Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несовершеннолетнего возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступления совершают так называемые "трудные подростки". Обычно подросток совершает преступление "из солидарности" - под непосредственным влиянием сверстников или взрослых людей, которые являются авторитетом. У большинства таких подростков в структуре личности преобладают отрицательные качества: лень, безответственность, безволие, агрессивность и т. д. Важнейшим условием формирования личности "трудного" подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм и аморальное поведение родителей или других родственников. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие педагогической культурой родители.[96] Часто это происходит в семьях с одним ребенком, который является любимцем всех дядюшек-тетушек, которого боготворят родители, вследствие чего ребенок не знает никаких запретов, у него формируется ощущение вседозволенности, что при соответствующих обстоятельствах может подтолкнуть его на преступный путь. Поэтому очень важно в детском и подростковом возрасте сформировать у ребенка правильные ценностные ориентации. В психологической науке выделяют несколько этапов становления личности. Первым этапом является детский возраст. По русскому праву дети, как правило, не подвергались уголовной ответственности. В настоящее время в психологии детским считается возраст до 10-11 лет. Дети не подвергаются уголовной ответственности, потому что не имеют личностных свойств, позволяющих признать их вменяемыми с точки зрения уголовного права. Правда, еще в дошкольном возрасте ребенок под влиянием жизненного опыта и воспитания приобретает возможность (предпосылки) систематического учения и посильной трудовой деятельности, а в младшем школьном возрасте эти возможности дополняются предпосылками сознательного отношения к своим обязанностям и чувством долга перед окружающими. Однако эти возможности и предпосылки не играют определяющей роли в поведении и поступках. Элементы непосредственного отражения действительности путем подражания и неосознанное копирование оказывают заметное влияние на поведение и поступки детей, хотя сквозь них и оттесняя их, начинают проступать элементы воспитательного подхода к подражанию, опосредованного познания действительности и внутренней мотивации поступков[97]. С социальной точки зрения ребенок до 10-11 лет обнаруживает определенный инфантилизм. Усвоение социальных норм и правил происходит отрывочно, без установления взаимосвязи между ними и требуемым поведением; социальный опыт ребенка ограничивается житейской практикой, взаимоотношениями в семье, школе, дружеском коллективе сверстников. Это накладывает отпечаток на сознание ребенка, влияет на его структуру и уровень развития; правосознание ребенка еще не развито, определяющим является биологическое начало. Как верно отметил В.Н. Кудрявцев, "…это недостаточное развитие социальных элементов и вытекающее отсюда преобладание биологического элемента в поведении учитывается в юриспруденции и приводит к тому, что согласно закону несовершеннолетние данного возраста вообще не несут уголовной ответственности, их действия не признаются преступлениями"[98]. Безусловно, органы государственной власти должны реагировать на совершенные детьми общественно опасные деяния, однако воспитательное воздействие на детей происходит вне сферы уголовного права и не является мерой уголовной ответственности. Применительно к несовершеннолетним выделяются 2 этапа становления личности: старший подростковый возраст - 13-15 лет (иногда этот возраст называют периодом отрочества) и младший юношеский возраст, начинающий примерно с 16 лет и заканчивающийся к 18 годам. Однако анализ этих этапов формирования несовершеннолетних будет неполным без анализа еще одного этапа - младшего подросткового возраста, который включает в себя период развития от 11 до 12 лет. Это объясняется тем, что между младшим и старшим подростковым возрастом есть много общего. Так, несовершеннолетним 11-15 лет присущи такие особенности, как недостаток социального опыта, повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к подражанию, противоречивость и неустойчивость во взглядах и в поведении, подверженность посторонним влияниям, стремление к самоутверждению и т. д. Это бесспорное сходство черт побуждает отдельных исследователей рассматривать подростковый возраст как единое целое. Однако нельзя отрицать, что 11-летние, по сути еще дети, только стоящие на "пороге" подросткового возраста, и 15-летние, готовящиеся вступить в пору юношества, значительно отличаются друг от друга как по физическим и психологическим особенностям, так и по степени социальной зрелости. По этой причине следует отдельно рассматривать особенности, свойственные несовершеннолетним разных возрастных групп. Младший подростковый возраст - это переход от детства к отрочеству, в процессе которого начинается физиологическая перестройка организма, влияющая в определенной степени на поведение подростков. Специалисты часто называют этот возраст периодом дисгармонии, которая наблюдается буквально во всем. Например, начинающийся интенсивный рост приводит к несоответствию между ростом тела и развитием легочного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Недостаточное развитие кровеносной системы образует временное малокровие мозга, в результате чего у младших подростков часто отмечается повышенная утомляемость и снижение работоспособности. Дети начинают упрямиться, противопоставлять себя учителям, у них появляется стремление поступать вопреки чужой воле.[99] "Наступает переломный возраст. Где-то там, "внутри", свершаются психологические катаклизмы, а на поверхность, неизвестно откуда взявшись, вдруг выскакивают качества, которых зачастую не было прежде и в помине"[100]. По мнению П.М. Якобсона, этот период характеризуется резким подъемом жизненных сил, и вместе с тем это возраст нарушенного равновесия. Относительно устойчивое равновесие, сложившееся в предшествующий период развития, оказывается нарушенным от появления в органической жизни подростка такого важного фактора, как половое созревание. В это время на организм ложится дополнительная нагрузка, которая влияет на самочувствие, на отдельные особенности поведения подростка[101]. С одной стороны, половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей, и подросток имеет огромные энергетические возможности. С другой стороны, относительная несамостоятельность, скованность различными правилами, установленными взрослыми в основных сферах жизнедеятельности подростка (семья, школа), ведут к относительно пассивному образу их жизни и невозможности реализовать имеющийся у них энергетический потенциал. Очевидно, что нерастраченная энергия нередко выливается то в упрямство, непослушание, то в грубость и раздражение, то в неадекватные поступки, в том числе и противоправные. Поскольку подавляющее большинство подростков данной возрастной группы являются учениками различных образовательных учреждений, то педагоги могут отчетливо наблюдать внешние признаки дисгармонии. Быстрая утомляемость на уроках, требующих сосредоточенности, внимательности, определенного умственного напряжения, сменяется чрезмерной энергией, проявляющейся в немотивированных поступках, излишней раздражительности и склонности к конфликтам. На данном этапе становления личности подростка необходимо наиболее внимательное, чуткое, снисходительное отношение к нему, стремление помочь ребенку разобраться с его проблемами, ведь то, что взрослым кажется несущественным, для подростка может иметь огромное значение. Нередко же взрослые вместо того, чтобы понять причины неадекватного поведения ребенка, возмущаются, упрекают подростка в недисциплинированности, грубости, иногда наказывают его. Подростки чаще всего не принимают такого поведения взрослых. Возникают взаимное непонимание, конфликтные ситуации, вследствие которых подросток замыкается в себе, стремится избегать контактов с родными и близкими. Следует иметь в виду и то, что для этого возраста характерна неуправляемость процессов возбуждения и торможения, что находит отражение в эмоциональной жизни несовершеннолетнего: легкая возбужденность, неадекватная реакция на ту или иную жизненную ситуацию и т. п. В этот период подросток не принимает несправедливых замечаний и нередко отвечает на них грубостью. Это возрастной период, когда несовершеннолетние начинают сомневаться в старых авторитетах, у них появляется желание противиться мнению старших и высказывать противоположные взгляды. Нередко, имея большой объем информации, несовершеннолетний, тем не менее, по многим важным вопросам не имеет собственного мнения. Отсюда несоответствие между стремлением к самостоятельности и критическому мышлению и имеющимися у него возможностями, что на практике приводит к упрямству в отстаивании собственного мнения, даже если оно ошибочно. "Переход от детства к юности связан с серьезной переоценкой ценностей. Это выражается в том, что представления и взгляды, свойственные детскому возрасту, заменяются более зрелыми, самостоятельными суждениями, новыми оценками окружающих людей и условий"[102]. В этот период впервые начинает проявляться стремление несовершеннолетних к свободе, самостоятельности, потребности в престиже. Несовершеннолетний имеет положительные эмоциональные переживания, когда к нему относятся с вниманием, уважают его суждения и поступки. Отсюда стремление подростков младшего возраста найти друга, которому можно было бы подражать, в которого можно было бы верить, который бы понял и помог им. Такие поиски приводят часть подростков под влияние лиц старшего возраста, ведущих аморальный или противоправный образ жизни. Уйти из этих новых отношений многим подросткам просто не под силу. Старший подростковый возраст (13-15 лет), сохраняя многие черты, свойственные младшему, имеет и свои особенности, позволяющие выделить его как самостоятельный этап формирования личности несовершеннолетнего. В этот период продолжается формирование нервной системы несовершеннолетних. Поэтому исследователи отмечают их повышенную возбудимость, преобладание эмоций над сознанием, несформированность умения правильно оценивать конкретную жизненную ситуацию.[103] Поступки подростков старшего возраста часто непоследовательны, а понятие об ответственности за поступки - поверхностное. Принято считать, что "основным новообразованием подросткового развития ребенка является формирующееся к концу этого периода самосознание, понимаемое как социальное сознание, перенесенное внутрь"[104]. В педагогическом плане оно связано с проблемой самовоспитания и саморегулирования поведения. "С развитием и накоплением знаний в процессе обучения и воспитания внутренне начинает доминировать над внешним в регуляции поведения. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо сознается школьниками в подростковом возрасте"[105]. Данные положения имеют важное значение для изучения процесса формирования способности осознавать характер совершаемых деяний и руководить ими как предпосылки уголовной ответственности несовершеннолетних. Этот процесс в подростковом возрасте проходит противоречиво, отрывочно и не заканчивается. "Выросший уровень сознания и самосознания позволяет подростку заметить некоторые противоречия действительности, которых не замечает ребенок. Но разрешить и даже до конца понять эти противоречия подросток еще не в состоянии. Его стремление к самостоятельности не имеет ясного направления. Он уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает стихийные формы"[106]. Вместе с тем, наряду с ускоренным и противоречивым физическим и психическим развитием, происходит интенсивное формирование всей личности, приобретение ею социального опыта и нравственных убеждений. У старших подростков заметно возрастание интереса к общим проблемам жизни, появляется способность к абстрактному мышлению, к оценкам окружающих их лиц и к самооценке. Конечно, эти оценки еще далеки от объективности. Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Препятствием для правильного развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе, дети же с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.[107] Характерной особенностью старших подростков является повышенная необходимость в общении и самоутверждении. Эта потребность должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности. Если же этого по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и др.), оно может стать опасным криминализирующим фактором. М.И. Еникеев выделяет ряд поведенческих стереотипов, характерных для старшего подросткового возраста. К ним относятся: 1. Реакция оппозиции – вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых. Такая реакция проявляется в прогулах, в бравировании состоянием опьянения, в побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях. 2. Реакция имитации – проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. Пропаганда уголовного романтизма, распространившаяся в последнее время, может оказать косвенное влияние на самосознание подростка. 3. Реакция отрицательной имитации – поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели (если модель отрицательна, то эта реакция является положительной). 4. Реакция компенсации – восполнение неудач в одной области производится подчеркнутым успехом в другой области (например, неуспехи в учебе могут компенсироваться "смелым" поведением). 5. Реакция гиперкомпенсации – настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. 6. Реакция эмансипации – стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайним проявлением реакции эмансипации является отрицание общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество. 7. Реакция группирования – объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной символикой (клички и т. п.). Лидерство в подростковых группах обычно принадлежит лицам сильным, возбудимым, контактным и постоянно готовым к агрессивным действиям. Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей "власти" физически сильного, но конформного сверстника. 8. Реакция увлечения – проявляется в самых разнообразных подростковых хобби: поп-музыка; стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные разговоры у подъездов); увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщее внимание (гитарист, модница); овладение престижными навыками (вождение мотоцикла, автомобиля)[108]. От того, с какими социальными образцами, установками и ожиданиями сталкивается подросток, во многом зависит становление будущего члена общества. Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в таких случаях недостаточно мер педагогической коррекции, необходимы вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, осуществляющих наряду с мерами воспитательного характера медицинскую коррекцию, а также проводящих социальные консультации для педагогов и родителей. Как правило, на практике неучет биологического фактора приводит к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически неполноценных, совершивших преступления, поскольку методами воспитательного воздействия пытаются исправить того, кто прежде всего нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной степени обусловлено аномалией психики. Однако вмешательство врача далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не может устранить всех причин, вызывающих нервно-психическое расстройство. Первое место занимают все-таки причины социального характера, различные психотравмирующие ситуации, которые переживает трудный подросток в семье и в школе, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей. Наряду с отклонениями нервно-психического характера особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей, имбецилов и дебилов. Исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям.[109] Однако умственная неполноценность этих детей безусловно затрудняет их социальную адаптацию, при особых, неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников. Эти обстоятельства необходимо учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов. Ранний юношеский возраст. Сюда относятся несовершеннолетние от 16 до 18 лет, то есть лица, достигшие согласно закону уголовной правосубъектности и подлежащие уголовной ответственности. В то же время в социально-психологическом плане они остаются несовершеннолетними, отличаются от взрослых своими личностными особенностями, что не может не влиять на решение вопроса об их уголовной ответственности[110]. В раннем юношеском возрасте, как правило, завершается рост и развитие организма, формирование нервной системы, а уровень умственного развития вполне достаточен, чтобы решать различные социальные задачи. В этот период идет процесс интенсивного нравственного формирования личности, причем от усвоения элементарных нравственных норм совершается переход к более глубокому осмыслению нравственных отношений между людьми, оценочному отношению не только к своему поведению, но и к поступкам сверстников и взрослых лиц, с которыми юноша встречается или находится в постоянном общении. "Юноша обнаруживает гораздо большую зрелость и самостоятельность в своих оценках и самооценках, нежели подросток. Он уже четко формулирует обобщенные критерии моральных и иных оценок, выясняя связь данного частного случая или поступка с общими чертами личности"[111]. Мышление юноши отличается от мышления подростка более высоким уровнем обобщения, способностью к более глубокому, детальному познанию закономерностей окружающего мира. Именно в раннем юношеском возрасте происходит переход от знания элементарных нравственных понятий к глубокому осознанию самых сложных нравственных категорий, таких, как долг, честь, совесть и др. Юноша начинает разбираться в нравственной палитре разнообразных действий и поступков как окружающих людей, так и своих собственных. В этот период происходит формирование правосознания как структурного элемента индивидуального сознания. Это происходит на основе складывающегося мировоззрения и накопления социального опыта, а также в результате непосредственного ознакомления с правовыми явлениями, широкого пользования средствами массовой информации[112]. Несовершеннолетние юношеского возраста отличаются от подростков социальной неоднородностью. Если подростки обеих возрастных групп преимущественно являются учащимися различных видов общеобразовательных учреждений, то лица 16-18 лет - уже не только учащиеся школ, гимназий, лицеев, но и учащиеся ПТУ, студенты высших учебных заведений, они могут быть рабочими и служащими предприятий и учреждений и т. д. Такое изменение социальных ролей влечет и изменения в поведении несовершеннолетних, приводит к возрастанию их самостоятельности и активности. У юношей более зрелые суждения об окружающей их жизни. Вместе с тем несовершеннолетние раннего юношеского возраста, особенно школьники старших классов, пребывают в состоянии поиска своего места в жизни, их социальное развитие слишком динамично и не является еще законченным; они находятся "на пороге большой жизни". Для лиц юношеского возраста столь же необходимым, сколь и для подростков, является общение. Трудности в общении могут свидетельствовать об определенных деформациях развития, об отсутствии позитивных связей со сверстниками. В этих условиях начинается поиск другой среды, который зачастую приводит юношей и девушек в преступные группы. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что ранний юношеский возраст – это период первоначальной зрелости. Настоящая зрелость придет позже, а пока – "это возраст вызревающих возможностей, но возможностей, в которых видны контуры действительности: в сегодняшнем юноше уже отчетливо просматриваются черты завтрашнего зрелого человека"[113]. Указанные психологические и социальные особенности лиц несовершеннолетнего возраста обусловливают наличие в уголовном законодательстве норм, которые существенно смягчают уголовную ответственность несовершеннолетних по сравнению со взрослыми: для несовершеннолетних предусмотрена особая система наказаний и специфика содержания отдельных видов наказаний (ст. 88 УК); особый порядок назначения наказания (п. "б" ч. 4 ст. 18, п. "б" ч.1 ст. 61, ст.ст. 87-89); особенности освобождения от уголовной ответственности и наказания, в том числе с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст.ст. 87, 90-93 УК); специальные сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора и сроки погашения судимости (ст.ст. 94, 95 УК). Однако тенденция на смягчение уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних обуславливается не только психологическими и социальными особенностями их личности, но и особенностями преступности несовершеннолетних, спецификой совершаемых ими преступлений. Наибольший удельный вес в структуре преступлений, совершаемых несовершеннолетними, составляют кражи, грабежи, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, хулиганство, причинение вреда здоровью, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, изнасилования[114]. Исследование статистических материалов Управлений Судебного департамента Российской Федерации по Кемеровской, Томской, Новосибирской и Омской областям позволило установить, что наиболее распространенными преступлениями среди несовершеннолетних являются различные формы хищений, среди которых первое место занимает кража (см. Таблицу 2).
Таблица 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.012 с.) |