Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологического консультирования

Поиск

Основной метод психологического консультирования — ин­тервью, или беседа. Умение правильно строить и проводить ин­тервью — необходимое условие эффективности психологического консультирования. Дополнительными методами могут быть игры, дискуссии; в зависимости от конкретных целей большее или мень­шее место занимают методы психодиагностики.

Итак, как же правильно проводить интервью? Для этого нуж­но знать основные психологические законы общения, включая все три его стороны — прием и переработку информации, взаимодействие, взаимовосприятие. Правильно организованная бесе­да обеспечивает адекватное восприятие информации, полноцен­ное взаимодействие, восприятие друг друга без предрассудков и стереотипов.

Прежде всего при проведении интервью важно помнить, что наше общение идет не только на вербальном (словесном), но и на невербальном уровне.

Существуют разнообразные средства общения на невербаль­ном уровне. Основными являются следующие.

1. Оптико-кинестетическая система — жесты, мимика, панто­мимика, общая моторика. Существуют так называемые «откры­тые» позы, привлекающие другого человека; «закрытые» позы, как бы говорящие: «не подходи» (например, скрещенные на гру­ди руки); агрессивные позы (сжатые кулаки). По этим позам мож­но определить состояние клиента. С другой стороны, консультант должен следить и за тем, что он сам выражает с помощью мими­ки, жестов, поз — например, не вступают ли его уверенные и дружелюбные слова в противоречия с неуверенной или агрессив­ной позой, которую он принял. При затрагивании в беседе особо значимой для клиента темы может измениться его моторика — он как бы «застынет» или, наоборот, начнет беспокойно двигаться. Консультант не должен упускать из виду эти знаки.

2. Пара- и экстралингвистическая системы, т. е. качество голо­са, его диапазон, тональность, а также покашливание, паузы, смех, плач. Это тоже важные средства передачи информации, по­зволяющие определить эмоциональное состояние собеседника, его отношение к тем или иным событиям или людям.

3. Организация пространства и времени. Для построения дове­рительных, неавторитарных отношений важно правильно орга­низовать пространство во время консультирования. Это означает, что собеседники должны находиться на одном уровне (если кон­сультант в пространстве расположен выше клиента, он таким об­разом как бы подчеркивает свое доминирование). Оптимальным должно быть и расстояние между консультантом и клиентом: если консультант при индивидуальном консультировании располага­ется слишком близко, вторгаясь в так называемое пространство интимного общения (примерно до 50 см), это может быть вос­принято как агрессивное поведение; если слишком далеко (даль­ше 120 см) — как отстраненность, нежелание входить в личност­ный контакт. При групповом (семейном) консультировании эти правила также следует по возможности соблюдать. Кроме того, при этом виде консультирования большое значение приобретает организация времени — каждый из консультируемых должен на­ходиться в непосредственном общении с консультантом пример­но одинаковое время. Это нужно для того, чтобы у остальных не возникло ощущения, что консультант оказывает кому-то пред­почтение или кого-то дискриминирует, а следовательно, прини­мает чью-то сторону (что совершенно недопустимо).

При любом варианте консультирования клиента ставят в извест­ность о продолжительности встречи («сессии») — обычно в среднем не более 2 ч, — и лишь в случае острого психологического кризиса это время может быть увеличено. Такое ограничение во времени вносит необходимую определенность, дисциплинирует клиента, повышает его уважение к консультанту (у него, следовательно, есть и другие клиенты!). С другой стороны, оно дает ему уверен­ность, что отведенное время полностью посвящено ему.

4. Зрительный контакт. В ходе интервью необходимо поддержи­вать зрительный контакт с клиентом, причем он должен быть дозированным, т. е. не слишком длительным (долгий, пристальный взгляд может восприниматься как агрессия) и не слишком коротким. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности клиента — для робкого, неуверенного, замкнутого человека он должен быть короче, чем для активного, напористого. В то же вре­мя активность клиента в установлении зрительного контакта по­могает определить его психологические особенности.

Все эти невербальные средства общения дополняют и углубля­ют речевые высказывания, а иногда и вступают в противоречия с ними. В этом случае информация, переданная невербальным путем, считается более надежной. Вербальное общение также требу­ет соблюдения определенных правил. Прежде всего эти правила касаются словесных формулировок. Вопросы должны быть хоро­шо продуманы и заданы в правильной форме. Они не должны быть слишком сложными для восприятия; речь консультанта все­гда должна соответствовать образовательному и культурному уров­ню клиента. Сами вопросы должны быть нацелены на получение конкретного, определенного ответа, не допускающего многознач­ных толкований. Бесполезно задавать вопросы типа «Много ли...», «часто ли...», потому что эти слова клиент и консультант могут понимать по-разному (для консультанта «часто» — это каждый день, для клиента — раз в месяц). Практикующие психологи-консультанты иногда в шутку проводят параллель между их бесе­дой с клиентом и допросом у следователя. И в этой шутке есть доля правды: консультант восстанавливает факты жизни клиен­та, обращая внимание на малейшие подробности, иброни мо­гут оказаться ключевыми в возникновении проблемы. В ходе бе­седы консультант обращает внимание на особенно важные слова клиента, маркирует их и просит разъяснений; таким образом, клиент сам начинает лучше понимать свою ситуацию {клиент: «Я встал и медленно пошел к двери»; консультант: «Медленно? Почему?»).

Консультант должен избегать слов «проблема», «жалобы», так как они косвенным образом, подразумевают негативную оценку ситуации — «жизнь плоха». Суть же работы консультанта состоит в том, чтобы оценка «жизнь плоха» уступила место оценке «жизнь сложна» и поиску конструктивного разрешения этих сложностей.

В современном психологическом консультировании в ходе ин­тервью, как правило, применяют так называемое «эмпатическое слушание». Дословно «эмпатия» означает «чувствование внутрь». На русский язык этот термин часто переводится как «сопережи­вание», но на самом деле его значение шире. Это не просто сопе­реживание и ни в коем случае не полное отождествление себя с клиентом; это скорее умение понимать мысли и чувства собесед­ника и доносить до него это понимание. Не растворяясь в клиен­те, консультант тем не менее проникает в его внутренний мир, переживает и мыслит вместе с ним. При развитой эмпатии кон­сультант проясняет и уточняет мысли и чувства клиента, а сле­довательно, его проблема становится более понятной. Это вовсе не означает, что консультант обязан во всем соглашаться, раз­делять убеждения и мнения собеседника; просто в ходе эмпатического слушания он признает право клиента на те или иные чувства и мысли, не осуждая, а принимая их как данность. Внешне процесс эмпатического слушания выглядит как перефразирование, переформулирование, а иногда и интерпретация слов кли­ента. Например:

Клиент: «Всякий раз, как я начинаю говорить с матерью, я теряю нить того, что хочу сказать».

Консультант: «Когда надо начать с ней разговор, ваши мысли путаются».

При более глубоком «вживании» в клиента консультант может отражать и то, что не было сказано, но подразумевалось:

Клиент: «Всякий раз, как я начинаю говорить с матерью, я теряю нить того, что хочу сказать».

Консультант: «При разговоре с ней вы боитесь "выйти из себя" и ваши мысли путаются».

Такое эмпатическое слушание создает атмосферу психологи­ческой безопасности, дает клиенту уверенность, что все, чем бы он ни поделился, будет понятно и принято без осуждения, и возможность по-новому взглянуть на себя, безбоязненно увидеть в себе какие-то новые, иногда «темные», стороны, а следователь­но, и новые пути решения проблемы.

Помимо интервью используют разнообразные упражнения, игры, дискуссии, цель которых - актуализировать понимание кли­ентом себя, окружающих, своей проблемной ситуации. Эти мето­ды и техники, будучи взяты из психотерапии и психологической коррекции, сами по себе не являются специфичными именно для психологического консультирования, но несколько модифициру­ются соответственно его тематике (например, задаются специфи­ческие темы для дискуссий в семейном консультировании).

Иногда в психологическом консультировании применяются методы психодиагностики, чаще всего — тестирование, причем тесты используются относительно простые, быстрые и удобные в обработке; допустимо и компьютерное тестирование. Тесты ис­пользуются в том случае, если для решения проблемы клиента важно учесть его индивидуальные особенности, не проявляющиеся в ходе интервью. Тестирование ни в коем случае не должно прово­диться до непосредственного знакомства с клиентом (чтобы не создавать атмосферу безликой, унифицированной проверки, «экспертизы» — ведь он и так взволнован ситуацией) и не должно занимать слишком большую часть процесса консультирования. Различного рода опросники могут помочь выявить скрытые тенденции реагирования налу или иную ситуацию, установки и цен­ности клиента (в детско-родительских, супружеских, производ­ственных отношениях и пр.). Иногда рекомендуют использовать тестирование для диагностики познавательной сферы человека (Немов Р. С, 1999). Не следует, однако, переоценивать значение психодиагностики в обычной практике консультирования и тем более опираться только на результаты тестирования, подменять беседу и взаимодействие с клиентом психодиагностическими про­цедурами: ведь подразумевается, что клиент — психически и пси­хологически здоровый человек.

В некоторых случаях методы психодиагностики могут быть очень важными — например, если есть основания предполагать возмож­ность серьезных нарушений психики. Особо важную роль психодиагностическое исследование часто играет при психологическом консультировании семей, имеющих ребенка с проблемами в раз­витии — здесь без квалификации нарушений психики ребенка и выявления их структуры невозможна дальнейшая работа с семьей и самим ребенком. И, разумеется, в этом случае тестированием ограничиваться нельзя, нужно проводить полное, всестороннее и целостное психологическое исследование ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.007 с.)