Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: зарождение социально-педагогической мысли и практики на ранних этапах развития человечества.

Поиск

Семинар № 1. (2 час.)

Тема: Зарождение социально-педагогической мысли и практики на ранних этапах развития человечества.

1. Общественное воспитание во взглядах античных философов (Платон, Аристотель).

2. Организация общественного воспитания в афинском и спартанском обществе.

3. Роль семьи в процессе социализации в Древнем Риме.

Задания для самостоятельной работы:

*Приведите примеры, характеризующие цели и основные направления социального воспитания в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае.

*Составьте собирательную характеристику образа человека по работам античных философов.

*Покажите, что термин «воспитание» в античной культуре является синонимом: социализации; обучения; воспитательной деятельности; политической задачи государства.

*Сравните взгляды на общественное воспитания Платона и Аристотеля, используя следующие основания: философское определения человека в мире; роль среды в становлении человека; факторы среды, влияющие на становление человека; цель воспитания; содержание; субъекты воспитания; результат. Сделайте вывод об общем и различиях.

*Сделайте конспект главы III («Нормативный канон человека и стиль социализации») в книге И.С. Кона «Ребенок и общество». Покажите, как цели, задачи и методы воспитания связаны с нормативным образом ребенка в культуре. Что и как влияет на локус контроля? Как происходит усвоение свойственного данной культуре нормативного канона человека? Как различаются термины «социализация» и «воспитание»?

**Составьте «тезаурус» педагогики в античном мире.

**В работах Платона и Аристотеля найдите определения общества, охарактеризуйте его структуру.

**Приведите примеры, доказывающие социальную направленность воспитания а) в традиционной семье; б) в первых образовательных учреждениях в древнейших государствах.

**Используя тексты – афоризмы Конфуция («Беседы и суждения») дайте характеристику представлений о роли среды в жизни человека. Какими чертами должен обладать «добродетельный» человек, живя в таком обществе?

***Докажите, что семейное воспитание в Древнем Риме носило выраженный социальный характер.

***Используя дополнительную литературу (исторического, этнографического, антропологического характера), подберите материал (факты), который может стать иллюстрацией к содержанию процесса социализации в родовой общине. Какой социальный опыт приобретался в данном процессе? Какие социальные нормы и ценности усваивались?

***Охарактеризовать задачи воспитания как социального института по древнейшим законодательным источникам («Законы вавилонского царя Хаммурапи»).

***Л.Д. Синицкий в работе «Трудовая школа, ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом» утверждал, что «социально-педагогическая практика античности складывалась на трех принципах: социальности, действенности и целостности». Приведите примеры, подтверждающие данное заключение.

Семинар № 2 (2час).

Тема: Социальное воспитание в Средние века и эпоху Возрождения

1 Формы и методы социального воспитания в христианской педагогике Средневековья.

2.Социально-педагогические взгляды эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, В. да Фельтре.).

3. Социальные функции школы в период Средневековья и Реформации.

Задания для самостоятельной работы.

*Выявите социальную направленность содержания воспитания феодала, рыцаря, ремесленника. Что было общим? Что – отличным?

*Представьте обзор форм религиозной благотворительности, распространенных в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации. Сделайте вывод с точки зрения социально-педагогической целесообразности.

**Проанализируйте представленные «Документы и материалы» (Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – С. 72 – 85). Покажите, какой социальный опыт был актуален для освоения человеком в изучаемую эпоху.

***Дайте характеристику педагогических традиций Западной цивилизации в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации с точки зрения социализации.

***Используя историческую и историко-педагогическую литературу, докажите, что педагогическая концепция классического христианства и протестантизма имеют больше схожего, чем отличного в аспекте социализации.

Семинар № 3 (2 час.).

Формирование социально-педагогических подходов в России.

1. «Домострой» как модель социального воспитания в России.

2. Призрение как социально-педагогическая практика на Руси до 17 в.

3. Социально-педагогический характер социальных реформ Петра I

Задания для самостоятельной работы:

*Опишите образ идеального человека на основе анализа текста «Домостроя».

*Составьте «словарь педагогических терминов», характерных для отечественной педагогической традиции (используйте материалы Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. – С., 60, 83, 98, 164 – 167; Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – с. 46, 47).

**Используя данные истории, этнологии, культурологи, подберите доказательства тезиса о том, что народная педагогика России имела выраженный социальный характер.

***Сделайте конспект работы В.О. Ключевского «Два воспитания», проанализируйте соотношение семейного, религиозного воспитания в России.

Семинар № 4 (2 час.).

Развитие социальной педагогики в эпоху Нового времени

1. Соотношение семейного, религиозного и социального воспитания в концепции И. Песталоцци.

2. Социалисты – утописты о целях, содержании, формах и методах общественного воспитания.

3. Взаимосвязь принципов природосообразности и культурособразности в концепции Ф.А. Дистервега.

Практические задания.

*Выделить новое в содержании, организации помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.

*Раскрыть социально-педагогический смысл практики «образования бедных».

*Используя текст доклада Ж. Кондорсе «Об общей организации народного образования» (см. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – С. 104 – 106), сформулируйте задачи и формы общетсвенного воспитания.

**Сопоставьте направления социально-воспитательной деятельности и формы организации социального воспитания в эпоху Нового врмени.

**Сравните задачи общественного воспитания, в представлении Ж.Ж. Руссо с точки зрения макро-процессов (общества, культуры) и микро0процессов (самого человека).

**Выберите определения «общественного воспитания», анализируя работы представителей общественной мысли, педагогов Нового времени (Я.А. Коменский, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, И. Кант, Ф. Фребель и др.). Сравните.

**Подготовьте конспект по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. Пособие. – М., 2003. – С. 5 – 8). Проанализируйте социально-философское представление о социальном воспитании И. Канта.

**Сделайте анализ задач социального воспитания И.Г. Фихте по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. Пособие. – М., 2003. – С. 8 – 12).

**Используя работы И.Г. Песталоцци («Письмо другу о пребывании в Станце», «Письмо г-на И.Г. Песталоции г-ну Н.Э.Ч.») подтвердите социально-воспитательный контекст его деятельности: выделите специфику образования, социального опыта и индивиудальной помощи, реализуемой в его учреждениях.

***Сравните представления о необходимом уровне образовании, социальном опыте и индивидуальной помощи, с точки зрения задач социализации в эпоху Нового времени.

Семинар № 5 (2 час.)

Семинар № 6 (2 час.)

Семинар № 7 (2 час.).

Семинар № 9 (2 час.).

Развитие теории и практики социального воспитания России (советский период)

1. Взаимодействие как основа социального воспитания в концепции М.В. Крупениной и В.Н. Шульгина.

2. Социальное воспитание как направление официальной советской педагогики (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др.)

3. Проблема среды в педагогической концепции научной школы Л.И. Новиковой (Н.П. Селиванова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов, Ю.С. Мануйлов и др.)

Практические задания.

*Составьте перечень форм взаимодействия школы и среды в советский период.

*Подберите исторические факты, иллюстрирующие следующие направления социально-педагогической деятельности в советский период: защита детей, организация досуга, усвоение социального опыта.

**Используя работы С. Шацкого (Изучение жизни и участие в ней// Избр. Пед. соч. – М., 1980), М. Крупениной, В.Н. Шульгина, выделите варианты взаимодействия школы и социальной среды.

**Сравните сущность понимания «социального» в воспитании отечественных педагогов до и после 1917 г.

**Проведите сравнительный анализ целей и задач социального воспитания во взглядах: А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.Н. Иорданского, М.В. Крупениной, В.В. Зеньковского.

**Сравните Всесоюзную пионерскую организацию и движение скаутов по их социализирующим возможностям.

***Соберите материал по вопросу «Социальное воспитание в педагогике Русского Зарубежья».

***Проанализируйте трансформацию, произошедшую с теорией и практикой социального воспитания после революции 1917 г. в России.

Самостоятельная работа № 2.

Исторический обзор развития содержания социальной педагогики». Предложить исторический обзор социального воспитания по одному из предлагаемых направлений:

1 Социальное воспитание в сфере решения задач социального образования.

2. Социальное воспитание в сфере освоения социального опыта.

3.Социальное воспитание в сфере оказания индивидуальной помощи.

Примерные аспекты рассмотрения:

· Какие задачи решались в рамках данной сферы социального воспитания?

· С чем это было связано?

· Теоретические идеи, обосновывающие данную практику?

· Конкретные примеры социально-педагогической практики в историческом развитии.

Время – 15 минут.

 

Самостоятельная работы № 3 Проектное задание (групповой подход).

Выпоняется микрогруппой студентов не более 4 человек

Студент (индивидуально или микрогруппой) выбирает один из исторических периодов в развитии социальной педагогики и представляет его презентацию, в которой должны быть обязательно отражены следующие разделы:

а) «хронологические рамки» этапа (в связи с какими событиями связаны);

б) основные социально-педагогические проблемы в этот период;

в) основные мероприятия по решению данных проблем;

г)содержание социального воспитания:

организация социального опыта

социальное образование,

индивидуальная помощь;

ж) известные личности, занимающиеся проблемами социального воспитания (общественные деятели, ученые пр.);

Список рекомендуемой литературы

Основная:

Андреева И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176.

Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики

Ромм, Т. А. История социальной педагогики / Т.А. Ромм. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2010.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2004. – 440 с.

Дополнительная:

История социальной педагогики (Становлении и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник/Под ред. В.И. Беляева. – М., 2003.

Липский, И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ/И.А. Липский. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.

Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. / А.В. Мудрик. -- М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

Мудрик, А.В. Социализация человека / М.: Академия, 2010. - 368 с.

Мудрик, А.В. А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006. – 304 с.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред.В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

Интернет-ресурсы^

www.pedlib.ru

www.socialpedagogika.ipqi.ru

http://wiki.iot.ru/index.php/СоцОбраз:Сообщество_социальных_педагогов

http://www.ssopir.ru/

 

Посещение лекций В течение семестра   0,5 7 лекций, всего –максимльно3,5 баллов
Работа на семинарских занятиях В течение семестра     11 занятий. За каждое занятие студент получает 1,2,3 балла. 1 балл – посещение занятия; 2 балла – студент дополняет дискуссию практического занятия; 3 балла – студент активно участвует в ходе обсуждения. Активно высказывается, включается во все виды учебных задач на практическом занятии.
Практические занятия В течение семестра     В зависимости от сложности задания, отмечаемого звездочкой: 1-2-3 балла
Самостоятельная работа № 1 «Конспектирование первоисточников» Конец марта     5 баллов – задание выполнено в срок и зачтено с минимальными замечаниями; 3 балла – задание выполнено в срок, зачтено по итогам исправления значительных замечаний (оформление, содержание, понимание) 0 баллов – задание выполнено в ходе сессии
Самостоятельная работа № 2 Конец апреля     См. выше
Самостоятельная работа № 3 «Проект» В течение мая     20 баллов с презентацией 10 баллов – устно 0 баллов – в течение сессии

 

За экзамен – максимально 15 баллов.

Итого: 95 - 100 баллов – «отлично»

70 – 94 балла – хорошо

50-69 – удовлетворительно

 

Семинар № 1. (2 час.)

Тема: Зарождение социально-педагогической мысли и практики на ранних этапах развития человечества.

1. Общественное воспитание во взглядах античных философов (Платон, Аристотель).

2. Организация общественного воспитания в афинском и спартанском обществе.

3. Роль семьи в процессе социализации в Древнем Риме.

Задания для самостоятельной работы:

*Приведите примеры, характеризующие цели и основные направления социального воспитания в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае.

*Составьте собирательную характеристику образа человека по работам античных философов.

*Покажите, что термин «воспитание» в античной культуре является синонимом: социализации; обучения; воспитательной деятельности; политической задачи государства.

*Сравните взгляды на общественное воспитания Платона и Аристотеля, используя следующие основания: философское определения человека в мире; роль среды в становлении человека; факторы среды, влияющие на становление человека; цель воспитания; содержание; субъекты воспитания; результат. Сделайте вывод об общем и различиях.

*Сделайте конспект главы III («Нормативный канон человека и стиль социализации») в книге И.С. Кона «Ребенок и общество». Покажите, как цели, задачи и методы воспитания связаны с нормативным образом ребенка в культуре. Что и как влияет на локус контроля? Как происходит усвоение свойственного данной культуре нормативного канона человека? Как различаются термины «социализация» и «воспитание»?

**Составьте «тезаурус» педагогики в античном мире.

**В работах Платона и Аристотеля найдите определения общества, охарактеризуйте его структуру.

**Приведите примеры, доказывающие социальную направленность воспитания а) в традиционной семье; б) в первых образовательных учреждениях в древнейших государствах.

**Используя тексты – афоризмы Конфуция («Беседы и суждения») дайте характеристику представлений о роли среды в жизни человека. Какими чертами должен обладать «добродетельный» человек, живя в таком обществе?

***Докажите, что семейное воспитание в Древнем Риме носило выраженный социальный характер.

***Используя дополнительную литературу (исторического, этнографического, антропологического характера), подберите материал (факты), который может стать иллюстрацией к содержанию процесса социализации в родовой общине. Какой социальный опыт приобретался в данном процессе? Какие социальные нормы и ценности усваивались?

***Охарактеризовать задачи воспитания как социального института по древнейшим законодательным источникам («Законы вавилонского царя Хаммурапи»).

***Л.Д. Синицкий в работе «Трудовая школа, ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом» утверждал, что «социально-педагогическая практика античности складывалась на трех принципах: социальности, действенности и целостности». Приведите примеры, подтверждающие данное заключение.

Семинар № 2 (2час).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.011 с.)