Этнопедагогические проблемы детства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнопедагогические проблемы детства.



 

ЭТНОПЕДАГОГИКА – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и обучении детей и во взглядах на ценности семьи, рода, племени. В общем понимании это народная педагогика.

Предмет этнопедагогики – народная педагогика, исторически сложившаяся у разных народов.

Этнопедагогика исследует пед. опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации пед. идей народа в современной науке и практике.

Предмет этнопедагогики включает в себя:

- педагогику семейного быта

- пословицы и поговорки народов мира и их значение для нравственного воспитания

- народные песни и их роль в эстетическом воспитании

- колыбельные песни народов мира

И т.д.

В целом этнопедагогика как наука изучает:

1)основные педагогические понятия (воспитание, обучение)

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция,труд, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, народные песни, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Народное педагогическое творчество представляет собой одну из важных сторон многовекового развития культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей. Оно меняет формы и способы вместе с изменениями в человеческом обществе. Все народы в своём общественном развитии прошли в целом одни и те же этапы, находились между собою в определённых связях и зависимостях. Всё это способствовало тому, что в воспитании многих народов есть немало общего, представляющего общечеловеческую ценность.

В то же время у каждого народа есть своя история, свой социальный, природный арсенал существования и, наконец, у каждого народа своя психология, свое мировосприятие, что накладывает существенный отпечаток на народно-педагогические традиции. Практика показывает, что без могучих средств народного воспитания невозможно формирование полноценной личности. В современных условиях, когда идут бурные этносоциальные процессы, ярко просматривается противоречие функций системы образования между универсальной общечеловеческой миссией и этнокультурным наследием. Выполняя первую миссию, образование в основном становится способом просвещения индивида. Выполнение второй требует, чтобы образование стало механизмом развития культуры, формирование образа мира и человека в нем. Приглядываясь к передовому опыту, вполне возможно сочетание этих функций.

Один из основополагающих принципов народной педагогики – воспитание реальной жизнью (совместная жизнь детей и взрослых). Общаясь с людьми, природой, участвуя в труде, отдыхе, ребенок приобретает необходимые жизненные навыки, формирует свои человеческие качества. В этом процессе происходит социализация его личности, все жизненно важное он приобретает в деятельности.

Особенно сильным и действенным средством воспитания являются прогрессивные национальные традиции и обычаи. Они выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека. Из поколения в поколение передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.

Народную педагогику создал народ. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи.

Важность задач этнокультурного образования трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.

 

 

ВОПРОС 28. Специфика систем дошкольного воспитания и школьного образования в разных странах

Система образования во Франции

Школы страны славятся своими интересными и качественными программами среднего образования. Франция имеет огромное количество школ, в том числе и частных, где организаторы постарались сделать обучение наиболее увлекательным и приятным для детей и подростков. Поэтому обучение во Франции обязательно совмещается c интересными экскурсионными программами и туристическими поездками, занятиями спортом и развлекательными играми. Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat). Со времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства (contrat d'association) - именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью). Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

 дошкольное образование (до 6 лет)

 начальное образование (6 - 11 лет)

 среднее образование (11 - 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра

 высшее образование

Организация, содержание циклов обучения определяется реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества.

Основными реформами последних лет являлись следующие:

 развитие сети детских садов (ecoles maternelles), чтобы все дети с 4-5 лет были ими обеспечены.

 отмена переходного экзамена виз начальной школы в коллеж, создание адаптационных классов (classes de soutien) для слабо успевающих учеников

 организация основы образования (tronc commun) без специализаций и деления на группы с начальной школы до коллежа

 бесплатность образования - выдача ученикам необходимых пособий на срок обучения, оплата проезда до школы

 введение новых предметов: информатики, физики, основ гражданского образованиЯ

Дошкольное образование

Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Образование до начальное школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы обрвазования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения.

Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет - обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету. Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 - 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуждаются в присмотре.

Начальное образование

Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертициката о начальном образовании (certificat d'etudes primaire, CEP).

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на:

 Подготовительный курс (CP)

 Начальный курс 1-й год (CE1)

 Начальный курс 2-й год (CE2)

 Средний курс 1-й год (CM1)

 Средний курс 2-й год (CM2)

Переход из детского сада в начальную школу иногда тяжело проходит для детей, которым необходимо привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают.

В общем-то в начальной школе запрещены задания на дом, но это практикуется повсеместно.

Школы обучают смешанные классы - девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что вы все еще можете видеть на старых зданиях надписи "Школа для мальчиков" или "Школа для девочек".

Все предметы в классе ведет один преподаватель.

Среднее образование

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения.

6-й и 5-й классы - цикл наблюдения Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из "живых" языков.

В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

4-й и 3-й классы - цикл ориентации

Дети начинают изучение второго "живого" иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки. В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался BEPC). После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по "короткому", либо по "длинному" циклу обучения. Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным. В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с "трудными" детьми. Обычно эти секции называются SEGPA.

2-й "короткий" цикл профессионального образования

Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.

 CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией

 BEP (сертификат общего профессионального образования), который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.

В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся. LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.

Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра ("бак"), благодаря наличию "переходных" классов.

2-й "длинный" цикл обучения: лицей

Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра:

Второй класс является "неопределенным" классом, то есть пока не имеющим определенной специализации

Первый класс имеет много направлений -филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

"Терминаль" или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

"Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.

Китай

В этом 2001 году исполнилось 15 лет со дня вступления в силу в Китае "Закона КНР об обязательном образовании" Его получение рассчитано в стране на девять лет, и в настоящее время им охвачено более 190 млн человек. Закон об обязательном образовании вводился в КНР постепенно. На первом этапе, в 80-е годы, обязательным было лишь начальное образование и только с начала 90-х годов им стало 9-летнее. К концу 2000 года обязательным 9-летним образованием было охвачено в стране 85 процентов ее территории и населения. В начальные школы поступало 99,1 процента всех детей, а в средние школы первой ступени -- 88,6 процента. Коэффициент неграмотности среди молодежи и взрослого населения снизился до уровня менее 50 процентов.

Принятие закона об обязательном 9-летнем образовании коренным образом улучшило ситуацию в системе образования КНР, которая на протяжении долгого времени считалась слабой и архаичной. Если в начале 80-х годов средний китаец имел за плечами всего 5-летнее обучение, то теперь этот средний показатель по стране составляет более восьми лет, что приближает КНР к странам с аналогичным уровнем экономического развития. С введением обязательного образования резко выросло количество лиц, заканчивающих начальные и средние классы. Одновременно увеличились и ассигнования на нужды образования, улучшились условия обучения, повысилась квалификация педагогического персонала. В предстоящие пять лет основное внимание специалистов в области образования в КНР будет сосредоточено на совершенствовании обучения в сельских средних школах первой ступени и решении проблемы сохраняющегося в них довольно высокого отсева учащихся, сообщает Синьхуа.

Помимо ссылок на государственные и другие местные источники финансирования, нет указаний на формальный запрет на получение средств от иностранных контрагентов, как на регулярной, так и на разовой основе (на практике в Китае широко допускается получение спонсорской помощи от зарубежных соотечественников и западных доноров; в стране существует несколько готовящих магистров бизнес-школ с иностранным финансированием и преподаванием). Указывается, что стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются административными органами Госсовета и провинций в зависимости от себестоимости обучения в каждом отдельном вузе. Получаемая оплата за обучение должна использоваться строго в соответствии с установленными правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются соответствующие льготы на приобретение вузами импортного оборудования и материалов.

В целом новый закон значительно расширяет возможности участия негосударственных структур в деле развития высшего образования - область, считающаяся в Китае приоритетной в контексте усилий по преодолению культурного и технологического отставания от передовых держав. При этом, несмотря на сохраняющиеся у государства традиционные идеологические, политические и административные рычаги контроля за образовательной сферой, он позволяет в определенной степени ослабить его в случае учебных заведений, создаваемых другими общественными структурами (в отличие от госвузов они не обязаны работать под руководством парткомов, а "в соответствии с законодательными положениями об общественных организациях"). По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является "важнейшей обязанностью студентов", а их "участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач". Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством. Принятие нового закона закрепляет права и обязанности профессорско-преподавательского состава и учащихся вузов КНР, создает дополнительные возможности для поощряемого со стороны государства роста у китайской молодежи тяги к получению высшего образования (ежегодно лишь 1 млн. или 4% китайской молодежи соответствующей возрастной категории может поступить в вузы). По всей видимости, он сможет повысить статус китайской высшей школы и таким образом сбалансировать модную сегодня в КНР тенденцию к получению высшего образования за границей (за 20 лет на Запад, прежде всего в США, выехало на учебу 270 тыс. чел.).

Следует отметить сохраняющийся в КНР высокий престиж российской высшей школы. Между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Однако в связи с отсутствием централизованной государственной информационной и рекламной поддержки (а именно так и работают западники) усилия отдельных российских вузов по привлечению китайских студентов на коммерческой основе пока не дают эффективных результатов (в вузах США обучается 40 тыс. китайцев, а в российских - 8 тыс.).

Система образованияСША управляется и финансируется как федеральными и штатскими, так и местными властями. Система государственных школ вездесуща, но децентрализована и далеко не идеальна. Главным образом частные вузы, с другой стороны, привлекают студентов и аспирантов со всего мира. По историческим причинам (образование не упоминается в Конституции, вследствие чего подразумевается, что им должны заведовать штаты) в США не существует строгих федеральных стандартов для учебных заведений. Аккредитируют вузы частные организации, заведующие группами штатов, и у каждого штата — свои законы для борьбы с неаккредитированными «университетами», которые выдают диплом за плату, в результате чего такие учреждения представляют значимую проблему.

Структура

В 5 лет американские дети идут в начальную школу (англ. elementary school), в нулевой класс (kindergarten), Хотя kindergarten по-немецки — буквально «детский сад», детские сады существуют отдельно в США и называются preschool (пред-школа). Этот нулевой класс не является обязательным. Около 60% маленьких американцев его посещают. Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в зависимости от школьного округа), после чего ученик идет в среднюю ступень средней школы (middle school), которая заканчивается восьмым классом. Старшая ступень средней школы (high school) - это классы от девятого до двенадцатого, так что обычно американцы заканчивают среднее образование в 18 лет.
Те, кто получил среднее образование, могут поступать в местные колледжи (community college), которые выдают двухлетнюю степень (associate's degree), или же в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получившие степень бакалавра могут учиться дальше, чтобы получить степень магистра (2—3 года) или доктора философии (3 года или более). Отдельно аккредитированные факультеты и вузы выдают степени доктора медицины и доктора права, для которых обязательна специальная подготовка и на уровне бакалавра.

Начальные школы

Начальные школы (elementary schools, grade schools, или grammar schools) обычно обучают детей с возраста пяти лет до одиннадцати или двенадцати. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки которых проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются как правило арифметика (изредка — начальная алгебра), чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.

Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учебы через развлечение. Это произошло из течения прогрессивного образования начала XX века, которое учило, что ученики должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий. Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools) как правило обучают детей в возрасте от одиннадцати или двенадцати до четырнадцати лет — с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.

В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других в данном предмете, могут учиться в продвинутом («почетном») классе, где быстрее проходится материал и задается больше домашних заданий. В последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.

 

ВОПРОС 29. Социальная педагогика как наука. Междисциплинарные и специфические понятия.

Социальная педагогика – это вклад германской науки в общую теорию педагогики. Этот термин был введен в 1844г. в результате дискуссии двух германских ученых К.Матера и А.Дистервега. Со времени возникновения и до сегодняшнего дня существует два различные трактовки понятия социальной педагогики и соответственно два различных подхода в развитии этой науки. В первом случае социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания. В рамках этого подхода рассматриваются основные предпосылки, методы, средства и формы социального воспитания. Также социальная педагогика рассматривается как интегративная наука, которая объединяет различные педагогические сферы: возрастная, коррекционная, уголовная и т.д. Задача такой социальной педагогики является способность человека проявлять самостоятельность в социальных группах общности, заботиться о культуре и гуманистическом развитии группы общности. Таким образом, согласно первому подходу, социальная педагогика понимается как принцип воспитания. Представителями этого подхода являются: К.Матер, П.Наторг, Е.Борномонн, Ф.Шлипер, Д.Пегелера.

В рамках же второго подхода социальная педагогика выступает как педагогическая помощь детям в определенных социальных ситуациях и условиях. Представители: А.Дистервег, Г.Ноль, Г.Боймер, К.Молленгауэр. Они считали, что социальная педагогика должна иметь дело не с передачей культурного содержания, а с решением проблемы, возникшей у ребенка в процессе развития и включения в общество.

В России социальная педагогика развивалась как ответвление педагогической наука, то есть в рамках первого зарубежного подхода. Представителями являются А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, В.И.Загвязинский.

Второй подход в России поддержал Г.Н.Филонов. Он рассматривал социальную педагогику как теорию, акцентирующую внимание на экономических и социокультурных преобразований, преодоление кризисных ситуаций в целях сближения личности и социума. Его поддерживали такие ученые как М.А.Галагузова, Л.Я.Олиференко. Таким образом, в рамках второго подхода социальная педагогика развивается как научное обоснование специфической разновидности социальной работы, ориентированной на разрешение социальных проблем у детей.

Разнообразие трактовок очевидно, но их можно разделить на две группы:

1. Социальная педагогика – это наука о социальном воспитании;

2. Социальная педагогика – это наука о социально-педагогической помощи детям, нуждающимся в ней.

Определение предметной области социальной педагогики существует в различных подходах. В рамках первого подхода, где социальная педагогика является социальным воспитанием, объектом является человек или социально педагогическое явление, предметом – социальное воспитание. Функции: организационно-снабженческая (выравнивание воспитательных возможностей социальной среды), управленческая (обеспечение координации воспитательных воздействий различных педагогических систем), воспитательная (организация жизнедеятельности человека).

В рамках второго подхода, где социальная педагогика – это наука о помощи, объектом является человек, нуждающийся в помощи или способы оказания помощи, предметом – помощь нуждающемуся. Функции по Платонову: диагностическая (оценка социально-педагогических факторов социума), прогностическая (прогнозирование протекания социальных процессов среды), адаптационная (помощь в приспособлении человека к среде), коррекционная (учет недостатков развития и воспитания), исправления (преодоление недостатков обучения), мобилизующая (активизация интересов человека к жизни), контрольно-санкционирующая (оценка и контроль социального поведения), регулятивная (уравновешивание отношений человека со средой и другими людьми), реабилитационная (снятие стресса, восстановление духовных и физических сил), профилактическая (предупреждение дивиантного поведения), компенсационная (замещение утраченных или отсутствующих функций и способов деятельности).

Социальное воспитание – это социологически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей.

Социальное образование – это целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний, и формирование социальных умений и навыков, способствующих становлению социального развития ребенка.

Социальная педагогическая деятельность – это вид духовно-практической деятельности, осуществление которой обусловлено потребностями общества и воспроизводства человека как субъекта общественных отношений.

Социализация – это процесс вхождения, вживания человека в общество по средствам которых он приобретает социально-личностные атрибуты, которые характеризуют его на следующей стадии развития.

Адаптация – это приспособление к физическим, химическим и биологическим условиям. В основе научного понятия социальной адаптации лежит взаимодействие между общественным субъектом и социальным объектом, т.е. наличие двух противоположных сторон социальной сферы и адаптирующего субъекта.

Реабилитация – это возвращение возможности проявить свои способности, т.е. восстановление утраченных способностей функционирования в обществе.

Коррекция – это развитие и определение как исправлений частичных или полных недостатков психического и физического развития человека с помощью системы, специальных приемов и мероприятий. Коррекция определяется как способ компенсации дефекта.

Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельно­сти.

Социальная педагогика - сравнительно новая область научного знания. Изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни.

Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально- значимых качеств личности, необходимых её для успешной социализации. Воспитание осуществляется в семье, религиозными организациями, обществом и государством в соз­даваемых для этого организациях, в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с контрсоциальным, воспитанием.

Социальная педагогика как наука решает следующие задачи:

- изучение особенностей процесса социализации личнос­ти, т. е. изучение условий и результата;

- изучение структуры социально-педагогической деятель­ности, т. е. профессиональную компетентность, готовность к со­циально-педагогической деятельности, профессиональное ма­стерство.

Предметом социальной педагогики является изучение за­кономерностей социального развития личности в процессе со­циального обучения и социального воспитания. Объектом являются дети и подростки, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном раз­витии.

Функции социальной педагогики:

1) Воспитательная. Включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе обучения и воспитания.

2) Социально – правовая. Забота государства о детях, обеспечение их правовой защитой.

3) Социально – реабилитационная. Воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически и психически неполноценными детьми и подростками, девиантных детей и подростков.

ВОПРОС 30. Образовательная политика в РФ на современном этапе.

Образовательная политика – фактор национальной безопасности. И. Л. Ляпин

Понятие “национальная безопасность” достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства. Национальная безопасность – это сложная многоуровневая система. Ее образует ряд подсистем, каждая из которых своеобразна и самоценна, имеет собственную структуру и логику развития. В свою очередь система национальной безопасности является элементом макросистемы более высокого порядка: региональных и глобальных взаимосвязей народов и государств [1]. Решающую роль в формировании, обеспечении эффективного функционирования системы безопасности играет, с одной стороны, адекватное материальному и духовному потенциалу России осознание национальных интересов и целей, с другой – их закрепление в нормативно-правовых актах.

Скорейшее осознание ценностей, интересов и целей новой России всеми субъектами безопасности важно, поскольку порядок XX века рушится по всей планете, идет процесс выработки новой парадигмы безопасности человечества. В этих условиях следование парадигме устойчивого развития объективно необходимо для России, оно подталкивается целой совокупностью факторов мирового развития. Однако при этом нельзя не отметить, что на пути устойчивого развития личности, общества и государства возникают угрозы [2]. Рассмотрим их на примере образования – важнейшего фактора национальной безопасности. Социально интегрирующая роль образования обусловлена не только реформой в экономике, а затрагивает все сферы жизнедеятельности общества. Значение его постоянно растет, что обусловлено ростом влияния человеческого капитала. Выделим главные, на наш взгляд, факторы оказывающие влияние на развитие образовательной отрасли сегодня:

- ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост ценности человеческого капитала (в развитых странах этот показатель составляет 70-80 процентов национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования молодежи, а так же взрослого населения).

Анализ действующей системы образования и вызовов, которые стоят перед отраслью, показывает существенное отставание от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему “кадрового голода”, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную “нишу” в современной экономической жизни.

Сегодня образовательные учреждения обеспечены бюджетным финансированием только на 25-40% от расчетной нормативной потребности. В профессиональном образовании (особенно высшем) это частично дополняется внебюджетными поступлениями от платных услуг, общеобразовательные же школы практически не имеют возможности привлечь дополнительные средства. Реальное недофинансирование образовательных учреждений составляет 50-60%. В соответствии с имеющимся прогнозом число учащихся общеобразовательной школы к 2008-2010 гг. сократится по сравнению с 1999 г. на 30% [3].

Комплексная и глубокая модернизация системы образования – это императив социальной политики России, ее главное стратегическое направление. Как отмечено в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию (апрель 2002 г.), сегодня должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, а также все заинтересованные в качественном образовании. В связи с этим государство уже в ближайшее время должно повысить долю бюджетных расходов на образование в структуре ВВП с 3,5% до 4,5% (1), обеспечить опережающий рост затрат на образование по отношению к другим сферам бюджетного финансирования, конкурентоспособность образования на рынке труда, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

1. По новой – вводимой в 2001 году Правительством России – методологии расчета ВВП (более увязанной с международными нормами) доля образования составляет сейчас даже не 3,5%, а только 3%.

Новые цивилизованные вызовы закономерно приводят многие страны к новому “образовательному буму”, к волне глубоких реформ систем образования – это происходит в таких разных странах, как США и Великобритания, Китай, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки и т.п. Проводимые за рубежом образовательные реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования [4].

Цель модернизации системы образования в России состоит в создании механизма устойчивого развития обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства [5]. Для достижения указанной цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных и взаимосвязанных задач:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.068 с.)