Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционная работа с детьмиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На базе ПМПК могут проводиться занятия с детьми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, доставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т.д.). К работе с детьми необходимо привлекать и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей будет эффективным, если родители поймут причину проблем своего ребенка и поверят в успех работы. Важно показывать положительные качества ребенка и опираться на них в работе, создавая позитивные ситуации. Каждый из специалистов ПМПК сам определяет содержание коррекционной работы, при этом обязательна согласованность их деятельности. Существуют общие виды занятий с ребенком, которые могут использоваться специалистами в разных вариантах. Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является развитие двигательной сферы ребенка, поэтому в коррекционной работе наряду со специальными упражнениями по ее развитию следует также заниматься укреплением мышц кистей рук, развитием мелкой моторики пальцев. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластилина; сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не тугих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и т.п.); шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.п.; открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги, упражнения с пальцами, занятия мозаикой и др. Для развития ориентировки в пространстве можно рекомендовать следующие задания: определение ребенком правой - левой стороны у себя на теле, на своем изображении в зеркале, на картинке; определение местоположения предметов по отношению к себе; ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т.д.); симметричное дорисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; составление фигур из палочек, полосок (по образу, по памяти). Для развития памяти полезны также игры: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других (ребенку показывают 4 — 5 предметов, а затем он должен выбрать их из 8 — 10 предметов); запомнить расположение предъявленных предметов, а затем сказать, что изменилось. Рекомендуется выкладывать узоры по памяти, повторять слова, цифры, а также тренировать преднамеренное запоминание, учить приемам запоминания. Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисованием (декоративным, с натуры, по воображению, тематическим), лепкой, аппликацией, конструированием и т.п. Эти занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы. В процессе всех занятий необходимо развивать и корректировать речь детей, формировать ее планирующую и регулирующую функции. В случаях когда это необходимо, проводится логопедическая работа. При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности. Научно-методическая работа Основной целью и содержанием научно-методической деятельности ПМПК является программно-методическое обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии. Специалисты ПМПК, занимающиеся этой деятельностью (дефектолог, логопед, психолог), разрабатывают для родителей, педагогов, психологов научно-методические материалы для занятий с детьми и подростками, а также нормативную документацию, помогают в издании необходимой литературы, участвуют в организации научно-практических конференций, семинаров как на базе ПМПК, так и других учреждений; обобщают и реализуют распространение эффективного опыта работы. Они осуществляют связь с районными психолого-медико-педагогическими службами (ПМС-центрами, психолого-педагогическими центрами, центрами реабилитации и абилитации детей с сенсорной деприваци-ей и нарушениями опорно-двигательного аппарата, центрами здоровья и другими учреждениями, имеющими иные названия). Специалисты ПМПК координируют работу дефектологов, логопедов, психологов различных детских учреждений и оказывают им необходимую консультативную и методическую помощь, анализируют состояние консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей работы в том или ином регионе страны и разрабатывают предложения по повышению ее качества. В обязанности специалистов ПМПК входит и пропаганда необходимых медицинских, психологических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий развития и оказанию своевременной коррекционной помощи всем, кто в ней нуждается. Контрольные вопросы и задания 1. Какие принципы лежат в основе работы ПМПк и ПМПК? 2. Какие специалисты входят в состав ПМПК? 3. Раскройте цели и задачи ПМПк. 4. Опишите структуру и направления деятельности ПМПК. 5. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при направлении его в психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)? 6. Какая документация ведется в ПМПк и ПМПК? 7. Что должно быть отражено в психолого-педагогическом заключении ПМПК? 8. Какие требования предъявляются к организации и процедуре обследования детей в ПМПК при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений? 9. Дайте характеристику основным методам психолого-медико-педагогического обследования в ПМПК. 10. Какие показатели следует учитывать при психолого-медико-педагогическом обследовании детей? Литература Основная Ветер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 257-321. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. — Гл. III. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. — М., 1998. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. — М., 2002. Забрамная С.Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 1999. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. — М., 2000. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000. Логопедическое обследование ребенка / Сост. С. Е. Большакова. — М., 1995. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989. Марцинковская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. — М., 1992. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М.Дульнева, А.Р.Лурия. — М., 1973. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов/ Под ред. М.М.Семаго. — М., 1997. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — СПб., 1998. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А. В. Семенович. — М., 1998. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород, 1994. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., 1998. Дополнительная Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. — СПб., 1993. Волков Б. С, Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. — М., 1994. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию больных детей. — М., 1963. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л.И.Шипицыной. — СПб., 1999. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
Глава 7 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.244 (0.01 с.) |