Организация специализированной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация специализированной службы



Специализированная помощь больным, страдающим наруше­ниями речи и других высших психических функций, осуществля­ется учреждениями здравоохранения и образования.

В системе здравоохранения специализированная помощь оказывается в Российской Федерации примерно в 2000 учреж­дениях — в неврологических, психоневрологических, восстанови­тельных отделениях больниц, в детских поликлиниках, в поли-


клиниках для взрослого населения, психоневрологических дис­пансерах, домах ребенка и некоторых других.

Лечение в основном осуществляется в детских поликлиниках. Сеть учреждений, где может получить помощь взрослое населе­ние с тяжелыми расстройствами речи, развивается крайне медлен­но. Во многих случаях ведется смешанный прием детского и взрослого населения. В системе здравоохранения укомплектован­ность кадрами специалистов с высшим образованием по России составляет 43 процента, в Москве — 100 процентов.

В учреждениях здравоохранения и прежде всего в детских по­ликлиниках помощь, как правило, оказывается пациентам с лег­кими формами речевых расстройств.

Из детских поликлиник через психолого-медико-педагогичес­кие консультаций дети направляются в специализированные уч­реждения системы Министерства образования. В Российской Фе­дерации в системе образования функционируют: 1800 специаль­ных школ (школ-интернатов) для детей с отклонениями в развитии, имеющих «особые образовательные потребности»; дет­ские сады и специализированные группы в обычных детских са­дах для детей «с проблемами в развитии». В отдельных массовых общеобразовательных школах имеются логопедические пункты, классы для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых, с «нарушениями физического состояния». В этих уч­реждениях обучаются 745 тысяч детей, которым практически не оказывается квалифицированная медицинская помощь, так как врачи территориальных поликлиник, курирующие дошкольные и школьные учреждения системы образования, не имеют достаточ­ной неврологической и психиатрической подготовки. Более того, из 200 тысяч работающих в учреждениях специалистов лишь 8 процентов имеют высшее специальное образование.

Организацию специализированной службы по оказанию по­мощи детскому и взрослому населению с нарушениями высших психических функций в г. Москве можно считать в настоящее вре­мя наиболее эффективной.

Эта служба получила активное развитие в лечебно-профилак­тических учреждениях г. Москвы начиная с 1968 г. Благодаря си­стематической работе с Исполкомом Моссовета, ныне Мэрией г. Москвы, и Комитетом здравоохранения были разработаны ос­новные направления развития мероприятий по улучшению ока­зания помощи больным с нарушениями высших психических функций и изданы соответствующие распоряжения и приказы. К 1997 году детское население получало помощь в 135 кабинетах при детских поликлиниках, домах ребенка, стационарных отделени-


ях детской психоневрологической больницы № 6, санаториях и пр Эти учреждения полностью укомплектованы специалистами с высшим специальным образованием.

Решением Исполкома Моссовета в 1987 г. организован Мос­ковский Центр патологии речи, который в 1992 г. преобразован в самостоятельное учреждение «Центр патологии речи и нейроре-абилитации». Центр является крупнейшим в России специализи­рованным лечебно-профилактическим учреждением, где осуще­ствляются комплексное лечение и нейрореабилитация взрослого и детского населения с нарушениями речи, в том числе тяжелых больных с последствиями инсультов, черепно-мозговых травм и нейроинфекций, имеющих нарушения высших психических фун­кций с сопутствующими соматическими заболеваниями, рас­стройствами опорно-двигательного аппарата, психическими на­рушениями и др.

В Центре функционируют 11 отделений: консультативно-ди­агностическое отделение, стационар на 80 коек, стационар на дому, дневной стационар для больных с последствиями инсульта и нейротравм, дневной стационар для больных с логоневрозом, детское отделение, отделение фониатрии, ЛФК и массажа, физи­отерапии, функциональной диагностики, организационно-мето­дический отдел. При Центре функционирует специализированная МСЭК.

Штатное расписание Центра позволяет осуществить современ­ный уровень комплексной диагностики, лечения и нейрореаби-литации, который обеспечивают врачи разных специальностей (педиатры, неврологи, психиатры, психотерапевты, терапевты), специалисты ЛФК и массажа, медицинские психологи и дефек-тологи, социальные работники и др.

Центр является клинической, научной и организационной ба­зой Федерального научно-методического Центра патологии речи и нейрореабилитации Минздрава России.

Как головное учреждение в Москве, Центр возглавляет специ­ализированную службу, организованную в 86 лечебно-профилак­тических учреждениях: в 28 отделениях неврологических и ней­рохирургических стационаров городских больниц, в 40 террито­риальных поликлиниках и 18 психоневрологических диспансерах. В среднем в эти учреждения ежегодно обращаются 8-10 тыс. больных.

Существующая^ Москве система оказания специализирован­ной помощи детскому и взрослому населению с нарушениями речи и других высших психических функций позволяет осуще­ствить ее в лечебно-профилактических учреждениях для детей и


взрослых различного типа в зависимости от формы речевого рас­стройства. Это особенно важно при организации лечения и ней-рореабилитации больных с очаговыми поражениями головного мозга, имеющих нарушения высших психических функций в ре­зультате перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы.

Вместе с тем возникает вопрос об участии тех или иных спе­циалистов в проведении медицинских, психологических и педа­гогических мероприятий. Организатору специализированной службы необходимо определить, какие расстройства речи требу­ют обязательного комплексного медико-педагогического воздей­ствия и какова степень активности тех или иных мероприятий при их устранении. Например, при устранении дислалии (в условиях детской поликлиники) достаточно активной работы одного лого­педа, и только в некоторых случаях необходима консультативная помощь врача-невролога, ЛОР-врача и стоматолога. Лечение же сложных речевых расстройств, таких как задержка речевого раз­вития, алалия, афазия и дизартрия, осуществляется в учреждени­ях различного типа и требует обязательного комплексного меди­ко-педагогического воздействия специалистов разного профиля, включая врачей (психиатра, невролога, терапевта, врача ЛФК, физиотерапевта), психолога, нейропсихолога, логопеда, инструк­тора по ЛФК, массажиста, социального работника.

Лечение заикания, которое в большинстве случаев является логоневрозом, в организационном отношении представляет не меньшие трудности, так как требует активного участия, кроме ло­гопеда, специалиста в области неврозов — психотерапевта, а так­же невролога, психолога и физиотерапевта. Необходимость в кон­сультативной помощи со стороны отоларинголога возникает толь­ко в исключительных случаях. Организация кабинета для лечения больных с логоневрозом (заиканием) желательна в психоневро­логическом диспансере или поликлинике (для амбулаторного ле­чения). Тяжелые случаи заикания иногда требуют стационарного лечения.

Крайне важен при организации специализированной службы вопрос определения основных аспектов работы и взаимодействия специалистов друг с другом при осуществлении комплексной си­стемы лечения и нейрореабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций, в котором специа­листам принадлежат следующие функции.

Невролог проводит неврологическое обследование. Для уточ­нения диагноза назначает необходимый объем функциональных обследований. Осуществляет наблюдения за больным в динами­ке, назначает необходимую фармакотерапию. Дает рекомендации


по объему психолого-педагогических нагрузок, исходя из сомати­ческого и неврологического статуса больного. Контролирует на­значение необходимых процедур, при необходимости вносит нуж­ные коррективы в процесс лечения и нейрореабилитации. Орга­низует необходимые консультации с другими специалистами (офтальмологом, аудиологом, стоматологом, ЛОР-врачом и др.).

Психиатр осуществляет дифференциальную диагностику пси­хического состояния больного, в том числе специфику патологии речи и изменения мнестико-интеллектуальных процессов, прово­дит динамическое наблюдение за психическим состоянием боль­ного, при показаниях назначает фармакотерапию с учетом объе­ма необходимой логопедической нагрузки и других психолого-педагогических мероприятий.

Врач ЛФК исследует нарушения функций опорно-двигатель­ного аппарата, проводит оценку степени нарушения двигательных функций. Определяет двигательный режим, методику лечебной гимнастики. Назначает курс массажа, указывая область массажа, продолжительность курса, методику, адекватную для конкретно­го больного. Контролирует проведение процедур - следит за со­стоянием больного и в случае необходимости вносит нужные кор­рективы в процесс нейрореабилитации.

Нейропсихолог осуществляет исследование высших психичес­ких функций, дает заключение о степени нарушения когнитив­ных и мнестических функций, исследует память, внимание, гно­стическую, праксическую сферу, речь, письмо, счет и др., опре­деляет программы восстановительного и коррекционного обучения. Наблюдает за динамикой восстановления нарушенных функций, проводя повторные нейропсихологические обследова­ния. Участвует в профессиональной ориентации больного и оп­ределении нагрузки при логопедических занятиях совместно с врачом и логопедом.

Психолог занимается психодиагностикой, проводит психоло­гическое исследование личности, принимает участие в состав­лении программы лечения, в том числе психотерапевтического процесса. Проводит индивидуальную, групповую и семейную психотерапию. Определяет объем и содержание социально-пси­хологической реабилитации. Вносит коррективы в реабилитаци­онные программы по мере изменения психического статуса больного.

Логопед проводит логопедическое обследование и на основа­нии его результатов, а также анамнестических данных устанав­ливает диагноз речевого расстройства с указанием степени вы­раженности и объема коммуникативных возможностей больного.


Совместно с нейропсихологом составляет программу восстанови­тельного или коррекциейного обучения. Проводит индивидуаль­ные и групповые занятия, согласуя педагогическую нагрузку с вра­чами - неврологом, психиатром и терапевтом. Осуществляет не­которые виды патогенетической психотерапии, аутогенной тренировки, сеансы суггестивной терапии в бодрствующем состо­янии.

Социальный работник обучает больных навыкам самообслу­живания, а также правилам пользования различными вспомога­тельными техническими средствами и приспособлениями. Зани­мается вопросами профориентации, профподготовки, содействует рациональному трудоустройству больных, сохранивших способ­ность к трудовой деятельности. Организует и проводит клубную работу (экскурсии, лекции, беседы, викторины, конкурсы, кон­церты силами пациентов, сотрудников отделения и артистов, про­смотры видеофильмов, семейные вечера и др.). Обязанности со­циального работника, работающего в специализированной службе помощи больным с патологией речи в целом совпадает с должно­стными обязанностями социального работника, участвующего в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи (приложение $ к приказу Минздравмедпрома России от 30.10.95 № 294), однако в зависимости от места нахождения подразделе­ния службы они могут видоизменяться. Например, в стационаре на дому, обслуживающем больных, выписавшихся из стационаров после перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм, нейро-инфекций и не способных обслуживать себя, самостоятельно пе­редвигаться, вступать в контакт с близкими и окружающими людьми, основное внимание социальный работник должен уде­лять привитию им элементарных санитарно-гигиенических навы­ков, навыков преодоления ими бытовых проблем, обучению эле­ментам самообслуживания. Социальный работник совместно с врачами, психологами, логопедами разрабатывает индивидуаль­ную реабилитационную программу, проводит индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на развитие у них навыков общения, улучшения их социальной адаптации, форми­рование ответственности личности за свое социальное поведение, обследует условия проживания больных и оказывает им необхо­димую помощь, поддерживая связь с социальными работниками района по месту проживания больного, решает вопросы оформ­ления прописки, наследования, определения в дом-интернат и др., устанавливает контакты по месту учебы или работы пациен­та, с милицией, домовыми эксплуатационными управлениями, совместно с учреждениями по труду и занятости населения фор-


мирует «банк данных» рабочих мест для реализации адекватных условий трудоустройства (в том числе надомной работы) для лиц с патологией речи.

Основой взаимодействия специалистов является комплексная диагностика, согласование лечебных и восстановительно-коррек-ционных программ, основанных на общей методологии оказания больному помощи в рамках каждого из направлений лечения, коррекции и реабилитации. Это происходит в виде регулярных рабочих обсуждений больных, обходов, клинических конферен­ций, консилиумов и др. В системе образования согласование форм курации детей, нуждающихся в специализированной помо­щи, осуществляется на совместных разборах и конференциях, организуемых детскими дошкольными, школьными учреждени­ями и поликлиниками, а также другими медицинскими учрежде­ниями. Особая роль в этой работе принадлежит главным логопе­дам органов управления здравоохранением и Центрам патологии речи и нейрореабилитации.

Специалисты разного профиля, учитывая соматическое, не­врологическое, психическое состояние больного, особенности нарушения у него высших психических функций, совместно оп­ределяют показания к лечению и нейрореабилитации, объем того или иного ее направления, дозировки нагрузок, обсуждают орга­низационные и методические вопросы.

Врачи, психологи и логопеды могут совмещать в своей работе разные методы исследования, диагностики и терапии при соот­ветствующей подготовке на курсах тематического усовершенство­вания специалистов по патологии речи и нейрореабилитации.

Нейрореабилитация — один из важнейших разделов медици­ны и медицинской психологии, который охватывает круг воп­росов, связанных с лечением больных, максимальным восста­новлением или компенсацией нарушенных у них высших пси­хических функций в результате очаговых поражений головного мозга. Нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы отличается от реабилитации в кардио­логии, хирургии, травматологии и других областях. Более того, даже в рамках одной нозологической группы сосудистого или травматического генеза клиника расстройств, цели и задачи ре­абилитации значительно усложняются и требуют специальных методов и организационных мероприятий. Это объясняется тем, что у больных с поражением доминантного полушария мозга на­рушается речевая и другие высшие психические функции и, как правило, возникают правосторонние гемипарезы. Кроме того, у большинства из них имеют место в той или иной степени выра-


женные психические расстройства, либо связанные с сосудистой общемозговой или очаговой патологией, либо являющиеся ре­акцией на дефект, а также на резко изменившийся социальный статус и положение в семье, нарушения речи являются важней­шим ведущим фактором при определении группы инвалиднос­ти. Устранение этих последствий невозможно без осуществления системы комплексных медицинских медико-психологических и социальных мероприятий, построенных по индивидуальным вос­становительным программам, в рамках которых нейропсихологи-ческие и логопедические методы занимают одно из ведущих мест. Высокая эффективность нейрореабилитации может быть обеспе­чена лишь при соблюдении ряда условий: максимально раннее начало реабилитационных мероприятий, адекватная и синдро-мальная диагностика: систематический контроль за соматичес­ким, неврологическим и психическим состоянием больного, фун­кцией мозговых структур и высших психических функций; про­гноз целесообразности применения тех или иных форм реабилитации, непрерывность, интенсивность; длительность и комплексность реабилитационного процесса; дифференциальная, синдромальная диагностика высших психических функций; адек­ватное, дифференцированное применение программ восстанови­тельного обучения, соответствующее определенной форме и эта­пу заболевания, решение социально-психологических, социаль­но-бытовых и трудовых проблем; включение в реабилитационный процесс членов семьи на всех этапах заболевания.

Начало реабилитационных мероприятий осуществляется уже в неврологических и нейрохирургических стационарах по выхо­де больного из коматозного состояния и восстановлении и стаби­лизации у него сердечно-сосудистой, дыхательной и других жиз-ненноважных функций. Наряду с обязательными медицинскими мероприятиями начинается систематическая работа по восстанов­лению нарушенных когнитивных функций (внимания, памяти); артикуляционного праксиса. При необходимости используются приемы растормаживания речи, средств невербальной коммуни­кации и другие логопедические методы - в зависимости от состо­яния высших психических функций и речевых возможностей больного.

Важнейшей задачей работы с пациентами на протяжении всех этапов лечения и нейрореабилитации является создание мотива­ции и установки на лечение.

После выписки из неврологического или нейрохирургического стационара дальнейшая нейропсихологическая реабилитация осу­ществляется в различных условиях в зависимости от соматичес-


кого и физического состояния больного, уровня нарушений речи и ДРУГИХ высших психических функций.

Если больной не в состоянии самостоятельно передвигаться, выполнять гигиенические функции - лечение и реабилитация осуществляется в условиях стационара на дому, где обеспечива­ются медицинские и медико-педагогические реабилитационные программы под наблюдением невролога, терапевта, психиатра. Особое внимание уделяется восстановлению двигательных фун­кций, навыков самообслуживания и систематической работе по восстановлению речи и других высших психических функций при обязательном участии родственников больного. Реализация ин­дивидуальной нейрореабилитационной программы в условиях стационара на дому дает возможность осуществить непрерывность и интенсивность процесса восстановительного лечения и обуче­ния в течение 3—4 месяцев.

По мере улучшения состояния больной направляется для про­должения лечения в соответствующие подразделения Центра или в специализированные стационарные отделения.

В специализированном стационарном отделении проводятся лечение и нейрореабилитация наиболее тяжелого контингента больных с нарушением высших психических функций с сопут­ствующими сердечно-сосудистыми расстройствами, выраженны­ми в той или иной степени психическими расстройствами, гру­быми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, исключающими возможность самостоятельного передвижения вне стационара. Эти больные нуждаются в постоянном наблюде­нии кардиолога и психиатра.

В стационаре осуществляется наиболее интенсивный комп­лекс лечебно-реабилитационных медицинских, медико-психоло­гических, медико-педагогических мероприятий по восстановле­нию высших психических функций, в том числе речи, общения и коммуникации. Продолжительность лечения пациентов 45-90 дней.

Объем необходимых для данного пациента медико-психологи­ческих и медико-педагогических мероприятий определяется после его обследования специалистами консультативно-диагностичес­кого отделения Центра: терапевтом, неврологом, психиатром, вра­чом Л ФК, нейропсихологом и логопедом.

Нейропсихологические исследования высших психических Функций являются основными для использования в диагности­ке, формирования индивидуальных восстановительных про­грамм, наблюдения за динамикой реабилитационного процесса. На данных нейропсихологического обследования больных бази-


руется оценка эффективности лечебно-реабилитационных ме­роприятий.

Одно из ведущих мест в реабилитационной программе зани­мают групповые логопедические занятия с использованием сле­дующих методик:

— растормаживание с помощью средств невербальной комму­
никации;

- восстановление фразовой речи для больных со средней сте­пенью выраженности речевых расстройств;

— устранение нарушений развернутой фразовой речи;

— восстановление произносительной стороны речи;

— восстановление речи в процессе предметно-практической
деятельности.

Дневной стационар, предназначенный для больных, способ­ных к самостоятельному передвижению, является промежуточ­ным звеном между внебольничными учреждениями и стационар­ным отделением Центра. Основная цель реабилитационных ме­роприятий в дневном стационаре — восстановление двигательных и речевых функций у больных, а также их бытовая и трудовая ре­абилитация.

В дневном стационаре используются медикаментозное лече­ние, психотерапия, физиотерапия, лечебная гимнастика, логопе­дические занятия и др.

Логопедические занятия проводятся с пациентами как инди­видуально, так и в группах. Основным критерием формирования групп служит степень выраженности нарушений высших психи­ческих функций'

— группа для больных с нарушениями гнозиса и праксиса;

— группа для больных со средней степенью речевых нарушений,

— группа для больных с легкой степенью речевых нарушений
Особое место занимает обучение пациентов социальным и тру­
довым навыкам. Этот вид реабилитации направлен также на вос­
становление высших психических функций. Трудовая терапия или
терапия занятости проводится совместно с логопедом и инструк­
тором по трудовой терапии, что позволяет восстанавливать речь
в процессе предметно-практической деятельности. Занятия по
бытовой реабилитации в группе помогают пациентам лучше адап­
тироваться в более сложных ситуациях: на улице, в магазине,
транспорте.

Используется также арттерапия, включающая в себя музыко-терапию, психологическую разфузку, групповое посещение выс­тавок, музеев и др. Арттерапия направлена на активизацию ком­пенсаторных резервов больного.


В дневном стационаре должна проводиться работа с родствен­никами больных. Им разъясняется их роль в реабилитации паци­ентов, проводится семейная терапия, в процессе которой налажи­ваются внутрисемейные отношения, происходит адаптация боль­ных к условиям жизни. Проводится клубная работа с больными и их родственниками.

Организуются дневные стационары для лечения больных с ло-гоневрозом (заикание, мутизм, афония и др.), с нарушениями об­щения. Кроме основной группы больных, ежедневно посещаю­щих дневной стационар, предусматривается группа поддержива­ющей терапии и амбулаторные группы.

В дневном стационаре для лечения больных с логоневроза-ми проводится курс медицинских, психологических и педагоги­ческих мероприятий, включающих групповые и индивидуальные занятия с логопедами, психологами, психотерапевтами (психо­логическая коррекция, психотерапия, гипнотерапия, аутотре­нинг), физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное ле­чение.

При поступлении в дневной стационар и выписке из него про­водится экспертная оценка состояния больных для определения результата лечебных мероприятий.

Продолжительность курса лечения в дневном стационаре до 3-х месяцев (из них 1,5 месяца непосредственно в дневном ста­ционаре и 1,5 месяца в амбулаторной группе).

В отделение для лечения детей и подростков направляются па­циенты с нарушениями речи и других высших психических фун­кций, страдающие задержками речевого и психического развития, заиканием, афазией, алалией, дизартрией, дислексией, дисграфи-ей, мутизмом и др.

Показаниями для первоочередного направления на лечение являются инициальные формы заикания, афазия.

Медицинские, педагогические и психологические мероприя­тия состоят из индивидуальных и групповых логотерапевтических и психотерапевтических занятий. Они включают семейную пси­хотерапию, ритмо-музыкотерапию, ЛФК, массаж, медикаментоз­ное лечение и др. Особое внимание уделяется работе с родителя­ми пациентов, активному привлечению их к участию в лечебном процессе.

Периодичность посещений отделения 3—5 раз в неделю. Дли­тельность курса лечения 3 месяца. Поддерживающая терапия осуществляется в процессе динамического наблюдения в течение 3-5 месяцев. На время школьных каникул организуется дневной стационар.


Отделение для лечения детей и подростков должно быть уком­плектовано врачами (педиатрами, неврологами, психиатрами), логопедами, психологами, музыкальными работниками и средним медицинским персоналом, специально подготовленным для ра­боты с детьми, имеющими нарушения высших психических фун­кций.

Отделение желательно располагать в отдельном помещении, имеющем кабинеты для индивидуальных и групповых занятий, зал для музыкотерапии и др. Оно должно быть оснащено нагляд­но-дидактическим материалом, необходимым для проведения разного рода коррекциейных занятий.

Требуется не только тщательное обследование больного спе­циалистами разного профиля, но при необходимости и проведе­ние таких исследований, как компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс, однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ), ультразвуковое и другие современные ме­тоды нейрофизиологического обследования.

Среди методов диагностики сосудистых заболеваний и послед­ствий перенесенных травм головного мозга ОФЭКТ занимает осо­бое место. Она позволяет визуализировать зону поражения прак­тически без лучевой нагрузки на пациента. Диагностика строит­ся на прямых симптомах, основанных на распределении физиологически тропных препаратов в головном мозге. ОФЭКТ диагностика дает представление о состоянии морфофункциональ-ных церебральных систем, является важным диагностическим методом оценки мозговой перфузии и регионарного мозгового кровотока. При изменении мозгового кровообращения происхо­дит значительное снижение уровня перфузии мозговой ткани в соответствии с зоной поражения и стадией развития болезни — острой, подострой или хронической, что позволяет проводить ди­намические исследования в процессе лечения.

Основой комплексной диагностики является использование нейропсихологического метода исследования речи и других выс­ших психических функций, который при сопоставлении с данны­ми ОФЭКТ и другими данными дает информацию о функцио­нальном состоянии ЦНС после перенесенных мозговых инсуль­тов и черепно-мозговых травм, а также возможность определить динамику и эффективность предпринимаемых реабилитационных мер на разных этапах заболевания. Метод является крайне важ­ным при прогностической оценке нейрореабилитации больных с очаговыми поражениями головного мозга.

Разработанная система является наиболее адекватной и опти­мальной моделью нейрореабилитации больных с поражением до-


минантного полушария в результате церебрального инсульта и че­репно-мозговой Травмы так как больной с нарушением высших психических функций получает:

— специализированную высококвалифицированную поэтап­ную помощь в неврологических и нейрохирургических от­делениях больниц, стационаре на дому, суточном стациона­ре, дневном стационаре, поликлинике;

- возможность нейрореабилитации с адекватным использо­
ванием дифференцированных медицинских и нейропсихо-
логических методик, соответствующих каждому этапу ле­
чения и реабилитации, объединенных общей программой
восстановления высших психических функций, включая
речь;

- возможность в течение длительного времени находиться под
наблюдением специалистов.

Рекомендации по созданию специализированной службы

Существующая сеть логопедических кабинетов в учреждени­ях здравоохранения главным образом направлена на обслужива­ние детского населения. Число учреждений для лечения подрос­тков и взрослых с заиканием, афазиями, дизартриями и другими расстройствами речи не соответствует реальным потребностям в ней населения. Анализ деятельности логопедических кабине­тов, поликлиник и психоневрологических диспансеров в круп­ных городах страны показывает, что работа детских поликли­ник также не организована соответствующим образом. В част­ности, не уделяется должного внимания профилактике и выявлению речевых расстройств. Педиатры, психиатры и лого­педы не принимают в этой работе активного участия. Не вы­деляются группы риска. Не проводится ранняя диагностика. Несвоевременно осуществляется лечение детей с патологией речи, особенно с задержками общего и речевого развития, а также с заиканием, что приводит к хроническому течению за­болевания.

Реализация даже наиболее простого комплекса (логопед + пси­хиатр или логопед + невролог) не осуществляется. Устранение ре­чевых расстройств проводится, как правило, одним логопедом, который в лучшем случае пользуется однократной консультаци­ей с врачом, обычно не знакомым с речевой патологией. Такое одностороннее воздействие на больных нередко приводит к не-УДаче при попытке устранения сложных дефектов речи.

Специализированная служба помощи больным с патологией Речи должна обеспечить:


— планомерное лечение больных с нарушением коммуникации
и общения, расстройств голоса, сопутствующих соматичес­
ких заболеваний и нарушений двигательных функций;

— диагностику и определение оптимального объема_медицин-
ских, психологических и педагогических мероприятий, ин­
дивидуальный подбор адекватных лечебно-восстановитель­
ных программ, проведение курсового лечения;

— индивидуальные и групповые логопедические занятия, пси­
хотерапию и психокоррекцию, лечебную физкультуру, мас­
саж, ритмо-музыкотерапию, занятия по социально-бытовой
и социально-трудовой адаптации и реабилитации;

— преемственность в работе ее подразделений в целях обеспе­
чения единых концептуальных подходов к проблемам пато­
логии речи и нейрореабилитации, поэтапное восстанови­
тельное лечение больных;

— использование новых способов и методов лечения, коррек­
ции, а также диагностической и лечебной аппаратуры, учеб­
ных аудио-, кино- и видеопрограмм;

— осуществление комплексных мероприятий по трудовой эк­
спертизе и профориентации;

— направление специалистов в области патологии речи и ней­
рореабилитации на циклы тематического усовершенствова­
ния, проводимые в Федеральном Центре патологии речи и
нейрореабилитации;

— участие специалистов в научно-практических конференци­
ях по вопросам патологии речи и нейрореабилитации.

Как правило, наибольшая активность в деле организации ло­гопедической помощи принадлежит логопедам, и поэтому не сле­дует возлагать руководство специалистами подразделений только на врача. Возглавлять эту работу должен наиболее квалифициро­ванный в области речевой терапии специалист, обладающий орга­низаторскими способностями.

На первых этапах работы по созданию специализированной службы в регионе необходимо организовать сеть логопедических отделений или кабинетов, подготовить кадры специалистов для работы с детским и взрослым населением по восстановлению ре­чевых функций при афазиях и дизартриях, заикании и других рас­стройствах речи; создать организационно-методический центр.

Наиболее эффективной является следующая структура специ­ализированной службы:

— Логопедические кабинеты в неврологических и нейрохирур­
гических отделениях стационаров, территориальных поли­
клиниках, психоневрологических диспансерах.


- Стационарные специализированные отделения патологии речи и нейрореабилитации в крупных лечебно-профилак­тических учреждениях.

_ Стационары на дому.

_- Дневные стационары.

— Центры патологии речи и нейрореабилитации.

Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению

АЛ. Карпеев

Приложение 11

к приказу Минздрава России

от 28 декабря 1998 г. № 383

Нормы нагрузки логопедов учреждений здравоохранения РФ

Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:

1. Для взрослых пациентов:

1.1. При индивидуальной работе с больными, имеющими тя­
желые расстройства (афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии,
логоневрозы, дисфонии и др.) — 1,5 посещения в час.

При работе с больными на дому — 1 посещение в час.

1.2. При проведении групповых логопедических занятий с
больными с афазией, дизартрией, дислексией, дисграфией, дис-
фонией — 6—8 посещений в час, с больными, страдающими ло-
гоневрозом (заикание и др.), - 8-10 посещений в 1,5 часа.

2. Для детей:

2.1. При индивидуальной работе (включая обследование и кон­
сультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недораз­
витие речи, афазия, дизартрия, дислексия, дисграфия, заикание,
мутизм, ринолалия и др.) - 1,5 посещения в час.

2.2. При индивидуальной работе при легких нарушениях речи
(дислалия и др.) — 4 посещения в час.

2.3. При проведении групповых логопедических занятий с
больными с тяжелыми расстройствами речи — 6—8 посещений в
час, с пациентами с легкими расстройствами речи — 8-10 посе­
щений в час.

Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению

А.А. Карпеев


Приложение 12

к приказу Минздрава России

от 28 декабря 1998 г. №383

Нормы нагрузки врачей-психиатров учреждений и подразделений специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций

Расчетная норма нагрузки врача-психиатра устанавливается — 1 посещение в час.

Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению

АЛ. Карпеев

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛИНИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА «МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ»

Приказ Минздрава России от 6 августа 1999г. №311

(Извлечение)

С целью повышения эффективности диагностики и лечения больных с психическими и поведенческими расстройствами с уче­том современных подходов к тактике ведения больных и унифи­кации оптимальных режимов лечебно-диагностического процес­са, приказываю:

1. Утвердить клиническое руководство «Модели диагностики
и лечения психических и поведенческих расстройств» (приложе­
ние).

2. Руководителям органов управления здравоохранением Рос­
сийской Федерации организовать работу подведомственных уч­
реждений и подразделений в соответствии с клиническим руко­
водством «Модели диагностики и лечения психических и пове­
денческих расстройств».

Министр Ю.Л. Шевченко


Приложение

Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств (клиническое руководство) (утверждено приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999г. № 311)

(Извлечение)

F70—F73 Умственная отсталость

Принципы терапии

Амбулаторное - основано на ранней диагностике и заключа­ется в регуляции поведения больного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.089 с.)