Документация инструктора по физической культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документация инструктора по физической культуре



1. Планы (перспективные и календарные) проведения ин­
дивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с
детьми.

2. План организации и проведения совместной деятельности
на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.

3. Аналитический отчет о работе за учебный год.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Письмо Минздрава России от 29 июня 1999г. № 129/23-16

В настоящее время наиболее распространенной формой ока­зания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с от­клонениями в развитии являются их воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Большая часть детей с от­клонениями в развитии воспитывается дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-пси-холого-педагогической помощи специалистов, а их родители (за­конные представители) — в консультировании по вопросам вос­питания «проблемного» ребенка в семье.

В соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошколь­ном образовательном учреждении, утвержденного Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, до­пускается функционирование дошкольного образовательного уч­реждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение деть­ми дошкольного образовательного учреждения. В целях оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогичес­кой помощи детям с отклонениями в развитии, консультативно-методической поддержки их родителей (законных представите­лей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок учебной деятель­ности в дошкольных образовательных учреждениях разных видов организуются группы кратковременного пребывания (далее -группы).


В дошкольных образовательных учреждениях компенсирую­щего вида (при уже сложившемся материально-техническом и кадровом обеспечении) рекомендуется организовывать группы кратковременного пребывания по профилю учреждения.

Группы открываются в помещениях, отвечающих педагогичес­ким, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожар­ной безопасности. Для их работы выделяется помещение площа­дью не менее 15 кв. м, оборудованное и оформленное с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты.

Количество групп в дошкольном образовательном учреждении зависит от санитарных норм (исходя из предельной наполняемо­сти, принятой при расчете норматива бюджетного финансирова­ния дошкольного образовательного учреждения компенсирующе­го вида). Группы финансируются по нормативам, соответствую­щим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Предельная наполняемость группы определяется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреж­дении.

Содержание образовательного процесса в группах определяет­ся программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта, уро­вень психофизического развития и т.п.). Педагогический коллек­тив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариатив­ных общеразвивающих и коррекционных программ.

Основная организационная форма работы группы — индиви­дуальные занятия с воспитанниками и занятия небольшими под­группами (по 2—3 ребенка) в присутствии родителей (законных представителей). Периодически (1-2 раза в месяц) желательно организовывать фронтальные занятия со всеми воспитанниками группы.

Занятия могут проводиться в первой и во второй половине дня в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения и с учетом потребностей родителей (законных пред­ставителей).

Кратковременное пребывание детей с отклонениями в разви­тии в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка спе­циалистами дошкольного образовательного учреждения. В неко­торых случаях допускается сокращение времени пребывания до 2—3 часов (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и пр.). К работе с воспитанниками группы рекомендуется привлекать учителя-дефектолога (а в груп­пах для детей с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-дви-


гательного аппарата дополнительно — учителя-логопеда), педаго­га-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физи­ческой культуре, воспитателя и (или) помощника воспитателя, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал. Дошкольное образовательное учреждение по желанию родителей (законных представителей) воспитанников может оказывать до­полнительные образовательные услуги (например, занятия сверх оговоренного времени и (или) с другими специалистами) на ос­нове договора между дошкольным образовательным учреждени­ем и родителями (законными представителями) воспитанников. Дошкольное образовательное учреждение составляет индиви­дуальные расписания занятий для каждого ребенка и соответ­ствующие графики работы персонала группы. При этом макси­мальное количество времени рекомендуется отводить на кор-рекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога.

С целью оказания консультативной помощи семье по органи­зации воспитания ребенка в конкретных домашних условиях учи-телю-дефектологу и педагогу-психологу рекомендуется 2—3 раза в год посещать воспитанников группы на дому.

Комплектование группы осуществляется по заявлению роди­телей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом структуры дефекта, имеющегося у ребенка.

Состав группы может быть постоянным в течение года, или прием в нее может проводиться в течение всего года по мере по­ступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест.

В зависимости от степени выраженности и сложности струк­туры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и же­лания родителей (законных представителей) обучение ребенка в группе может осуществляться 1 -2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

Воспитанников группы, имеющих сложные (комбинирован­ные) отклонения в развитии, с согласия родителей (законных представителей) желательно направлять в середине года на пси­холого-педагогическую и медико-педагогическую комиссии для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической работы с ними.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка.


При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, ме­дицинского и обслуживающего персонала можно руководство-ваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержден­ными Приказом Минпроса СССР от 31.12.71 № 103, и Нормати­вами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденными Поста­новлением Минтруда России от 21.04.93 № 88.

В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Если занятия с детьми, включенными в состав группы кратковремен­ного пребывани'я, проводятся одновременно с детьми других групп, специалистам может быть установлена доплата за увели­чение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью не­обходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу с детьми группы кратковременного пребывания следует планиро­вать заблаговременно.

Первый заместитель Министра А.Ф. Киселев

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ (КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Письмо Минздрава России от 2 августа 2001 г. № 809/23-16

В настоящее время среди воспитанников дошкольных образо­вательных учреждений (далее - ДОУ) компенсирующего вида уве­личилось число детей со сложными (комплексными) нарушени­ями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных про­грамм воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обуче­нию в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспи­тательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.


В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошколь-ом образовательном учреждении, утвержденного постановлени-м правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в jr0y компенсирующего вида допускается открытие групп для де­тей со сложными дефектами (два и более дефекта).

Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распрост­ранения. В настоящее время можно констатировать, что необхо­димое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со слож­ными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Россий­ской Федерации направляет для использования в работе рекомен­дации по комплектованию, организации работы, отбору про­граммно-методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.

Группы для слабослышащих детей со сложными нарушения­ми в развитии создаются для дошкольников, у которых наруше­ние слуха сочетается с первичной задержкой психического разви­тия, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательно­го аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия.

Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее — групп) явля­ются:

- углубленное медико-психолого-педагогическое изучение
детей в процессе коррекционного воспитания и обучения;
уточнение характера и степени выраженности каждого из на­
рушений;

- создание оптимальных условий для физического, познава­
тельного, речевого и социально-личностного развития детей;

 

—осуществление психолого-педагогической коррекции нару­
шений в развитии воспитанников группы с учетом индиви­
дуальных возможностей и личностных особенностей каж­
дого ребенка;

—создание условий для формирования предпосылок к учеб­
ной деятельности и подготовка воспитанников к обучению
на следующей ступени образования;

—определение формы дальнейшего обучения каждого воспи­
танника.


Комплектование группы осуществляется по заявлению родц_ телей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно-ледагогической работы с ребенком.

Предпочтительным вариантом является первоначальное (ди. агностическое) обучение ребенка со сложной структурой нару. шений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей группе) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения зна­чительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со слож­ными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии пос­ле первичного обследования на комиссии (установления диагно­за) и при условии возрастного соответствия направляются в дан­ную группу сразу.

Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффек­тивного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить макси­мально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4—5 лет (с учетом трехлетнего срока вос­питания и обучения в данной группе). В группу также могут при­ниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-двухлет­ний срок воспитания и обучения.

В одну группу могут направляться дети с разными варианта­ми сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей развития.

Практический опыт показывает, что нецелесообразно прини­мать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплек­сными) недостатками развития:

— слепоглухих детей;

— умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии)
слабослышащих детей;

— детей с психопатоподобным поведением;

- детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепси­
ей и др.);

— детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в
индивидуальном уходе;

- детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном
слухе);


__ детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.

Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррек-ционно-педагогической работы по заключению медико-педаго­гической и психолого-педагогической комиссий и с согласия ро­дителей (законных представителей) могут посещать индивиду­альные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Наполняемость группы определяется в соответствии с п. 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3 лет и старше 3 лет).

В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длитель­ное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно-педагогичес-кой работы на разных этапах обучения.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при ус­ловии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостат­ками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей).

При организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние при­знаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д.

С целью профилактики переутомления детей следует чередо­вать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с за­нятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В про­цессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок; в середине каждого заня-


тия, как рекомендуют медицинские работники, необходимо про­водить физкультминутку.

В силу особенностей психофизического состояния воспитан­ников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на про­ведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогул­ке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго, третьего годов обучения дан в приложении 1.

В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламенти­рованной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется «пото­рапливать» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спо­койным, доброжелательным.

Организационными формами проведения занятий с воспитан­никами группы являются фронтальные (со всеми воспитанника­ми), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия ма­лыми подгруппами (по 2—3'ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-де-фектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня — два занятия воспитателя. Продолжительность од­ного занятия в средней группе составляет — 15 минут, в старшей — 20 минут, в подготовительной — 25 минут. Между занятиями не­обходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индиви­дуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе 15—20 минут на од­ного ребенка; в старшей и подготовительной — 20—25 минут. При­мерное расписание занятий (для третьего года обучения) дало в приложении 3.

В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Про­грамме воспитания и обучения слабослышащих детей дошколь­ного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в приложении 2.

Проведению фронтальных и индивидуальных занятий долж­но предшествовать всестороннее психолого-педагогическое об­следование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навы­ков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния


слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и состав­ления индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком.

При планировании фронтальных занятий на основе Програм­мы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание мате­риала по разным разделам Программы; при необходимости пре­дусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.

На индивидуальные занятия рекомендуется выносить мате­риал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие за­труднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по раз­личным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в зави­симости от уровня усвоения воспитанником программного ма­териала.

Первый заместитель министра А.Ф. Киселев


Приложение 1

к письму Минобразования России

от 2 августа 2001 г. № 809/23-16

Примерный режим дня



 

  1-й год обучения (возраст 4-5 лет) 2-й год обучения возраст 5—6 лет) 3-й год обучения (возраст 6-7 лет)
Подъем 7.30 7.30
Утренняя гимнастика 7.50-8.20 7.50-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.55 8.20-8.50
Фронтальные занятия (2 занятия сурдопедагога + 1 занятие воспитателя) 9.00-10.15 (3 занятия по 20 мин) 9.00-10.40 (3 занятия по 25 мин)
Индивидуальные занятия 10.25-12.15 (по 20 мин с каждым ребенком) 10.45-12.45 (по 20-25 мин с каждым ребенком)
Прогулка 10.20-12.00 10.45-12.35
Обед 12.15-13.00 12.45-13.20
Дневной сон 13.00-15.00 13.30-15.15
Подъем 15.00-15.20 15.15-15.30
Полдник 15.30-15.50 15.30-15.50
Фронтальные занятия воспитателя 16.00-16.50 (2 занятия по 20 мин) 16.00-17.10 (2 занятия по 25-30 мин)
Вечерняя прогулка * 17.00-18.30 17.15-18.45
Ужин 18.45-19.20 19.00-19.35
Игры, рисование, свободная деятельность 19.20-20.00 19.35-20.15
Подготовка ко сну 20.00-20.30 20.15-20.30
Ночной сон 20.30 20.30

* В зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после пол­дника, т.е. с 16.00 до 17.30, а занятия воспитателя - с 17.40 до 18.50.


Приложение 2

к ШШгШ Минобразования России

от 2 августа 2001 г. № 809/23-16

Примерный учебный план

 

 

 

 

 

Раздел программы Год обучения Специалист
1-й 2-й 3-й
количество занятий в неделю
физическое воспитание       Воспитатель, инструктор по физвоспитанию
Игра: сюжетно-ролевая       Воспитатель
дидактическая       Сурдопедагог
Труд       Воспитатель
Изобразительная деятельность и конструирование       Воспитатель
Ознакомление с окружающим       Воспитатель
Развитие речи       Сурдопедагог
Развитие слухового вос­приятия и обучение произношению       Сурдопедагог
Формирование элемен­тарных математичес­ких представлений       Сурдопедагог
Музыкальные занятия       Музыкальный руководитель

Приложение 3

к письму Минобразования России

от 2 августа 2001 г. № 809/23-16

Примерное расписание занятий в группе третьего года обучения (возраст 6—7 лет)

 

Дни недели Утро Вечер
Понедельник 1. Развитие речи 1. Изобразительная
  2. Развитие слухового деятельность
  восприятия 2. Труд
  3. Ознакомление  
  с окружающим  
Вторник 1. Развитие речи 1. Ознакомление
  2. Физическое с окружающим
  воспитание 2. Музыкальное
  3. Формирование воспитание
  элементарных  
  математических  
  представлений  
Среда 1. Развитие речи 1. Изобразительная
  2. Дидактическая игра деятельность
  3. Ознакомление 2. Физическое
  с окружающим воспитание
Четверг 1. Развитие речи 1. Игра
  2. Музыкальное воспитание 2. Труд
  3. Формирование  
  элементарных  
  математических  
  представлений  
Пятница 1. Развитие речи  
  2. Физическое 1. Изобразительная
  воспитание деятельность
  3. Формирование 2. Труд
  элементарных  
  математических  
  представлений |___

О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ

ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Приказ Минздрава СССР от 12 июня 1984г. № 666

(с изменениями от 14 сентября 1984г., 2 декабря 1999г.)

(Извлечение)

1. Приказываю: <...>

2.2. Министрам здравоохранения союзных и автономных рес­публик, руководителям краевых, областных, городских отделов (управлений) здравоохранения:

2.2. 1. Улучшить качество медицинского обслуживания детей в детских дошкольных учреждениях, повысить эффективность дис­пансеризации детей, обратив особое внимание на полный охват комплексными осмотрами с участием врачей-специалистов (ото­ларинголог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, хирург, трав­матолог-ортопед) и логопеда детей трех- и пятилетнего возраста, проведение эффективных оздоровительных мероприятий детям с отклонениями в состоянии здоровья и развития. Внедрить в прак­тику проведения профилактических осмотров детей диагности­ческие скрининг-тесты; <...>

2.2.6. Обеспечить строгое соблюдение действующего законо­
дательства по оплате труда медицинских и педагогических работ­
ников детских дошкольных учреждений и домов ребенка, в том
числе по установлению окладов по вновь вводимым должностям
воспитателей вместо должностей медицинских сестер и нянь
вместо санитарок (отнесение их в соответствующих случаях по
ставкам заработной платы к числу работников, имеющих среднее
специальное образование, выплата разницы в заработной плате
и т.д.).

2.2.7. Принять меры к полному укомплектованию должностей
медицинского и педагогического персонала детских яслей, домов
ребенка и амбулаторно-поликлинических учреждений (подразде­
лений), предусмотренных действующими штатными норматива­
ми для обслуживания детских дошкольных учреждений.

2.2.8. Систематически проводить мероприятия по повышению
квалификации медицинского персонала детских дошкольных уч­
реждений. <...>

Министр С. П. Буренков 187


Приложение № 1

к приказу Минздрава СССР

от 12 июня 1984г. № 666



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.054 с.)