Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация общих методов социально-педагогической деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Схема 6.5 Методы профессиональной деятельности социального педагога.
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, МОЛОДЁЖИ И ДЕТЯМ
В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей. Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей[13]. Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей. Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания. В обязательный минимум учреждений социальной защиты для каждого города, района входят: - центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи); - центр социальной помощи семье и детям; - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; - социальная гостиница; - социальный приют для детей и подростков[18]. Дополнительная сеть учреждений социальной защиты семьи, детей и молодёжи в городах и районах составлена из следующих организаций: - центр психолого-педагогической помощи; - центр экстренной психологической помощи по телефону; - реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями - (в том числе для детей и подростков); - комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности[28]. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения социальной защиты семьи, детей и молодёжи представлены следующими организациями: - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; - дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные; - общежития для лиц с ограниченными возможностями. В своей деятельности учреждения социальной защиты детей, семьи и молодёжи руководствуются нормативно-правовыми актами - Конституцией РФ; - Федеральным законом РФ № 159 от 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; - Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»; - Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2009г. № 212 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации о 19.05.2009г. № 432» - Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних» 1999г., другими документами[33]. Социальный педагог, ведущий профессиональную деятельность в системе учреждений социальной защиты семьи, детей и молодёжи должен знать: - нормативно-правовую базу деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога в системе учреждении, оказывающих помощь ребенку) - теорию социальной педагогики и психологии; - возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; - социологию; - основы дошкольной педагогики и психологии[20]. Центр социальной помощи семье и детям – государственное учреждение, предназначенное для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения, обслуживающие семьи или отдельных граждан: - организационно-методическое отделение; - отделение приема граждан; - консультативное отделение; - отделение социально-экономической помощи; - отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями; - отделение психолого-педагогической помощи; - стационарное отделение; - отделение срочного социального обслуживания; - отделение дневного пребывания несовершеннолетних; - отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних [3]. Цель деятельности Центра – содействие в реализации права семьи, детей и молодежи на защиту и помощь со стороны государства; развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи, детей и молодежи, улучшение качества их жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей; гуманизация связей семьи с обществом и государством; обеспечение социальной поддержки семей, детей и молодежи, а также содействие управлению (отделу) по делам несовершеннолетних и защите их прав в осуществлении полномочий в сфере опеки и попечительства, профилактике беспризорности и правонарушений, социальной защите прав детей[34].
Приоритетными направлениями деятельности Центра социальных служб для семьи детей и молодежи есть: 1. Социальная работа, социальное обслуживание семей, детей, молодежи путем оказания им психологических, социально-педагогических, юридических, социально-медицинских, информационных услуг: · решение проблем семейного неблагополучия, ведение городского банка семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах; · социально-реабилитационные мероприятия, направленные на оказание помощи лицам, которые пострадали от насилия в семье, в восстановлении нарушенных функций организма, поддержке оптимального психологического уровня для достижения социальной адаптации; · проведение социальной работы, направленной на предупреждение отказам от новорожденных детей, социальная поддержка беременных женщин; · социальная поддержка детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, обеспечение подготовки их к самостоятельной жизни; · содействие развитию и функционированию семейных форм воспитания детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки; создание приемных семей; · социальный патронаж молодежи, которая вернулась с мест лишения свободы; · осуществление социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями, организация работы зала лечебной физкультуры, клуба общения «Ты не один»; · социальная поддержка ВИЧ-инфицированных детей, молодежи, членов их семей (индивидуальное консультирование, направление в специализированные реабилитационные центры)[28]. 2. Профилактико-просветительская работа среди детей и молодежи: · предупреждение социально-небезопасных болезней в детской и молодежной среде, пропаганда здорового образа жизни (организация и проведение лекций, бесед, тренингов, демонстрация видеоматериалов для учащейся молодежи и др.); · профилактика курения, алкоголизма и наркомании; · профилактика и предупреждение насилия. 3. Развитие и поддержка волонтерского движения (организация и обеспечение работы Школы волонтеров, проведение мероприятий по методу «равный-равному», участие в городских акциях).
1. Семьи: · многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей; · малообеспеченные; · имеющие в составе инвалидов или лиц, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики; · с неблагоприятными психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми; · имеющие в составе лиц, ведущих аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений. 2. Дети и подростки: · оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; · сироты или оставшиеся без попечения родителей; · нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки; · проживающие с родителями, оформляющими развод или находящимися в состоянии развода, временно не способными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни; · допускающие асоциальное поведение, беспризорные, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность), переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми; · имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении. 3. Взрослые граждане: · беременные женщины и кормящие матери; · матери, желающие найти временную работу, работу с сокращенным рабочим днем, на дому или другими определенными условиями; · имеющие на иждивении несовершеннолетних детей; · частично трудоспособные, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья; · проживающие в одной квартире бывшие супруги; · испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами и другими людьми. 4. Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов (несовершеннолетние и совершеннолетние) [4].
Самой распространённой формой оказания помощи семье являются предоставление услуг различного вида в условиях центров смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них – это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством. В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам. В центрах реабилитации детей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка. Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе[18]. В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается, социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским. Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи – дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой, устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната[33]. В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи. Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного состояния. Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения [13]. В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации. Деятельность работы с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия[30]. Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи[15]. Формы социально-педагогической помощи семье. Одна из форм работы с семьей – социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях [11]. Патронаж может проводиться со следующими целями: · диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; · контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; · адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Этапы социально-педагогического патронажа по Панову А.М.: · Постановка социального диагноза – выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы. · Вмешательство патронажной службы и с ее помощью – других социальных служб в семейную ситуацию. · Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения. · Проблемный анализ – совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи. · Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы. · Социальная терапия – непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников. · Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей. · Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации[7]. Безусловно, данная схема – это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников. Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы. Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде [12]. Методы социально-педагогического патронажа: Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. рассматривают процесс социально-педагогического патронажа через применение ряда технологий (методов): коррекция; психотерапия; обучение; репетиторства; моделирование; побуждение; рефлексия; посредничество; развитие у клиентов социальных и личностных навыков; создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов; социально-психологическое сопровождение [8]. Сущность патронажа как формы работы с семьёй заключается в том, что он осуществляется системно, комплексно и в определённые сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.). В отношении семей и детей особого риска социальные службы осуществляют такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д. Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д. [1]. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и пр. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги. Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей. Еще одна форма работы с семьей – социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов[14]. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение систематизировать сбор информации и полученные результаты. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии
Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи. Практическая социально-педагогическая работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социальное сопровождение ребенка и семьи. В свою очередь, сопровождение может быть определено как особая форма пролонгированной социальной (включая психосоциальную и социально-педагогическую) помощи – патронажа. Патронаж в данном случае понимается как целостная и комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности социальных служб[32]. Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Результатом социально-психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество – адаптивность, т. е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом[9]. Социально-психологическое сопровождение делает процесс оказания помощи личности в кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса. Как у ребенка, так и у семьи зачастую есть внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ. Особое значение имеет социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с ними представляет собой сложную систему реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психокоррекцию детей оптимально проводить блоками, длительно, как в рамках психологического сопровождения ребенка, так и в структуре общего восстановительного лечения. Акцент психологического воздействия должен быть направлен на развитие личности ребенка, на коррекцию его Я-концепции. Необходимо изменить отношение больного ребенка к себе, соответственно, у него изменится отношение к окружающему миру, и сформируются адекватные притязания и представления. Психологическую работу следует проводить в рамках личностно-ориентированного подхода. До проведения психокоррекционных мероприятий необходимо тщательно изучить следующие показатели: 1) структуру и динамику психологических аспектов качества жизни (то есть личностные особенности ребенка и его связь с социумом); 2) возрастные и социальные показатели качества жизни; 3) наличие или отсутствие корреляций между психологическими аспектами качества жизни ребенка и качеством жизни его близкого окружения[29]. Коррекционно-психологическое сопровождение обеспечивает создание условий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития интеллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и системно-ориентированном подходе, коррекционно-психологическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагностической, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями детей [6]. Система психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе предусматривает деятельность в традиционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения. В реабилитационных учреждениях необходимо заниматься не только с самими инвалидами, но и с их семьями. Занятия эти обязательно должны носить групповой характер и проводиться с использованием методологических приемов по развитию навыков общения. Практикуются групповые методы коррекции семейных взаимодействий по отношению ко всем связанным с конкретной социальной службой семьям, независимо от того, как ведет себя ребенок в данный момент. Поскольку родители склонны выдвигать в качестве мотива для отказов от такой работы недостаток времени, целесообразно в первую очередь решать на этих занятиях насущные проблемы семьи. Например, занятия можно сочетать с консультациями по социально-правовым вопросам, с заполнением заявлений на получение каких-либо льгот и преимуществ, с организацией совместных праздников и экскурсий. В более широком плане постоянная работа с семьями по месту жительства приобретает характер социального патронажа, то есть совокупности видов социального обслуживания семей, преимущественно на дому, что можно было бы назвать длительной «социальной диспансеризацией», включающей регулярное посещение семей работниками социальной службы, медико-социальную, социально-психологическую, социально-бытовую, социально-трудовую и социально-правовую помощь и поддержку с целью создания оптимальных условий жизни. Одна из задач этой работы – активизация действий самих членов семьи[24]. В контексте рассмотрения проблем социального сопровождения детей в трудной жизненной ситуации необходимо остановиться на вопросе о современной системе социально-педагогической поддержки детства. Социально-педагогическая поддержка рассматривается как последовательная работа по охране прав, социальной защите и опеке; по предупреждению безнадзорности, профилактике социальных отношений, по восстановлению социального статуса, сохранению темпов психофизического и личностного развития ребенка. Немаловажна роль социально-педагогической поддержки в создании условий для социализации ребенка или подростка [2]. В правовом аспекте социально-педагогическая поддержка рассматривается в двух вариантах: · как деятельность, направленная на создание условий реализации прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; детей с проблемами социального взаимодействия, здоровья; одаренных детей; · как система деятельности учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, направленная на обеспечение мер по сопровождению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и решение их проблем. Система социально-педагогической поддержки, в отличие от системы социального образования, рассчитана на детей, интегрированных в общеобразовательную среду, а также детей, не обучающихся в специальных учебных заведениях. Право на социально-педагогическую поддержку обладает каждый ребенок, в силу различных причин оказавшийся в трудной жизненной ситуации, имеющий проблемы в обучении, отношениях, в здоровье. Социально-педагогическая поддержка – это организация социально-педагогических условий для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Цель социально-педагогической поддержки в том, чтобы создать «дружественную социальную среду», «зону безопасности, где растущий человек мог бы найти поддержку взрослого от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научиться жить в меняющемся социуме». Приведенные высказывания отражают различия в существующих взглядах, дают представление о разночтениях в понимании и определении социально-педагогической поддержки детей и подростков. Многие практики считают, что помощь специалистов в решении социально-педагогических проблем детей и родителей наиболее востребована, начиная со школьного периода. С начала 90х годов прошлого века система социально-педагогической поддержки переходит на новый этап развития, целью которого является создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие: · обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей; · поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.180 (0.012 с.) |