МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ, ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ МОТИВОВ, СОЗНАТЕЛЬНЫЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ МОТИВЫ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ, ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ МОТИВОВ, СОЗНАТЕЛЬНЫЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ МОТИВЫ.



 

Активность есть важнейшее св-во л-ти, проявляющееся в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Источником активности л-ти являются потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ индивида – это нужда в определенных условиях и средствах существования и развития.

Потребности бывают:

1.ЕСТЕСТВЕННЫЕ (организменные): еда, теплая одежда.

2.ДУХОВНЫЕ

Все потребности общественно обусловлены, т.е. связаны с обществом и развитием его. Потребности зависят от общества, значит они изменчивы. Меняются и естественные потребности по форме. Удовлетворение потребности связано с социальными нормами.

Потребности активизируют:

- деятельность (практич.)

- деятельность (внутреннюю, умственную)

- мышление, память

- воля

- эмоции

-самопознание, самовоспитание

Потребности активизируют общественный прогресс (н-р: потребность – ч/б телевизор – производство (завод), потребность – цв. телевизор – производство)

Деятельность чел-ка всегда целенаправленна, т.е. есть цель.

Потребности стимулируют деятельность через мотивы.

МОТИВ – это побуждение к деятельности.

Д-ть чел-ка полимотивирована, т.е. много мотивов.

Одна потребность может достигаться через разные мотивы, поэтому результат оценивают через изучение мотивов.

1-й мотив связать

 

Потребность: 2-й: купить – экономить

 

теплая шапка 3-й: занять

 

4-й: в старой

 

5-й: украсть

 

Мотивы могут активизировать и тормозить деятельность.

Виды мотивов:

1 – ОСОЗНАВАЕМЫЕ (контролируются сознанием):

- интересы – познавательная направленность, связанная с положительными эмоциями. Интересы – побудитель познания. Интересы определяются: от свойств субъекта (чел-ка) (его опыта, пола, возраста), от определенных качеств объекта, интересы воспитываются обществом. ВИДЫ: по широте – узкие, широкие; по признаку цели – непосредственные (к самому процессу), апосредованные (к результату); по устойчивости – устойчивые (зрелый чел-к), неустойчивые (юношество – кратковременный); по уровню действенности – активный, пассивный.

- убеждение – это глубокая вера чел-ка (принципы, идеалы, знания, которым он следует в жизни. Убеждение – это знания об окружающем мире, в соответствии с которыми чел-к проявляет активность. Система убеждений образует мировоззрение чел-ка. ВИДЫ УБЕЖДЕНИЙ:

а ) научные (доказаны наукой) н-р: земля круглая

б ) ненаучные

в ) социальные

г) асоциальные (против общества)

д ) устойчивые

е ) неустойчивые

- стремления – выраженная потребность в таких условиях, которые не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы специальной деятельностью. Стремления могут быть представлены в виде идеальных категорий (мечта, идеал).

2- НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ (не контролируются сознанием)

- установка – неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности. Возникает в результате повторяемости. Установка может быть представлена как внушение (принятие на веру без осмысления)

- влечения – когда личность действует под влиянием неосознанных побуждений или внешних стимулов без учета последствий действий. Влечения – кратковременный мотив, либо угасает, либо переходит в интерес (устойчивый).

 

Вопрос 4. ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХ. РАЗВИТИЯ. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. ОСН. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХ. РАЗВИТИЯ.

Развитие– процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований организма.

Развитие употребляется в отношении психики человека.

Сущность психического развития составляет процесс усвоения общественно-исторического опыта или общечеловеческой культуры.

Л.С.Выготский различал 2 пути развития:

1 – ПРЕФОРМИРОВАННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ – когда в самом начале заданы стадии развития и конечный результат (н-р: внутриутробное развитие)

2 – НЕПРЕФОРМИРОВАННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ – не известны стадии и конечный результат (н-р: развитие психики после рождения). Не предопределен путь развития.

Св-ва процесса псих. разв-я:

1.НЕОБРАТИМОСТЬ – способность психики накапливать изменения и «надстраивать» новые над старыми.

2.НАПРАВЛЕННОСТЬ – способность психики к проведению единой внутренне взаимосвязанной линии развития.

3.ЗАКОНОМЕЕРНОСТЬ – способность психики к повторению однотипных изменений у разных людей.

Формы псих. развития:

1.ФИЛОГЕНЕЗ – развитие психики в ходе истории человечества.

2.ФУНКЦИОНАЛГЕНЕЗ – развитие каждой отдельной психической функции (процесса).

3.ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие чел-ка.

Области психического развития:

1.КОГНИТИВНАЯ СФЕРА (ОБЛАСТЬ) – познавательная 9развитие всех познавательных процессов: память, вообр-е и т.д.).

2.ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ – изменения в эмоциональной, личностной сферах и межличностной сфере.

3.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ – внешние (рост, вес) и внутренние(конституция(тип телосложения), моторика, железы, мышцы, кости и т.д.) изменения тела чел-ка.

Единицей психического развития является возраст. Возраст – это не календарная дата, это относительно замкнутый цикл (ПЕРИОД) развития, имеющий свою структуру и динамику.

Каждый возраст имеет свою продолжительность и свое специфическое содержание. Возраст: рамки (от 1г до 3 лет)+название (ранний, дошкольный и т.д.)

Хронологический (биологический) возраст – по паспорту (лет).

Психологический возраст – это определенные особ-ти психики чел-ка.

Пс. Возраст может не совпадать с биологическим. Свои возрастные особ-ти имеет не только чел-к в целом, но и псих. процессы.

Факторы психического развития – это причина, порождающая что-либо.

1.БИОЛОГИЧЕСКИЙ (органика)

а) наследственность (генотип)

- общечеловеческие задатки (прямохождение, речь, строение головного мозга, рука)

- индивидуальные задатки (цвет глаз, конституция, темперамент и т.д.)

б) врожденность – особенности, приобретаемые во внутриутробном развитии (болезнь, возраст, вредные привычки, эмоциональное состояние, питание матери)

2.СОЦИАЛЬНЫЙ – среда, все окружающие чел-ка общественные, материальные и духовные условия (макро- и микро общество, природная среда и экология

3.АКТИВНОСТЬ – деятельное состояние организма.

Условия психического развития.

Условие – это то, от чего зависит нечто другое, это то обстоятельство, которое делает возможным отклонение от заданного направления в какую-либо сторону.

АМПЛИФИКАЦИЯ – обогащенное полноценное развитие.

1.Социальное общество.

2.Активность самого человека.

3.Деятельность.

Движущие силы психического развития – противоречия между потребностями (я хочу) и возможностями (я могу).

Создают базу взрослые и показывают способ.

Закономерности:

1.НЕРАВНОМЕРНОСТЬ – линия психического развития имеет колебательный характер: периоды подъемов, спадов, стабильности (покоя).

Стабильность – накопление (литический период).

Период подъема – качественные преобразования.

Кризис – поворотные точки развития

Л.С.Выготский дал подробную хар-ку кризисных явлений. По характеру протекания кризисные периоды бывают:

- литические (накопление) – неявные

- критические (скачок) – протекают бурно, явно.

0 лет (новор.) – критич.

1 г.- литич.

3 г. – критич.

7 л.- литич.

13 л.- критич.

17 л. – литич.

Продолжительность, начало, течение кризиса индивидуально.

2.ГЕТЕРОХРОННОСТЬ – функции (процессы) созревают в разное время (когда одна функция развивается, другая в застое). Есть периоды, когда ф-я интенсивно развивается, в этот момент она очень восприимчива к внешним воздействиям (обуч-е, восп-е).

Сензитивный период – период наиболее благоприятный для развития той или иной психической функции (н-р: развитие речи с 1 г. до 3-х лет)

3.НЕПРЕРЫВНОСТЬ – развитие идет поступательно и прогрессивно. Новое появляется на основе старого. На основе более простого возникают более сложные формы. Закон отрицания отрицанием – новое появляется на основе старого, но новое устаривает и дает основание на возникновение нового качества. Прерывистость непрерывности есть развитие.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.008 с.)