Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей ясельного и дошкольного возраста

Поиск

 

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота стула (мм)
до 850      
свыше 850 до 1000      
с 1000-1150      
с 1150-1300      
с 1300-1450      

Для организации настольных игр детей 1,5—3 лет используют подоконные ленточные и учебные столы.

2.4.6. Для детей 1,5—3 лет в групповых следует предусмотреть
физкультурное оборудование: лестницу-стремянку (высота - 1,0 м,
ширина - 0,9 м, расстояние между перекладинами - 0,13 м), гим­
настическую стенку (высота — 1,5 м, ширина — 1,3 м, расстояние
между перекладинами — 0,15 м), снаряды для пролезания, ребри­
стые доски, гимнастические скамейки и т.п.

Физкультурное оборудование и инвентарь для детей ясельно­го и дошкольного возраста следует сгруппировать в виде спортив­ного уголка.

2.4.7. При оборудовании групповой соблюдают следующие
требования:


— столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей сте­
ны при обязательном левостороннем освещении рабочего
места;

- для леворуких детей индивидуальные рабочие места органи­
зуют с правосторонним освещением рабочего места;

— четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда;

- двухместные столы - не более чем в 3 ряда;

— расстояние между рядами столов — не менее 0,5 м;

- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены -1м;

- расстояние от первых столов до настенной доски - 2,5-3 м
(угол рассматривания должен составлять не менее 45°).

Размер настенной доски - 0,75-1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7-0,8м.

На занятиях детей рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными забо­леваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с по­ниженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответ­ствующие их росту.

2.4.8. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игруш­
ки для детей дошкольного возраста следует использовать только
в качестве дидактических пособий.

2.4.9. Для показа диафильмов используют стандартные проек­
торы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса
экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м.
Не следует осуществлять показ диафильмов непосредственно на
стене.

2.4.10. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов
используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59—69 см.
Высота их установки — 1 —1,3 м. При просмотре телепередач де­
тей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5—
5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4—5 рядов (из расчета на
одну группу); расстояние между рядами стульев — 0,5—0,6 м; рас­
саживают детей с учетом роста.

2.4.11. Оборудование и эксплуатация компьютерного класса
(кабинета) должны соответствовать действующим санитарным
правилам.

2.4.12. При организации экологических пространств (уголки
природы, комнато! природы, фито-огород, фитобар и др.) соблю­
дают следующие требования:

 

— животные и растения должны быть безопасны для детей и
взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;

— размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать
уровень естественной освещенности в помещении;


Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в ком­пьютерном классе — не менее 1,5%, в раздевальной — не ниже 1,0%; Освещение вторым светом допускается только в помещени­ях туалетных, приемных и раздевальных расположенных в 1А, ]£ и 1Г климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала до­пускается устраивать без естественного освещения.

2.5.3. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборуду­
ют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве
солнцезащитных устройств (ОЗУ) используются жалюзи внутрен­
ние, межстекольные и наружные только вертикально направлен­
ные. Конструкция регулируемых ОЗУ в исходном положении не
должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и
снижать нормируемую величину КЕО. Материал, используемый
для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфи­
цирующим средствам. В качестве ОЗУ используют и тканевые
шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается
использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, шта­
пельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной сте­
пенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свой­
ствами.

Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.

2.5.4. При одностороннем освещении глубина групповых по­
мещений не более 6 м. При большей глубине помещений необ­
ходимо двустороннее параллельное или угловое расположение
окон (обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплеты
окон не должны иметь мелких решеток.

2.5.5. На подоконниках не следует размещать широколистные
цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота
цветов не должна превышать 5 см (от подоконника). Цветы реко­
мендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цве­
точницах высотой 65—70 см от пола и в уголках природы.

2.5.6. При проведении занятий в условиях недостаточного ес­
тественного освещения необходимо дополнительное искусствен­
ное освещение.

2.5.7. Источники искусственного освещения должны обеспе­
чивать достаточное и равномерное освещение всех помещений.
Преимущество имеет люминесцентное освещение.


При использовании ламп накаливания нормы освещенности Уменьшаются вдвое.

2.5.8. Осветительная арматура должна обеспечивать равномер­
ный рассеянный свет.

2.5.9. При использовании ламп накаливания уровень освещен­
ности должен составлять не менее 150 л. Лампы накаливания дол­
жны иметь защитную арматуру (светильник).

Искусственное освещение в помещениях для занятий с ком­пьютерами обеспечивают системой общеравномерного освеще­ния. В качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛП036 с зеркализованными решетками.

2.5.10.Не следует использовать в одном помещении люми­
несцентные лампы и лампы накаливания одновременно. Ис­
пользование новых типов ламп и/или светильников допуска­
ется при наличии санитарно-эпидемиологического заключе­
ния.

2.5.11.В помещениях с постоянным пребыванием детей
закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанав­
ливают на высоте 1,8 м от пола. В залах для физкультурных за­
нятий светильники и окна должны иметь защитные устрой­
ства.

2.5.12.В районах севернее 65° с. ш. в системе общего осве­
щения основных помещений устанавливают источники ультра­
фиолетового излучения, имеющие санитарно-эпидемиологичес­
кое заключение о соответствии санитарным правилам. В груп­
повых, спальнях, палатах изолятора или фотариях устанавливают

1 лампу из расчета на 5 м2 площади при экспозиции 240 минут
или на Юм2 площади при экспозиции 480 минут в течение дня
(высота подвеса 2,5 м).

2.5.13. Все источники искусственного освещения содержат в
исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует
немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие люминес­
центные лампы собирают в специально выделенном помещении
и вывозят из здания ДОУ. Их хранение в помещениях и на терри­
тории ДОУ недопустимо.

2.5.14. Чистку оконных стекол следует производить не реже

2 раз в год, осветительной арматуры и светильников — не реже
2 раз в год.

2.5.15. В производственных помещениях пищеблока светиль­
ники не размещают над плитами, технологическим оборудовани-
ем, разделочными столами. Осветительные приборы должны
иметь защитную арматуру.


2.6.3. В качестве нагревательных приборов могут использова-ц
ся: радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные
в бетонные панели.

2.6.4.Температура поверхности обогревательных приборов
должна быть не более 80 °С.

Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками.

Не следует использовать ограждения из древесно-стружечных плит и др. полимерных материалов.

В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2 °С выше.

2.6.5.В зимний период температура пола в групповых поме­
щениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть
не менее 22 °С.

2.6.6.Относительная влажность воздуха в помещениях с пре­
быванием детей должна быть 40-60%, на кухне и постирочной -
60-70%.

2.6.7. Все помещения ежедневно и неоднократно проветрива­
ются в отсутствие детей. Наиболее эффективное — сквозное и уг­
ловое проветривание помещений.

Длительность проветривания зависит от температуры наруж­ного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и за­канчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное понижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2—4 °С (с учетом возраста детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей.

Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

2.6.8. В помещениях спален сквозное проветривание проводят
до укладывания детей.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 ми­нут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной сто­роны и закрывают за 30 минут до подъема.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

2.6.9. Помещения с постоянным пребыванием детей (группо­
вые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультур­
ных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воз­
духом.


Требования к медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей

2.11.1. Медицинское обеспечение воспитанников ДОУ осуще­ствляется медицинским персоналом, находящимся в штате ДОУ дои территориальных лечебно-профилактических учреждений (по договору); организационно-методическая работа по вопросам ме­дицинского обеспечения осуществляется территориальными ле­чебно-профилактическими учреждениями.

2.11.3. Критерием эффективности лечебно-оздоровительной
работы ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей. Оцен­
ку состояния здоровья детей проводят на основании текущих на­
блюдений и по итогам профилактических осмотров.

2.11.4. Профилактические медицинские осмотры детей декре­
тированных возрастов проводят в соответствии с действующими
нормативными документами и предусматривают доврачебны и (на
основе программы скрининг-тестов), педиатрический и специа­
лизированный этапы. Остальным детям ежегодно проводят скри­
нинг-тестирование и педиатрический осмотр. По показаниям
дети осматриваются и другими врачами-специалистами.

2.11.5. Оценку физического развития детей проводят 2 раза в
год (осень, весна) по данным антропометрических показателей
(длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополня­
ют результатами тестирования физической подготовленности.

2.11.6. Состояние здоровья каждого ребенка оценивается ком­
плексно, с учетом уровня достигнутого физического и нервно-
психического развития; острой заболеваемости за год, предше­
ствующий осмотру, наличия или отсутствия в момент обследова­
ния хронических заболеваний и частот; их обострения; уровня
функционального состояния основных систем организма.

2.11.7. Оценка состояния здоровья коллектива включает сле­
дующие показатели:

 

- общая заболеваемость (уровень и структура); острая заболе­
ваемость (уровень и структура);

- заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка;

— процент часто болеющих детей (ЧБД);

- индекс здоровья;

— процент детей, имеющих морфофункциональные отклоне­
ния;

— процент детей с хроническими заболеваниями;

 

- процент детей, функционально незрелых к обучению
в школе;

- процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызван­
ными адаптацией к дошкольному учреждению;


— распределение детей по группам физического развития;

— распределение детей по группам здоровья;

— процент детей, нуждающихся в оздоровительных меропри-
ятиях.

 

2.11.8. Для каждой возрастной группы детей составляют ком-
плексный план оздоровительных мероприятий, направленный на
снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.

2.11.9. За год, предшествующий поступлению в школу, прово­
дят медицинское обследование детей, а повторный медицинский
осмотр — непосредственно перед поступлением в школу.

2.11.10. В начале учебно-воспитательного года для определе­
ния уровня развития школьно-необходимых функций у воспитан­
ников подготовительных групп проводят диагностику функцио­
нальной готовности к обучению в школе.

Для детей, функционально не готовых к обучению, следует со­ставить индивидуальный план медико-коррекционных меропри­ятий, включающих лечебно-оздоровительные процедуры, занятия с логопедом, развитие общей и мелкой моторики.

Результаты первого и второго обследования, а также рекомен­дации в отношении начала школьного обучения заносятся в ме­дицинскую карту.

Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.1. Режим дня должен соответствовать возрастным особен­
ностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Мак­
симальная продолжительность непрерывного бодрствования де­
тей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. Установленные часы приема
пищи необходимо строго соблюдать в соответствии с п. 2.10.14
настоящих правил.

В разновозрастных группах общие режимные моменты сле­дует начинать на 5-10 минут раньше с более младшими детьми. Режим дня в разновозрастной ясельной группе следует дифферен­цировать: для детей до 1 года, для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до Злет.

2.12.2. Ежедневная продолжительность прогулки детей состав­
ляет не менее 4—4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в
первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после
дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воз­
духа ниже —15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность
прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре
воздуха ниже —15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до
4 лет, а для детей 5—7 лет при температуре воздуха ниже —20 °С
и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).


2.12.3. Во время прогулки с детьми необходимо проводить
игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в
конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей
дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0—2,5 отводит­
ся дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон орга­
низуют дважды - в первую и вторую половину дня - общей про­
должительностью до 3,5 часов. Оптимальной является организа­
ция дневного сна на воздухе (веранде). Для детей от 1,5 до 3 лет
дневной сон организуют однократно, продолжительностью не
менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвиж­
ных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозраст­ных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощни­ка) в спальне обязательно.

2.12.5. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры,
подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме
дня не менее 3-4 часов.

2.12.6. Администрация ДОУ несет ответственность за соответ­
ствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и
организации учебно-воспитательного процесса возрастным и пси­
хофизиологическим возможностям детей.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения в ча­сти гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответ­ствии их санитарным правилам.

2.12.7. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют
не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры,
развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не
более 8—10 минут. Допускается проводить одно занятие в первую
и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года мак­
симальное число занятий проводят на участке во время прогул­
ки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой
более 5-6 детей.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нафузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пя­того года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жиз­ни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 за­нятий.


При 6-дневной учебной неделе в субботу целесообразно пр0-"водить только занятия эстетически-оздоровительного цикла спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжитель­ность прогулки.

Максимально допустимое количество занятий в первой поло­вине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной — трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни — не более 15 минут, для детей 5-го года жизни — не более 20 минут, для детей 6-го года жизни — не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни — не более 30 минут. В се­редине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между за­нятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего до­школьного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2—3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25-30 минут. В середине занятия стати­ческого характера проводят физкультминутку.

При проведении занятий с использованием компьютеров, за­нятий по иностранному языку группу рекомендуется делить на подгруппы.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо про­водить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

— для детей 4-го года жизни — не чаще 1 раза в неделю, про­
должительностью не более 15 минут;

— для детей 5-го года жизни — не чаще 2 раз в неделю, продол­
жительностью не более 25 минут;

— для детей 6-го года жизни — не чаще 2 раз в неделю, продол­
жительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю, продол­жительностью не более 30 минут.

2.12.8. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетичес­
кого цикла должны занимать не менее 50% общего времени за­
нятий.

2.12.9. Занятия, требующие повышенной познавательной ак­
тивности и умственного напряжения детей, следует проводить в
первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособно­
сти детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей
рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными,
музыкальными, ритмикой и т.п.

2.12.10. Занятия с использованием компьютеров для детей
5—7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще
трех раз в неделю: в дни наиболее высокой работоспособности: во


торник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гим­настику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с ком-пьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6—7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокра­щена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 минут.

Для снижения утомительности компьютерных занятий необ­ходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию ра­бочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребе­нок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновремен­ного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

2.12.11. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.

2.12.12. Требования, изложенные вп.п. 2.12.7-2.12,11, необхо­
димо выполнять и при организации занятий в группах кратко­
временного пребывания детей.

2.12.13. В разновозрастных группах продолжительность учеб­
ных занятий следует дифференцировать в зависимости от возра­
ста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов про­
должительности занятий их следует начинать со старшими деть­
ми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

2.12.14. В середине учебного года (январь — февраль) для вос­
питанников дошкольных групп организуют недельные каникулы,
во время которых проводят занятия только эстетического и оздо­
ровительного циклов (музыкальные, спортивные, изобразитель­
ного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия не прово­дятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать про­должительность прогулок.

2.12.15. Непрерывная длительность просмотра телепередач и
Диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 минут, в
старшей и подготовительной - не более 30 минут. Просмотр те­
лепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще
2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора
Должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если
Ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязатель­
но надеть.


Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искус­ственном освещении групповой верхним светом или местным ис­точником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлы­ми шторами.

2.12.16. Общественно-полезный труд детей старшей и подго­товительной групп проводится в форме самообслуживания (де­журство по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т. п.). Его продол­жительность должна быть не больше 20 минут в день.

Организация логопедической службы в общеобразовательных школах

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000г. № 2

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок органи­зации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразова­тельного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном уч­реждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим на­рушения в развитии устной и письменной речи (первичного ха­рактера), в освоении ими общеобразовательных программ (осо­бенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

• коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
обучающихся;

• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в
освоении обучающимися общеобразовательных программ;

• разъяснение специальных знаний по логопедии среди педаго­
гов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном уч­
реждении, находящемся в городской местности, при наличии
пяти-десяти классов I ступени начального общего образования
и трех-восьми классов I ступени начального общего образования


в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской ме­стности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеоб­разовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии ус­тной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов ре­чевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фо­нематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обу­чающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразова­тельных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на осно­ве обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регист­рируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в лого­педический пункт обучающихся из числа обследованных и заре­гистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городско­го общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельс­кого общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме соглас-

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производит­ся в течение всего учебного года после устранения у них наруше­ний в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Пре­дельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обу­чающегося и местонахождения общеобразовательного учрежде­ния (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как пра­вило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы °бш.еобразовательного учреждения. Коррекция произношения у Ручающихся первых классов с фонетическими дефектами, не


Ществ- I

влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществ­ляться во время уроков (кроме уроков русского языка и матема­тики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий оп­ределяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; на­
рушения чтения и письма, обусловленные общим недораз­
витием речи, не менее трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое
или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения
и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз
в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не ме­
нее одного-двух раз в неделю;

— с заикающимися обучающимися не менее трех раз в не­
делю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в не­делю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппара­та (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произноси­тельных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводят­ся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающи­мися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных предста­вителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования вра­чами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-меди­ко-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, клас­сный руководитель и руководитель общеобразовательного учреж­дения.


Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учите-лям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспевае­мости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявле­ние обучающихся с первичной речевой патологией, комплекто­вание групп.

Уч ител ь-лого пед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различ­
ных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий
осуществляется работа по предупреждению и преодолению
неуспеваемости по родному языку, обусловленной первич­
ным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам ос­
воения обучающимися общеобразовательных программ
(особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными уч­
реждениями, со специальными (коррекционными) образо­
вательными учреждениями для обучающихся, воспитанни­
ков с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-спе­
циалистами детских поликлиник и психолого-медико-педа­
гогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-ло­
гопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учрежде­
ния ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих
нарушения в развитии устной и письменной речи, в обще­
образовательном учреждении и результатах обучения в ло­
гопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложе­ние 5).

Заместитель Министра Е.Е. Чепурных


Приложение 1

к письму Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.019 с.)