Практическое занятие №2. Методы возрастной психологии 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №2. Методы возрастной психологии



Вопросы для коллоквиума

Раздел 1.

2. Сформулируйте основные задачи возрастной психологии.

3. Назовите разделы возрастной психологии.

4. Что понимается под категориями «развитие» и «формирование» в возрастной психологии?

5. С какими целями проводятся генетический и формирующий эксперименты?

6. Перечислите основные этапы генетического и формирующего эксперимента.

7. Обоснуйте необходимость разграничения функций экспериментатора и организатора в проведении формирующего эксперимента.

8. Зачем применяется контрольная группа в формирующем эксперименте?

9. Выделите достоинства и ограничения метода наблюдения. Раскройте возможности преодоления ограничений метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.

 

Раздел 2.

1. Охарактеризуйте понятие «развитие» в отечественной психологии.

2. В чем заключается сущность биогенетического подхода в психологии?

3. Назовите основных представителей биогенетического подхода в психологии.

4. В чем заключается сущность социогенетического подхода в психологии?

5. В чем коренное отличие концепции Э. Эриксона от концепции З. Фрейда?

6. Каковы условия и движущие силы психического развития ребенка с позиции бихевиоризма?

7. Перечислите основные понятия концепции Ж. Пиаже. Раскройте их содержание.

8. Что вам известно о связи психического и физического в русле гуманистической психологии?

9. Сформулируйте основные законы детского развития, обозначенные Л. С. Выготским.

10. Перечислите, в чем сходство и отличие подходов Д.Б.Эльконина и А.Н.Лентьева к пониманию психического развития.,

11. Определите понятия неравномерности и гетерохронности развития.

12. Объясните роль сензитивности в психическом развитии.

Раздел 3.

1. Дайте определение понятия периодизация психического развития.

2. На какие группы можно разделить все имеющиеся периодизации? Приведите примеры периодизаций, входящих в эти группы?

3. Что положено в основу периодизации психического развития, разработанной Д.Б.Элькониным?

4. Что является основанием для периодизации психического развития Л.С.Выготского?

5. Охарактеризуйте периодизации психического развития З.Фрейда и Ж.Пиаже.

6. Охарактеризуйте периодизацию психического развития А.Н.Леонтьева.

Раздел 4.

1. В чем сущность кризиса новорожденности?

2. Какими изменениями в психике ребенка обозначена граница периода новорожденности в психологии?

3. В чем состоит основная роль взрослого человека в ряду факторов, определяющих психическое развитие ребенка?

4. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в младенчестве и новорожденности.

5. В чем особенности ведущего вида деятельности в младенческом возрасте?

6. В чем суть кризиса первого года жизни? Назовите его основные проявления.

 

Раздел 5.

1. Назовите основные линии развития предметно-орудийной деятельности.

2. Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития в раннем детстве.

3. Каковы особенности развития мышления и речи ребенка раннего возраста?

4. Дайте характеристику развитию самосознания ребенка от 1 года до 3 лет.

5. Каковы новообразования ребенка раннего возраста?

6. На каком противоречии основан кризис трех лет?

7. Охарактеризуйте симптомы кризиса трех лет.

 

Раздел 6.

1. Отметьте плюсы и минусы обучения детей дошкольного возраста.

2. Раскройте значение игры в формировании психологической готовности к школе.

3. Определите содержание мотивационной готовности к школе.

 

Раздел 7.

1. Особенности развития школьной мотивации младших школьников.

2. В чем особенности ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте?

3. Каковы особенности общения младшего школьника со сверстниками?

4. Каковы особенности общения младшего школьника со взрослыми?

5. В чем суть школьной дезадаптации учащихся младших классов?

6. Назовите основные трудности младших школьников в овладении учебными навыками (письма, чтения, счета).

 

Раздел 8.

1. Назовите и охарактеризуйте развитие психических функций подростков.

2. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности подростков.

3. Каковы новообразования в подростковом возрасте? Их содержание?

4. Укажите основные критерии выделения групп «трудных» подростков.

5. Раскройте специфику отношений подростков к школе и учению.

6. Охарактеризуйте когнитивное развитие в подростковом возрасте.

 

 

Планы и формы работы на практических (семинарских) занятиях

Практическое занятие №1 Вопросы истории возрастной психологии

Задание 1. Прочитайте статьи о жизни и деятельности отечественных психологов, работавших в разные исторические периоды (П.Ф.Каптерев, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Систематизируйте прочитанные материалы, используя таблицу:

Исследователь Основные направления исследования Основные труды
     

Задание 2. Выделите проблемы, противоречия, вызывающие особенный интерес исследователей. Объясните, почему именно эти вопросы являлись особенно актуальными для возрастной психологии на том или ином этапе ее развития? Сделайте вывод об основных направлениях исследований в области возрастной психологии.

Практическое занятие №2. Методы возрастной психологии

Опираясь на этапы организации наблюдения, составьте план наблюдения за проявлением познавательной активности ученика на уроке. Для выполнения задания используйте следующую таблицу:

 

Этапы процедуры исследования методом наблюдения План наблюдения
1) определение цели и задач наблюдения  
2) определение предмета наблюдения (поведения), объекта (отдельный индивид или группа), ситуации  
3) выбор способа (вида) наблюдения (включённое / невключённое, сплошное / выборочное, закрытое / открытое, стандартизированное / не стандартизированное и т.д.) и регистрации данных (видео-, аудиозапись, ведение дневника, протоколирование)  
Этапы процедуры исследования методом наблюдения План наблюдения
4) построение плана наблюдения (ситуации — объект — время)  
5) выбор метода обработки результатов (количественный, качественный)  
6) обработка и интерпретация результатов  

Практическое занятие №3 Основные подходы и теории к пониманию возрастного и

Психического развития

 

Задание 1. Выделите и опишите ключевые понятия, отражающие понимание детского развития в работах классиков психологии: Дж. Уотсон; Ж. Пиаже; Р. Заззо; З. Фрейд; В. Штерн; Л. С. Выготский; М. И. Лисина; А. Н. Леонтьев; Д. Б. Эльконин.

 

Задание 2. Подготовьтесь к обсуждению теоретических подходов к пониманию психического развития. Систематизируйте материал, используя таблицу:

 

Направления анализа ПОДХОДЫ
Биологизаторский Социологизаторский Конвергентный Гуманистический подход Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
1. Основоположники          
2. Определение психического развития          
3. Основная цель исследований          
4. Теории в рамках подхода          
5. Соотношение обучении, воспитания и психического развития          
6. Закономерности психического развития, выделенные в рамках данного направления          

Задание 3. Подготовьтесь к ответам на следующие вопросы:

- по каким теоретическим принципам отличаются друг от друга подходы к пониманию психического развития?

- какой из рассмотренных подходов (биологизаторский, социологизаторский, теория конвергенции двух факторов, культурно-историческая теория) наиболее полно, по-вашему мнению, раскрывает условия и движущие силы психического развития?

Интернет-ресурсы

Название сайта Режим доступа Характеристика
Университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru/ На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/ На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Образовательный видеопортал Univertv. ru http://univertv.ru/reg/done/ На данном сайте представлены видео лекции и учебные видеофильмы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой дисциплине
Интернет-портал Детская психология http://www.childpsy.ru/lib/ На портале опубликованы научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы, анонсы образовательных программ, видеотека и пр.
Интернет-портал История отечественной психологии http://www.psyche.ru/ Все об истории отечественной психологии (дореволюционной, советской, российской). Cайт предоставляет пользователю широкий круг возможностей - от подписки и участия в форуме до возможности администрировать отдельные тематические рубрики.

Понятийный диктант

1. Возрастная психология

2. Педагогическая психология

3. Психическое развитие

4. Психическое развитие человеческого индивида

5. Формирование психики

6. Онтогенез

7. Детская психология

8. Психология юности

9. Психология зрелости

10. Геронтопсихология

11. Наблюдение

12. Эксперимент

13. Генетический эксперимент

14. Поперечные срезы

15. Продольные срезы

16. Формирующий (преобразующий, психолого-педагогический) эксперимент

17. Возраст

18. Периодизация

19. Внешняя периодизация

20. Внутренняя периодизация

21. Периодизации, основанные на существенных особенностях развития Кризис развития

22. Социальная ситуация развития

23. Ведущий вид деятельности

24. Новообразования возраста

25. Кризис развития

Рекомендации по выполнению понятийных диктантов

Диктант (лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для закрепления и проверки знаний. Терминологический диктант представляет собой последовательную диктовку терминов, определение каждого из которых необходимо дать в течение 2 минут.

Необходимо, записав под диктовку преподавателя термин, дать содержательное, научное определение, т.е. установить смысл незнакомого термина с помощью знакомых и уже осмысленных слов (терминов).

Определение должно содержать:

— описание свойств, характеристик объектов, выделяющих определяемое в сравнении с другими объектами соответственно;

— пояснения смысла термина указанием правил выделения его среди прочего;

— указание ближайшего понятия и отличительных признаков по сравнению с другими определениями других понятий.

Комплект тестовых заданий

1. Основной задачей формирующего эксперимента является:

a) определение сформированного уровня развития

испытуемых;

b) активное вмешательство исследователя в исследуемый

процесс;

c) изучение возрастной динамики психического развития;

d) преобразование опыта испытуемого.

 

2. Возрастная психология изучает:

a) возрастную динамику развития психики человека;

b) возрастные особенности психических процессов;

c) возрастные факторы развития личности;

d) все ответы верны.

 

4. Исследования в области возрастной психологии начали проводиться:

a) в конце ХIХ в.;

b) в конце ХХ в.;

c) в середине ХХ в.;

d) верного ответа нет.

 

5. Динамику возрастного развития можно изучить посредством:

a) констатирующего эксперимента;

b) генетического эксперимента;

c) формирующего эксперимента;

d) нет верного ответа.

 

6. Индивидуальное развитие человека от рождения до смерти называется:

а) периодизацией;

b) акселерацией;

c) онтогенезом;

d) нет верного ответа.

 

7. Психология развития рассматривается как накопление социально приемлемых форм поведения в рамках:

a) биологизаторского подхода;

b) социологизаторского подхода;

c) теории конвергенции двух факторов;

d) культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

 

8. В основе теории конвергенции двух факторов, разработанной В. Штерном, лежит принцип:

a) равнозначной роли в психическом развитии наследственности и среды;

b) доминирующей роли наследственности в психическом развитии ребенка;

c) доминирующей роли среды в психическом развитии ребенка;

d) нет правильного ответа.

 

9. Теория о восьми психосоциальных кризисах, которые должен преодолеть человек в течение жизни, разработана:

a) З. Фрейдом;

b) Л. С. Выготским;

c) Э. Эриксоном;

d) Ж. Пиаже

 

10. По мнению Л. С. Выготского, кризисы возрастного развития:

a) приходятся на переломные моменты жизни ребенка;

b) имеют размытые и неотчетливые границы;

c) имеют позитивное и негативное содержание;

d) все ответы верны.

 

11. Эдипов комплекс, по З. Фрейду, развивается на:

a) оральной стадии;

b) анальной стадии;

c) фаллической стадии;

d) генитальной стадии.

 

12. Согласно Ж. Пиаже, эгоцентризм является проявлением стадии:

a) сенсомоторного развития;

b) конкретных операций;

c) формальных операций;

d) интериоризации.

 

13. Л. Кольберг утверждал, что личность, которая ориентируется в своем поведении на одобрение других людей, находится на:

a) преднравственном уровне;

b) конвенциональном уровне;

c) постконвенциональном уровне;

d) уровне самоактуализации.

 

14. В основу периодизации психического развития, разработанной Д. Б. Элькониным, положены:

a) возрастные новообразования;

b) ведущая деятельность;

c) социальная ситуация развития;

d) все ответы верны.

 

15. Периодизация психического развития по А. Валлону основана на анализе динамики:

a) психосексуального развития;

b) нравственного развития;

c) формирования поведения и личности.

d) нет правильного ответа.

 

16. Сензитивные периоды — это:

a) периоды неравномерного созревания отдельных сторон личности;

b) периоды наиболее интенсивного развития сенсорных функций;

c) переломные периоды в жизни человека;

d) периоды, наиболее благоприятные для развития определенных психических функций.

 

17. Возрастные критические периоды — это периоды развития, во время которых:

а) научение затруднено;

в) организм достигает зрелости;

с) организм более восприимчив к тому или иному научению;

d) созревание осуществляется быстрее всего.

 

18. Гетерохронность психического развития — это:

a) ускоренное социальное развитие;

b) несовпадение по времени созревания отдельных функций;

c) многообразие проявляющихся признаков;

d) все ответы верны.

 

19. Конвергентность психического развития это:

a) противоречия, возникающие в ходе развития;

b) многообразие функций;

c) процесс формирования основных функций;

d) сближение психических функций.

 

20. Комплекс оживления — это:

a) новообразование периода новорожденности;

b) эмоционально-двигательная реакция ребенка на появление и обращение к нему взрослого;

c) появляется в возрасте 2—3 месяцев;

d) все ответы верны.

 

21. Явление, характеризующее психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах и домах ребенка, называется:

a) негативизмом;

b) госпитализмом;

c) комплексом оживления;

d) аккомодацией.

 

22. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является:

a) сюжетно-ролевая игра;

b) непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери;

c) общение ребенка со сверстниками;

d) комплекс оживления.

 

23. Феномен «Я сам» является характерной чертой проявления кризиса:

a) 1 года;

b) 3 лет;

c) 7 лет;

d) 13 лет.

 

24. Воображение является новообразованием:

a) младенческого возраста;

b) дошкольного возраста;

c) младшего школьника;

d) подросткового возраста.

 

25. Игра — это деятельность:

a) в которой дети воспроизводят смыслы человеческой деятельности;

b) мотив которой лежит не в результате, а в содержании самого действия;

c) которая является ведущей в дошкольном возрасте;

d) все ответы верны.

 

26. Потребность дошкольника в общении с детьми, способность подчиняться интересам и условностям детской группы составляют содержание:

a) умственной зрелости;

b) эмоциональной зрелости;

c) социальной зрелости;

d) познавательной активности.

 

27. Произвольность, внутренний план действий, рефлексия являются новообразованиями:

a) дошкольного возраста;

b) младшего школьного возраста;

c) подросткового возраста;

d) старшего школьного возраста.

 

28. Наглядно-действенное мышление является новообразованием:

a) младенческого возраста;

b) раннего детства;

c) дошкольного возраста;

d) младшего школьного возраста.

 

29. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является:

a) непроизвольное;

b) произвольное;

c) послепроизвольное;

d) все ответы верны.

 

30. Восприимчивость, впечатлительность, подражательность, потребность точно выполнять требования учителя свойственны:

a) старшему школьнику;

b) учащимся средних классов;

c) младшим школьникам;

d) дошкольникам.

 

31. Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:

a) память;

b) воля;

c) мышление;

d) эмоции.

 

32. Новообразованием младшего школьного возраста является:

a) рефлексия;

b) самоконтроль, произвольность;

c) внутренний план действия;

d) все ответы верны.

 

33. Ведущей деятельностью подростка является:

a) учебная;

b) учебно-профессиональная;

c) общение;

d) верного ответа нет.

 

34. Чувство взрослости является психологическим новообразованием:

a) дошкольника;

b) младшего школьника;

c) подростка;

d) юноши.

 

35. Благополучному вхождению подростка во взрослость может способствовать:

a) расширение его прав;

b) увеличение его обязанностей;

c) передача всей ответственности за себя;

d) все ответы не верны.

 

36. В соответствии с периодизацией Д. Б. Эльконина кризисы 3 и 11 лет являются кризисами:

a) отношений;

b) мировоззрения;

c) Я-концепции;

d) все ответы не верны.

 

37. К основным новообразованиям младшего подросткового возраста относится:

a) чувство взрослости;

b) рефлексия;

c) негативизм;

d) профессиональное самоопределение.

 

38. По Ж. Пиаже, подростковый возраст — это время развития:

a) сенсомоторного интеллекта;

b) конкретных операций;

c) формальных операций;

d) нет правильного ответа.

 

39. Референтная группа для подростка — это:

a) неформальная группа;

b) группа, провоцирующая девиантное поведение подростка;

c) группа, которой подросток подражает;

d) семья.

 

40. По Д. Б. Эльконину, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является:

a) общение со сверстниками;

b) учебная деятельность;

c) учебно-профессиональная деятельность;

d) общественно полезная деятельность.

 

41. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте идет под влиянием:

a) созревания организма и общения со сверстниками;

b) созревания организма и семейных взаимоотношений;

c) общения со сверстниками и семейных взаимоотношений;

d) все ответы верны.

 

42. Центральной линией развития личности старшего школьника является:

a) общение со сверстниками;

b) умственное и физическое развитие;

c) выбор профессии и учебно-профессиональная деятельность;

d) эмоциональные отношения.

 

43. Характерными особенностями старших школьников является то, что они:

a) испытывают потребность в общении со взрослыми;

b) в оценке личностных качеств моральные качества предпочитают волевым;

c) овладевают более общими законами природы, общественной жизни и познания;

d) все ответы верны.

 

44. Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте является:

a) общение со сверстниками;

b) учебная деятельность;

c) учебно-профессиональная деятельность;

d) общественно полезная деятельность.

 

45. Центральным новообразованием ранней юности является:

a) Я-концепция;

b) профессиональное и личностное самоопределение;

c) чувство любви и дружбы;

d) чувство взрослости.

 

46. Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится:

a) теоретическое мышление;

b) наглядно-образное мышление;

c) эмпирическое мышление;

d) склонность к философским обобщениям.

 

47. Временная перспектива в юности:

a) «охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее»;

b) «сосредоточена на настоящем»;

c) «устремлена в будущее»;

d) все ответы верны.

 

48. Отделение юноши от семьи, которое сопровождается полным эмоциональным разрывом и формализацией отношений:

a) является одним из путей деструктивного отделения от семьи;

b) является одним из путей конструктивного отделения от семьи;

c) характеризует установление амбивалентных отношений с семьей;

d) не влияет на взаимоотношения с семьей.

 

49. Кризис «среднего возраста» чаще связывают с возрастом:

а) от 18 до 25 лет;

b) от 40 до 45 лет;

c) от 55 до 60 лет;

d) все ответы верны.

 

50. К психологическим критериям зрелости относятся:

а) ответственность и самостоятельность;

b) потребность в заботе о других;

c) стремление к самореализации;

d) все ответы верны.

 

51. По мнению Э. Эриксона, центральным новообразованием старческого возраста можно считать:

а) духовность;

b) производительность;

c) мудрость;

d) нет верного ответа.

3.5.Домашнее задание

Раздел 9.

Задание 1. Подготовьте доклад по разделу.

1. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в юношеском возрасте.

2. Охарактеризуйте новообразования юношеского возраста.

3. Охарактеризуйте особенности самосознания в юности.

4. В чем суть профессионального самоопределения?

5. Раскройте понятие социальной ситуации развития в период поздней юности.

Задание 2. Составьте рисунок-схему, отражающий особенности развития в период юности

Задание 3.Проанализируйте отрывок и ответьте на вопросы. О каких особенностях личности старшеклассника свидетельствует данное высказывание? Являются ли эти особенности типичными для юношеского возраста? Докажите свою мысль.

Исследователь В. М. Колосова пишет: «Известно, что в университете на конкурсных вступительных экзаменах проходной балл всегда выше. Таким образом, все абитуриенты, прошедшие по конкурсу и зачисленные в университет, имеют предпосылки для успешного учения. Однако в действительности дело обстоит несколько иначе: имеет место значительный отсев студентов из университетов по причине академической неуспеваемости. Наибольший отсев наблюдается на первых двух курсах

Раздел 10.

Задание 1. Подготовьте доклад по разделу.

1. Назовите задачи развития в зрелом возрасте.

2. Охарактеризуйте признаки профессиональной деформации в зрелом возрасте.

3. Укажите основные признаки «кризиса среднего возраста».

4. Каковы особенности социальной ситуации развития пожилых людей?

5. Каковы основные проблемы психологии старения и старости?

6. Каковы основные физиологические признаки старения?

Задание 2. Составьте рисунок-схему, отражающий особенности развития в период зрелости и старости

Задание 3. Проанализируйте текст. Прокомментируйте данную точку зрения. Попробуйте ее доказать или опровергнуть.

Швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, «окаменелости». В Комитете по развитию человека при Чикагском университете «задачи развития» никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности. Надо полагать, что причиной этому служит имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости, взгляд на зрелость как цель развития и одновременно его конец.

Задание 4.Познакомьтесь с экспериментом, проведенным Л. И. Анциферовой в интернате для престарелых. Какие механизмы в представленном случае включились у пожилых людей. Какие типы старости можно выделить?

Обитателей благоустроенного интерната разделили на две группы. Перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме: могут приглашать к себе друзей и сами посещать их, планировать разные социальные мероприятия, распределять свое время как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению; сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившиеся они могут выбрать и выращивать сами. Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В заключение няни вручили каждому участнику какое-нибудь красивое растение. Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после него. Эксперимент показал следующее. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. 48% из них чувствовали удовлетворенность жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми. Во второй группе такие чувства выразили лишь 29% стариков. По оценкам врачей и санитарок, 71% обитателей второй группы стал более слабым и пассивным.

 

3.5.Задания для самостоятельной работы

Раздел 2, 3.

Задание 1. Психоаналитическое понимание психического развития ребенка.

Решите задачу, проанализировав описанную ниже ситуацию с точки зрения основных принципов психоаналитической теории. Определите возраст ребенка в данном теоретическом контексте и объясните ход ваших рассуждений. Как должны в таких ситуациях поступать родители? Обоснуйте свой ответ.

«Мама с сыном пришли из детского сада, погуляли, поужинали. Стали переодеваться. Витя снял колготки и шорты. И вдруг… он сбросил с себя трусишки и начал прыгать голышом. Что делать? Рядом сидит старшая сестра, а он такое вытворяет. Решила не замечать. Промолчала. На следующий день все повторилось».

Задание 2. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.

Проанализируйте ситуации с точки зрения теории интеллектуального развития Ж.Пиаже, ответьте на вопросы. Как называется феномен, описанный в данной ситуации? В чем сущность этого феномена? В каком возрасте можно наблюдать такое поведение детей?

Жан Пиаже провел много экспериментов, описывающих данный феномен. Например, экспериментатор спрашивает у ребенка, имеющего брата, есть ли у него брат. Ребенок легко соглашается, что брат есть. Но затем психолог спрашивает, а есть ли брат у его брата, и получает отрицательный ответ! Ребенок оказывается не в состоянии взглянуть на себя с позиции брата.

Или другой пример. Перед ребенком поставили макет гор. Три горы по-разному выглядели с разных сторон макета. Ребенок видел этот горный ландшафт с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но когда его просили найти фотографию с видом, открывающимся перед куклой, сидящей напротив, он снова выбирал «свой» снимок.

Задание 3. Социологизаторский подход к пониманию психического развития ребенка.

Решите задачу, прокомментировав следующий отрывок текста, и ответьте на вопросы. С чем можно или нельзя согласиться в приведенном отрывке? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как вы думаете, представителю какого подхода могут принадлежать эти слова?

«Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков».

 

 

Раздел 4-10.

Задание 1. Возрастные особенности младенца.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопросы. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях? Как должна вести себя мама в подобной ситуации?

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушки и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки, а сын снова бросает их на пол.

 

Задание 2. Возрастные особенности младенца.

Решите психологическую задачу и ответьте на вопросы: Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?

Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

 

Задание 3. Возрастные особенности ребенка разного возраста.

Составьте программу наблюдения за детьми 1—3 лет (опишите умения и навыки, которые появляются у ребенка в этом возрасте), а также наметьте общий план воспитательных действий.

 

Задание 4. Возрастные особенности дошкольника.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопросы. Какой вид игры описан в приведенных ниже наблюдениях? Какие психологические качества должны быть сформированы у ребенка, чтобы он мог играть в такие игры?

«Кирилка (6 лет) расставляет на тахте вокруг себя игрушки (3 мишки, 2 обезьянки, 2 собачки). Ложится среди них. Тихо лежит около часа. Я спрашиваю: «Что ты делаешь? Ты заболел?».

Кирюша: «Нет. Я играю. Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

 

Задание 5. Возрастные особенности младшего школьника.

Проанализируйте описанные ниже психологические ситуации и ответьте на вопросы. Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенном примере? Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок?

Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояло две пятерки, действительно почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще».

 

Задание 6. Возрастные особенности подростка.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже. Определите возможные причины поведения подростка. Предложите примерную схему коррекционной работы с подростком.

Ученик 7-го класса сознательно нарушал дисциплину на уроках: то бросит что-нибудь, то скребет что-то под партой, то выкрикивает, когда все самостоятельно работают; на замечания отвечает грубостью, может даже выразиться нецензурными словами, курит на переменах, носит с собой различные колющие или режущие предметы.

 

Задание 7. Возрастные особенности старшеклассников.

Проанализируйте текст задачи и ответьте на вопросы. О каких особенностях личности старшеклассника свидетельствует данное высказывание? Являются ли эти особенности типичными для юношеского возраста? Докажите свою мысль.

Ученик 11 класса заявляет: «Лучше быть творцом в маленьком деле, чем только казенным исполнителем в большом».

 

Вопросы для коллоквиума

Раздел 1.

2. Сформулируйте основные задачи возрастной психологии.

3. Назовите разделы возрастной психологии.

4. Что понимается под категориями «развитие» и «формирование» в возрастной психологии?

5. С какими целями проводятся генетический и формирующий эксперименты?

6. Перечислите основные этапы генетического и формирующего эксперимента.

7. Обоснуйте необходимость разграничения функций экспериментатора и организатора в проведении формирующего эксперимента.

8. Зачем применяется контрольная группа в формирующем эксперименте?

9. Выделите достоинства и ограничения метода наблюдения. Раскройте возможности преодоления ограничений метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.

 

Раздел 2.

1. Охарактеризуйте понятие «развитие» в отечественной психологии.

2. В чем заключается сущность биогенетического подхода в психологии?

3. Назовите основных представителей биогенетического подхода в психологии.

4. В чем заключается сущность социогенетического подхода в психологии?

5. В чем коренное отличие концепции Э. Эриксона от концепции З. Фрейда?

6. Каковы условия и движущие силы психического развития ребенка с позиции бихевиоризма?

7. Перечислите основные понятия концепции Ж. Пиаже. Раскройте их содержание.

8. Что вам известно о связи психического и физического в русле гуманистической психологии?

9. Сформулируйте основные законы детского развития, обозначенные Л. С. Выготским.

10. Перечислите, в чем сходство и отличие подходов Д.Б.Эльконина и А.Н.Лентьева к пониманию психического развития.,

11. Определите понятия неравномерности и гетерохронности развития.

12. Объясните роль сензитивности в психическом развитии.

Раздел 3.

1. Дайте определение понятия периодизация психического развития.

2. На какие группы можно разделить все имеющиеся периодизации? Приведите примеры периодизаций, входящих в эти группы?

3. Что положено в основу периодизации психического развития, разработанной Д.Б.Элькониным?

4. Что является основанием для периодизации психического развития Л.С.Выготского?

5. Охарактеризуйте периодизации психического развития З.Фрейда и Ж.Пиаже.

6. Охарактеризуйте периодизацию психического развития А.Н.Леонтьева.

Раздел 4.

1. В чем сущность кризиса новорожденности?

2. Какими изменениями в психике ребенка обозначена граница периода новорожденности в психологии?

3. В чем состоит основная роль взрослого человека в ряду факторов, определяющих психическое развитие ребенка?

4. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в младенчестве и новорожденности.

5. В чем особенности ведущего вида деятельности в младенческом возрасте?

6. В чем суть кризиса первого года жизни? Назовите его основные пр<





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.219.12 (0.012 с.)