Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики изучения родительско-детских отношений

Поиск

Задачами этого направления диагностики являются:

- установление типа родительско-детских отношений и при­чин их нарушений;

- изучение динамики родительско-детских отношений под воз­действием коррекции;

- определение модели семейного воспитания.

Характер взаимодействия родителей с больным ребенком мо­жет быть изучен с помощью следующих методик:

- методика РАRI Е. Шеффер и Р. Белла (блок II);

- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В. В. Столина;

- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), ва­рианты 3—10 лет, 11—21 год;

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых от­ношений «Социометрия» Дж. Морено.

Первые пять методик направлены на выявление различных ва­риантов особенностей родительских установок во взаимоотноше­ниях с их детьми.

Методика РАК.1 Е.Шеффер и Р.Белла определяет родитель­ские позиции (в первую очередь матерей). В этой методике вы­деляются следующие критерии:

- понимание родительской позиции как оптимальной;

- понимание гиперопекаемых отношений к ребенку как пра­вомерных;

- понимание отношений с ребенком как неуравновешенных;

- понимание собственной жесткой позиции как правомерной.

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отно­шений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельно­сти и социально-психологическую совместимость членов кон­кретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).

Процедура психологического исследования семьи

В процедуре психологического изучения семьи можно выде­лить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучени­ем проблем семьи.

Рассмотрим содержание первого направления.

Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходи­мого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два подэтапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.

Третий этап. Формулирование реальных проблем.

Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.

Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление пони­мания проблемы в формулировке психолога.

Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику со­стояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствую­щими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавлива­ет доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серь­езное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:

- проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;

- взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание — не­послушание, агрессивность—ласковость, нежность к матери);

- отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся боль­ными братом или сестрой, стесняются их);

- отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду, на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физиче­ские недостатки);

- отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, «заласкивают» его, в других — мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к бабушке и дедушке);

- отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду, в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, зани­жает возможности их ребенка);

- отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; — неполные);

- отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или приня­тие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);

- оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, воз­можно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отече­ственной дефектологической науке традиционного подхода. В за­висимости от степени выраженности нарушений в интеллек­туальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сфе­рах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личност­ных черт больного ребенка.

Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель — определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что 'реальная форму­лировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.

На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптималь­ные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:

- правильный выбор программы обучения и типа специаль­ного (коррекционного) образовательного учреждения для ре­бенка;

- организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;

- обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклоне­ниями в развитии;

- формирование у ребенка адекватных отношений со всеми чле­нами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении);

- изменение позиции родителей относительно «бесперспектив­ности» развития их ребенка;

- установление позитивного климата и адекватных взаимоот­ношений между всеми членами семьи.

Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечислен­ных выше направлений.

Последний этап посвящен подведению итогов первичного пси­хологического исследования семьи. Одновременно психолог изуча­ет на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению, проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются. Следует учитывать, что для достижения понимания интерпретации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходи­мо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить родителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической про­цедуры по отношению к ним самим. Организация и проведение комплексной личностной и семей­ной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

2. Какие правила соблюдаются при проведении беседы с родителями проблемного ребенка?

3. Перечислите этапы работы по психологическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

4. Какова конечная цель социально-педагогического и психологиче­ского изучения семьи ребенка с нарушениями развития?

Литература

Основная

Альманах психологических тестов. — М., 1995. Бурлачук Р.Л., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологиче­ской диагностике. — Киев, 1989.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.

Практическая психодиагностика: Методики и тесты. — Самара, 1998.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образова­нии. — М., 1995.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.

Дополнительная

Психология семейных отношений с основами семейного консульти­рования: Учебное пособие. — М., 2002.

Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. — 1998. — № 4.

Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогиче­ской помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в разви­тии //Дефектология. — 1999. — № 3.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерная программа дисциплины Психолого-педагогическая диагностика

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации для специальностей: 031500— Тифлопедагогика, 031600— Сурдопедагогика, 031700— Олигофренопедагогика, 031800 — Логопедия, 031900— Специальная психология, 032000— Специальная дошкольная педагогика и психология

1. Цель и задачи дисциплины.

Цель данной дисциплины — ознакомление студентов с методологией и практикой изучения нарушений развития и комплектования коррекционно-образовательных учреждений.

Основные задачи дисциплины:

- обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам пси­ходиагностики нарушений развития;

- сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений развития у детей;

- сформировать навыки психологического и педагогического изуче­ния детей с учетом имеющихся нарушений;

- обеспечить усвоение нормативных и практических материалов по вопросам комплектования специальных образовательных учреждений (дошкольных и школьных).

2. Требования к уровню подготовки студента.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следую­щими знаниями:

- теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;

- современными подходами к организации и методическому обеспе­чению изучения детей с отклонениями в развитии;

- основными психодиагностическими методиками и путями анализа;

- системой отбора детей в специальные образовательные учреждения. Студент должен уметь:

- выявлять в детской популяции детей с отклонениями в развитии;

- проводить психолого-педагогическое изучение детей с разными нарушениями;

- на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

- квалифицированно решать вопрос о направлении ребенка в специ­альное образовательное учреждение (школьное или дошкольное) и об организационных формах обучения.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид занятий Всего часов Семестр
Общая трудоемкость (по ГОСВПО)    
Аудиторные занятия    
Лекции X  
Практические занятия (семинары) X  
Лабораторные работы X  
Самостоятельная работа (в часах) 34 (работа с литературой)  
Указать другие виды работы, в том числе курсовые проекты, рефераты X  
Вид итогового контроля Экзамен  

 

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий.

 

№ п/п Наименование темы Лек­ции Практические занятия, семинары Лаборатор­ные работы
1. Предмет, задачи, теоретико-мето­дологические основы психолого-педагогической диагностики (ППД) X    
2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей X X X
3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития X X X
4. Дифференциальная диагностика X X X

Примечание. X — часы распределяются произвольно.

 

4.2. Содержание разделов дисциплины.

I. Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психоло­го-педагогической диагностики. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Задачи ППД: выявление детей с проблемами в развитии, определение их образовательных потребностей; определение путей коррекции и компен­сации нарушений; определение оптимального педагогического марш­рута. Теоретико-методологическая основа ППД. Взгляды Л.С.Выго­тского, А.Р.Лурия, В.И.Лубовского на проблему изучения нарушений развития.

Принципы ППД: комплексность, системный анализ нарушений, динамическое изучение, качественно-количественный анализ результатов.

Роль ППД на разных этапах развития ребенка. Прогностическое зна­чение психодиагностики нарушений развития.

2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений разви­тия у детей. Психологические средства. Основные методы ППД — наблю­дение, эксперимент. Дополнительные методы — анализ документации, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности ребенка. Наблю­дение. Естественный психолого-педагогический эксперимент. Патопси­хологический эксперимент. Обучающий эксперимент. Эксперименталь­но-психологические методики изучения познавательной деятельности и личности. Методы изучения речи.

Дифференциальная психометрия. Тестирование: репрезентативность, надежность, валидность тестов.

Нейропсихологическое изучение детей. Рисуночные тесты: их место в изучении ребенка с отклонениями в развитии.

Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к орга­низации и проведению обследования детей с отклонениями в развитии. Методическое обеспечение психодиагностического процесса. Заключе­ние по результатам психологического изучения ребенка.

Особенности обследования детей в зависимости от возраста и харак­тера нарушений (сенсорные, моторные, речевые).

Педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии в услови­ях образовательного учреждения. Психолого-педагогическая характери­стика на ребенка с нарушением развития: ее назначение, требования к составлению, использование в практике образовательных учреждений.

3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педа­гогического сопровождения детей с нарушениями развития. Психолого-педагогическая диагностика и ее значение для организации психокоррекционных, психопрофилактических мероприятий, психолого-педагогического консультирования и поддержки семьи, воспитывающей ре­бенка с нарушениями развития.

Психолого-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения: состав, задачи, организация и содержание деятельности, документация.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Нормативно-правовая база деятельности. Цель, задачи, состав, организация работы. Оборудование для обследования детей. Документация. Особенности изу­чения детей в ПМПК. Психолого-педагогический диагноз.

Психолого-медико-педагогическая консультация. Задачи, организа­ция и содержание работы.

4. Дифференциальная диагностика. Понятие «сходные состояния», «дифференциально-диагностические критерии». Задачи дифференциаль­ной диагностики.

Значение дифференциальной диагностики для комплектования спе­циальных образовательных учреждений и организации коррекционно-развивающего процесса.

Особенности дифференциального диагноза при интеллектуальных, речевых, сенсорных, двигательных нарушениях, при сложных (комп­лексных) дефектах.

Отграничение умственной отсталости от сходных состояний как важ­нейшая задача дифференциальной диагностики. Основные критерии от­граничения умственной отсталости от сходных состояний.

4.3. Лабораторный практикум.

1. Участие в психолого-педагогическом изучении детей в специаль­ном образовательном учреждении.

2. Изучение документации на ребенка, представленного на ПМПК.

3. Демонстрация психодиагностического обследования ребенка 6 — 9 лет с предполагаемой умственной отсталостью; обсуждение результа­тов, написание заключения.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература.

Основная

Выготский Л. С. Диагностика развития детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.

Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. — М., 1998.

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И.Т.Власенко, Г.В.Чиркиной. - М., 1996.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой.— М., 1998.

Дополнительная

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специаль­ные дошкольные учреждения. — М., 1972.

Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию пси­хически больных детей. — М., 1963.

Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М., 1991.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагно­стике. — М., 2000.

Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А. В. Се­менович. — М., 1998.

Усанова О.И. Специальная психология. Система психологического изу­чения аномальных детей. — М., 1990.

 

5.2. Средства обеспечения дисциплины. Для обеспечения освоения дисциплины необходимы лаборатории, классы.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Для обеспече­ния данной дисциплины необходимы:

- лаборатории;

- классы, оборудование различными средствами ТСО (компьютеры, видео- и аудиоаппаратура);

- учебные и методические пособия (учебники, программы, сборни­ки упражнений и т.д.);

- наглядные пособия.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисцип­лины.

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для само­стоятельной работы.

Темы для самостоятельной работы

1. Задачи ППД.

2. Виды диагностики (общая характеристика).

3. Принципы ППД.

4. Методы ППД.

5. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.

7.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

1. Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых дошколь­ников.

2. Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых школь­ников.

3. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ЗПР.

4. Психолого-педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.

5. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ОНР.

6. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

7. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

8. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения.

9. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением зрения.

10. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.

11. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением слуха.

7.3. Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. Задачи ППД.

2. Теоретико-методологическая основа ППД нарушений развития.

3. Виды диагностики (скрининг-диагностика, психолого-педагогиче­ская, дифференциальная диагностика).

4. Принципы ППД.

5. История развития методов изучения детей с проблемами в разви­тии.

6. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.

7. Методы ППД.

8. Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ре­бенка с нарушением развития.

9. Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.

10. Естественный психолого-педагогический эксперимент.

11. Метод эксперимента. Экспериментально-психологические методики.

12. Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с про­блемами в развитии.

13. Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями разви­тия.

14. Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития.

15. Психолого-педагогический консилиум. Состав, задачи, организа­ция и содержание работы.

16. Психолого-медико-педагогическая комиссия, нормативно-право­вая база. Состав, организация и содержание работы по комплектованию специальных образовательных учреждений.

17. Организация обследования ребенка в ПМПК.

18. Дифференциальная диагностика. Ее задачи.

19. Сходные состояния. Дифференциально-диагностические критерии разграничения сходных состояний.

20. Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и сходных состояний.

Программа составлена в соответствии с Государственным образова­тельным стандартом высшего профессионального образования по спе­циальностям:

031500 — Тифлопедагогика,

031600 — Сурдопедагогика,

031700 — Олигофренопедагогика,

031800 - Логопедия,

031900 — Специальная психология,

032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология.

Программу составила доктор психологических наук, профессор МГОПУ И.Ю.Левченко.

Программа одобрена на заседаний Учебно-методического совета по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Протокол № 1 от 14 октября 2000 г.

 

Приложение 2

Примерное положение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.014 с.)