Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии

Поиск

Такой вариант консультативной работы встречается редко и, как уже говорилось, возможен с детьми старшего возраста. Лишь они (да и то далеко не все — в силу своих психологических особенностей) могут быть объектом консультирования. И все же ра­боту в этом направлении следует развивать. В подростковом возра­сте наиболее вероятны следующие проблемы:

- профессиональное самоопределение;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения с родителями;

- личностные проблемы в связи с осознанием имеющегося де­фекта (чувство неполноценности и т.п.).

Некоторые из этих проблем неспецифичны, и консультирова­ние здесь осуществляется обычным путем с соблюдением всех изложенных выше правил и принципов.

Вопросы взаимоотношений со сверстниками и родителями осо­бую остроту приобретают именно в подростковом возрасте. Это связано с кризисом подросткового возраста и появлением специфических психологических новообразований. Центральное ново­образование этого возраста, согласно теории Д. Б. Эльконина, — возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подро­сток стремится чувствовать себя взрослым, быть и считаться взрос­лым; эта последняя потребность — в том, чтобы его считали взрослым, — чрезвычайно ярко выражена. Ведущая деятельность в подростковом возрасте — общение со сверстниками; именно здесь устанавливаются нормы поведения и взаимоотношений, формируется самосознание. Соответственно у подростка возни­кают проблемы и в отношениях со взрослыми (которые не при­знают его «равным» себе), и в отношениях со сверстниками (по­скольку все они становятся очень чувствительными к нюансам взаимоотношений).

При консультировании по этим вопросам помимо интервью следует активнее использовать разнообразные игры, в том числе и ролевые (например, консультант выступает в роли подростка, а сам подросток — в роли матери или сверстника, и разыгрывается беспокоящая ребенка ситуация); в групповой работе — дискуссии (например, на темы «Как добиться понимания», «Я и мои друзья» и пр.). Использование таких методов необходимо для того, чтобы повысить интерес к процедуре консультирования, сделать ее мак­симально живой (а не «говорильней»). Но использовать эти мето­ды нужно обязательно с учетом индивидуальных возможностей ребенка — речевых, интеллектуальных, двигательных и др. В ходе работы консультант очень деликатно, ненавязчиво подводит под­ростка к пониманию причин того или иного конфликта, к осо­знанию участия в нем не только его родителей или сверстников, но и его самого. Групповое консультирование дает прекрасную возможность обучения подростков тактике поведения в конфликт­ных ситуациях с родителями и сверстниками с помощью специ­ально разработанных игр и упражнений.

Поскольку многие проблемы межличностных отношений свя­заны с неумением встать на позицию другого человека, оптими­зации этих отношений может способствовать обучение эмпатическому слушанию. Как показывает опыт, в норме уже четырех-пятилетние дети, имея пример эмпатического слушания со сто­роны взрослого, могут овладеть им и использовать его.

В подростковом возрасте могут появиться серьезные внутри-личностные проблемы, связанные с осознанием дефекта и не­адекватной оценкой его роли в жизни (настоящей и будущей). Самосознание и самопознание, являющиеся характерной чертой подросткового возраста, созревание психических функций, и преж­де всего мышления, могут повлечь за собой фиксацию ребенка на своих ограничениях, а не на своих возможностях, что препят­ствует гармоничному развитию личности. Разумеется, зачастую осознание дефекта может произойти и раньше, но именно в под­ростковом возрасте оно особенно выражено. Появляется чувство неполноценности, заниженная (иногда — завышенная) самооцен­ка, не формируется жизненная перспектива. Такие личностные реакции характерны прежде всего для детей с дефицитарным ва­риантом дизонтогенеза, и прежде всего в условиях неблагоприят­ной социальной ситуации развития, при неправильном воспита­нии. Именно у детей этой группы, судя по немногочисленным, к сожалению, исследованиям, могут сформироваться акцентуации характера по сенситивному типу (впечатлительность, застенчи­вость, чувство неполноценности, крайне тяжелая реакция на не­одобрение), по психастеническому типу (нерешительность, опа­сения за будущее, склонность к «умственной жвачке» вместо дей­ствий), астеноневротическому типу (раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, опасения за здоровье).

На основной вопрос («Кто я? Какой я?»), появившийся в подростковом возрасте, эти дети не могут дать ответа, удовлетворяю­щего их. Ведь даже завышенная самооценка — это компенсация, принятие желаемого за действительное, уход от реальности.

Задача консультанта — вернуть подростка к реальности, к при­нятию себя таким, какой он есть. В целом работа идет по обычной схеме личностного консультирования. Цель такого консультирования — фактический личностный рост клиента. Работа такого рода чаще всего осуществляется в гуманистическом ключе, основ­ные принципы которого (безоценочное принятие клиента, при­знание уникальности и целостности каждой личности, ее права на реализацию потребности в самоактуализации и опоры на свой лич­ный опыт, а не на оценки окружающих и т. п.) позволяет повысить самооценку, сделать ее реалистичной, повысить уверенность в себе, активизировать эмоциональную и познавательную сферы.

Помощь в достижении личностной зрелости, в формировании умения с открытыми глазами смотреть на свои недостатки и до­стоинства, в избавлении от чувств зависти и враждебности по отношению к другим требует особого внимания консультанта к созданию атмосферы психологической безопасности, а также ак­тивного использования им эмпатического слушания.

Такова общая стратегия работы, наиболее распространенная в современном личностном психологическом консультировании. Но следует помнить и о некоторых тактических моментах, существен­ных при консультировании подростков с отклонениями в разви­тии. Очень важно фиксировать и маркировать для них любой ма­лейший шаг в личностном росте, в познании самого себя. Кроме того, иногда может понадобиться и использование элементов кос­венного внушения — например, консультант может рассказать об известных ему случаях успешного решения личностных и соци­ально-психологических проблем при аналогичном дефекте; при групповой работе можно пригласить такого человека. Если гость выбран удачно (т.е. действительно не отягощен внутриличностными конфликтами и является зрелой и гармоничной личностью), это может стать мощным импульсом к «переоценке ценностей» и личностному росту.

И наконец, очень важна работа по профконсультированию подростков с проблемами в развитии, заключающаяся, во-пер­вых, в формировании общей готовности к профессиональному самоопределению, а во-вторых, в помощи в конкретном выборе профессии.

Среди множества типов профконсультаций (Пряжников Н. С., 1996) при консультировании детей и подростков выделяются ран­няя (детская), школьная и консультация старшеклассников и вы­пускников.

1. Ранняя профконсультация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остаются еще многие годы. Она носит преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совмест­ного обсуждения опыта ребенка в каких-то видах трудовой дея­тельности. Такая консультация проводится все же скорее для роди­телей, но может способствовать повышению у ребенка интереса к своим психологическим качествам и стремления к их развитию.

2. Школьная профконсультация направлена на постепенное формирование у подростков внутренней готовности к самоопре­делению. Она включает когнитивную (знание путей и способов подготовки к профессии), информационную (более глубокое зна­ние о мире профессий), морально-волевую (подготовка к выбору, к поступку) составляющие. Этот тип консультирования в идеале направлен не на принятие окончательного решения, а на нахож­дение смыслов настоящей и будущей жизни.

3. Профконсультация старшеклассников и выпускников. В этом виде консультирования специалист помогает принять конкретное решение относительно дальнейшего профессионального пути или хотя бы значительно сузить варианты. При этом консультант не должен настаивать на каком-то варианте, даже если он уверен в своей правоте.

При профконсультировании детей с отклонениями в развитии используются подходы, разработанные для нормально развиваю­щихся детей, но при этом обязательно следует учитывать специ­фику консультирования.

Во-первых, круг профессий, которыми молодые люди могут овладеть, значительно сужен из-за психологических и анатомо-физиологических ограничений. К тому же у нас в стране очень мало специальных приспособлений, облегчающих овладение той или иной профессией. Поэтому рекомендовать какую-либо про­фессию нужно с большой осторожностью.

Во-вторых, у подростков и молодых людей с ограниченными возможностями зачастую имеются неблагоприятные особенности личности и эмоционально-волевой сферы (первичные, обусловленные самой патологией, и вторичные, обусловленные соци­альной ситуацией развития). Они нередко пассивны, инфантиль­ны, не ощущают личной ответственности за свою дальнейшую судьбу (в том числе и профессиональную), психологически зави­симы от взрослых, их самооценка нереалистична. Потенциально опасны для правильного профессионального самоопределения такие особенности, как замедленность формирования интересов вообще и профессиональных в частности, обедненность (по срав­нению с нормально развивающимися сверстниками) знаний о мире и, наконец, неадекватность профессиональных интересов и намерений, даже если они и сформировались (например, слепой или слабовидящий подросток мечтает стать астрономом, а девушка с последствиями детского церебрального паралича — актрисой). Эти особенности затрудняют консультирование, ставят дополни­тельные задачи — например, коррекции неадекватных профессио­нальных интересов и намерений.

В-третьих, при решении вопроса о конкретном профессиональ­ном выборе консультант должен привлекать других специалистов (прежде всего клиницистов) для более точного определения психофизических возможностей подростка и прогноза его состояния.

В-четвертых, необходимо учитывать тот факт, что дети с от­клонениями в развитии часто всецело полагаются на мнения и оценки родителей; те же далеко не всегда оценивают возможно­сти и перспективы ребенка адекватно. Поэтому в ряде случаев мо­жет быть целесообразным консультирование родителей, помощь им в правильной оценке профессиональных возможностей ребен­ка, чтобы работать с ними совместно, с едиными установками.

Сами стратегии консультативной работы могут быть различ­ными. До настоящего времени наиболее распространен диагностико-рекомендательный подход: сначала проводят психодиагно­стическое обследование подростка, анализируют результаты, часть из них (не несущие опасности его травмировать) совмест­но обсуждается в плане соответствия требованиям той или иной профессии, а затем принимается решение рекомендательного характера.

В последнее время начинает развиваться другая стратегия — активизирующая. Она основана на гипотезе о том, что психолого-педагогическая работа с детьми должна строиться как взаимодей­ствие, сотрудничество, диалог, цель которых — общая активиза­ция ребенка, стимулирование его способности к самопознанию и осознанному выбору (Пряжников Н. С., 1996).

Рассмотрим стратегии консультативной работы более подробно.

I. Диагностико-рекомендательная стратегия. По существу, это подбор человека к профессии (или наоборот) с помощью диаг­ностических процедур. Эта стратегия исходит из положения о том, что избираемая профессия должна соответствовать возможностям человека и (желательно) — его интересам. Парадокс, правда, за­ключается в том, что это положение не так абсолютно верно, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что способности человека развиваются в ходе деятельности, поэтому многие ученые счита­ют, что далеко не всегда удается спрогнозировать успешность трудовой деятельности конкретного человека, что профпригодность может формироваться в труде (Климов Е.А., 1990). Но все же в целом это утверждение справедливо, особенно когда дело касает­ся конкретного профессионального выбора. Тактика работы вклю­чает в себя решение трех взаимосвязанных задач:

1. Оценка психологических и анатомо-физиологических особен­ностей подростка с отклонениями в развитии, а также выявление его интересов и склонностей.

2. Определение требований профессии к психологическим и анатомо-физиологическим возможностям подростка.

3. Соотнесение требований профессии и возможностей подро­стка, коррекция (при необходимости) его профессиональных на­мерений.

Первая задача решается с помощью методов психодиагностики, с использованием качественно-количественного подхода в анализе результатов, а также с помощью анализа медицинской, педагоги­ческой и другой документации. Конкретные методики психологи­ческого исследования вполне традиционны, но решают специфи­ческую задачу оценки именно профессионально значимых свойств и особенностей личности. Кроме традиционных методик используют­ся тесты, а также разнообразные опросники профориентационной направленности, позволяющие выявить круг профессиональных интересов подростка или юноши (они могут существовать, но не осознаваться), предпочитаемых типов деятельности и т. п.

Вторая задача решается с помощью анализа документации, посвященной различным профессиям. Существуют специальные перечни профессий, в которых описан процесс труда и требуемая квалификация; исходя из этого, можно спрогнозировать, какими качествами должен обладать работник. Для многих профессий су­ществуют их описания в виде профессиограмм, в которых выде­лены санитарно-гигиенические условия труда, требования к раз­витости тех или иных психических функций и т. п.

Наконец, третья задача — самая трудная. Соотнесение требова­ний профессии и психофизиологических возможностей подрост­ка должно проводиться в одном ключе. Это означает, что кон­сультант соотносит именно профессионально значимые качества: одна профессия требует развитого внимания, следовательно, у подростка оценивается эта функция; другая — способность к пере­ключению с одного вида деятельности на другой, и консультант оценивает эту способность. Очень важно выделить и соотнести все профессионально значимые качества. Например, подросток с на­рушениями слуха хочет стать спасателем. При этом уровень позна­вательной деятельности и личности может соответствовать требо­ваниям этой профессии. Но по анатомо-физиологическим пара­метрам такая работа будет ему противопоказана, так как требует развитости всех анализаторов, способности ориентироваться в тем­ноте по малейшим звукам, работать на высоте, а при нарушениях слуха эти способности страдают. Соответственно потребуется рабо­та по коррекции неадекватных профессиональных намерений, пре­доставление информации о других возможных профессиях.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо учитывать интересы ребенка и знакомить его с соответствую­щими профессиями. Существуют различные классификации, позволяющие разбить все множество профессий на несколько групп. У нас в стране общепринятой является классификация Е. А. Кли­мова. В соответствии с ней все профессии разделяются на предметы труда: «человек—человек», «человек—техника», «человек—при­рода», «человек—знак», «человек—художественный образ». Сле­довательно, можно знакомить ребенка уже не со всеми професси­ями (что в принципе невозможно), а с той группой, которую он предпочитает.

Основная практическая цель консультации — определить про­тивопоказанные виды труда, а не просто рекомендовать какую-то одну показанную по состоянию здоровья профессию.

II. Активизирующая стратегия. Это стратегия преимущественно упреждающего, профилактического плана, когда школьника го­товят к профессиональному и личностному самоопределению, ориентируют его на самоподготовку к профессиональному выбо­ру. В рамках такого подхода работа с подростком идет на более глубоком уровне — фактически речь идет о личностном развитии. В наиболее полном виде эта стратегия разрабатывается Н. С. Пряжниковым (1996). Выделяются следующие этапы работы:

1. Предварительный этап. Знакомство с информацией о школь­нике.

2. Общая оценка ситуации консультирования (особенности школьника, его видение проблемы).

3. Выдвижение (или уточнение выдвинутой ранее, на предва­рительном этапе) профконсультационной гипотезы (общее пред­ставление о проблеме клиента и возможных путях и средствах ее решения).

4. Совместное с подростком уточнение проблемы и целей даль­нейшей работы.

5. Совместное решение выделенной проблемы:

- решение информационно-справочных задач (с помощью ли­тературы — учебников, справочников, профессиограмм), причем важно стимулировать ребенка к самостоятельному поиску и ана­лизу информации;

- решение диагностических задач (в идеале диагностика на­правлена на самопознание), причем здесь используются как тра­диционные методики, так и специальные активизирующие игры и упражнения; главное, чтобы они были понятны ребенку;

- морально-эмоциональная поддержка ребенка (с использова­нием психотерапевтических и психокоррекционных техник);

- принятие конкретного решения.

6. Совместное подведение итогов работы.

Эта общая схема не является жесткой, зависит от конкретного случая, и хотя ориентирована на здоровых детей, с соответствую­щей адаптацией вполне может применяться и при консультиро­вании детей с нарушениями развития.

Активизирующий подход может быть полезным в тех довольно распространенных случаях, когда у подростка вообще не сформи­рованы профессиональные интересы и склонности. Задача активизации детей с отклонениями в развитии вообще очень важна, поскольку при неправильном воспитании у них очень часто отме­чается пассивная жизненная позиция, затрудняющая социальную адаптацию,

Профконсультирование детей с нарушениями развития — очень важная и почти не разработанная проблема, и ее практи­ческое решение в отношении каждого конкретного ребенка тре­бует многосторонней подготовки консультанта — знания мира профессий и их психологических требований; профессиональных ограничений, накладываемых дефектом; основ психотерапии и психологической коррекции и пр. Иногда может понадобиться помощь других специалистов (например, клиницистов). Но такой вид консультирования, безусловно, необходим.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите взаимосвязь между психолого-педагогической диагно­стикой и психологическим консультированием в системе сопровожде­ния ребенка с ограниченными возможностями развития.

2. Какими факторами определяется выбор стратегии психологическо­го консультирования? Какие данные диагностики необходимо учиты­вать при этом?

3. В чем заключаются особенности психологического консультирова­ния родителей ребенка с проблемами в развитии? Подростка с пробле­мами в развитии?

Литература

Основная

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, 1995.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль­тирование. — М., 1994.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.

Немое Р. С. Основы психологического консультирования. — М., 1999.

Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.-М., 1989.

Дополнительная

Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург, 1995.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

 

Глава 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.107 (0.011 с.)