Взаимодействие социального педагога с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие социального педагога с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями



...Разновидностью общественных объединений являются детские и молодежные общественные объединения.

Детские и молодежные объединения, с одной стороны, сами становятся субъектом социальной защиты детей и молодежи, а с другой — призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях. Объединение детей и молодых людей в организации, группы по интересам, как показывает отечественный и международный опыт, есть важный путь решения проблемы социальной защиты личности в условиях быстро меняющегося мира. Специфика подобных организаций — необходимость или желательность участия взрослых — определяет возможные направления сотрудничества социального педагога с ними.

Будучи субъектом социозащитных действий, детские и молодежные организации могут:

- создавать специальные программы для привлечения внимания к своим проблемам. Согласно положениям ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), представляемые на конкурсной основе в федеральные или местные органы исполнительной власти проекты (программы) детских и молодежных организаций могут получить государственную поддержку. Конкурсный проект (программа) молодежного или детского объединения должен отражать его цель, основные задачи, содержание и план реализации; финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности этого объединения по реализации проекта (программы);

- создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала, что благоприятно скажется на становлении личности несовершеннолетнего, его способности противостоять различным негативным воздействиям и влияниям; содействовать программированию поведения и деятельности, адекватных возможностям человека. Организации и объединения призваны помочь человеку в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов. Социальный педагог, организатор детского движения должны оказать помощь в определении доминирующих целей, предупредить о возможных трудностях, которые могут возникнуть при их реализации;

- привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений, организаций;

- налаживать взаимодействие детских и молодежных организаций с другими социальными институтами в организации социальной помощи детям и молодежи;

- включать детей и молодежь в поиск решения существующих проблем через специально создаваемые органы детского самоуправления;

- организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам и другим людям. При этом социальный педагог создает условия для выбора сферы социальной деятельности и организует подготовку к этой деятельности (диагностика индивидуальных особенностей, ознакомление с вариантами выбора будущей деятельности, соответствующей возможностям, и т.п.);

- готовить детей и молодых людей к социальной самозащите; формировать социальные знания и умения, что может обеспечить единство социальной защиты и социальной самозащиты. Для того чтобы молодые люди лучше адаптировались к системе социальных отношений, были готовы к реализации социальных функций, чтобы успешнее проходила социализация, необходим комплекс знаний, сформировать которые могут взрослые члены организаций, организаторы детского движения, социальные педагоги и т. п.;

- осуществлять педагогическую коррекцию социального поведения и социальных связей, которая предполагает использование взрослыми членами данных организаций (в том числе социальными педагогами) оптимальных педагогических средств для подготовки детей к цивилизованному социальному общению, разрешению конфликтных ситуаций, участию в различных формах социальной деятельности, а также проведение анализа этой деятельности с целью более эффективного включения в нее;

- осуществлять профилактику асоциального поведения. Социальный педагог, организатор детского движения должен работать с каждым ребенком, используя возможности детских объединений, организаций, чтобы предупредить возможные асоциальные действия, которые он может совершить в силу не только низкого уровня нравственности, но и индивидуальных психологических качеств личности.

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.-С. 195-197.

КАРТОЧКА СЕМЬИ

(для индивидуальной работы с семьей)

1. Ф. И. О. учащегося__________________________________

2. Ф. И. О. родителей___________________________________

3. Тип семьи (полная, неполная, «материнская», маргинальная, многодетная) ______________________________________

4. Возраст родителей: отца __________ матери ______________

5. Образование и социальное положение родителей:

отца_______________________________________________

матери_____________________________________________

6. Уклад семейной жизни (благоприятный, противоречивый, неблагоприятный) ______________________________________

7. Уровень психолого-педагогической культуры (высокий, средний, низкий): отца __________ матери_______________________

8. Характеристика отношений между членами семьи (организационное, эмоциональное, волевое, конвенциальное, коммуникативное, интеллектуальное единство): ______________________

9. Ценностные ориентации семьи________________________

10. Увлечения родителей_______________________________

11. Конкретная помощь родителей школе___________________

12. Индивидуальные особенности ребенка__________________

13. Уровень воспитанности ребенка_______________________

14. Успеваемость_____________________________________

15. Замеченные недостатки в семейном воспитании__________

16. Особенности семьи, которые необходимо учесть школе при воспитании ребенка _____________________________________

17. Является ли данная семья проблемной__________________

18. Педагогические задачи, вытекающие из характеристики социальной ситуации развития семьи ________________________

19. Индивидуальная социально-педагогическая работа с семьей с учетом регионального компонента_______

Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. — М., 2003. — С. 179.

 

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Они могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.).

Важнейшей характеристикой семьи является стиль воспитания в ней, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости—мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный {властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться исполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкции на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим.

Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны, может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; у младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но младшими, при этом принимаются во внимание их интересы и проблемы. Коммуникация имеет двухсторонний характер: от старших к младшим и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать разные стили воспитания (например, отец — более авторитарен, мать — демократична). Так, есть семьи, в которых мать стремится к эмоциональной близости с ребенком, взаимопониманию, сочувствию. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла», своих стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, предметов, необходимых для удовлетворения различных интересов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных наборов; этюдников и пр.).

Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2004. - С. 162-164.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте основные направления работы семейного социального педагога.

2. Из каких элементов складывается система работы общинного (сельского) социального педагога?

3. Каковы возможности детских общественных объединений в процессе социализации подростков?

4. В чем заключается специфика содержания работы социального педагога — специалиста по работе с молодежью?

5. Назовите варианты классификаций специализаций социального педагога? Какому из них вы отдали бы предпочтение? Почему?

Рекомендуемая литература

Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. — М., 2001.

Бендел Р. Семейная терапия. — Воронеж, 1993.

Борисова В. А. Социальный педагог в условиях села // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 1.

Бочарова В. Г., Плоткин М.М, Школьник в микрорайоне. — М., 1986.

Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1993.

Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. — Минск, 2000.

Кириченко Е. Б. Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа: Программы по специализации для социальных педагогов / Под ред. Л.В.Байбородовой. — Ярославль, 2001.

Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. - М., 1999.

Колков В. В., Шохина Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью. — М., 2000.

Куличеко Р. М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. — Тамбов, 1998.

Лексикон социальной работы / Ред. С. М. Кибардина, С. И. Михайлова, О.М. Чернышова. — Вологда, 1999. — С. 204.

Лодкина Г. В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства. — М., 2003.

Лукьяненко Л. С., Степанова Н.А. Новые технологии социально-педагогической работы в сельской общине. — М., 1996.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2004.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М., 2003.

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. — М.; Екатеринбург, 2002.

Никитина Л. Е., Симонович В. Л. Практическое обучение социальных педагогов в высшем учебном заведении. — М., 1999.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

Прохорова О. Г. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении. — Норильск, 1996.

Пташко Т. Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения. — Челябинск, 2000.

Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н. Ф. Масловой. — Орел, 1995.

Расчетина С. А. Социальная педагогика — развивающаяся область образования. — Псков, 1998.

Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л. В. Ковинько. — М., 1990.

Семейный кодекс Российской Федерации. — М., 1996.

Сластенин В.А., Грачев В. В. Социальный педагог: учебно-методические материалы. — М., 1991.

Словарь по социальной педагогике / Под ред. Л. В. Мардахаева. — М., 2002.

Сорочинская Е. Н. Подготовка социальных педагогов детско-юношеских объединений. — Ростов н/Д, 1996.

Социальная педагогика, социальная работа. Социально-юридический словарь/ Под ред. Г.В. Мухамедзяновой. — М., 1995.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

Социальная работа с молодежью: Сборник нормативных правовых документов / Сост. Т. К. Ростовская. — М., 2003.

Социальный педагог и социальный работник в России: Профессиональные и этические стандарты // Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. — М., 1995.

Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. — М., 1996.

Тетерский С. В. Образовательная программа допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования социальных педагогов и социальных работников. — М., 1996.

Учреждения социального обслуживания детей и молодежи: анализ деятельности / Авт.-сост. Г. И. Репринцева. — М., 2003.

Черкасова М. Ф. Специализация в подготовке педагога // Дети в меняющемся мире: Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной педагогики и социальной работы. — Омск, 1998.

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.

Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. — М., 2004.

Шептенко П. А. Введение в специальность социального педагога. — М.; Барнаул, 2004.

Шептенко П.А., Воронива Г.А. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2001.

Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М., 2005.

Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика. — М., 2004.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.045 с.)