Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Циклы повышения квалификации
Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, зак лючается в том, что они обеспечивают специализированную помощь населению как в области здравоохранения, так и образования. Это требует наличия высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющего проблемой.
Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и методы, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации.
Содержание курса
| Учебные часы
|
лекции
| практические
| Всего
|
|
|
|
| 1. ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ»
1. Современное состояние проблемы патологии речи и нейрореабилитации: — отечественные и зарубежные достижения науки и практики; — эпидемиология речевых расстройств у детей и взрослых
|
|
|
| 2. Речевая функциональная система: — неврологический аспект; - нейролингвистический аспект
|
|
|
| 3. Основные этапы созревания речевой и других высших психических функций (ВПФ); дифференциальные критерии нормального и патологического развития
|
|
|
| 4. Патология речи: — нарушения речи у детей и взрослых органического и функционального генеза: клиника, этиология, патогенез; — локальное поражение мозга различной этиологии; — классификация нарушения речи; — нарушения неречевых ВПФ-гнози-са, праксиса, мышления, памяти, внимания; — диагностика нарушений речевой и других ВПФ
|
|
|
| 5. Терапия нарушений речи: 1. Основные принципы комплексной системы лечения и нейрореабилитации речевых расстройств (биологические, психологические, социальные разделы): — медикаментозное лечение, включая ЛФК, массаж;
|
|
|
|
Продолжение таблицы
|
|
|
| — восстановительное обучение:
|
|
|
| понятие компенсации нарушений
|
|
|
| речи и других ВПФ; основные
|
|
|
| принципы восстановительного
|
|
|
| обучения больных с афазией
|
|
|
| и дизартрией;
|
|
|
| — психокоррекция;
|
|
|
| — социально-психологическое
|
|
|
| направление работы
|
|
|
| 2. Коррекционное обучение:
|
|
|
| — специфика коррекционного
|
|
|
| обучения при разных формах
|
|
|
| патологии речи у детей;
|
|
|
| — предупреждение школьной
|
|
|
| неуспеваемости
|
|
|
| 3. Комплексная система терапии
|
|
|
| заикания:
|
|
|
| - медико-педагогическое
|
|
|
| направление работы;
|
|
|
| - психолого-педагогическое
|
|
|
| направление работы
|
|
|
| 6. Компьютерные методы диагностики
|
|
|
| и восстановительного обучения
|
|
|
| 7. Организационно-правовые вопросы
|
|
|
| Всего 72 часа
2. ТЕМА: «ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»
Речевая функция в норме:
— неврологический аспект: возрастные
пороги созревания структур мозга; - нейропсихологический и нейро-
лингвистический аспекты речевого
развития
2. Патология речевой функции:
— этиология речевых расстройств у детей;
— классификация речевых расстройств;
— виды речевых нарушений: дислалия, задержки речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР),
Продолжение таблицы
|
|
|
| дисграфия, дислексия, а л алия, дизартрия, афазия у детей; - дифференциальная диагностика нарушений речи у детей
|
|
|
| 3. Психопатология у детей с нарушениями речи: клиника и терапия
|
|
|
| 4. Комплексная терапия нарушений речи: — медицинское направление; - психолого-педагогическое направление; — коррекционное обучение при разных формах патологии речи
|
|
|
| Всего 72 часа
3. ТЕМА: «АФАЗИЯ И ДИЗАРТРИЯ»
1. Современные концепции проблемы
|
|
|
| патологии речи у взрослых
|
|
|
| 2. Нарушение речи при локальных
|
|
|
| поражениях мозга:
|
|
|
| 1. Афазии:
|
|
|
| 1 — этиология;
|
|
|
| 1 - патогенез;
|
|
|
| [' — классификация афазий: нейро-
|
|
|
| 1 психологическая, нейролингви-
|
|
|
| \_ стическая;
|
|
|
| 1 — клиника различных форм афазий
|
|
|
| \- по нейропсихологической
|
|
|
| 1 и нейролингвистической
|
|
|
| [ ' классификации
|
|
|
| \ 2. Дизартрии:
|
|
|
| F — этиология;
|
|
|
| \ — патогенез;
|
|
|
| t_ — клиника различных видов
|
|
|
| р. Комплексная нейрореабилитация:
|
|
|
| Г — принципы комплексной нейро-
|
|
|
| 1 реабилитации;
|
|
|
| | — восстановительное обучение;
|
|
|
| t — медико-психологическое направление;
|
|
|
| s - модели специализированных
|
|
|
| '( учреждений
|
|
|
| Всего 72 часа
Продолжение таблицы
4. тема: «заикание»
]. Современное состояние проблемы: отечественные и зарубежные концепции заикания
|
|
|
| 2. Этиология и патогенез заикания: — физиологический и психофизиологический аспекты; — неврологический аспект; — психологический аспект
|
|
|
| 3. Клиника заикания: — виды заикания; — типы судорог при заикании; — возрастные особенности клиники заикания; — критерии дифференциальной диагностики разных видов заикания
|
|
|
| 4. Логоневрозы: — виды логоневрозов: заикание, афония (дисфония), мутизм, их этиология и патогенез; — психиатрический, неврологический, патопсихологический — аспекты логоневрозов
|
|
|
| 5. Межполушарная асимметрия мозга и проблема заикания
|
|
|
| 6. Лечение заикания: 1. Медицинское направление 2. Психологическое направление 3. Логопедическое направление 4. Комплексная система лечения заикания — логопедическая работа; - психотерапия: рациональная, суггестивные методы, групповая психотерапия; — социально-психологическая работа; — экспертная оценка результатов работы
|
|
|
| 7. Организация логопедической помощи
|
|
|
| Всего 72 часа
Продолжение таблицы
5. ТЕМА: «ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ»
1. Специфика грамотной речи (лингвистический и нейролингвистический аспекты): — психологическая структура письма и чтения; — виды письменности; — роль различных по иерархии уровней мозга в организации письменной речи
|
|
|
| 2. Проблема обучения грамоте: - возрастные параметры усвоения грамоты; — критерии готовности к обучению чтению и письму; — трудности обучения грамоте детей с патологией речи и других высших психических функций
|
|
|
| 3. Нарушения письменной речи: - дисграфии и дислексии (первичные и системные нарушения письма и чтения); — виды дисграфии и дислексии; - нарушения письменной речи у детей с врожденными дефектами ЦНС (глухота, слепота, умственная отсталость); - дифференциальная диагностика дисграфии дислексии; - методы обследования и качественный анализ результатов; — лингвистический анализ структуры дефекта письменной речи; — патогенетические механизмы различных форм дислексии и дисграфии
|
|
|
| 4. Коррекционная работа по преодолению дизграфии и дислексии: — методы работы при оптической дисграфии и дислексии; - методы работы при фонологической дисграфии и дислексии; — методы работы при «орфографической» дисграфии и дислексии; — методы коррекции почерка
|
|
|
| Всего 72 часа
|
| Окончание таблицы
6. ТЕМА: «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ»
1. Современное состояние нейропсихологии
|
|
|
| 2. Учение A. R Л урии о высших психических функциях (ВПФ): — различные виды ВПФ и их психологическая структура; - динамическая локализация ВПФ
|
|
|
| 3. Диагностика нарушений речевой и других ВПФ: — принципы факторного анализа структуры дефекта; - методы диагностики; — топическая диагностика; — дифференциальные критерии диагностики нарушений речевой и других ВПФ у детей и взрослых
|
|
|
| 4. Межполушарная асимметрия мозга: — понятие доминантности и субдоминантности полушарий; — компенсация нарушений ВПФ и проблема леворукости (амбидекстрин); — варианты речевого развития в зависимости от индивидуальных различий мозговой организации ВПФ
|
|
|
| 5. Нейропсихологический и нейролингвистичес-кий аспекты восстановительного обучения: — принципы системного анализа структуры дефекта; — патогенетический подход к составлению программы восстановительного обучения; — индивидуальные особенности восстановления ВПФ; — принципы и методы логотерапии
|
|
|
| 6. Организация работы нейропсихолога в системе комплексной специализированной помощи больным с нарушениями ВПФ
|
|
|
| Всего 72 часа
Руководитель Департамента научных и образовательных медицинских учреждений
В. И. Сергиенко
Приложение 10
к цриказУ Минздрава России
от 28 декабря 1998г. № 383
|