Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметные области коррекции.

Поиск

В дошкольном детстве наблюдается иногда отклоняюще­еся полоролевое поведение, то есть такое поведение ребенка, в котором имеют место проявления, свойственные противопо­ложному полу. Симптомами такого поведения, которые и становятся предметом психологической коррекции, выступают неадекватные своему полу ролевые предпочтения, проявления феминности, женственности - у мальчиков; маскулинности, мужественности - у девочек, стремление к принятию внешне­го вида другого пола, фантазии и мечты, в которых ребенок выступает как представитель противоположного пола, неудов­летворенность своей социальной ролью (завистливость и за­интересованность в преимуществах другого пола, желание из­менить свой пол).

Коррекция отклоняющегося полоролевого поведения опира­ется на следующие принципы: как можно более раннее участие отца в жизни сына; обращение внимания ребенка на те преиму­щества, которые обеспечивают его участие в активной деятель­ности, свойственной другим мальчикам; при необходимости разъяснение ребенку невозможности изменения пола. Мальчише­ское поведение девочек чаще бывает лишь преходящей фазой развития. Они усваивают мужские полоролевые предпочтения, но сохраняют основную женскую идентичность. Принципиально подход к коррекции проявлений маскулинности у девочек может быть таким же, как и к проявлениям женственности у маль­чиков.

Изучение внутригруппового общения осуществляется с помощью методов наблюдения, прямо нацеленных на процесс непосредственного взаимодействия. Положение ребенка в системе взаимооценок выявляется с использованием разных вариантов оценочных методик. Важнейшим принципом диагноста межличностного взаимодействия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости взаимообусловленности. Для этого целесообразно социально-психологическое исследование группы строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собственным методическим инструментарием.

На первом этапе, когда дети пришли в детский сад, и их "общество" представляет собой диффузную группу, предполагает наблюдение (включенное, невключенное) за поведением детей. Программа наблюдения включает такие моменты: проявляет ребенок потребность в социальных контактах или избегает их, каков уровень развития коммуникативных, организаторских умений; характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистическая, эгоистическая); развитие эмпатии, рефлексии и др..

На втором этапе осуществляется собственно социометричес­кое исследование. В нем выявляются и описываются статус, структура группы, индивидуальные статусные категории, ряд групповых социально-психологических индексов.

На третьем этапе по результатам полученных диагностиче­ских показателей, определения максимального числа детермини­рующих их факторов составляется социально-психологическая характеристика группы и каждого ребенка в системе межлично­стного взаимодействия. Исходя из этого, планируются и осуществ­ляются коррекционные воздействия, направленные на оптимиза­цию межличностного общения, отношений, в конечном счете - на полноценное развитие личности каждого ребенка.

Вопрос 16. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛ-КА. ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель пед. д-ти - создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Содержание пед. д-ти есть процесс организации деятельности по усвоению предметного социокультурного опыта как основы и условия развития; процесс организации собственной деятельности.

Предметом пед. д-ти является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним - доминирование, гуманистическую и социальную направленность.

Средствами пед. д-ти выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное (Кан-Калик В.А.).

1.Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ребенок). Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. 2. 2.Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер.

Особенности пед. д-ти (Кузьмина):

1 – ОРГАНИЗОВАННОСТЬ определяется содержанием (учебный план, программы, образовательные стандарты); временем (урок, четверть, сессия); составом учащихся (формальные и неформальные группы)

2 – СПЕЦИФИЧЕСКАЯ, а именно объектом деятельности педагога является личность ребенка

3 – ПЕДАГОГ НЕ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В СВОЕЙ РАБОТЕ КАКОЙ-ЛИБО ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРА УМСТВЕННОГО, НРАВСТВЕННОГО, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

СТРУКТУРА ПЕД. Д-ТИ (Кузьмина)

1)ГНОСТИЧЕСКИЙ включает умения, обеспечивающие изучение:

- содержания и способов воздействия на других людей

- возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей (ВВД, темперамент)

- особенностей процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков

2)ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ – формирование системы целей и задач, планирование деятельности учащихся и собственной д-ти на длительный срок.

3)КОНСТРУКТИВНЫЙ – формирование тактических задач.

4)ОРГАНИЗАТОРСКИЙ – умения в области оперативного решения задач; организация различных видов д-ти учащихся и организация собственной д-ти.

5)КОММУНИКАТИВНЫЙ – установление педагогически целесообразных взаимоотношений (слышать, слушать)

СТИЛЬ ПЕД. Д-ТИ включает в себя:

- стиль управления

- стиль саморегуляции

- стиль общения

- когнитивный стиль педагога

ФУНКЦИИ ПЕД. Д-ТИ (Кузьмина)

1-Я ГРУППА – ОБЩЕТРУДОВЫЕ:

- КОНСТРУКТИВНАЯ – проектирование системы собственных действий

- КОММУНИКАТИВНАЯ – установление и развитие контактов с коллегами

- ОРГАНИЗАТОРСКАЯ – организация собственной д-ти

- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ – пополнение собственных знаний

2-Я ГРУППА – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

- ИНФОРМАЦИОННАЯ (передача информации)

- МОБИЛИЗАЦИОННАЯ (психофизическая готовность к предстоящим действиям

- РАЗВИВАЮЩАЯ – учет индивидуально-психологических характеристик и возрастных особ-й учащихся, но и развитие способностей учеников, формирование личности реб-ка

- ОРИЕНТАЦИОННАЯ – формирование у учащихся социально одобряемых мотивов поведения, а также активной жизненной позиции

Общепринято в педагогике выделять следующий класс ЦЕННОСТЕЙ:

· Общественно-педагогические (идеалы, нормы, правила, традиции, общение)

· Профессионально-групповые (концепции, нормы, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов)

· Индивидуально-личностные - это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.224 (0.009 с.)