Практическое занятие №9. Психическое развитие в подростковом возрасте



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №9. Психическое развитие в подростковом возрасте



Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению основных психологических особенностей развития в подростковом возрасте:

· развитие психических функций подростка;

· социальная ситуация развития в подростковом возрасте;

· новообразования подросткового возраста;

· особенности общения подростка со сверстниками и со взрослыми;

· роль референтной группы в подростковом возрасте.

 

Задание 2. Прочитайте статью Д. И. Фельдштейна «Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста». Проанализируйте результаты исследования, описанного в статье, целью которого стало сравнение мотивов деятельности подростков в 60-х и 90-х годах. Предложите свои варианты социально одобряемой и социально признаваемой деятельности, которые, на ваш взгляд, могут создавать условия для самоутверждения и самовыражения современных подростков (обоснуйте свой ответ).

 

Задание 3. Проанализируйте классификацию акцентуаций характера А. Е. Личко и заполните таблицу:

 

Название акцентуации Содержание Поведенческие проявления Особенности работы учителя с подростком
         

Практическое занятие №10. Особенности психического развития в ранней юности

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению основных психологических особенностей развития в период ранней юности:

· социальная ситуация развития в юности;

· ведущий вид деятельности в юношеском возрасте;

· самооценка и самоуважение в юности;

· становление мировоззрения и временная перспектива в юношеский период развития.

 

Задание 2. Прочитайте статью С. Степанова «Старшеклассник: совокупный портрет». Выделите гендерные различия в психическом развитии старшеклассников.

 

Задание 3. Прочитайте статью Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис». Проанализируйте возможные причины возникновения кризиса, пути протекания и соответствующие варианты развития личности. Систематизируйте материал, используя таблицу:

 

Причины возникновения Пути протекания Варианты развития личности
     
     

 

Практическое занятие №11. Особенности личностного и профессионального развития в зрелости и старости

Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению основных психологических особенностей развития человека в период зрелости и старости:

· общая характеристика возраста зрелости/взрослости;

· особенности профессионального роста в период взрослости;

· сохранение и изменение интеллектуальных функций взрослого человека;

· общая характеристика старости как этапа возрастного развития;

· индивидуальные особенности старения и типы личности.

 

Задание 2. Прочитайте и проанализируйте статью С. Е. Пиняевой, Н. В. Андреева «Личностное и профессиональное развитие в период зрелости» и статью О. В. Красновой «Стереотипы пожилых и отношение к ним». Рассмотрите основные линии развития человека в зависимости от направленности личности в зрелом возрасте и в старости. Заполните таблицу и проведите сравнительный анализ:

 

Направленность личности Зрелость Старость
Гедонистическая    
Эгоистическая    
Духовно-нравственная и сущностная    

 

Методические инструкции к практическим (семинарским) занятиям студентам

Прочтите рекомендуемую литературу. Разработайте рисунок-схему (своего рода наглядное пособие) по изучаемому вопросу. Постарайтесь запомнить основные формулировки. Обратитесь к статьям в психологических журналах. Отберите те, в которых обсуждаются изучаемые вопросы. Систематизируйте материал. Составьте развернутый план изученного вами материала. Подумайте над тем, какие вопросы вы хотели бы обсудить на практическом занятии.

Рекомендации по подготовке докладов

Доклады представляют собой устные сообщения продолжительностью до 10 минут. Доклады, с которыми студенты выступают на семинарских занятиях, дают возможность разнообразить формы и содержание занятий, учитывая особые интересы студентов и не ограничиваясь тематическими рамками, установленными программой учебной дисциплины. Доклады позволяют студентам реализовать свои способности к самостоятельным научным исследованиям и творчеству.

Доклад готовится по собственной инициативе студента, т.е. никто не обязывается к выступлению с докладом, но всякий имеет право предложить своё выступление вниманию студенческой группы и преподавателя.

Тему доклада студент определяет сам, исходя из собственных научно-исследовательских интересов и предложенного списка примерных тем докладов. Тема должна соответствовать изучаемой дисциплине.

При подготовке доклада следует ознакомиться с литературой по избранной теме. Основными источниками должны служить научные статьи и монографии, написанные компетентными авторами и опубликованные в научных изданиях. Могут быть использованы также статьи из словарей и энциклопедий. Не рекомендуется воспроизводить в докладах тексты из учебных пособий.

Работа по выполнению доклада предполагает несколько этапов.

I. Этап – подготовка доклада.

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки.

2.Формулировка основных вопросов доклада.

3.Составление развернутого плана выступления.

4.Просмотр и чтение специальной литературы.

5. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

6.Распределение материала по вопросам.

7. Подготовка демонстрационного материала по теме доклада (если презентация доклада проводится в аудитории с ТСО, то готовится электронная презентация, если аудитория без ТСО, то готовятся плакаты).

II. Этап – работа с подготовленными материалами.

1.Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.

2.Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления.

3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).

III. Этап – подготовка к выступлению

1. Доклад может быть дополнен вопросами по теме доклада. Эти вопросы задаются обучающимся. Таким образом осуществляется обратная связь.

2. Важным является выполнение регламента доклада, который согласовывается с преподавателем (рекомендуется 10-15 мин). После доклада докладчик отвечает на вопросы преподавателя и студентов.

Оценка за доклад выставляется преподавателем, на основании ряда критериев:

а) полнота и последовательность раскрытия темы;

б) ораторские способности;

в) качество иллюстраций (презентации, плакатов);

г) умение пользоваться демонстрационным материалом;

д) полнота ответов на вопросы по теме доклада.

Основная литература

1. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр.и спец. психологии/Под ред. Т.Д. Марцинковской.-4-е изд., стер.-М.:Академия, 2008.- 528с.

2. Поляков А.М. Психология развития: учеб.пособие для вузов /А.М.Поляков – Беларусь: ТетраСистемс, 2006. – 304 с.

Дополнительная литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность. – М., 2002

2. Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития: Учебное пособие. – М., 2005. – 216с.

3. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч.по направлению и спец. "Психология". – М.: изд-во Аспект Пресс, 2001 . – 460 с.

Периодические издания

1. Вопросы психологии. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/J87_93.htm

2. Психологический журнал. – Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html

3. Психологическая наука и образование. – режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/

4. Социосфера. – Режим доступа: http://sociosphera.ucoz.ru/

5. Вестник практической психологии образования. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/

6. Электронный сборник статей PsyJournals. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/pj/2011/n2/

7. Актуальные проблемы психологического знания.

8. Развитие личности. – Режим доступа: http://rl-online.ru/articles.html

Интернет-ресурсы

Название сайта Режим доступа Характеристика
Университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru/ На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/ На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Образовательный видеопортал Univertv. ru http://univertv.ru/reg/done/ На данном сайте представлены видео лекции и учебные видеофильмы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой дисциплине
Интернет-портал Детская психология http://www.childpsy.ru/lib/ На портале опубликованы научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы, анонсы образовательных программ, видеотека и пр.
Интернет-портал История отечественной психологии http://www.psyche.ru/ Все об истории отечественной психологии (дореволюционной, советской, российской). Cайт предоставляет пользователю широкий круг возможностей - от подписки и участия в форуме до возможности администрировать отдельные тематические рубрики.

Понятийный диктант

1. Возрастная психология

2. Педагогическая психология

3. Психическое развитие

4. Психическое развитие человеческого индивида

5. Формирование психики

6. Онтогенез

7. Детская психология

8. Психология юности

9. Психология зрелости

10. Геронтопсихология

11. Наблюдение

12. Эксперимент

13. Генетический эксперимент

14. Поперечные срезы

15. Продольные срезы

16. Формирующий (преобразующий, психолого-педагогический) эксперимент

17. Возраст

18. Периодизация

19. Внешняя периодизация

20. Внутренняя периодизация

21. Периодизации, основанные на существенных особенностях развития Кризис развития

22. Социальная ситуация развития

23. Ведущий вид деятельности

24. Новообразования возраста

25. Кризис развития

Рекомендации по выполнению понятийных диктантов

Диктант (лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для закрепления и проверки знаний. Терминологический диктант представляет собой последовательную диктовку терминов, определение каждого из которых необходимо дать в течение 2 минут.

Необходимо, записав под диктовку преподавателя термин, дать содержательное, научное определение, т.е. установить смысл незнакомого термина с помощью знакомых и уже осмысленных слов (терминов).

Определение должно содержать:

— описание свойств, характеристик объектов, выделяющих определяемое в сравнении с другими объектами соответственно;

— пояснения смысла термина указанием правил выделения его среди прочего;

— указание ближайшего понятия и отличительных признаков по сравнению с другими определениями других понятий.

Комплект тестовых заданий

1. Основной задачей формирующего эксперимента является:

a) определение сформированного уровня развития

испытуемых;

b) активное вмешательство исследователя в исследуемый

процесс;

c) изучение возрастной динамики психического развития;

d) преобразование опыта испытуемого.

 

2. Возрастная психология изучает:

a) возрастную динамику развития психики человека;

b) возрастные особенности психических процессов;

c) возрастные факторы развития личности;

d) все ответы верны.

 

4. Исследования в области возрастной психологии начали проводиться:

a) в конце ХIХ в.;

b) в конце ХХ в.;

c) в середине ХХ в.;

d) верного ответа нет.

 

5. Динамику возрастного развития можно изучить посредством:

a) констатирующего эксперимента;

b) генетического эксперимента;

c) формирующего эксперимента;

d) нет верного ответа.

 

6. Индивидуальное развитие человека от рождения до смерти называется:

а) периодизацией;

b) акселерацией;

c) онтогенезом;

d) нет верного ответа.

 

7. Психология развития рассматривается как накопление социально приемлемых форм поведения в рамках:

a) биологизаторского подхода;

b) социологизаторского подхода;

c) теории конвергенции двух факторов;

d) культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

 

8. В основе теории конвергенции двух факторов, разработанной В. Штерном, лежит принцип:

a) равнозначной роли в психическом развитии наследственности и среды;

b) доминирующей роли наследственности в психическом развитии ребенка;

c) доминирующей роли среды в психическом развитии ребенка;

d) нет правильного ответа.

 

9. Теория о восьми психосоциальных кризисах, которые должен преодолеть человек в течение жизни, разработана:

a) З. Фрейдом;

b) Л. С. Выготским;

c) Э. Эриксоном;

d) Ж. Пиаже

 

10. По мнению Л. С. Выготского, кризисы возрастного развития:

a) приходятся на переломные моменты жизни ребенка;

b) имеют размытые и неотчетливые границы;

c) имеют позитивное и негативное содержание;

d) все ответы верны.

 

11. Эдипов комплекс, по З. Фрейду, развивается на:

a) оральной стадии;

b) анальной стадии;

c) фаллической стадии;

d) генитальной стадии.

 

12. Согласно Ж. Пиаже, эгоцентризм является проявлением стадии:

a) сенсомоторного развития;

b) конкретных операций;

c) формальных операций;

d) интериоризации.

 

13. Л. Кольберг утверждал, что личность, которая ориентируется в своем поведении на одобрение других людей, находится на:

a) преднравственном уровне;

b) конвенциональном уровне;

c) постконвенциональном уровне;

d) уровне самоактуализации.

 

14. В основу периодизации психического развития, разработанной Д. Б. Элькониным, положены:

a) возрастные новообразования;

b) ведущая деятельность;

c) социальная ситуация развития;

d) все ответы верны.

 

15. Периодизация психического развития по А. Валлону основана на анализе динамики:

a) психосексуального развития;

b) нравственного развития;

c) формирования поведения и личности.

d) нет правильного ответа.

 

16. Сензитивные периоды — это:

a) периоды неравномерного созревания отдельных сторон личности;

b) периоды наиболее интенсивного развития сенсорных функций;

c) переломные периоды в жизни человека;

d) периоды, наиболее благоприятные для развития определенных психических функций.

 

17. Возрастные критические периоды — это периоды развития, во время которых:

а) научение затруднено;

в) организм достигает зрелости;

с) организм более восприимчив к тому или иному научению;

d) созревание осуществляется быстрее всего.

 

18. Гетерохронность психического развития — это:

a) ускоренное социальное развитие;

b) несовпадение по времени созревания отдельных функций;

c) многообразие проявляющихся признаков;

d) все ответы верны.

 

19. Конвергентность психического развития это:

a) противоречия, возникающие в ходе развития;

b) многообразие функций;

c) процесс формирования основных функций;

d) сближение психических функций.

 

20. Комплекс оживления — это:

a) новообразование периода новорожденности;

b) эмоционально-двигательная реакция ребенка на появление и обращение к нему взрослого;

c) появляется в возрасте 2—3 месяцев;

d) все ответы верны.

 

21. Явление, характеризующее психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах и домах ребенка, называется:

a) негативизмом;

b) госпитализмом;

c) комплексом оживления;

d) аккомодацией.

 

22. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является:

a) сюжетно-ролевая игра;

b) непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери;

c) общение ребенка со сверстниками;

d) комплекс оживления.

 

23. Феномен «Я сам» является характерной чертой проявления кризиса:

a) 1 года;

b) 3 лет;

c) 7 лет;

d) 13 лет.

 

24. Воображение является новообразованием:

a) младенческого возраста;

b) дошкольного возраста;

c) младшего школьника;

d) подросткового возраста.

 

25. Игра — это деятельность:

a) в которой дети воспроизводят смыслы человеческой деятельности;

b) мотив которой лежит не в результате, а в содержании самого действия;

c) которая является ведущей в дошкольном возрасте;

d) все ответы верны.

 

26. Потребность дошкольника в общении с детьми, способность подчиняться интересам и условностям детской группы составляют содержание:

a) умственной зрелости;

b) эмоциональной зрелости;

c) социальной зрелости;

d) познавательной активности.

 

27. Произвольность, внутренний план действий, рефлексия являются новообразованиями:

a) дошкольного возраста;

b) младшего школьного возраста;

c) подросткового возраста;

d) старшего школьного возраста.

 

28. Наглядно-действенное мышление является новообразованием:

a) младенческого возраста;

b) раннего детства;

c) дошкольного возраста;

d) младшего школьного возраста.

 

29. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является:

a) непроизвольное;

b) произвольное;

c) послепроизвольное;

d) все ответы верны.

 

30. Восприимчивость, впечатлительность, подражательность, потребность точно выполнять требования учителя свойственны:

a) старшему школьнику;

b) учащимся средних классов;

c) младшим школьникам;

d) дошкольникам.

 

31. Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:

a) память;

b) воля;

c) мышление;

d) эмоции.

 

32. Новообразованием младшего школьного возраста является:

a) рефлексия;

b) самоконтроль, произвольность;

c) внутренний план действия;

d) все ответы верны.

 

33. Ведущей деятельностью подростка является:

a) учебная;

b) учебно-профессиональная;

c) общение;

d) верного ответа нет.

 

34. Чувство взрослости является психологическим новообразованием:

a) дошкольника;

b) младшего школьника;

c) подростка;

d) юноши.

 

35. Благополучному вхождению подростка во взрослость может способствовать:

a) расширение его прав;

b) увеличение его обязанностей;

c) передача всей ответственности за себя;

d) все ответы не верны.

 

36. В соответствии с периодизацией Д. Б. Эльконина кризисы 3 и 11 лет являются кризисами:

a) отношений;

b) мировоззрения;

c) Я-концепции;

d) все ответы не верны.

 

37. К основным новообразованиям младшего подросткового возраста относится:

a) чувство взрослости;

b) рефлексия;

c) негативизм;

d) профессиональное самоопределение.

 

38. По Ж. Пиаже, подростковый возраст — это время развития:

a) сенсомоторного интеллекта;

b) конкретных операций;

c) формальных операций;

d) нет правильного ответа.

 

39. Референтная группа для подростка — это:

a) неформальная группа;

b) группа, провоцирующая девиантное поведение подростка;

c) группа, которой подросток подражает;

d) семья.

 

40. По Д. Б. Эльконину, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является:

a) общение со сверстниками;

b) учебная деятельность;

c) учебно-профессиональная деятельность;

d) общественно полезная деятельность.

 

41. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте идет под влиянием:

a) созревания организма и общения со сверстниками;

b) созревания организма и семейных взаимоотношений;

c) общения со сверстниками и семейных взаимоотношений;

d) все ответы верны.

 

42. Центральной линией развития личности старшего школьника является:

a) общение со сверстниками;

b) умственное и физическое развитие;

c) выбор профессии и учебно-профессиональная деятельность;

d) эмоциональные отношения.

 

43. Характерными особенностями старших школьников является то, что они:

a) испытывают потребность в общении со взрослыми;

b) в оценке личностных качеств моральные качества предпочитают волевым;

c) овладевают более общими законами природы, общественной жизни и познания;

d) все ответы верны.

 

44. Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте является:

a) общение со сверстниками;

b) учебная деятельность;

c) учебно-профессиональная деятельность;

d) общественно полезная деятельность.

 

45. Центральным новообразованием ранней юности является:

a) Я-концепция;

b) профессиональное и личностное самоопределение;

c) чувство любви и дружбы;

d) чувство взрослости.

 

46. Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится:

a) теоретическое мышление;

b) наглядно-образное мышление;

c) эмпирическое мышление;

d) склонность к философским обобщениям.

 

47. Временная перспектива в юности:

a) «охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее»;

b) «сосредоточена на настоящем»;

c) «устремлена в будущее»;

d) все ответы верны.

 

48. Отделение юноши от семьи, которое сопровождается полным эмоциональным разрывом и формализацией отношений:

a) является одним из путей деструктивного отделения от семьи;

b) является одним из путей конструктивного отделения от семьи;

c) характеризует установление амбивалентных отношений с семьей;

d) не влияет на взаимоотношения с семьей.

 

49. Кризис «среднего возраста» чаще связывают с возрастом:

а) от 18 до 25 лет;

b) от 40 до 45 лет;

c) от 55 до 60 лет;

d) все ответы верны.

 

50. К психологическим критериям зрелости относятся:

а) ответственность и самостоятельность;

b) потребность в заботе о других;

c) стремление к самореализации;

d) все ответы верны.

 

51. По мнению Э. Эриксона, центральным новообразованием старческого возраста можно считать:

а) духовность;

b) производительность;

c) мудрость;

d) нет верного ответа.

3.5.Домашнее задание

Раздел 9.

Задание 1. Подготовьте доклад по разделу.

1. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в юношеском возрасте.

2. Охарактеризуйте новообразования юношеского возраста.

3. Охарактеризуйте особенности самосознания в юности.

4. В чем суть профессионального самоопределения?

5. Раскройте понятие социальной ситуации развития в период поздней юности.

Задание 2. Составьте рисунок-схему, отражающий особенности развития в период юности

Задание 3.Проанализируйте отрывок и ответьте на вопросы. О каких особенностях личности старшеклассника свидетельствует данное высказывание? Являются ли эти особенности типичными для юношеского возраста? Докажите свою мысль.

Исследователь В. М. Колосова пишет: «Известно, что в университете на конкурсных вступительных экзаменах проходной балл всегда выше. Таким образом, все абитуриенты, прошедшие по конкурсу и зачисленные в университет, имеют предпосылки для успешного учения. Однако в действительности дело обстоит несколько иначе: имеет место значительный отсев студентов из университетов по причине академической неуспеваемости. Наибольший отсев наблюдается на первых двух курсах

Раздел 10.

Задание 1. Подготовьте доклад по разделу.

1. Назовите задачи развития в зрелом возрасте.

2. Охарактеризуйте признаки профессиональной деформации в зрелом возрасте.

3. Укажите основные признаки «кризиса среднего возраста».

4. Каковы особенности социальной ситуации развития пожилых людей?

5. Каковы основные проблемы психологии старения и старости?

6. Каковы основные физиологические признаки старения?

Задание 2. Составьте рисунок-схему, отражающий особенности развития в период зрелости и старости

Задание 3. Проанализируйте текст. Прокомментируйте данную точку зрения. Попробуйте ее доказать или опровергнуть.

Швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, «окаменелости». В Комитете по развитию человека при Чикагском университете «задачи развития» никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности. Надо полагать, что причиной этому служит имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости, взгляд на зрелость как цель развития и одновременно его конец.

Задание 4.Познакомьтесь с экспериментом, проведенным Л. И. Анциферовой в интернате для престарелых. Какие механизмы в представленном случае включились у пожилых людей. Какие типы старости можно выделить?

Обитателей благоустроенного интерната разделили на две группы. Перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме: могут приглашать к себе друзей и сами посещать их, планировать разные социальные мероприятия, распределять свое время как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению; сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившиеся они могут выбрать и выращивать сами. Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В заключение няни вручили каждому участнику какое-нибудь красивое растение. Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после него. Эксперимент показал следующее. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. 48% из них чувствовали удовлетворенность жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми. Во второй группе такие чувства выразили лишь 29% стариков. По оценкам врачей и санитарок, 71% обитателей второй группы стал более слабым и пассивным.

 

3.5.Задания для самостоятельной работы

Раздел 2, 3.

Задание 1. Психоаналитическое понимание психического развития ребенка.

Решите задачу, проанализировав описанную ниже ситуацию с точки зрения основных принципов психоаналитической теории. Определите возраст ребенка в данном теоретическом контексте и объясните ход ваших рассуждений. Как должны в таких ситуациях поступать родители? Обоснуйте свой ответ.

«Мама с сыном пришли из детского сада, погуляли, поужинали. Стали переодеваться. Витя снял колготки и шорты. И вдруг… он сбросил с себя трусишки и начал прыгать голышом. Что делать? Рядом сидит старшая сестра, а он такое вытворяет. Решила не замечать. Промолчала. На следующий день все повторилось».

Задание 2. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.

Проанализируйте ситуации с точки зрения теории интеллектуального развития Ж.Пиаже, ответьте на вопросы. Как называется феномен, описанный в данной ситуации? В чем сущность этого феномена? В каком возрасте можно наблюдать такое поведение детей?

Жан Пиаже провел много экспериментов, описывающих данный феномен. Например, экспериментатор спрашивает у ребенка, имеющего брата, есть ли у него брат. Ребенок легко соглашается, что брат есть. Но затем психолог спрашивает, а есть ли брат у его брата, и получает отрицательный ответ! Ребенок оказывается не в состоянии взглянуть на себя с позиции брата.

Или другой пример. Перед ребенком поставили макет гор. Три горы по-разному выглядели с разных сторон макета. Ребенок видел этот горный ландшафт с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но когда его просили найти фотографию с видом, открывающимся перед куклой, сидящей напротив, он снова выбирал «свой» снимок.

Задание 3. Социологизаторский подход к пониманию психического развития ребенка.

Решите задачу, прокомментировав следующий отрывок текста, и ответьте на вопросы. С чем можно или нельзя согласиться в приведенном отрывке? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как вы думаете, представителю какого подхода могут принадлежать эти слова?

«Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков».

 

 

Раздел 4-10.

Задание 1. Возрастные особенности младенца.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопросы. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях? Как должна вести себя мама в подобной ситуации?

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушки и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки, а сын снова бросает их на пол.

 

Задание 2. Возрастные особенности младенца.

Решите психологическую задачу и ответьте на вопросы: Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?

Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

 

Задание 3. Возрастные особенности ребенка разного возраста.

Составьте программу наблюдения за детьми 1—3 лет (опишите умения и навыки, которые появляются у ребенка в этом возрасте), а также наметьте общий план воспитательных действий.

 

Задание 4. Возрастные особенности дошкольника.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопросы. Какой вид игры описан в приведенных ниже наблюдениях? Какие психологические качества должны быть сформированы у ребенка, чтобы он мог играть в такие игры?

«Кирилка (6 лет) расставляет на тахте вокруг себя игрушки (3 мишки, 2 обезьянки, 2 собачки). Ложится среди них. Тихо лежит около часа. Я спрашиваю: «Что ты делаешь? Ты заболел?».

Кирюша: «Нет. Я играю. Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

 

Задание 5. Возрастные особенности младшего школьника.

Проанализируйте описанные ниже психологические ситуации и ответьте на вопросы. Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенном примере? Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок?

Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояло две пятерки, действительно почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще».

 

Задание 6. Возрастные особенности подростка.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже. Определите возможные причины поведения подростка. Предложите примерную схему коррекционной работы с подростком.

Ученик 7-го класса сознательно нарушал дисциплину на уроках: то бросит что-нибудь, то скребет что-то под партой, то выкрикивает, когда все самостоятельно работают; на замечания отвечает грубостью, может даже выразиться нецензурными словами, курит на переменах, носит с собой различные колющие или режущие предметы.

 

Задание 7. Возрастные особенности старшеклассников.

Проанализируйте текст задачи и ответьте на вопросы. О каких особенностях личности старшеклассника свидетельствует данное высказывание? Являются ли эти особенности типичными для юношеского возраста? Докажите свою мысль.

Ученик 11 класса заявляет: «Лучше быть творцом в маленьком деле, чем только казенным исполнителем в большом».

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.047 с.)