Понятие, цели и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних безнадзорных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, цели и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних безнадзорных.



Прогрессирующая тенденция непрерывного роста асоциальной направленности поведения несовершеннолетних, оказавшихся в ситуации безнадзорности, ставят перед современной педагогической наукой задачи поиска путей, методов и технологий работы с данной категорией детей. Несовершеннолетним, относящимся к категории безнадзорных и беспризорных необходимо оказывать различные виды помощи, в том числе и социально-педагогическую помощь.

Социально-педагогическая помощь определяется А. Боровской [16] как комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности молодого человека, имеющего жизненные ограничения, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать. И ее содержание включает реализацию диагностического, консультационного, практического, прогностического и социально-реабилитационного компонентов. Оказать несовершеннолетнему социально-педагогическую помощь – это значит помочь ему снизить эмоционально-психическое напряжение, вызванное его социальной дизадаптацией, снять у него страх в общении со сверстниками в взрослыми, вызванный у него чувствами ущербности и ненужности, укрепить способность ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придать ему уверенность в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, общении и труде. Таким образом, одним из компонентов социально-педагогической помощи является социально-педагогическая реабилитация.

Реабилитационная педагогика – это научное направление, объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания. По определению Н.П. Вайзмана, реабилитационная педагогика – это педагогическое воздействие на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корригирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности [32].

В современной России реабилитационная педагогика пока еще находится на стадии формирования. Хотя идеи о преодолении подростковой дизадаптации, как основном источнике решения проблем реабилитации детства можно найти в трудах педагогов прошлого. Как отмечает Р.В. Овчарова [27] еще в средневековье, в разных странах создавались специальные учреждения, оказывающие помощь беспризорным, больным, дезадаптированным детям и подросткам, хотя эта деятельность и не называлась реабилитационной. А.С. Макаренко в начале ХХ века указывал на то, что неверно видеть причины социального неблагополучия подростков только в их личных особенностях, и ограничиваться только индивидуальной психокоррекцией, в его исследованиях доказывается что процесс дизадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости коллектива, отчуждением от основных институтов социализации. В соответствии с этим он формулирует и основную задачу педагога-реабилитолога как «восстаноление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации».

Современное понятие реабилитации включает в себя систему медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, направленных прежде всего на создание условий для интеграции или реинтеграции индивида в жизнь общества. Реабилиация предполагает активную позицию общества по отношению к личности.

В литературе достаточно много говориться о медицинской составляющей реабилитации (Осадчих А.И., Храпылина Л.П.); социальной реабилитации различных категорий граждан, в том числе и детей (Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Иващенко Г.М., Кантонистова Н.С., Плоткин М.М., Дулинова Л.Т., Четвергова Л.П.); психологической реабилитации граждан, оказавшихся в социально опасной ситуации (Манова – Томова В.С., Пирьев Г.Д., Пенушлиева Р.Д.). Социально-педагогический аспект реабилитации рассматривается в работах Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Р.В.Овчаровой, М.М. Плоткина, Г.И. Камаевой.

Интенсивное развитие в последнее время социально-педагогической составляющей реабилитации в России обусловлено рядом причин:

- во-первых, поиском новых подходов к обучению и воспитанию, способных снизить катастрофический рост числа социально дезадаптированных несовершеннолетних;

- во-вторых, логикой развития самой педагогической науки, где все больше проявляются тенденции к интеграции, комплексности и вместе с тем дифференциации в научном познании;

- в-третьих, новыми ценностями в образовании и воспитании, прежде всего их гуманистической направленностью, выражением которой и становится комплексная психолог-медико-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый несовершеннолетний в этом мире может и должен стать ценной личностью;

- в-четвертых, потребностями возникшей в России в 90-х годах широкой разноведомственной сети социально-реабилитационных учреждений, в методическом, кадровом, научно-теоретическом и технологическом их обеспечении.

Содержание понятия социально-педагогическая реабилитация раскрывается в научных исследованиях либо как процесс (Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Дулинова Л.Т., Галагузова М.А., Мардахаев Л.В.), либо как комплекс или система мер (Вайзман С.А., Овчарова Р.В., Осадчих А.И., Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Иващенко Г.М., Кантонистова Н.С., Плоткин М.М., Четвергова Л.П.), направленных на помощь ребенку в том, что бы он стал полноценной, социально полезной личностью. Рассмотрение реабилитации как процесса чаще используется в аспектном отражении, особенно когда речь идет о психолого-педагогической реабилитации, в рамках медицинской, социальной и юридической деятельности реабилитация чаще всего трактуется как комплекс мер.

Мы, опираясь на работы профессора М.А.Ковальчук, будем понимать под социально-педагогической реабилитацией процесс формирования личностных качеств, активной жизненной позиции, навыков самообслуживания, правил поведения в обществе, интереса к получению образования[ 25]. По мнению М.А.Ковальчук, именно определение социально-педагогической реабилитации как целенаправленного процесса позволяет охарактеризовать системность и комплексность этого понятия, раскрыть его основные характеристики, а именно: целенаправленность, протяженность во времени, многоаспектность. Понимание социально-педагогической реабилитации как процесса позволяет включать сюда и аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии несовершеннолетнего[ 34].

Социально-педагогическая реабилитация понятие комплексное, она включает в себя четыре основных аспекта: социальный, педагогический, психологический и социокультурный.

Социальный аспект реабилитационного процесса включает в себя деятельность по социально-бытовой адаптации несовершеннолетних и восстановлению способностей их полноценного социального функционирования. Социальная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий индивида, укрепление его социальной сети.

Непосредственно педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера, направленные на то, что бы ребенок овладел по возможности знаниями, умениями, навыками самоконтроля и осознанного поведения, получил необходимый уровень образования. Важнейшей целью этой деятельности является выработка у несовершеннолетнего уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется так же профессиональная ориентация несовершеннолетних, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям. Наличие образования и востребованной обществом профессиональной направленности в значительной мере является путем и средством восстановления и повышения социального статуса дизадаптированного молодого человека.

Психологическая составляющая реабилитационного процесса направлена на укрепление активной жизненной позиции молодого человека, преодоление страха перед действительностью, коррекцию асоциальных и формирование социально одобряемых ценностных установок.

Важный элемент реабилитационной деятельности составляет социокультурная реабилитация, направленная на удовлетворение блокированной у дизадаптированных молодых людей потребности в информации, получении социально-культурных услуг, доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая несовершеннолетних к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

Реабилитация невозможна без восстановления несовершеннолетнего в статусе и дееспособности, в психолого-педагогическом смысле это означает восстановление молодого человека как социального субъекта и как субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Этот процесс связан не только с преодолением социальной дискриминации безнадзорного несовершеннолетнего, но и с изменением его представлений о самом себе – изменение его «Я-концепции».

Основными задачами социально-педагогической реабилитации являются[34]:

- профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних и подростков;

- выявление источников и причин социальной дизадаптации;

- разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ реабилитации;

- обеспечение непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий;

- обеспечение нормальных бытовых условий проживания;

- оказание психологической помощи по ликвидации кризисной ситуации;

- отслеживание дальнейшей судьбы несовершеннолетних и их устройстве.

К перечисленным выше задачам можно добавить, следующие:

- психолого-педагогическое изучение несовершеннолетнего, особенностей его личности и взаимоотношений с социумом;

- формирование у молодого человека мотивации на субъектное включение в реабилитационный процесс;

- формирование у воспитанников рефлексивной позиции, умения адекватно оценивать свои действия и поступки, действия и поступки других людей;

- восстановление нарушенных семейных связей и взаимоотношений;

- отслеживание дальнейшей судьбы несовершеннолетнего, после окончания реабилитационного процесса.

социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних, будет эффективной, если будут соблюдаться следующие условия. Данные условия мы выделили на основе теоретического анализа литературы:

1. Формируется особая реабилитационная среда, состоящая из внутреннего и внешнего поля реабилитации;

2. У несовершеннолетнего формируется система внутреннего самоконтроля, обеспечиваемого интериоризацией социальных норм и ценностей;

3. У реабилитанта формируется установка на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».

Рассмотрим эти условия подробнее. Одним из условий эффективности процесса социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних является формирование особой реабилитационной среды. Это объясняется тем, что реабилитационная деятельность, будучи комплексной, должна осуществляться различными субъектами, чья деятельность связана с оказанием помощи и сопровождением безнадзорных несовершеннолетних.

Традиционно, реабилитационная деятельность считается специфической и требующей особых условий ее осуществления, поэтому для оказания данного вида социально-педагогической помощи создаются специальные учреждения – реабилитационные центры различной направленности. Реабилитационные учреждения для безнадзорных чаще всего являются закрытыми учреждениями. Средовая ситуация в них характеризуется следующими признаками: ограниченность связей с внешним миром, недостаток жизненного пространства, зависимость от персонала, публичность проживания, регламентированность жизни в учреждении. Тем не менее, данные факторы должны не просто учитываться при организации реабилитационного воздействия, но и использоваться для создания эффективной реабилитационной среды, содержание которой обеспечивается созданием атмосферы поддержки, сотрудничества, реализации интересов и возможностей, т.е. определенного «реабилитационного поля», которое можно охарактеризовать как внутреннее, по отношению к реабилитационному учреждению.

Среди методических приемов создания внутреннего реабилитационного поля можно выделить:

- расселение с учетом характерологических особенностей,

- формирование учебных групп в соответствии с уровнем подготовки детей и их возможностями в получении образования,

- создание микросоциальных групп для трудовой деятельности,

- организация содержательного, развивающего и развлекательного досуга.

Таким образом, внутреннее реабилитационное поле понимается как организованное использование средовых факторов учреждения, способствующее созданию системы продуктивных взаимоотношений между всеми участниками реабилитационного процесса. Организующая роль в данном случае принадлежит специалистам реабилитационного учреждения, в функции которых входит всестороннее изучение несовершеннолетних начиная с первых дней их пребывания в учреждении, формирование различных микросоциальных групп для решения задач обучения, профессиональной подготовки, организации досуга и коммуникации.

Таким образом, внешнее реабилитационное поле понимается как использование внешних социально-средовых факторов для обеспечения преемственности в организации реабилитационного воздействия на несовершеннолетнего с целью повышения эффективности его социально-педагогической реабилитации в целом.

Комплексная модель реабилитационной среды образовательного учреждения позволяет наглядно показать взаимосвязь и взаимонапрвленность внутреннего и внешнего реабилитационного поля, составляющих особую среду, способствующую повышению эффективности социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних

 

(схема 1).

 

 


Схема 1.

Модель реабилитационной среды: внутреннее и внешнее поле реабилитации.

           
     
 
 

 
 

 

Следующим условием эффективности процесса социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних является формирование у несовершеннолетнего системы внутреннего самоконтроля, обеспечиваемого интериоризацией социальных норм и ценностей. В социологических исследованиях выделяют три основные формы социального контроля:

1) внешний – осуществляемый обществом и государством извне, в том числе путем наказаний и других санкций;

2) косвенный – вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;

3) внутренний – осуществляющейся по механизму оценки себя и своих действий на основе сложившейся системы ценностей.

Также условием эффективности процесса социально-педагогической реабилитации безнадзорных несовершеннолетних является формирование у реабилитанта установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».

Данное условие основывается на том, что важное значение для нормального функционирования личности имеет также такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного “Я”, самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение.

Совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой названа в работе Р.Бернса Я-концепцией [10]. Описательную составляющую которой называют образом «Я». Образ «Я» – это представление индивида о самом себе, то, каким себя представляет индивид в настоящем, какими видит свои возможности развития в будущем. Образ «Я» включает в себя различные атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и другие характеристики самовосприятия. Образ «Я» формируется под воздействием самооценки индивида и совокупности внешних влияний, которые он испытывает.

Безнадзорность – это ситуация отсутствия эмоциональной привязанности и взаимопонимания между родителями и детьми. В такой ситуации возникают трудности в формировании у несовершеннолетнего адекватной самооценки, поскольку отсутствует объективная оценка его возможностей и способностей со стороны ближайшего окружения. Тем не менее, самооценка относится к наиболее значимым характеристикам личности, которые в целом определяют мотивы ее поведения. Самооценка также определяет отношение к самому себе, то есть то, как оценивает себя человек по сравнению с окружаю­щими его людьми, считает ли он себя лучше или хуже окружающих, способным более или менее, чем они, до­стойным большего или меньшего.

Самооценка представляет собой диалектическое един­ство самоанализа и оценки, которую человек получает от окружающих. Самооценка, как считают психологи, формируется к 14 годам. Адекватность самооценки способствует более успешной социализации личности, обеспечивая не только ее интеграцию в систему общественных отношений, но и автономизацию личности, формируя самопринятие и самоуважение. Низкая самооценка, напротив, предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, что приводит к проблемам социализации индивида.

Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

У безнадзорных несовершеннолетних к проблеме формирования адекватной самооценки добавляется отрицательное воздействие социума, заключающееся в депривации родственных связей и антисоциальности ближайшего окружения.

Образ «Я» реальный всегда оценивается индивидом и соотносится с образом «Я» идеальным. В детском и подростковом возрасте расхождение этих образов может говорить как о неадаптивности индивида, так и о формировании способности видеть возможные пути развития своей личности. Более предпочтительный второй вариант возможен при условии адекватности самооценки и реалистичности признания собственных особенностей несовершеннолетнего.

Образ «Я» и самооценка составляющие Я-концепцию личности, по мнению Р. Бернса, играют троякую роль: способствуют достижению внутренней согласованности личности, определяют интерпретацию опыта и являются источником ожиданий. Все эти характеристики важно учитывать в социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей, поэтому для успешности данного процесса, необходимо формировать адекватную самооценку и позитивность образа «Я» несовершеннолетнего.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что безнадзорность является социально опасной ситуацией, поэтому безнадзорные несовершеннолетние нуждаются в помощи, в том числе и педагогической. Сложившаяся сегодня в образовательных учреждениях система работы с ними не соответствует усложнившейся ситуации в отношении этих детей. Поэтому актуальной задачей стало формирование научно обоснованной системы их реабилитации, в том числе и социально-педагогического ее аспекта.

 

Выводы к первой главе:

Материалы первой главы позволяют сделать следующие выводы:

1. В России с начала XX века не сложилось сколько-нибудь действенной и эффективной системы профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, имеющими опыт безнадзорности и беспризорности. Анализ истории организации в России работы с такой молодежью, показал, что приоритетом в данном направлении на протяжении длительного времени являлись мероприятия карательно-наказывающего, запретительного характера в процессе коррекционной работы, реабилитационная работа отличалась массовостью и не учитывала индивидуальных особенностей несовершеннолетних.

2. Молодежная безнадзорность – это явление, при котором, сохраняя эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, несовершеннолетний большую часть времени предоставлен сам себе. Должный контроль за его воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, их заменяющих, отсутствует. При этом, правильно понимаемый надзорза несовершеннолетним, не сводится только к контролю за его поведением, учебой, досугом, это, в первую очередь, наличие внутренней духовной связи с молодым человеком, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации.

 

3. Безнадзорность – это начальная стадия процесса социальной дизадаптации несовершеннолетнего, окончательной фазой которого является беспризорность.

4. Основной причиной безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности несовершеннолетнего за свои действия, пониманию свободы как безнаказанности.

5. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорной молодежи это процесс, направленный на формирование личностных качеств, активной жизненной позиции, навыков самообслуживания, правил поведения в обществе, интереса к получению образования, при этом необходимо включать сюда аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка.

6. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных несовершеннолетних, как показывает анализ литературных источников, является эффективной при следующих условиях:

- формирование особой реабилитационной среды, состоящей из внутреннего и внешнего поля реабилитации;

- развитие у несовершеннолетнего системы внутреннего самоконтроля, обеспечиваемой интериоризацией социальных норм и ценностей;

- формирование у реабилитанта установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.033 с.)