Социально-педагогические концепции в России (конец XIX – начало XX вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогические концепции в России (конец XIX – начало XX вв.)



1. Общественность как принцип педагогики в идеях П.Ф. Каптерева.

2. Проблема социального в концепции свободного воспитания.

3.«Педагогика среды» С.Т. Шацкого.

Основные понятия: принцип общественности, вольные школы, клубы, антропоцентризм, внешкольное образование, общественное призрение, свободное воспитание, «педагогика среды», Дом свободного ребенка, «Сеттльмент», клуб, Народный дом, благотворительность, общественно-педагогическое движение,

Практические задания.

**Подберите аргументы, позволяющие утверждать, что идеи С.Т. Шацкого представляют суть социально-педагогической теории.

*Подберите исторические факты, доказывающие положение, что общественно-педагогическое движение есть форма социально-педагогической деятельности в России.

**Выделите этапы в развитии социально-педагогической деятельности С. Шацкого, охарактеризуйте основное содержание идей и практики.

**Дайте характеристику понятия «среда» по представлениям отечественных педагогов конца XIX – начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.).

***Подберите аргументы, опровергающие или подтверждающие мнение В.В. Зеньковского, что идеям К.Н.Вентцеля присущ «крайний социально-педагогический утопизм».

Тема 8. Социальное воспитание в России (конец XIX – начало XX вв.) 2 час.

1.Общественно-педагогическое движение как форма социально-педагогической деятельности в России.

2.«Дом свободного ребенка» -- как социально-педагогический комплекс.

3. Зарождение детского движения в России.

Практические задания:

*Используя историческую литературу соберите фактологический материал, иллюстрирующий исправительно-воспитательное направление в социальной педагогике рассматриваемого периода.

*Сделайте выписки из работ Д.А. Дриля «Тюрьма и принудительное воспитание» и «Явления ранней развращенности и преступности у детей и подростков, их ближайшие причины и общественное значение» (Отечественнаясоциальная педагогика: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений/ сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003), позволяющие сделать выводы о содержании, формах и методах исправительной деятельности.

**Дайте характеристику основным субъектам социально-педагогической деятельности указанного периода.

**Соотнесите основные социально-педагогические концепции и формы социально-педагогической деятельности.

**Соотнесите формы социального воспитания по основным сферам: образование; освоение социального опыта; индивидуальная помощь.

***Сравните цели и задачи детского движения, представленные в организации скаутов и других общественных организациях России указанного периода.

Семинар № 9 (2 час.).

Развитие теории и практики социального воспитания России (советский период)

1. Взаимодействие как основа социального воспитания в концепции М.В. Крупениной и В.Н. Шульгина.

2. Социальное воспитание как направление официальной советской педагогики (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др.)

3. Проблема среды в педагогической концепции научной школы Л.И. Новиковой (Н.П. Селиванова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов, Ю.С. Мануйлов и др.)

Практические задания.

*Составьте перечень форм взаимодействия школы и среды в советский период.

*Подберите исторические факты, иллюстрирующие следующие направления социально-педагогической деятельности в советский период: защита детей, организация досуга, усвоение социального опыта.

**Используя работы С. Шацкого (Изучение жизни и участие в ней// Избр. Пед. соч. – М., 1980), М. Крупениной, В.Н. Шульгина, выделите варианты взаимодействия школы и социальной среды.

**Сравните сущность понимания «социального» в воспитании отечественных педагогов до и после 1917 г.

**Проведите сравнительный анализ целей и задач социального воспитания во взглядах: А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.Н. Иорданского, М.В. Крупениной, В.В. Зеньковского.

**Сравните Всесоюзную пионерскую организацию и движение скаутов по их социализирующим возможностям.

***Соберите материал по вопросу «Социальное воспитание в педагогике Русского Зарубежья».

***Проанализируйте трансформацию, произошедшую с теорией и практикой социального воспитания после революции 1917 г. в России.

Семинар № 10. Развитие социальной педагогики в XX веке (2 час.).

1. Особенности развития социальной педагогики за рубежом в период между Мировыми войнами.

2. Социальная педагогика и социальная работа в XX в.: общее и различное в развитии.

Практические задания

**Сделайте обзор проблем, касающихся развития социальной педагогики на основе анализа тематики статей журнала «Педагогика» за последние 5 лет.

*Сравните проблемное поле социальной педагогики и социальной работы, выделите понятийный аппарат, сформулируйте свое понимание соотношения данных отраслей знания и сфер практики в современной ситуации.

 

***Подготовьте самостоятельно ответ на вопрос: «Особенности подготовки социальных педагогов в России на современном этапе».

 

Самостяостельная работа № 1 «Конспектирование первоисточников»

На выбор из учебного пособия «История социальной педагогики» Ромм Т.А. выбирается один из превоисточников по истории социальной педагогики.

Конспект предполагает:

1) внешний анализ источника (данные об авторе; когда и в связи с чем написана работа)

2) внутренний анализ (конспект в форме таблица: тезис – положение)

3) вывод об акутальности работы в современной социально-педагогической ситуации

4) выходные данные в соответствие стребованиями ГОСТ

Самостоятельная работа № 2.

Исторический обзор развития содержания социальной педагогики». Предложить исторический обзор социального воспитания по одному из предлагаемых направлений:

1 Социальное воспитание в сфере решения задач социального образования.

2. Социальное воспитание в сфере освоения социального опыта.

3.Социальное воспитание в сфере оказания индивидуальной помощи.

Примерные аспекты рассмотрения:

· Какие задачи решались в рамках данной сферы социального воспитания?

· С чем это было связано?

· Теоретические идеи, обосновывающие данную практику?

· Конкретные примеры социально-педагогической практики в историческом развитии.

Время – 15 минут.

 

Самостоятельная работы № 3 Проектное задание (групповой подход).

Выпоняется микрогруппой студентов не более 4 человек

Студент (индивидуально или микрогруппой) выбирает один из исторических периодов в развитии социальной педагогики и представляет его презентацию, в которой должны быть обязательно отражены следующие разделы:

а) «хронологические рамки» этапа (в связи с какими событиями связаны);

б) основные социально-педагогические проблемы в этот период;

в) основные мероприятия по решению данных проблем;

г)содержание социального воспитания:

организация социального опыта

социальное образование,

индивидуальная помощь;

ж) известные личности, занимающиеся проблемами социального воспитания (общественные деятели, ученые пр.);

По итогам – вывод с указанием использованных источников.

В выводе необходимо уточнить, какие новые формы социально-педагогической деятельности появились по сравнению с предыдущим этапом; уровень социальной педагогики (осмысление проблем социального воспитания на теоретическом уровне).

Список рекомендуемой литературы

Основная:

Андреева И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176.

Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики

Ромм, Т. А. История социальной педагогики / Т.А. Ромм. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2010.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2004. – 440 с.

Дополнительная:

История социальной педагогики (Становлении и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник/Под ред. В.И. Беляева. – М., 2003.

Липский, И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ/И.А. Липский. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.

Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. / А.В. Мудрик. -- М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

Мудрик, А.В. Социализация человека / М.: Академия, 2010. - 368 с.

Мудрик, А.В. А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006. – 304 с.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред.В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

Интернет-ресурсы^

www.pedlib.ru

www.socialpedagogika.ipqi.ru

http://wiki.iot.ru/index.php/СоцОбраз:Сообщество_социальных_педагогов

http://www.ssopir.ru/

 

Посещение лекций В течение семестра   0,5 7 лекций, всего –максимльно3,5 баллов
Работа на семинарских занятиях В течение семестра     11 занятий. За каждое занятие студент получает 1,2,3 балла. 1 балл – посещение занятия; 2 балла – студент дополняет дискуссию практического занятия; 3 балла – студент активно участвует в ходе обсуждения. Активно высказывается, включается во все виды учебных задач на практическом занятии.
Практические занятия В течение семестра     В зависимости от сложности задания, отмечаемого звездочкой: 1-2-3 балла
Самостоятельная работа № 1 «Конспектирование первоисточников» Конец марта     5 баллов – задание выполнено в срок и зачтено с минимальными замечаниями; 3 балла – задание выполнено в срок, зачтено по итогам исправления значительных замечаний (оформление, содержание, понимание) 0 баллов – задание выполнено в ходе сессии
Самостоятельная работа № 2 Конец апреля     См. выше
Самостоятельная работа № 3 «Проект» В течение мая     20 баллов с презентацией 10 баллов – устно 0 баллов – в течение сессии

 

За экзамен – максимально 15 баллов.

Итого: 95 - 100 баллов – «отлично»

70 – 94 балла – хорошо

50-69 – удовлетворительно

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.014 с.)