Особенности валеологической социально-педагогической деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности валеологической социально-педагогической деятельности



в учреждениях образования и здравоохранения

Одной из наиболее важных задач в системе образования на современном этапе является повышение эффективности социально-педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

(с.94) Социально-экономические реформы, проводимые в России, сопровождаются углублением социального неравенства детей и подростков, падением духовного и нравственного уровня, значительным усложнением условий обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Нестабильное экономическое положение семьи, неблагоприятные материальные и санитарные условия в образовательных учреждениях и дома, неправильная организация питания — все это приводит к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения. Сейчас здоровыми являются всего 15 % детей, половина школьников имеют функциональные отклонения и хронические заболевания. Существует опасная тенденция дальнейшего снижения показателей здоровья молодежи России.

Появление специальности социального педагога расширяет число людей, занимающихся здоровьем школьников. Эффективнее начинают решаться вопросы взаимодействия различных социальных служб, наметилась консолидация всех воспитательных сил по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Активная деятельность социального педагога в этом направлении делает более ценной организационно-методическую, правовую, научно-методическую помощь со стороны администрации образовательных и лечебно-профилактических учреждений, органов законодательной и исполнительной власти муниципального, ре­гионального и федерального уровней, которая способствует сокращению факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков.

Наиболее активно проявляется роль социального педагога по формированию здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях, которые несут ответственность за сохранение здоровья детей и формирование их валеологической культуры.

Выделяют несколько основных направлений валеологической деятельности социального педагога в образовательных учреждениях: формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей; внедрение традиций, способствующих здоровому образу жизни; отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса; профилактика и коррекция социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании); социально-педагогическая поддержка детей группы риска и детей-инвалидов. Основной валеологической деятельностью социального педагога является создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни детей и подростков.

Валеологическая деятельность социального педагога включает оценку состояния здоровья детей и подростков, изучение причин возможных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья (с.95) детей, выбор и внедрение наиболее эффективных путей их предупреждения.

В сферу деятельности социального педагога могут входить следующие задачи:

- поиск валеологически оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;

- внедрение в практику положительного опыта использования здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

- вооружение педагогов образовательного учреждения необходимыми знаниями в области применения здоровьесберегающих технологий;

- пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни и т. д.

В «Справочной книге социального педагога» (Овчарова Р. В., 2001) сформулированы следующие содержательные аспекты социально-педагогической деятельности социального педагога по охране здоровья:

- социально-педагогическая помощь семье (совместно с психологом и классными руководителями): содействие формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), положительного семейного микроклимата; обучение способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов; гуманизация семейных отношений;

- оптимизация физического воспитания учащихся (совместно с учителями физической культуры): расширение программы физвоспитания; учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся; организация активного отдыха на переменах и после уроков;

- гигиеническое и половое воспитание (совместно с учителями биологии и классными руководителями): расширение знаний учащихся о половозрастных и индивидуальных особенностях организма; обучение навыкам доврачебной помощи и профилактике заболеваний; привлечение внимания к проблемам ЗОЖ;

- рациональная организация учебно-воспитательного процесса (совместно с администрацией и педагогами): адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья групп школьников; их психофизических особенностей; изучение условий обучения (микроклимат, оборудование, питание);

- лечебно-профилактическая работа (совместно с медперсоналом): контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения (освещение, температурный режим, оборудование и др.); профилактика отклонений в состоянии здоровья (медосмотры, прививки, физиопроцедуры и др.);

- социально-Психологическая поддержка (совместно с психологами): исследование социальной ситуации развития учащихся и уровня средовой адаптации; определение состояния психоэмоционального и социального статуса учащихся; групповая и индивидуальная (с.96) работа с учащимися группы риска по преодолению социально-педагогических трудностей; социально-педагогическая реабилитация учащихся группы риска в семье и школе.

Не менее значима деятельность социального педагога и в учреждениях системы здравоохранения: домах ребенка, учреждениях медико-социальной реабилитации, медико-психолого-педагогической помощи, системе психиатрических и наркологических клиник и диспансеров, валеологических службах и центрах планирования семьи и т.д. Однако важно учесть, что наличие ставки социального педагога в названных учреждениях и службах во многом зависит от позиции в данном вопросе руководителей муниципальных органов.

Среди возможных направлений деятельности социального педагога в учреждениях здравоохранения выделяют социально-средовую и социально-психологическую реабилитацию, работу с семьями детей и подростков; профессиональную ориентацию и др. К основным функциям социального педагога в системе здравоохранения относят пропаганду здорового образа жизни, помощь больным в до- и послегоспитальный период и т.д.

 

 

§ 5. Специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях

Пенитенциарной системы

Нестабильность социально-экономической жизни в России усилила детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Социальные сироты — это особая социально-демографическая группа детей, имеющих семью и тем не менее оставшихся без попечения родителей.

Ухудшение условий жизни значительной части населения, падение нравственных устоев изменили отношение к детям, вплоть до вытеснения их из семейных отношений. Социальное сиротство обусловливается и недостаточными усилиями самого общества по оказанию своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания ребенка.

Проводимые в России социально-экономические преобразования, сокращение финансирования социальных программ, ослабление инфраструктуры образования, культуры и здравоохранения заметно ухудшили положение детей и возможности семьи по воспитанию ребенка.

Процесс дальнейшей социализации у такой категории детей носит деструктивный характер. Последствия социального сиротства выражаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых, в незащищенности детей от отрицательных влияний среды, общества, родителей. Как следствие этого — деформация личности ребенка, его неуверенность в себе, дезадаптация и десоциализация.

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (24.06.1999 г.) впервые признал факт существования в стране не только безнадзорных, но и беспризорных детей.

Указ Президента РФ «О предупреждении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних» (от 06.09.1993 г.) положил начало новой социально-педагогической практике, способствовал созданию инфраструктуры, ориентированной на профессиональную и комплексную социально-педагогическую помощь детям и семьям группы риска. В России начала складываться сеть специальных учреждений, рассчитанная на детей-сирот: приюты различных типов, центры социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением; центры дневного пребывания детей и матерей с детьми; кризисные центры для беспризорных; дома для подростков и молодежи, с воспитанием которых не справляются родители. Активизировалась деятельность по выполнению Федеральной целевой программы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних». Все это требует большого числа специалистов и, в частности, социальных педагогов.

В системе органов внутренних дел на смену инспекции по делам несовершеннолетних, подразделениям по предупреждению их правонарушений в соответствии с новым законодательством пришли подразделения по делам несовершеннолетних, а приемники-распределители для них преобразованы в центры временной изоляции.

Основными задачами центра временной изоляции несовершеннолетних являются:

- обеспечение круглосуточного приема и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в условиях их защиты и предупреждение повторных преступлений;

- проведение индивидуальной психологической работы с несовершеннолетними, выделение среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление причин, обстоятельств и условий совершения преступлений, сообщение этих сведений в органы внутренних дел;

- социально-психологическая реабилитация, коррекция поведения несовершеннолетних и т.д.

Однако существующая система профилактики не справляется с ростом преступности среди несовершеннолетних. Гуманная идея полностью отказаться от применения в отношении этой категории населения (согласно ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым во время совершения преступления не исполнилось 18 лет) наказания в виде лишения свободы не может быть реализована, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окружения, хотя несовершеннолетний возраст (с.98) рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Кроме того, несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 год.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10.12.1985 г. важнейшей задачей воспитательной работы с несовершеннолетними, которые находятся в исправительных учреждениях, является обеспечение ухода, опеки, защиты, образования, а также профессиональная подготовка, которая поможет им выполнять социально полезную роль в обществе.

Основываясь на международных рекомендациях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 109) определил, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа строится на основе Приказа Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Примерного положения о самостоятельных организациях осужденных в воспитательных колониях» (от 02.04.1997 г. № 201).

В этой инструкции определяется, что в колониях такого вида функционируют общеобразовательные школы; попечительские советы из представителей предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан; родительские комитеты.

Подведем итог. Рассмотренные сферы деятельности социального педагога распространяются на социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования; социальные службы специализированных учреждений для детей; социальные службы муниципальных органов и их учреждений; службы культурного досуга; валеологические и физкультурно-оздоровительные службы.

Другими словами, социальный педагог может работать в штате образовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социально-педагогической помощи, детских и молодежных общественных организаций, фондов, может вести частную практику.

Основные понятия

Сфера, сфера деятельности социального педагога, социум, микросоциум, ТОС, социально-педагогический комплекс, тарифно-квалификационная характеристика, учреждения дополнительного образования, здоровье, здоровый образ жизни, пенитенциарное учреждение, правонарушение.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(с.99) Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

Совет призван объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе, координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

Главными задачами Совета являются:

- разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школы;

- разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

- проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

- проведение просветительской деятельности среди несовершеннолетних;

- организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;

- защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц.

Состав Совета утверждается приказом директора школы. Работу возглавляет социальный педагог школы или заместитель директора по воспитательной работе.

В состав Совета также входят представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, методического объединения классных руководителей, блока дополнительного образования, медицинской и социально-психологической служб школы.

Совет имеет право:

- вносить предложения и изменения в планы учебно-воспитательного процесса школы;

- представлять по данной проблеме педагогический, ученический, родительский коллективы в различных органах управления, общественных организациях, структурах власти;

- рассматривать отчеты классных руководителей и воспитателей, работников системы дополнительного образования, учащихся школы;

- приглашать на собеседование родителей, посещать неблагополучные семьи с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав ребенка, при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства управ районов и в ПДН ОВД по месту жительства;

- ходатайствовать перед администрацией о принятии мер административного воздействия (меры административного воздействия к несовершеннолетним могут быть приняты комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строит свою работу и принимает решения в рамках Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 г., Международной Конвенции ООН по правам ребенка.

Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы.

Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М., 2005. — С. 72 — 73.

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ

от 01.11.2002 г. № 5

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства органов по делам молодежи в организации деятельности подростково-молодежных клубов(центров).

В ведении органов по делам молодежи могут создаваться подростково-молодежные клубы (центры) как учреждения дополнительного образования.

Данные учреждения руководствуются в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 233 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212), договором с учредителем, уставом подростково-молодежного клуба (центра) и настоящими рекомендациями.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, на основе которых разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.

На основании п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабаты­вается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

При разработке устава подростково-молодежного клуба (центра) как образовательного учреждения дополнительного образования детей следует руководствоваться Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 233 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212).

В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Более подробно компетенция образовательного учреждения установлена ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

Вместе с тем сообщаем, что работа подростково-молодежных клубов (центров), являющихся образовательными учреждениями дополнительного образования детей, дает право их работникам на социальные гарантии и льготы, предусмотренные ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Кроме того, педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 № 724, и правом на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (считать утратившим силу постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067).

Что касается аттестации педагогических работников образовательных учреждений, то данный порядок предусмотрен приказом Минобразования России от 26.05.2000 г. № 1908 «Об утверждении

Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», зарегистрированным Минюстом России 24.07.2000 г. № 2322.

 

Министр В. М. Филиппов

 

Социальная работа с молодежью: сбор­ник нормативных правовых документов / Сост. Т.К.Ростовская. — М., 2003. — С. 259-260.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896

I. Общие положения

1.Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее именуется — центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация не­совершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.018 с.)