Протокол обследования по методике «Пиктограмма»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протокол обследования по методике «Пиктограмма»



 

Ф.И.___________________________________ Возраст

Дата исследования

 

Слово Латентное время, с Рисунок Объяснение Воспроиз­ведение
Темная ночь Заштрихован­ный квадрат Квадратик и все затушевано. Зату­шевано — значит, темно, ночь Темная ночь
Веселый праздник Флажок Во время празд­ников бывает демонстрация. На демонстрацию ходят с флагами Праздник
Справед­ливость 2,05 (Отказ, дополнительная просьба) Воин с ружьем Воин, стоящий на границе, — это справедливый труд Справедли­вость
Отчаяние 1,43 Гроб с телом человека Ну, смерть вызы­вает отчаяние у близких Отчаяние
Вкусный ужин Тарелка Тарелочка, ну, хотя бы с салатом Ужин
Болезнь Кровать Человек лежит на кровати, когда он ничего не может делать Болезнь
Зависть 2,36 Корыто, ожерелье, цепочка Ну, зависть старухи из народной сказки Зависть
Страх Едва заметные штрихи Гроза — это очень страшно Страх
Развитие _ (Отказ, допол­нительная просьба, отказ)   _

Тесты

Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предпо­лагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использо­ванием тестов.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и ма­териалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процеду­ра предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов регламентированны.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух по­нятиях — надежность и валидность, — относящихся к психодиаг­ностическим методикам. Надежность теста — это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.). Валидность теста — это соответствие получаемой инфор­мации измеряемому психическому свойству или процессу.

Тест Векслера

В практике обследования и детей, и взрослых широкое распро­странение получил тест Д. Векслера, позволяющий оценивать ин­теллект человека с помощью количественного показателя — коэффициента интеллектуального развития. Тест применялся для дифференцирования здоровых и умственно отсталых детей, для изучения интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития, для анализа причин неуспеваемости. Во всех исследованиях были подтверждены достаточно высокие надежность и валидность теста. Существует специально адаптированный к условиям нашей страны вариант методики, предназначенный для изучения интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет (А. К. Панасюк, А. Ю. Панасюк).

Преимуществом теста Векслера является то, что он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных вербальных и невербальных (в детском варианте — 12) интеллектуальных ха­рактеристик, степень выраженности которых вычисляется по еди­ной двадцатибалльной шкале. Это дает возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у ребенка хуже всего, за счет каких может происходить компенса­ция, сравнить его достижения со средними нормами и результа­тами обследования других детей.

В основу методики положен принцип, по которому предполага­ется, что интеллект включает не только способность оперировать символами, абстрактными понятиями, логически мыслить, но и ориентироваться в ситуации и решать задачи с конкретными объек­тами. Благодаря тому, что методика состоит из вербальной шкалы и шкалы действий (невербальной), можно получить три итоговые статистические оценки — общую, вербальную и невербальную — с соответствующими интеллектуальными коэффициентами.

Вербальная шкала состоит из шести заданий:

1) задание на общую осведомленность включает в себя 30 во­просов; выявляется запас знаний, память на отдельные события и интересы;

2) задание на общее понимание состоит из 14 проблемных си­туаций; определяется объем практических сведений, а также спо­собность оценивать и использовать накопленный ранее жизнен­ный опыт;

3) арифметическое задание — серия задач возрастающей слож­ности; характеризуется умение оперировать числовым материа­лом, способность к концентрации внимания и кратковременная память;

4) задание на установление сходства между понятиями включа­ет 12 пар слов; оценивается способность к образованию понятий;

5) «словарь» — список из 40 слов возрастающей трудности; их значения должны быть определены испытуемым;

6) задание на запоминание ряда цифр от трех до девяти членов в прямом или обратном порядке; характеризуется немедленное воспроизведение или кратковременная память.

Шкала действий также состоит из шести заданий:

1) задание на дополнение картинок выполняется на 20 рисун­ках, в каждом из которых отсутствует одна из существенных дета­лей; называние недостающей части показывает умение отдифференцировать главное от второстепенного;

2) задание на расположение картинок: одна из 7 серий карти­нок представляется в случайном порядке и ее следует располо­жить в логической последовательности, отражающей динамику изображенных событий; оценивается способность понимать ситу­ацию в целом, т. е. устанавливать причинноследственные связи;

3) «составление фигур из кубиков» в соответствии с рядом усложняющихся образцов; выявляются аналитико-синтетические способности и возможности пространственной координации и интеграции;

4) задание «складывание объектов»: из отдельных частей тре­буется составить фигуру человека, лошадь, автомобиль и лицо, т.е. по частичной информации создать целое при значительной свободе выбора решения;

5) задание на координирование осуществляется на ряде тре­угольников, разделенных пополам, и рассчитано на распознавание связи между определенной цифрой и соответствующей фигурой; выявляется способность к обучению новому материалу;

6) «лабиринты»: нахождение правильного пути в ряде все бо­лее усложняющихся лабиринтов позволяет судить о пространствен­ных представлениях.

Результаты выполнения каждого задания оцениваются отдельно, и это дает качественную характеристику различных психических функций, особенно если учитывать способы выполнения раз­личных проб. Разнообразие заданий позволяет оценить способ­ности, практически свободные от влияния обучения. Наличие шкалы действий позволяет исследовать и детей с нарушениями слуха и речи.

Обращает на себя внимание тот факт, что субтесты, входящие в вариант методики Векслера для детей, по содержанию практи­чески не отличаются от широко применяемых в патопсихологии экспериментально-психологических методик. Это — изучение осведомленности и словарного запаса ребенка, его умения пользо­ваться знаниями в конкретной ситуации, решение арифметиче­ских задач, нахождение аналогий и сходства между понятиями, «последовательные картинки», «кубики Кооса», составление пред­метов из отдельных частей, корректурные пробы и лабиринты. Для этих патопсихологических приемов довольно четко разработаны пути качественного анализа данных, и экспериментатор имеет возможность вносить в процедуру тестового исследования необ­ходимые изменения и дополнения, направленные на изучение качества нарушения.

Прежде всего, используя данную методику, необходимо учи­тывать и строго фиксировать все индивидуальные особенности испытуемых, а также все особенности их поведения во время проведения обследования. Это позволит более точно оценить харак­тер имеющихся у них интеллектуальных нарушений и даст воз­можность установить, какое влияние на процесс выполнения за­даний оказывают личностные и другие факторы.

Наибольший интерес представляют следующие показатели.

1. Особенности общения ребенка с экспериментатором: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие, рассказывает что-нибудь о себе и т.д.

Если ребенок излишне застенчив, замкнут, плохо вступает в контакт, целесообразно начать его обследование с невербальных заданий. Яркие кубики, картинки обычно вызывают интерес у ребенка, снимают скованность и страх. Когда ребенок немного привыкнет и перестанет тормозиться, можно предложить ему вер­бальные задания. При этом не следует требовать от него разверну­тых ответов, важно лишь выяснить, насколько он понимает, зна­ет различные предметы и явления, умеет обобщать, сравнивать их между собой. При квалификации дефекта необходимо учиты­вать, что низкие количественные показатели, полученные ребен­ком по вербальным тестам, в данном случае скорее всего являют­ся следствием повышенной тормозимости.

Общительные дети обычно бурно реагируют на все вопросы и задания, часто переспрашивают, уточняют, приводят примеры из собственной жизни и т.д. С одной стороны, все это может послужить дополнительной информацией для экспериментатора, а с другой — увеличивает время обследования, нарушает его ритм. В ряде случаев таких детей следует тактично останавливать, просить отвечать только по существу.

2. Особенности мотивации: вызывают ли задания интерес, ка­кова реакция на неуспех, как ребенок оценивает свои возможно­сти и достижения.

У детей с сильной познавательной мотивацией любое преры­вание деятельности может вызвать переживание неуспеха, чув­ство неудовлетворенности. Поэтому в тех случаях, когда ребенок очень долго ориентируется в задании, ищет наиболее правильное решение и при этом не укладывается в отведенный лимит време­ни, надо позволить ему выполнить задание до конца и зафикси­ровать индивидуальный темп работы. Количественная оценка дол­жна выводиться стандартным образом.

3. Динамические характеристики деятельности: импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий или за­торможенность, медлительность, истощаемость.

Обследование детей с повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью следует проводить в несколько этапов, давая им значительные перерывы для отдыха. Такие дети выполняют задания очень медленно и часто не укладываются в отведенное время. Поэтому целесообразно не прерывать ребенка, не ограни­чивать времени выполнения заданий, чтобы выяснить, способен ли он в принципе справиться с ними, но обязательно учитывать индивидуальное время выполнения. Низкие показатели по субте­стам, имеющим временные лимиты, считать следствием замед­ленного темпа психической деятельности.

4. Особенности внимания: отвлекаемость, переключаемость, колебания, показатели самоконтроля.

5. Характеристики моторики: быстрота движений, координа­ция, сила мышечного тонуса, точность движений и т.д.

6. Речевые особенности: несформированность фразовой речи, трудности произношения, неверное употребление слов, оговор­ки, речевая инертность, нарушение регулирующей функции речи.

7. Способы выполнения заданий: решение методом проб и оши­бок или с применением логических приемов, происходит ли пе­ренос найденного способа на аналогичные задания и т.д.

Таким образом, в отличие от стандартной процедуры тестово­го исследования, когда отмечается только результат выполнения задания, имеет смысл подробно и тщательно запротоколировать весь ход эксперимента, фиксируя по возможности все, что делает и говорит испытуемый. При этом большое значение имеет тот факт, что практически не нарушается чистота самого теста, так как количественные оценки выводятся стандартным образом, а любые дополнения и изменения, внесенные экспериментатором, исполь­зуются для качественного анализа полученных данных.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.01 с.)