Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Службы сопровождения и сферы их деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Комплексное сопровождение развития обучающихся, воспитанников в образовательном процессе осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными центрами (ППМС-цен-трами) и службами, создаваемыми как аструктуре образовательных учреждений, так и независимо от них (на условиях договоров о сотрудничестве и совместной деятельности). В качестве специалистов «первой линии» сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении выступают — классные руководители, отдельные социальные педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники (даже не объединенные в службу), группы педагогов, реализующие те или иные программы предупреждения или решения проблем детей. Эффективность сопровождения находится в прямой зависимости от качества деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, независимых диагностических, реабилитационных центров, службы раннего и надомного сопровождения, логопедических пунктов и др. Социальные и медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения), психолого-педагогические центры, реализующие специализированные коррекционно-развиваю-щие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами центров сопровождения. ППМС-центры осуществляют координацию своей деятельности с научно-методическими центрами и другими образователь- ными учреждениями системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. ППМС-центры работают в области пяти основных групп проблем: - укрепления здоровья и формирования культуры здорового - преодоления затруднений в учебе;
— выбора образовательного и профессионального пути; — решения социально-эмоциональных и функциональных - досуговой самореализации. Важнейшей задачей деятельности ППМС-центров является раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, имеющим проблемы в развитии. Сферой особого внимания работников служб сопровождения выступают дети, чье развитие осложнено действием множественных факторов риска. Особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования. Основные тенденции развития служб сопровождения в системе образования Сопровождение развития детей становится неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. Забота о развитии системы сопровождения должна стать одной из приоритетных задач деятельности органов управления образованием, попечительских советов. Действенное сопровождение развития ребенка возможно только при участии семьи, негативные тенденции в развитии которой становятся фактором неблагополучия, обусловливающим значимость разработки в системе сопровождения адресных программ, обращенных к поддержке семьи, детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Система сопровождения возникла как составная часть общей системы образования, призванная влиять на улучшение условий Для развития ребенка в образовательном процессе, в частности на разработку и реализацию эффективных образовательных программ как в общеобразовательных, так и в специальных (коррек-Ционных), а также в учреждениях начального профессионального и дополнительного образования. В настоящее время в российской системе образования развиваются тенденции к интеграции общего и специального образо- вания, к становлению государственной системы ранней диагностики и помощи детям с проблемами в развитии; поддержка этих тенденций становится важнейшей задачей системы сопровождения. В практике работы ППМС-служб можно выделить два основных вида программ сопровождения: — системно-ориентированные, призванные способствовать — индивидуально-ориентированные, направленные на по Развивая оба вида сопровождения, ППМС-службы должны учитывать тот факт, что эффективность первого вида программ можно определить по снижению числа детей, в отношении которых необходимо разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы. Важным показателем качества работы ППМС-служб выступает их востребованность со стороны педагогов, родителей, детей, социальных партнеров. С другой стороны, более эффективной следует считать ту программу сопровождения, которая реализуется не собственно специалистом по сопровождению, а ближайшим окружением развития ребенка. Именно поэтому важно подчеркнуть особую целесообразность в развитии консультативных форм сопровождения детей. Важнейшей задачей системы сопровождения выступает координация усилий различных служб и ведомств, поэтому следует рассматривать службы сопровождения как значимую объединяющую силу межсекторального и межведомственного взаимодействия. Одной из организационных основ существования ППМС-си-стемы является договор о совместной деятельности между ППМС-центром и образовательным учреждением, определяющий права и обязанности обеих сторон. Предметом такого договора могут выступать: - обеспечение индивидуального сопровождения развития де — обеспечение системно-ориентированного сопровождения; - осуществление совместных проектов, направленных на по — повышение квалификации педагогов, консультирование и - участие в экспертизе качества образовательного процесса и образовательных инноваций. Следует поддерживать управленческие структуры и научные центры по объединению усилий в разработке программно-информационного и диагностического инструментария деятельности служб сопровождения. Дальнейшее упование на то, что службы сами смогут обеспечить себя качественной информацией и диагностическими материалами, также тормозит развитие системы. Очень важными представляются инициативы тех научно-методических структур, которые участвуют в разработке практи-ко-ориентированных технологий системного и индивидуального сопровождения развития. К сожалению, круг эффективных программ, адресованных современному педагогу и школе, по-прежнему ограничен. Многие разработки тяготеют к констатации проблем без определения пути их решения, либо предлагают научно-необоснованные, технологически необеспеченные средства. Подготовка специалистов для системы сопровождения в качестве неотъемлемой части вошла в образовательные программы многих высших учебных заведений. Поддерживая эту тенденцию, следует думать и о развитии участия вузов в создании действенной системы научно-методического сопровождения самой системы сопровождения и повышения квалификации сотрудников ППМС-служб. Важно, чтобы поддержка развития системы сопровождения была оказана и за счет подготовки и переподготовки квалифицированных менеджеров образования. Следует поддержать попытки разработки виртуальных моделей ППМС-центров, которые могут стать эффективными партнерами для родителей, детей и педагогов в условиях реализации программ развития открытого образования в России. В становлении российской системы образования существенную роль сыграло международное образовательное партнерство. Реализация международных образовательных программ способствовала повышению квалификации сотрудников центров, обмену диагностическими и терапевтическими программами, выработке общих критериев и показателей эффективности технологий сопровождения. Было бы важно расширить действие Международных проектов за счет включения в них новых регионов России, поддержать разработку комплексных совместных научно-практических программ в области сопровождения развития ребенка. 5. Развитие нормативной правовой базы системы сопровождения Различные социально-экономические условия существования российских регионов породили разнообразные модели построения системы психолого-педагогической, медико-социальной помощи и поддержки ребенка. При всех их видимых отличиях (в названиях и организационной структуре) большинство из них реализует близкие по смыслу программы. Современное законодательство представляет широкие возможности для создания региональных моделей сопровождения. Унификация служб в настоящее время не может рассматриваться как целесообразная задача, так как вместо объединяющей сыграет конфронтационную роль. Кризис бюджетного финансирования не должен стать причиной необдуманного сокращения численности служб и центров сопровождения. С другой стороны, процесс развития системы из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей системы образования, должен стать планомерным; превратиться в область обдуманной стратегической образовательной политики, в которой четко определены цели и критерии развития системы сопровождения, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления. В качестве основных законодательных актов, на которые в настоящее время опирается система сопровождения, можно назвать следующие: - Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867); — Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636). Тем не менее очевидно, что имеющаяся сегодня нормативная правовая база системы нуждается в дальнейшем качественном совершенствовании. Статус специалистов системы и отдельных ее служб требует более четкого юридического определения; должны быть выделены и объективные основания для финансового, кадрового и материально-технического обеспечения системы. Необходимо установить общие принципы и правила определения соотношения зависимости численности центров от количества сопровождаемых детей (с учетом специфики и сложности проблем сопровождения).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.013 с.) |