общественные отношения людей, их повседневную жизнь. В своей деятельности и жизни человек, согласно Законам Ману, прародителя всех людей, проявляет себя в разных сферах. Главные из них - это стремление к совершенствованию, образованию, интеллектуальной жизни. Здесь человек про­являет себя как общественное существо. Он приобретает благо­родные желания и борется против низменных, овладевает самоконтролем и готовит себя к духовной жизни. Человек проявляет себя в хозяйственной и семейной жизни, он не может отвлечься от повседневных нужд, но никогда его не должны привлекать корыстолюбие, жажда личной наживы. Его цель - саморазвитие личности. В семье, которая представляет три стороны - мужа, жену и детей, должно быть полное согласие, основанное на браках, в которых супруги происходят из среды равного социального положения и хорошо понимают друг друга. Одна из основных обязанностей человека - неукосни­тельное исполнение религиозных обрядов. Только в этой сфере человек достигает высшего блаженства, "освобождения" от мирских интересов и соблазнов.

Одним из самых крупных общественно-политических и религиозных течений в древнем Китае было конфуцианство. Его основателем считают древнекитайского мыслителя Кон­фуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций и его последователи сравнивали общество с большой, крепко сплоченной се­мьей, члены которой связаны между собой на принципах уважения, преданности, доверия и ответственности. В конфуцианстве тщательно классифицированы виды обязанностей членов об­щества, а также те "добродетели", которые дают возможность выполнять указан­ные обязанности. Конфуций выделил пять основных видов отношений между людьми: 1)между отцом и сыном, 2)между мужем и же­ной, 3)между братьями, 4)между различными семьями, 5)между пра­вителем и подданными. Во всех этих отношениях непреложным устанав­ливается подчинение младших членов семьи старшим, простых людей – повелителям. Каждый человек должен действовать в соответствии со сво­ей ролью и своим местом в обществе, люди должны быть великодушны и свято чтить культ предков. Основным понятием этики Конфуция является "жэнь" (гуманность), отождествлявшаяся им с человечностью вообще. Из этого принципа следовало требование взаимной помощи людей друг другу, взаимного доверия и предпочтения интересов общества частным инте­ресам личности, Одно из центральных мест в учении Конфуция занимает понятие "благо­родный муж", которому отводилась роль идеального человека, примера для подражания. Социологические идеи Конфуция о формировании идеального типа личности, путях его дости­жения можно и сегодня назвать этическими ценностями человеческой жизни, которые яв­ляются вечными. Конфуций впервые в истории цивилизации отделяет этиче­ские нормы от религиозных, рассматривает мораль как форму совершенствования реаль­ных общественных отношений.

Религиозно-философские воззрения мыслителей Индии и Китая дали наглядные обра­зцы социологической мысли, особенно ярко выраженные в конфуцианской этике, не столько объясняющей общественные отношения, сколько пытающейся их исправить, показать человеку, какими они должны быть, какими путями их можно достичь. Здесь человек не то­лько ре­лигиозное, но и мирское существо, обязанное освоить нравственные нормы и стро­ить по ним повседневную жизнь.

Творчество мыслителей древней Греции положило начало рациональным воззрениям на мир общественных отношений. В процессе социально-исторического развития возникают новые формы познания дей­ствительности и ее отражения в сознании индивида и массы. Особое значение для формирования социального знания имели античная историческая наука и античная философия. Именно историки поставили вопрос о социальном факте, ис­пользовании анализа документов, методов наблюдения, опроса, изучения фактов и условий, деформирующих процесс дос­товерного отражения социальных явлений и искажающих результаты познания. Они заложили первые принципы систематизации и классификации эмпирического материала, его отбора и обобщения. Так, "История Пелопоннесской войны” греческого историка Фукидида содержит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.087 с.)