Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы организации обследования детей с нарушениями зрения

Поиск

Психологическое обследование детей с нарушениями зрения осуществляется на основе разработанной тифлопсихологами тео­рии с учетом основных закономерностей нормального развития.

В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружи­лось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: опреде­ленная последовательность стадий развития психики; наличие сен-зитивных периодов в развитии психических функций; последова­тельность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи — в формировании высших психи­ческих процессов; ведущая роль обучения в психическом разви­тии (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский).

Л.С.Выготский, изучая закономерности психического разви­тия детей при различных типах аномалий, выделил общие специ­фические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в психической дея­тельности, которое определяется как первичное, и как следствие — к своеобразным изменениям всего психического развития ребен­ка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д. нарушений психической деятельности. Им также была вьщелена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.

Общие закономерности, характерные для развития всех кате­горий детей с аномалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и двигательных нарушениях, проявляющихся в разных формах в зависимости от типа аномалии. В. И. Лубовский и Ж.И.Шиф показали, что наличие первичных и вторичных де­фектов существенно сокращает информацию, получаемую деть­ми от внешнего мира.

Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития свя­зано с появлением отклонений во всех видах познавательной дея­тельности и сказывается на формировании личностной и эмоцио­нально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне ин­формации, в изменении ее качества. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, пред­ставлений в области чувственного познания ограничивает возмож­ности формирования образов воображения, памяти, а также пси­хологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические осо­бенности в формировании образов, понятий, речи, в соотноше­нии образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д.

Значительные изменения происходят в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты. Следователь­но, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологи­ческая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она вклю­чает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях разви­тия из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его кор­рекции на основе создания новых компенсаторных путей разви­тия. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно. Поэтому формирование и развитие психологической системы де­тей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формирова­нием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего дет­ства. Коррекция, первичного частичного дефекта медико-педаго­гическими и психологическими средствами повышает компенсаторные возможности, включает в структуры каждой стадии раз­вития связи первично нарушенного анализатора с сохранными, образуя подвижную систему, сложный ансамбль психических об­разований, не идентичный психологической системе ни абсолют­но слепого, ни зрячего.

Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути не является простым замещением одних функций дру­гими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сен­сорных, моторных, логических структур, позволяющих воспри­нимать и исследовать информацию от внешнего мира для адек­ватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.

В зарубежной и особенно американской литературе существует большое количество тестов для определения уровня социального и интеллектуального развития слепых детей и детей, имеющих глубокие нарушения зрения. На основе анализа целого ряда тес­тов в 1957 г. была создана шкала социального развития слепого ребенка от рождения до 6 лет. К такого рода тестам и шкалам следует относиться как к примерной «рамке» развития слепого ребенка, поскольку изменение социальных условий, а также отно­шения к слепоте и слабовидению в семье и в обществе позволяют в одних случаях показать превышение уровня развития по сравне­нию с «рамками», а в других, особенно когда слепота и слабовидение связаны с дополнительными нарушениями, — снижение.

Период пребывания ребенка с нарушением зрения в специ­альном учреждении от ясельного до младшего школьного возрас­та включительно связан для него с несколькими кризисными пе­риодами как общепсихологического, так и специфического тифлопсихологического характера.

Наиболее острым специфическим периодом является период осознания своего отличия от нормально видящих детей, приходя­щийся на средний и старший дошкольный возраст. Второй крити­ческий период связан с переходом от дошкольной системы воспитания крегулярному систематическому школьному обучению. Третий критический период — переход к обучению в средних клас­сах общеобразовательной и специальной школ. Это означает для детей смену обстановки, учителей, товарищей, коллектива, по­явление новых требований к поведению в нем, установление свя­зей и своей позиции в классе, переход к преподаванию предметов разными учителями-предметниками. Наличие зрительного дефек­та во всех этих случаях усугубляет состояние тревожности у детей, неуверенности в своих силах и возможностях, может вызвать стрес­совые состояния.

Роль тифлопсихолога, проводящего обследования детей в эти периоды, состоит в подготовке детей к переменам в их жизни и в создании вместе с воспитателями и учителями установки на пре­одоление трудностей и возможности их избежать или преодолеть.

Требования, предъявляемые при проведении обследования детей с нарушениями зрения

Существуют общие психологические требования, предъявляе­мые к организации и проведению обследования детей с наруше­ниями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придается установлению контакта с ребенком, организации ме­ста проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели.

К особым, специфическим, требованиям следует отнести сле­дующие:

- соответствующая освещенность (общая освещенность поме­щения должна составлять 1000 л к, на рабочем столе ребенка — 400-500 лк);

- ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5 — 10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 — 20 мин в стар­шем дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зри­тельной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка;

- смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением;

- особые требования к наглядности.

При анализе истории развития ребенка следует обратить осо­бое внимание на его социальную зрелость, имеющую огромное значение в процессе абилитации. Социальная зрелость такого ре­бенка в ранний период развития тесно связана с его биологиче­ским созреванием, особенно с двигательным развитием и ману­альной деятельностью рук. Поэтому при обследовании детей ран­него возраста следует обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности коммуни­кации. В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития. Важное значение в процессе исследования также занимает изучение речи: оценка ее вырази­тельности, эмоциональности, а также оценка мимики, жеста, позы в момент общения.

Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познава­тельная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, на­сколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружаю­щим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами со­циального поведения.

Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоя­тельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной быто­вой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения.

В последние годы в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значитель­ным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества — вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к соци­ализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.007 с.)