Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни



(по О.В.Баженовой)

Воз­раст, мес Сфера
Двигатель­ная Сенсорная Эмоциональная Голосовая активность Практическое действие Взаимодействие со взрослыми
    Смотрит на мать, когда она с ним разговаривает, при этом откры­вает и закрывает рот. Прослежи­вает горизонталь­ное движение объекта от середи­ны поля зрения        
1,5   Следит за двигающимся человеком. Прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения        
2 - 3   Развиты реакции глаз — фиксация, конвергенция, фокусировка. Поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха. Рассматривает руки. Следит за разнообразным движением игрушки Появление улы­бок на тактильное воздействие, на говорящее лицо. Формируется комплекс ожив­ления на говоря­щее лицо и не­сколько позже — на яркий предмет Возникновение первых спонтан­ных вокализаций Дотрагивается до игрушек, подве­шенных над грудью. Присталь­ное внимание к объектам. Появ­ление движения в руках при виде погремушек, по­мещенных в зону непосредственной досягаемости Интерес к окру­жающим. Зри­тельный и эмоциональный контакт
3 - 4 Хороший контроль головы. Опора на руки в по­ложении лежа на животе Прослеживает невидимую траек­торию движения объекта (экран 10—12 см). Ре­агирует на исче­зающий объект. Локализует звук; узнает маму Комплекс ожив­ления вызывается легко. Возникает часто Гуление. Расши­рение репертуара случайно произ­носимых звуков (а, у, я, м, п) и использование их при общении со взрослыми Произвольный за­хват. Неспецифи­ческие манипуля­ции. Оральные контакты с объек­том Интерес к окру­жающим. Узнает мать. Возбужда­ется и предвосхи­щает общение. Возможны зрительный и эмоциональный контакты
5 - 6 Сформиро­вана зри­тельно-мо­торная ко­ординация (может точ­но дотро­нуться до предмета под контролем зре­ния). Может длительно удерживать предмет в руках Улыбается своему отражению в зер­кале. Перестает рассматривать ру­ки. Больше вни­мания уделяется игрушкам. Появ­ляются первые любимые игруш­ки. Поворачивает голову на звук, который раз­дается ниже уха. Имитирует слы­шимые звуки Формируется контроль над от­рицательными эмоциями. Это проявляется в мо­дуляциях крика, сдерживании плача, паузой в плаче для вос­приятия реакции взрослого. По-раз­ному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых Вокализации при манипуляциях с объектами (голо­совое сопровож­дение действий). Требование вни­мания осущест­вляется криком. Произносит от­дельные слоги(или звукосоче­тания). Начало лепета Часто берет игрушку из рук взрослого. Форми­рование захвата. Берет вторую иг­рушку, но трясет первую. Зритель­но контролирует манипуляции. Все тянет в рот. Любит играть с бумагой. Подносит ко рту бутылочку Инициирует об­щение (провоци­рует); прислуши­вается к речи; по­ворачивает голову на звуки челове­ческого голоса. Тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки. Отмечаются первые попытки подражания. Понимает жест (ручки, ручки). Выявляется реакция возбуж­дения, если ребе­нок слышит шаги
7 - 8 Может сам сидеть. Хо­рошо пере­ворачивает­ся в любую сторону из любого по­ложения Приспосаблива­ет позу; занимает удобную позицию для наблюдения. Находит наполо­вину спрятанный предмет, легко снимает набро­шенный на него платок. Дифференцирует незнакомых Возникновение реакции протеста на воздействие незнакомого взрослого Длительный ле­пет, повторное произнесение отдельных сло­гов, появление псевдослов, вы­ражающих отно­шение ребенка к происходящему Перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, за­хватывает предъ­явленную игруш­ку со стороны свободной руки. Удерживает иг­рушку при зри­тельном контроле. Берет вторую иг­рушку со стороны занятой руки. Пытается достать предмет из-за барьера, поме­щенного в одной из половин поля зрения, исполь­зуя ближайшую к барьеру руку   Имитирует дей­ствия и шумы. Старается при­влечь внимание покашливанием, кряхтением. Мо­жет играть в игры с идентичными ролями. Сжимает губы, когда не хочет есть. Пони­мает запрет. Ими­тирует звуки. От­водит руки мамы, отвлекает ее, ес­ли она собира­ется делать не­приятные проце­дуры (чистить носик, ушки)  
9 - 10   Находит спрятан­ный на глазах предмет. Выни­мает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда положили     Появление вока­лизаций в конце и в начале дейст­вий   Может взять ма­ленький предмет: таблетку, горо­шинку. Может совершать спе­цифичные мани­пуляции: катать машинку   Тянет маму за одежду, требуя внимания; машет «до свидания», отвечает взглядом или движениями на вопрос «где?». Ифает в игры с неидентичными ролями, где дей­ствия ребенка и взрослого не рас­пределены (мама дает платок — ребенок прячется за него). Игра «Дай— отдай». Ненадолго отдает игрушку  
11 - 12 Переступает ногами. Ходит самостоятельно Проявляет интерес к картинкам в книге. Поворачивается на собственное имя. Дифференцирует тон   Существование особых слов-меток, понятных только ребенку и взрослому. Произвольное повторение отдельных слогов. Может произносить отдельные слова. Понимает их предметную соотнесенность Складывает игрушки в корзину. Почти не тянет предметы в рот, но часто бросает их Бросает игрушки, чтобы подняли, помогает одевать себя. Владеет указательным жестом, выражает протест, вокализирует в конце и в начале действий

- двигательная;

- сенсорная;

- эмоциональная;

- голосовая активность;

- практические действия;

- способы взаимодействия со взрослыми.

В этой части заключения необходимо описать не только успеш­но пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Содержа­щийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявляемых нару­шений. В приложении 4.1 представлен образец оформления доку­ментации по результатам психолого-педагогического изучения ребенка первого года жизни.

4.2. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1—3 года)

Особенности развития

Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие пред­метной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ре­бенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее простран­ство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, материалом и др.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связан­ные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. К 3 го­дам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при произнесении слов дети ориентируются в первую очередь на интона­ционно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуля­ции или звучанию.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное разви­тие понимания речи. Это выражается не только в возрастании ко­личества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начи­нает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведе­ния обследования. Прежде всего необходимо отметить, что ре­зультаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании от­ношений доверия между ним и исследователем.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

- познавательные процессы;

- эмоционально-волевую сферу;

- предречевое и речевое развитие;

- двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слу­ха детей 2 —3-го года жизни. Это связано с тем, что звуки посте­пенно перестают быть для ребенка безусловным раздражителем. Многие дети с нормальным слухом перестают реагировать на при­вычные шумы, речевые сигналы, которые не обращены непо­средственно к ним. Чтобы получить реакцию в виде поворота го­ловы в сторону источника звука, необходимо предъявлять непри­вычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разговорной громкости и шепот при произнесении звуко­подражаний «ав-ав-ав» (собачка) и «пи-пи-пи» (птичка), имени ребенка, звукосочетаний типа «ккш». Звуковые стимулы предъяв­ляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное воспри­ятие речи должно быть исключено.

Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение речевого стимула) на ше­пот с расстояния 6 м.

У ребенка 2 — 3 лет можно попытаться выработать условную двигательную реакцию на звук. Это позволит определить, слышит ли малыш шепот и на каком расстоянии. При подозрении на сни­жение слуха ребенок должен быть направлен на специальное аудио-логическое обследование.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактиль­ного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психиче­ской деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятель­ности в раннем возрасте можно считать:

- принятие задания;

- способы выполнения задания;

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполне­ния. Это является первым, абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются:

- самостоятельное выполнение;

- при помощи взрослого;

- самостоятельное выполнение после обучения. Адекватность действий определяют как соответствие действий

ребенка условиям данного задания, диктуемым характером мате­риала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным спо­собом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех слу­чаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования возможны следующие виды помощи:

- выполнение действия по подражанию;

- выполнение заданий по подражанию с использованием ука­зательных жестов;

- выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить

от взрослого способ выполнения того или иного задания, дей­ствуя одновременно с ним. Количество показов способов выпол­нения задания не должно превышать трех. При этом речь взросло­го должна указывать на цель данного задания и содержать оценку успешности действий ребенка. Обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях. Низкая обучаемость в некоторых случаях может быть связана с грубым недоразвитием интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Использование «обучающего эксперимента» позволяет не только проанализировать особенности разных сторон психической дея­тельности детей (внимание, речь, восприятие, мышление, па­мять), но и оценить их работоспособность. Это особо значимо для детей раннего возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невоз­можным.

Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным резуль­татом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.

При отборе методик для психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепен­ного возрастания уровня трудности — от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают простое перемещение предметов в про­странстве, где выявляются пространственные зависимости, соот­несение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные картинки (2 — 4), разрезные картинки (из 2 — 3 частей).

Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенно­стей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

- общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревож­ный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;

- контактность (желание сотрудничать со взрослым). Поверх­ностность, легкость и связанная с этим неполноценность контак­та чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом, характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в установлении контакта испытывают дети с симптомами повы­шенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адап­тации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями стра­ха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир;

- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную поло­жительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста (1 — 1,5 года). У невротизированных детей при поощрении наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отно­шение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (на­пример, при выраженных интеллектуальных нарушениях);

- эмоциональное реагирование на замечания и требования. При этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость более строгих мер для коррекции поведения;

- реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу раннего возраста (с 2,5 — 3 лет) дети способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий, при этом опре­деленные аспекты наглядно-действенной ситуации фиксируются в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так», «а как же?», «правильно», «неправильно», «ой» и пр. Обнаружив ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, ис­правляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обра­щаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего воз­раста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на об­щевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей:

13 мес — ходит сам;

15 мес — ходит длительно, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, сам садится в кресло, может встать с коленей;

18 мес — сам поднимается и спускается по лестнице, может та­щить за собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу;

21 мес — умеет ходить по поверхности шириной 15 —20 см на высоте 15 —20 см от пола;

2 года — может поднять игрушку с пола, нагнувшись; переша­гивает через препятствие, чередуя шаг; попадает по мячу ногой;

2,5 года — приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга;

3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги; прыгает на двух ногах; может ездить на трехколесном велосипеде.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по испол­нению таких заданий, как построение башни, выполнение зада­ний с досками, застегивание пуговиц, рисование. Приведем не­которые нормативы:

18 мес — повторяет штрих;

2 года — по показу повторяет вертикальные линии и круги; 2,5 года — делает две линии или больше при рисунке креста;

3 года — копирует круг, повторяет по показу крест, рисует человека без туловища («головонога»).

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отра­жающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка. В случаях выявления нарушения психического развития в заклю­чении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?

2. Изучение каких сфер психической деятельности включает в себя психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста?

3. Назовите основные параметры оценки познавательной деятельно­сти в раннем возрасте.

4. Каковы основные способы выполнения задания детьми раннего возраста?

5. В чем состоит особенность диагностики эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста?

6. Назовите основные направления логопедического обследования ребенка раннего возраста.

7. Назовите параметры изучения двигательной сферы ребенка ранне­го возраста.

 

Литература

Основная

Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М., 1998.

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Дополнительная

Мастюкоеа Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Нико­лаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.038 с.)