ВОПРОС 22.СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПЫ, ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 22.СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПЫ, ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ.



 

Педагогическая проблема – это объективно возникающий вопрос или комплекс вопросов.

Педагогическая задача возникает когда нужно подготовить переход чел-ка от незнания к знанию, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.

То есть педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

Все педагогические задачи делятся на два больших класса — задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделяется на группы задач.

1 – ЗАДАЧИ ПО ОБУЧЕНИЮ (н-р: изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа книги). Обучение – целенаправленный процесс формирования и развития знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни.

2 – ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ способны пробудить у человека веру в успех, положительно изменить его отношение к другим, стимулировать ответственность, творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитанников в процессе реализации общих целей.

- целостное формирование личности с учетом целей всестороннего гармонического развития;

- формирование нравственных качеств личности;

- приобщение воспитанников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

- развитие способностей и интересов личности;

- организация познавательной деятельности воспитанников;

- воспитание жизненной позиции;

- развитие общения в изменяющихся условиях современного мира.

Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача.

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПЕД. ЗАДАЧ:

1) постановка цели педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. С понятием «способ решения» тесно связано понятие «процесс решения» задачи. Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа. Процесс решения педагогической задачи - это всегда творчество.

ВОПРОС 23Методология современной педагогической науки: основные тенденции.

Методологическое знание - ориентирующее знание, система принципов организации теоретической и практической деятельности. Философское знание является методологическим знанием для гуманитарных наук (педагогика).

Новая методология современной науки:

1. Смещение фокуса педагогического исследования с объективных форм человеческой деятельности (что? зачем? как?) на субъективные значения (что это значит?)

2. Отход от жестко фиксированных методов, основанных на количественных подсчетах. Обращение к качественным методам анализа.

3. Выявление связей понятий с жизненным опытом субъекта, с особенностями его жизненного мира

4. Открытость научного знания. Невозможность его полного и окончательного прояснения

5. Отсутствие претензий на однозначное высказывание эффектов, на жесткое развертывание педагогического сценария реального события

6. Обращение к непосредственным чувственным переживаниям людей

7. Необходимость многое принимать на веру. Метод «взрыва», «авансирования» (А.С. Макаренко)

8. Множественность конкурирующих между собой концепций, возможность свободного выбора каждой из них.

9. Расширение методов педагогического исследования

10. Изменение языка педагогической науки.

Основные тенденции развития понятийно-категориального аппарата педагогической науки:

1. Расширение терминологического аппарата науки

2. Сближение языка науки с обыденным языком

«Понятие отражает сущностные и достаточные признаки предметов и явлений. Любое, только видимое посредством понятия, можно считать совершенным видением» (Ортега-и-Гассет).

2 вида понятий:

1 слова-понятия

2 слова-образы (живые понятия, понятия-метафоры). Метафора дает интуитивное понимание, схватывание педагогической ситуации во всей ее целостности. А.С. Макаренко (Метод «педагогического взрыва» - встреча преступников в колонии как самых дорогих гостей), В.А. Сухомлинский – «Школа радости» - начальная школа, «лечение красотой» - красота отношений.

Ш.А. Амонашвилли использовал индивидуальное общение (шепот каждому ученику на ухо).

Е. Ильин, преподаватель литературы» характеристики учеников, которые пишут сочинение: плановик, живописец, цитатник, золотоискатель, собиратель.

· В настоящее время идет вторжение в педагогику эмоционально-образных

языковых средств в форме метафор, сравнений аллегорий.

· Метафоризм (эстетизация) языка науки означает акцентирование субъективной, эмоционально-ценностной стороны педагогического явления. Появление метафор является показателем изменений в педагогических концепциях.

· В педагогике появляются образные выражения, которые характерны для театра, музыки, религии, литературы и других сфер деятельности («режиссура урока», вера в ученика», партитура школьного дня»)

Развитие педагогической науки представляет собой развитие и совершенствование понятийно-терминологического аппарата: уточнение определений, систематизация терминов, их соподчинение, обогащение, метафоризация понятий, неопределенность языка науки.

Причины современной методологической революцией в гуманитарных науках

1. Резкое изменение педагогической реальности (прагматизация ценностей, отчуждение детей от взрослых)

2. Устаревание старой методологии, ее несоответствие современным реалиям

3. Появление новых средств осмысления педагогической реальности (антропология – наука о человеке, синергетика – наука о саморазвивающихся системах)

Различают методологию двух видов:

1 классическая

2 постклассическая. Характеристика постклассической методологии:

1 вера в преобразующие возможности человека

2 признание значимости субъективного фактора в педагогической деятельности

3 интерпретация полученных данных осуществляется не только на конечном, но

и промежуточном этапе

4 невозможно предсказать реальные события (эффекты), возможны только

сценарии

5 педагог-исследователь должен четко определиться с выбором теоретической

концепцией (методологическое самоопределение)

Педагогическая наука является гуманитарной по своей сути, но процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания. Педагогическую науку нельзя строить полностью по образцу дисциплин естественнонаучного цикла. Педагогика не только теоретическая, но и прикладная наука, поэтому в ней совмещается несколько функций.

Функции педагогики:

1. Функция описания, когда педагогика дает знания о событиях (проверенные, обоснованные)

2. Функция интерпретации (истолкование). Нахождение смыслов поступков, поведения, всех участников события

3. Нахождение причинно-следственных связей, высказывание индуктивных и дедуктивных

4. Функция прогнозирования (планирование, предвосхищение эффектов(явные - не явные)

5. Функция конструирования – выстраивание последовательных действий по своему сценарию



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.008 с.)