Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметные области коррекции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В дошкольном детстве наблюдается иногда отклоняющееся полоролевое поведение, то есть такое поведение ребенка, в котором имеют место проявления, свойственные противоположному полу. Симптомами такого поведения, которые и становятся предметом психологической коррекции, выступают неадекватные своему полу ролевые предпочтения, проявления феминности, женственности - у мальчиков; маскулинности, мужественности - у девочек, стремление к принятию внешнего вида другого пола, фантазии и мечты, в которых ребенок выступает как представитель противоположного пола, неудовлетворенность своей социальной ролью (завистливость и заинтересованность в преимуществах другого пола, желание изменить свой пол). Коррекция отклоняющегося полоролевого поведения опирается на следующие принципы: как можно более раннее участие отца в жизни сына; обращение внимания ребенка на те преимущества, которые обеспечивают его участие в активной деятельности, свойственной другим мальчикам; при необходимости разъяснение ребенку невозможности изменения пола. Мальчишеское поведение девочек чаще бывает лишь преходящей фазой развития. Они усваивают мужские полоролевые предпочтения, но сохраняют основную женскую идентичность. Принципиально подход к коррекции проявлений маскулинности у девочек может быть таким же, как и к проявлениям женственности у мальчиков. Изучение внутригруппового общения осуществляется с помощью методов наблюдения, прямо нацеленных на процесс непосредственного взаимодействия. Положение ребенка в системе взаимооценок выявляется с использованием разных вариантов оценочных методик. Важнейшим принципом диагноста межличностного взаимодействия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости взаимообусловленности. Для этого целесообразно социально-психологическое исследование группы строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собственным методическим инструментарием. На первом этапе, когда дети пришли в детский сад, и их "общество" представляет собой диффузную группу, предполагает наблюдение (включенное, невключенное) за поведением детей. Программа наблюдения включает такие моменты: проявляет ребенок потребность в социальных контактах или избегает их, каков уровень развития коммуникативных, организаторских умений; характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистическая, эгоистическая); развитие эмпатии, рефлексии и др.. На втором этапе осуществляется собственно социометрическое исследование. В нем выявляются и описываются статус, структура группы, индивидуальные статусные категории, ряд групповых социально-психологических индексов. На третьем этапе по результатам полученных диагностических показателей, определения максимального числа детерминирующих их факторов составляется социально-психологическая характеристика группы и каждого ребенка в системе межличностного взаимодействия. Исходя из этого, планируются и осуществляются коррекционные воздействия, направленные на оптимизацию межличностного общения, отношений, в конечном счете - на полноценное развитие личности каждого ребенка. Вопрос 16. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛ-КА. ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами. Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом. Цель пед. д-ти - создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению. Содержание пед. д-ти есть процесс организации деятельности по усвоению предметного социокультурного опыта как основы и условия развития; процесс организации собственной деятельности. Предметом пед. д-ти является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним - доминирование, гуманистическую и социальную направленность. Средствами пед. д-ти выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности. Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд. В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное (Кан-Калик В.А.). 1.Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ребенок). Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. 2. 2.Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. Особенности пед. д-ти (Кузьмина): 1 – ОРГАНИЗОВАННОСТЬ определяется содержанием (учебный план, программы, образовательные стандарты); временем (урок, четверть, сессия); составом учащихся (формальные и неформальные группы) 2 – СПЕЦИФИЧЕСКАЯ, а именно объектом деятельности педагога является личность ребенка 3 – ПЕДАГОГ НЕ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В СВОЕЙ РАБОТЕ КАКОЙ-ЛИБО ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРА УМСТВЕННОГО, НРАВСТВЕННОГО, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ СТРУКТУРА ПЕД. Д-ТИ (Кузьмина) 1)ГНОСТИЧЕСКИЙ включает умения, обеспечивающие изучение: - содержания и способов воздействия на других людей - возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей (ВВД, темперамент) - особенностей процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков 2)ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ – формирование системы целей и задач, планирование деятельности учащихся и собственной д-ти на длительный срок. 3)КОНСТРУКТИВНЫЙ – формирование тактических задач. 4)ОРГАНИЗАТОРСКИЙ – умения в области оперативного решения задач; организация различных видов д-ти учащихся и организация собственной д-ти. 5)КОММУНИКАТИВНЫЙ – установление педагогически целесообразных взаимоотношений (слышать, слушать) СТИЛЬ ПЕД. Д-ТИ включает в себя: - стиль управления - стиль саморегуляции - стиль общения - когнитивный стиль педагога ФУНКЦИИ ПЕД. Д-ТИ (Кузьмина) 1-Я ГРУППА – ОБЩЕТРУДОВЫЕ: - КОНСТРУКТИВНАЯ – проектирование системы собственных действий - КОММУНИКАТИВНАЯ – установление и развитие контактов с коллегами - ОРГАНИЗАТОРСКАЯ – организация собственной д-ти - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ – пополнение собственных знаний 2-Я ГРУППА – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ: - ИНФОРМАЦИОННАЯ (передача информации) - МОБИЛИЗАЦИОННАЯ (психофизическая готовность к предстоящим действиям - РАЗВИВАЮЩАЯ – учет индивидуально-психологических характеристик и возрастных особ-й учащихся, но и развитие способностей учеников, формирование личности реб-ка - ОРИЕНТАЦИОННАЯ – формирование у учащихся социально одобряемых мотивов поведения, а также активной жизненной позиции Общепринято в педагогике выделять следующий класс ЦЕННОСТЕЙ: · Общественно-педагогические (идеалы, нормы, правила, традиции, общение) · Профессионально-групповые (концепции, нормы, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов) · Индивидуально-личностные - это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.224 (0.009 с.) |