Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)



Особенности развития

 

Дошкольное детство — большой и ответственный период жиз­ни. В этом возрасте происходят большие изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная актив­ность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляют­ся зачатки логического мышления. Росту познавательных возмож­ностей способствует становление смысловой памяти, произволь­ного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. У дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения зна­ний на основе объяснений, но только при опоре на четкие на­глядные представления. Основой познания для этого возраста яв­ляется чувственное познание — восприятие и наглядное мышле­ние. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышле­ние, зависят его познавательные возможности, дальнейшее раз­витие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В этот возрастной период у детей формируются про­странственные представления, которые играют большую роль в общем психическом развитии ребенка и служат основой для овладения элементарными счетными операциями и математическими понятиями.

Важное качественное приобретение дошкольного возраста — появление игры как первого и основного вида совместной дея­тельности детей. Наряду с игрой в дошкольном детстве развива­ются так называемые продуктивные виды деятельности.

Интенсивное развитие всех психических функций и расшире­ние круга практической деятельности формируют у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности.

Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным разви­тием личности ребенка. Начинается развитие воли, формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенству­ется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.

К концу дошкольного возраста формируется готовность к школьному обучению.

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста

При проведении обследования дошкольников следует соблю­дать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

- создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для со­здания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей рабо­ты с экспериментатором;

- чередование словесных и наглядных методик для преду­преждения утомления;

- игровой характер заданий;

- учет уровня развития познавательной деятельности.

Психологическое обследование начинается с беседы с ребен­ком, которая направлена на установление эмоционального кон­такта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и пред­ставлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, инте­ресы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных дей­ствий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирова­ния и рисования.

Важной задачей обследования детей 4 —5-го года жизни явля­ется изучение уровня развития их ориентировочно-познаватель­ной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное дей­ствие становится основной структурной единицей познания.

В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориенти­ровочно-познавательных действий:

- хаотические действия;

- перебор вариантов;

- целенаправленные пробы;

- практическое примеривание;

- зрительная ориентировка.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4—5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам дея­тельности (рисование, конструирование и др.).

При обследовании детей.6-го года жизни необходимо учиты­вать следующие психологические новообразования: сюжетно-ро­левая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в неко­торых случаях — методом зрительной ориентировки.

Главная цель обследования детей 7-го года жизни — целена­правленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.

Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т.е. уме­ние ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новы­ми взрослыми).

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

- принятие задания;

- понимание условий задания;

- способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зритель­ная ориентировка);

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, про­водимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и уме­ний. (Методики по изучению познавательной деятельности до­школьников широко описаны в специальной литературе.) Ана­лиз выполнения заданий позволяет оценить характер деятельно­сти ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как про­блемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Такой подход к оценке действия ребенка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возмож­ность составить индивидуальную программу коррекционного обу­чения для каждого ребенка.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обу­чению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.

Важным условием психологической готовности к школе явля­ется также владение некоторыми элементарными учебными на­выками — звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об окружающем мире.

Обязательным компонентом психолого-педагогического изуче­ния ребенка дошкольного возраста является обследование состо­яния речи.

Логопедическое обследование осуществляется общеприняты­ми в логопедической практике методами и включает в себя изуче­ние основных компонентов, составляющих речевую систему.

Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра — ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А. Н.Леонтьева:

- внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;

- в ней перестраиваются частные психические процессы;

- от нее зависят основные изменения личности в данный пе­риод.

В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недоста­точность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровожда­ющей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.

У детей характер игры может быть представлен манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.

При манипуляции ребенок не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает ее, постуки­вает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего ее предмета (например, «пересыпает» кубики, постукивает одной матрешкой о другую и т.д.).

В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, не направленные на конечный результат. При этом действие до­ставляет ребенку удовлетворение и может повторяться многократ­но (катание машины, нагромождение кубиков без цели что-либо построить и т.д.).

Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной боль­шей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стерео­типность действий, появляется конечный результат. Изучение иг­ровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подхо­дит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной ре­акции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целена­правленность действий.

Оцениваются:

- проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);

- выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);

- адекватность использования игрушек, т.е. соответствие ис­пользования предмета его назначению (неадекватное использова­ние: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);

- возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);

- характер игры (однообразная, творческая);

- поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

Отсутствие игры в ситуации обследования не является показа­телем отклонений в развитии, так как эта ситуация для ребенка необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребенка отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не способен сам организовать игру, а при помощи взрослого только повторяет действия, можно ду­мать о снижении умственного развития. Отсутствие возможности развернуть сюжетную игру у детей старше 4 лет говорит об откло­нении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возра­сте свидетельствует о глубоком отставании в развитии. Наличие этих особенностей при учете других показателей может указывать на снижение интеллекта.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного воз­раста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологиче­ские особенности. В приложении 4 приведен пример оформления документов по результатам обследования ребенка дошкольного возраста.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные особенности развития ребенка дошкольного возраста.

2. Какие факторы необходимо учитывать при отборе методик для ди­агностического обследования дошкольника?

3. Назовите уровни ориентировочно-познавательных действий, харак­терные для ребенка дошкольного возраста.

4. Каковы основные параметры умственного развития дошкольника?

5. Какие компоненты включает в себя понятие «психологическая го­товность к школе»?

Литература

Основная

Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 1999.

Дополнительная

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Нико­лаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.016 с.)