НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Под этическими нормами понимаются социально и профессионально значимые качества личности социального педагога, стиль его поведения и общения, нравственные идеалы и личностные ориентации, необходимые для профессиональной деятельности.

Этические нормы и профессиональные стандарты являются неделимым целым подготовки социальных педагогов, так как составляют системообразующую основу профессии.

Нормы профессиональной этики социального педагога, работающего с людьми, чьи возможности здоровья и социализации ограниченны, являются «внутренним профессиональным цензором», позволяющим соотносить свои действия и поступки с неким нравственным эталоном, образцом, контролировать свою профессиональную компетентность. Неслучайно многие этические нормы, которые вырабатывались на всем протяжении исторического периода становления и развития профессиональной социально-педагогической деятельности, направлены не только на объект деятельности (лиц с ограниченными возможностями), но и на личностную сферу специалиста, к его субъективному Я.

Это те профессионально-этические нормы, которые выступают в качестве категорического императива, некоего обязательного для выполнения свода требований и законов данной профессии.

1. Приоритет личности и семьи по отношению к обществу и государству.

Социальный педагог не только оказывает соответствующие услуги клиенту, но прежде всего защищает его права на образование и наследование социального опыта, проводит курс социальной реабилитации, позволяющей клиенту восстановить связи с обществом, войти в него полноправным членом и найти в нем свою собственную нишу. Только в случаях, когда клиент нарушает (с.64) закон, социальный педагог встает на защиту интересов общества.

2. Конфиденциальность во взаимоотношениях с клиентом. Информация о личной жизни клиента и интимной сфере семьи не может быть предметом обсуждения даже в узком кругу профессионалов, так как это может оказать негативное влияние на жизненный сценарий личности и привести к необратимым последствиям в социальных взаимоотношениях с клиентом. Конфиденциальность профессиональной информации — одно из важнейших требований реализации социально-педагогической деятельности.

3. Четкая дифференциация личностных оценок социальной ситуации от профессиональной диагностики.

Это наиболее сложное требование к реализации социально-педагогической деятельности, предполагающее профессионализм высочайшего уровня. Необходимо уметь четко разграничить собственные стереотипы восприятия исследуемой социальной ситуации от реально существующей проблемы. Доверительные взаимоотношения с клиентом не должны скатываться к панибратским или потребительским отношениям. Недопустимо строить межличностные взаимодействия социального педагога с клиентом на основе принципа взаимозависимости. Базисом взаимоотношений должны быть уважение, корректность и альтруизм.

4. Социальная активность, стремление к позитивным изменениям социальной ситуации.

Это одно из основных направлений практической реализации социально-педагогической деятельности. Социальная активность является основным нравственным требованием к практической деятельности социального педагога, что связано с активным участием в социальных, гуманитарных и благотворительных акциях, направленных на отстаивание прав клиентов.

Социальная активность предполагает выход за рамки служебных обязанностей социального педагога.

5. Постоянное самообразование и умение передавать знания другим.

Социальный педагог — носитель информации и социального опыта, которые он посредством специфических методов и приемов передает своим клиентам. Поэтому важнейшим требованием к организации профессиональной социально-педагогической деятельности является его постоянное самообразование. Активное познание окружающего мира через различные формы взаимодействия с социальной действительностью и умение передавать свои знания клиентам, трансформировать собственные знания и опыт в достояние других людей, которые в силу различных причин не могут самостоятельно получить адекватную информацию об окружающем мире, — обязательная составляющая профессионально-этического кодекса социального педагога. (с.65)

6. Уважение к личности клиента независимо от его отличия от принятого в обществе эталона нормы.

Социальный педагог рассматривает клиента не с позиции сравнения его с нормой и оценивания негативных проявлений его индивидуальных качеств (физических, психических, интеллектуальных и др.), а с точки зрения непревзойденной оригинальности и неповторимости данной личности, ее безусловной ценности для общества.

7. Развитие принципов самопомощи и взаимопомощи клиентов.

Это важнейшие принципы взаимодействия социального педагога и клиентов. Их суть заключается в том, что социальный педагог в своей практической деятельности должен опираться на имеющиеся внутренние резервы своего подопечного, которые он прежде всего должен уметь выявить и развить. Социальный педагог не должен быть постоянной опорой, «костылем», на который клиент будет опираться всю свою жизнь. Такая ситуация формирует иждивенческую позицию у подопечного. Задача социального педагога состоит в том, чтобы научить человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, восстанавливать связи с социумом, группой, самим собой, мобилизовав все имеющиеся внутренние возможности и резервы.

8. Готовность действовать от имени клиента.

Представляя интересы клиента в различных инстанциях, социальный педагог должен не только понимать, но и принимать другое Я, максимально проникнуться проблемами клиента и компетентно содействовать решению этих проблем.

9. Стремление к социальной справедливости, защите прав чело­века и общественному порядку.

Данное профессионально-этическое требование к деятельности социального педагога предполагает его активную жизненную позицию в позитивном изменении социальной ситуации на разных уровнях социума, стремление не только улучшить среду обитания клиента, но и повлиять на глобальные изменения в области социальной политики. В сфере деятельности социального педагога, которую можно обозначить как «среда—личность», акцент переносится на изменение социальных условий, окружающих личность и влияющих на ее социальный статус.

Профессия социального педагога, который работает с клиентами, имеющими различные отклонения в развитии, выдвигает принципиально новые требования к субъекту социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности.

Аксенова Л. И. Социальная педагоги­ка в специальном образовании. — М., 2001.-С. 94-96.

(с.66)

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА(с.66-69)

№ п/п Направление деятельности Содержание
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона. Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся. Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации. Определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия. Определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия. Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
Социально-педагогическая защита прав ребенка Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве. Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, совет по профилактике правонарушений и преступлений, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.). Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося Раннее выявление неблагополучных семей. Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т.д. Пропаганда здорового образа жизни в семье — необходимое условие успешной социализации детей и подростков. Психолого-педагогическое просвеще­ние с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье. Духовно-ценностное просвещение. Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс. Организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.
Социально-педагогическое консультирование Организация и проведение индивидуальных консультации для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении. Консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся. Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета: «группа риска», внутри-школьный контроль (далее — ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее — ИДИ). Организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска». Способствование пропаганде здорово го образа жизни. Повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения. Организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка Сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности. Развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями
Поддержка социальноценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) Забота о больных, инвалидах и бедных. Благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей. Работа в службах социальной защиты. Благоустройство города, поселка, двора. Охрана природы и памятников культуры. Проведение игр и творческих занятий с детьми. Другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям
Организационно-методическая деятельность Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности. Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам. Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований

Шишковец Т. А. Справочник социаль­ного педагога. — М, 2005. — С. 28 — 31.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.005 с.)