Вопрос 6. Основные категории псих. Разв-я. Особенности процесса псих. Разв-я. Подходы к проблеме псих. Разв-я и возрастной периодизации в основных психологических школах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Основные категории псих. Разв-я. Особенности процесса псих. Разв-я. Подходы к проблеме псих. Разв-я и возрастной периодизации в основных психологических школах.



 

Психология развития изучает общие законы возрастного преобразования психики чел-ка.

Возрастная психология изучает психологические особ-ти людей разного возраста.

Данные сферы дополняют друг друга.

Предмет возрастной психологии – факторы и закономерности психического развития чел-ка в онтогенезе.

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований организма.

Развитие употребляется в отношении психики человека.

Сущность психического развития составляет процесс усвоения общественно-исторического опыта или общечеловеческой культуры.

Л.С.Выготский различал 2 пути развития:

1 – ПРЕФОРМИРОВАННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ – когда в самом начале заданы стадии развития и конечный результат (н-р: внутриутробное развитие)

2 – НЕПРЕФОРМИРОВАННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ – не известны стадии и конечный результат (н-р: развитие психики после рождения). Не предопределен путь развития.

Св-ва процесса псих. разв-я:

1.НЕОБРАТИМОСТЬ – способность психики накапливать изменения и «надстраивать» новые над старыми.

2.НАПРАВЛЕННОСТЬ – способность психики к проведению единой внутренне взаимосвязанной линии развития.

3.ЗАКОНОМЕЕРНОСТЬ – способность психики к повторению однотипных изменений у разных людей.

Формы псих. развития:

1.ФИЛОГЕНЕЗ – развитие психики в ходе истории человечества.

2.ФУНКЦИОНАЛГЕНЕЗ – развитие каждой отдельной психической функции (процесса).

3.ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие чел-ка.

Области психического развития:

1.КОГНИТИВНАЯ СФЕРА (ОБЛАСТЬ) – познавательная 9развитие всех познавательных процессов: память, вообр-е и т.д.).

2.ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ – изменения в эмоциональной, личностной сферах и межличностной сфере.

3.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ – внешние (рост, вес) и внутренние(конституция(тип телосложения), моторика, железы, мышцы, кости и т.д.) изменения тела чел-ка.

Единицей психического развития является возраст. Возраст – это не календарная дата, это относительно замкнутый цикл (ПЕРИОД) развития, имеющий свою структуру и динамику.

Каждый возраст имеет свою продолжительность и свое специфическое содержание. Возраст: рамки (от 1г до 3 лет)+название (ранний, дошкольный и т.д.)

Хронологический (биологический) возраст – по паспорту (лет).

Психологический возраст – это определенные особ-ти психики чел-ка.

Пс. возраст может не совпадать с биологическим. Свои возрастные особ-ти имеет не только чел-к в целом, но и псих. процессы.

ПРИНЦИПЫ В ПОДХОДЕ К ПРОЦЕССУ РАЗВИТИЯ.

6 в. до н.э. Древняя Греция (Гиппократ, Аристотель, Пифагор)

ПИФАГОР

1-от 0 до 20 лет – весна (становление)

2 - 20-40 лет – лето (молодость)

3 – 40-60 лет – осень (расцвет сил)

4 – 60-80 – зима (угасание)

Принцип возрастной периодизации – смена времен года.

В дальнейшем занимались поиском законов (принципов) развития.

Содержание, название периодов, временные границы определялись представлениями авторов о наиболее важных сторонах развития.

Существует множество психологических теорий и возрастной периодизации.

Самая популярная классификация периодизации психического разв-я была предпринята Л.С.Выготским.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ

Я ГРУППА – периодизация по одному внешнему критерию (стороне) развития.

В данном случае расчленяется не сам ход развития чел-ка, а за основу берутся ступени (этапы) развития других процессов, не связанных с развитием психики человека (цветок, времена года)

Периодизация Стенли Холла: в основу своей периодизации положил биогенетический принцип (этапы развития человеческого общества)

1-от0 до 5 лет – стадия рытья и копания (взять в рот, пощупать)

2-5-8(11) лет – стадия охоты и захвата (мучат кошку)

3-8-12 лет – пастушеская: дети стремятся сделать себе уголок (шалаш)

4-12-15 лет – земледельческая: дети проявляют интерес к природе (исследование)

5-14-20 лет – торговли и обмена (промышленная): интерес к обмену, деньгам и т.д.

Периодизация В. Штерна - биогенетический принцип.

1-реб-к на стадии млекопитающего.

2-реб-к на стадии высшего млекопитающего (обезьяна)

3-стадия начального челов.

4-стадия разв-я первобытных народов.

5-человек античности (с 7 лет)

6-подростковый возраст – стадия средневекового фанатизма.

7-культуры нового времени.

Я ГРУППА – периодизация на основе выделения какого-то одного признака развития чел-ка как критерия расчленения на периоды.

П. Блонский – принцип диетиции (развитие костной ткани, а именно смена зубов)

1-беззубое детство

2-молочнозубое детство (до 6 с половиной лет)

3-постояннозубое детство (до появления первых зубов мудрости)

З.Фрейд – основной критерий: развитие сексуальности.

1-0-1 г. – оральная (рот):грудное вскармливание, брать все в рот.

2-1-3 г. – анальная (время приучения к туалету)

И т.д.

Ж.Пиаже – теория интеллектуального развития. Основной принцип – развитие интеллекта.

1-дооперациональная (действия с реальными предметами) до 3-х лет.

2-наглядно образное мышление (по схеме ищет клад) до 11-12 лет.

3-логическое мышление – 11-12 лет.

Все эти периодизации считаются несовершенными, подвергаются критике, потому что:

-субъективны (одна сторона разв-я, выбирает произвольно автор)

- не учитывается изменение выбранного признака в процессе разв-я (н-р, интеллект)

- не учитываются изменения в других важных составляющих развития (Н-р: личности, эмоции и т.д.).

Я ГРУППА

Периодизация Л.С.Выготского

По мнению Л.С.Выготского периодизация детства и содержание каждого возрастного периода зависит от конкретных исторических условий жизни реб-ка, социальной обстановки, которые через воспитание и обучение влияют на развитие реб-ка.

Задача общества – передать накопленный культурно-исторический опыт.

Реб-к в процессе активной деятельности этот опыт должен усвоить.

Такая ситуация взаимодействия между обществом (взрослым) и реб-м в конкретных исторических условиях определяется Выготским как СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ребенка.

В каждом возрастном периоде существует своя определенная специфика взаимодействия (передается определенный опыт, определенная деятельность).

Чем выше опыт развития общества, тем длиннее периоды детства. Таким образом одним из основных принципов возратсной периодизации Выготского является принцип историзма: продолжительность детства (периодов развития) зависит от конкретно исторических условий развития общества.

Принцип развития в деятельности.

В каждом возрасте существует своя специфическая деятельность, способная развивать реб-ка. Ведущий вид д-ти – специфическая деятельность.

ВЕДУЩИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ является та деятельность, которая обладает 3 ПРИЗНАКАМИ:

-она способствует развитию познавательной сферы реб-ка (ощущение, восприятие)

- она способствует развитию личности, личностных новообразований.

- деятельность формирует предпосылки к последующему ВВД.

В результате д-ти на каждом возр. Этапе будут формироваться (появляться) новообразования.

0-1г – младенчество; кризис 1г (литический); новообразование

1-3г – раннее детство; кризис 3-х лет (критический), новообразование

3-7 лет – дошкольное детство, кризис 7 лет (литич.), новообразование

7-12 лет – школьный, кризис 12-13 лет (крит.), новообразование

12-13 – 17 лет – пубертатный возраст, кризис 17 лет (литич.), новообразование.

Продолжает разработку возрастной периодизации Д.Б.Эльконин.

Он подвергает тщательному анализу содержательную сторону деятельности, в итоге приходит к выводу:

1-общественно исторический опыт имеет две стороны (взаимосязаны)

- «МИР ПРЕДМЕТОВ» (ложка, карандаш)

- «МИР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» (общение, традиции)

2-для усвоения данных сторон исторического опыта служит своя специфическая деятельность.

«Мир предметов» помогает осваивать д-ть (по типу) ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ, «мир взаимодействия» - ОБЩЕНИЕОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В определенное время д-ть реб-ка, его активность направлена на действия с предметами, объектами окружающего мира, на их познание – этой активности соответствует предметно манипулятивный тип д-ти и в это время очень активно развивается познавательная сфера.

Затем наступает другой период (возраст) направленности реб-ка на изучение мира людей. Ему соответствует общение как вид д-ти и в процессе общения формируется личностная сфера.

В итоге в основе периодизации Д.Б.Элконина лежат 3ПРИНЦИПА:

- ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

- РАЗВИТИЕ В Д-ТИ

- ПРИНЦИП ЧЕРЕДОВАНИЯ ТИПОВ Д-ТИ И СФЕР ПОЗНАНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.013 с.)