Преступность и наказуемость несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преступность и наказуемость несовершеннолетних



Преступность и наказуемость несовершеннолетних

 

Для специальности 030501 - Юриспруденция

 

Кемерово

 

 

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан юридического факультета Н. А. Юркевич «_____»__________________ 2008 г. Первый проректор КемГУ Б.П.Невзоров___ _________________ «_____»__________________ 2008 г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом юридического факультета Протокол №___ от «___»_________2008 г. Председатель ученого совета факультета, декан юридического факультета Н. А. Юркевич «_____»__________________ 2008 г. УМК обсуждено и одобрено Научно-методическим советом КемГУ Протокол №___ от «___»_________2008 г. Председатель НМС, первый проректор КемГУ Б.П.Невзоров ___________________ «_____»__________________ 2008 г.

 

ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой Т. Г. Черненко «_____»__________________ 2008 г. Председатель методической комиссии И. В. Масалитина «_____»__________________ 2008г.
УМК обсуждено и одобрено На заседании кафедры уголовного права и криминологии Протокол №___ от «___»_________2008 г. Зав.кафедрой уголовного права и криминологии . Т. Г. Черненко «_____»__________________ 2008 г. УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией_____факультета Протокол №___ от «___»_________2008 г.  

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

Рабочая программа курса……………………………………………………...4

Тематический план……………………………………………………………. 8

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 31

Учебно-методические материалы ………………………………………….. 32

Конспект лекций………………………………………………………………32

Учебно-методические материалы семинаров……………………………...159

Методические указания для преподавателей, ведущих семинарские

занятия………………………………………………………………………..176

Словарь терминов……………………………………………………………177

Проверочные тесты………………………………………………………..…179

Оценочные и диагностические средства итоговой

государственной аттестации и учебно-методическое

обеспечение их проведения ……………………………………………….. 184

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра уголовного права и криминологии

«Утверждаю»

 

Декан факультета

 

______________________

(подпись)

«___» ___________ 2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по специальному курсу «Преступность и наказуемость несовершеннолетних» федерального компонента цикла ДС

для специальности 030501 - Юриспруденция

 

факультет юридический

 

 

курс 5

лекции –30 часов зачет - 9 семестр

семинарские занятия – 30 часов

лабораторные занятия – 0 часов

самостоятельные занятия – 34 часа

Всего часов – 94

 

Составитель: к.ю.н., доцент Масалитина И.В.

 

 

Кемерово, 2008

Рабочая программа дисциплины «Преступность и наказуемость несовершеннолетних»» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030501 «Юриспруденция»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

 

Протокол № ___ от «___» ________ 2008 г.

 

Зав. кафедрой Т. Г. Черненко

 

 

Одобрено методической комиссией

 

Протокол № ___ от «___» ________ 2008 г.

 

Председатель И. В. Масалитина

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

К рабочей программе

Важной формой развития профессиональных качеств у студентов юридического факультета является изучение ими специальных курсов по профилирующим дисциплинам, в частности, по уголовному праву. Один из них - спецкурс "Преступность и наказуемость несовершеннолетних".

Спецкурс «Преступность и наказуемость несовершеннолетних» изучается на 5 курсе студентами дневной и заочной формы обучения. Эта учебная дисциплина охватывает и уголовно-правовые и криминологические вопросы.

Цель изучения данной дисциплины заключается в расширении знаний студентов в части, касающейся специфики преступности несовершеннолетних и особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи изучения дисциплины:

- получение объективных и достоверных знаний о преступности несовершеннолетних, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

- криминологическое изучение видов преступности несовершеннолетних для дифференцированной борьбы с ними;

- выявление и научное изучение причин и условий преступности несовершеннолетних и выработку рекомендаций по их преодолению;

- изучение личности несовершеннолетнего преступника;

- исследование специфики системы наказаний для несовершеннолетних;

- анализ мер альтернативных уголовной ответственности несовершеннолетних.

Система курса включает две части: преступность несовершеннолетних и уголовную ответственность несовершеннолетних. В первой части исследуется состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних, во второй – система наказаний для несовершеннолетних, особенности применения конкретных видов наказания к несовершеннолетним.

Особенность изучения спецкурса «Преступность и наказуемость несовершеннолетних» в том, что исследование специальной литературы должно проходить параллельно с усвоением уголовных и уголовно-процессуальных законов, с анализом материалов судебной практики, действующих постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда Российской Федерации, содержащих разъяснения по вопросам применения закона.

При изучении спецкурса важную роль наряду с аудиторными занятиями играет самостоятельная работа студентов, которая позволяет закреплять изучаемый материал, расширять объем информации.

Формы организации учебного процесса по спецкурсу: чтение лекций, проведение семинаров, консультаций, индивидуальная работа, самостоятельная работа студентов.

Аудиторная работа студентов на лекциях и семинарах взаимосвязана с самостоятельной работой студентов, ибо усвоение курса предполагает выполнение домашних заданий в виде решения задач, самостоятельного анализа и конспектирования рекомендованной по темам юридической литературы, подготовки докладов на семинары и иных форм самостоятельной работы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины: студенты должны иметь представление:

- о преступности несовершеннолетних, ее структуре и динамике;

- о причинах преступности несовершеннолетних и основных тенденциях ее развития;

- о личности несовершеннолетних как социальном и криминогенном типе;

- об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.

уметь:

- логично, четко, кратко излагать материал;

- умело пользоваться актуальными статистическими данными по курсу «Преступность и наказуемость несовершеннолетних»;

- пользоваться рациональными данными поиска, отбора, обработки и систематизации статистической информации, нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней.

 

Учебная дисциплина включает в себя лекции, семинары, самостоятельную работу студентов.

Спецкурс «Преступность и наказуемость несовершеннолетних» изучается в девятом семестре на дневном отделении, в одиннадцатом семестре – на заочном отделении.

Виды контроля знаний студентов и отчетности студентов: проверка письменного решения задач, опросы на семинарах, выступления с докладами. По окончании спецкурса студенты сдают зачет.

Критерии оценки знаний студентов:

Оценку "зачтено" получают студенты, ориентирующиеся в нормативном материале, умеющие логично, четко, кратко излагать материал; умело пользоваться актуальными статистическими данными по курсу «Преступность и наказуемость несовершеннолетних», пользоваться рациональными данными поиска, отбора, обработки и систематизации статистической информации, нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней.

 

 

2. Тематический план

 

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля
    Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа  
      Лекции Практические (или семинарские) Лабораторные    
               
Дневная форма обучения
  Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Возрастные особенности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет           опрос
  Психологические особенности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет           опрос
  Система наказаний для несовершеннолетних. Ее отличия от системы наказаний для взрослых           контрольная работа
  Условное осуждение несовершеннолетних           опрос
  Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности           опрос
  Освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания           проверка письменного решения задач
  Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия           опрос
  Особенности преступности несовершеннолетних – состояние, структура, динамика           опрос
  Причины преступности несовершеннолетних – состояние, структура, динамика           коллоквиум
  Предупреждение преступности несовершеннолетних           опрос
  Групповая преступность несовершеннолетних           опрос
  Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних           опрос
  Всего            
               
Формы итогового контроля: 9 семестр – зачет
Очно-заочная и заочная форма обучения

 

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля
    Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа  
      Лекции Практические (или семинарские) Лабораторные    
               
 
  Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Возрастные особенности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет            
  Психологические особенности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет            
  Система наказаний для несовершеннолетних. Ее отличия от системы наказаний для взрослых            
  Условное осуждение несовершеннолетних            
  Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности            
  Освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания            
  Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия            
  Особенности преступности несовершеннолетних – состояние, структура, динамика            
  Причины преступности несовершеннолетних – состояние, структура, динамика            
  Предупреждение преступности несовершеннолетних            
  Групповая преступность несовершеннолетних            
  Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних            
  Всего            
               
Формы итогового контроля: 11 семестр – зачет

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание частей, разделов и тем курса в последовательности, соответствующей структуре тематического

плана

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

1. Понятие и виды освобождения от наказания.

2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания:

а) сущность и задачи условно-досрочного освобождения от наказания;

б) условия и основания применения;

в) обязанности, которые суд может возложить на условно-досрочно освобожденного;

г) основания для отмены условно-досрочного освобождения.

3. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

4. Освобождение наказания в связи с изменением обстановки.

5. Освобождение от наказания в связи с болезнью.

6. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Общая характеристика принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Предупреждение.

3. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.

4. Возложение обязанности загладить причиненный вред.

5. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

 

 

ДИНАМИКА

1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними:

а) состояние;

б) структура;

в) динамика.

2. Криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Понятие и классификация причин преступности несовершеннолетних.

2. Общесоциальные причины преступности несовершеннолетних.

3. Социально-психологические причины преступности несовершеннолетних.

4. Причины конкретного преступления.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Понятие и система мер предупреждения преступности.

2. Объект предупреждения преступности.

3. Субъекты предупреждения преступности.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Криминологическая понятие "преступная группа".

2. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, осужденных за групповые преступления.

3. Криминологическая характеристика преступных групп несовершеннолетних.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних".

1. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 года "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М. 2001.

3. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 года "О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким" // Там же.

4. Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних. Иркутск, 1996.

5. Иногамова-Хегай Л. В. Конкуренция норм об освобождении от наказания // ГиП. 2000. №2.

6. Ткачевский Ю. М. Замена уголовного наказания в процессе исполнения. М., 1982.

7. Ткачевский Ю. М. Освобождение от отбывания наказания. М., 1970.

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних".

2. Виттенберг Г. Б. Вопросы освобождения от уголовной ответственности и наказания с применением мер общественного воздействия. Иркутск, 1971.

3. Грабовская Н. П. Принудительные меры воспитательного характера // Курс советского уголовного права. Т. 2. Л., 1970.

4. Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М., 1974.

5. Щедрин Н. В. Принудительные меры воспитательного воздействия. Проблемы уголовно-правового регулирования и применения // Актуальные проблемы правоприменительной практики в связи с принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Красноярск, 1997.

 

 

ДИНАМИКА

1. Антонян Ю. М. Преступник как предмет криминологического изучения // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1981. Вып. 34.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 1991.

3. Ветров Н. И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодежного возраста. М., 1981.

4. Емелин Н. Г. Некоторые данные о личности несовершеннолетних и молодых правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970.

5. Ермаков В. Несовершеннолетние преступники. М.: ИМПЭ им.

А. С. Грибоедова, 1999.

6. Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997.

7. Марченко В. Ф. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления. М., 1976.

8. Розин В. Психологический анализ преступной личности // Уголовное право. 1999. №2.

9. Чуфаровский Ю. Ф. Юридическая психология. М., 1999.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. 2002.

2. Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976.

3.Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.

4. Лунев В. В. Мотивация преступного поведения. М., 1989.

5. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: учеб. пособие для вузов. М., 1999.

6. Миньковксий Г. М. Динамика и причины основных отклонений в поведении несовершеннолетних. М., 1968.

7. Сахаров А. Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961.

 

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Лопушанский Ф. А. Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Киев, 1977.

2. Рыбальская В. Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994.

3. Токарева М. Е. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних. М., 1969.

4. Шестаков Д. А. Семья и предупреждение преступлений // Правоведение. 1995. № 4-5.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

1. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993.

2. Игошев К. Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 1967.

3. Кормщиков В. М. Криминология семейного неблагополучия. Пермь, 1989.

4. Марченко В. Ф. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления. М., 1976.

5. Остроумов С. С. Некоторые вопросы изучения правонарушений среди несовершеннолетних. М., 1970.

6. Прозументов Л. М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Томск, 1993.

7. Розин В. Психологический анализ преступной личности // Уголовное право. 1999. №2.

 

 

Содержание семинарских занятий

Литература

 

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 1991.

2. Дубинин Н. П. Генетика. Поведение. Ответственность / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. М., 1982.

3. Петрунек В. П. Возраст тревог / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. М., 1973.

4. Прозументов Л. М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Томск, 1993.

5. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

6. Чуфаровский Ю. Ф. Юридическая психология. М., 1999.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

ТЕМА 4. УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

1. Основания и условия применения условного осуждения к несовершеннолетним.

2. Характеристика воздействия условного осуждения на предупреждение преступного поведения несовершеннолетних.

3. Анализ эффективности применения условного осуждения к несовершеннолетним.

4. Проблемы совершенствования условного осуждения несовершеннолетних как уголовно-правовой меры профилактики преступности несовершеннолетних.

 

Нормативный материал и литература

1. Уголовный кодекс РФ.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних".

3. Гаверов Г. С. Условное осуждение и его применение к несовершеннолетним правонарушителям. Иркутск, 1973.

4. Ломако В. А. Применение условного осуждения. Харьков, 1976.

5. Орлов В. С. Испытательный срок при условном осуждении несовершеннолетних // Вестник МГУ. Сер. Право. 1967. №3.

6. Тараленко К. Н. О некоторых проблемах осуществления индивидуальной профилактической работы ОППН в отношении условно осужденных несовершеннолетних // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. Ч. 6 / под ред. В.А. Уткина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.

7. Тараленко К. Н. О юридической и социальной природе условного осуждения // IV Сибирская школа молодого ученого: материалы VII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (17-19 дек. 2001 г.): в 5 т. Т. 4. Ч. 1: История и правоведение. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2002.

 

ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

1. Понятие и виды освобождения от наказания.

2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания:

а) сущность и задачи условно-досрочного освобождения от наказания;

б) условия и основания применения;

в) обязанности, которые суд может возложить на условно-досрочно освобожденного;

г) основания для отмены условно-досрочного освобождения.

3. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

4. Освобождение наказания в связи с изменением обстановки.

5. Освобождение от наказания в связи с болезнью.

6. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

 

Нормативный материал и литература

1. Уголовный кодекс РФ.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних".

3. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 года "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М. 2001.

4. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 года "О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким" // Там же.

5. Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних. Иркутск, 1996.

6. Иногамова-Хегай Л. В. Конкуренция норм об освобождении от наказания // ГиП. 2000. №2.

7. Ткачевский Ю. М. Замена уголовного наказания в процессе исполнения. М., 1982.

8. Ткачевский Ю. М. Освобождение от отбывания наказания. М., 1970.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Общая характеристика принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Предупреждение.

3. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.

4. Возложение обязанности загладить причиненный вред.

5. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

 

Нормативный материал и литература

1. Уголовный кодекс РФ.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних".

3. Виттенберг Г. Б. Вопросы освобождения от уголовной ответственности и наказания с применением мер общественного воздействия. Иркутск, 1971.

4. Грабовская Н. П. Принудительные меры воспитательного характера // Курс советского уголовного права. Т. 2. Л., 1970.

5. Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М., 1974.

6. Щедрин Н. В. Принудительные меры воспитательного воздействия. Проблемы уголовно-правового регулирования и применения // Актуальные проблемы правоприменительной практики в связи с принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Красноярск, 1997.

 

ДИНАМИКА

1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними:

а) состояние;

б) структура;

в) динамика.

2. Криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников.

 

Литература

1. Антонян Ю. М. Преступник как предмет криминологического изучения // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1981. Вып. 34.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 1991.

3. Ветров Н. И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодежного возраста. М., 1981.

4. Емелин Н. Г. Некоторые данные о личности несовершеннолетних и молодых правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970.

5. Ермаков В. Несовершеннолетние преступники. М.: ИМПЭ им.

А. С. Грибоедова, 1999.

6. Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997.

7. Марченко В. Ф. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления. М., 1976.

8. Розин В. Психологический анализ преступной личности // Уголовное право. 1999. №2.

9. Чуфаровский Ю. Ф. Юридическая психология. М., 1999.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Понятие и классификация причин преступности несовершеннолетних.

2. Общесоциальные причины преступности несовершеннолетних.

3. Социально-психологические причины преступности несовершеннолетних.

4. Причины конкретного преступления.

 

Литература

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. 2002.

2. Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976.

3.Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.

4. Лунев В. В. Мотивация преступного поведения. М., 1989.

5. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: учеб. пособие для вузов. М., 1999.

6. Миньковксий Г. М. Динамика и причины основных отклонений в поведении несовершеннолетних. М., 1968.

7. Сахаров А. Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961.

 

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Понятие и система мер предупреждения преступности.

2. Объект предупреждения преступности.

3. Субъекты предупреждения преступности.

 

Литература

1. Лопушанский Ф. А. Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Киев, 1977.

2. Рыбальская В. Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994.

3. Токарева М. Е. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних. М., 1969.

4. Шестаков Д. А. Семья и предупреждение преступлений // Правоведение. 1995. № 4-5.

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Криминологическая понятие "преступная группа".

2. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, осужденных за групповые преступления.

3. Криминологическая характеристика преступных групп несовершеннолетних.

 

Литература

 

1. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993.

2. Игошев К. Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 1967.

3. Кормщиков В. М. Криминология семейного неблагополучия. Пермь, 1989.

4. Марченко В. Ф. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления. М., 1976.

5. Остроумов С. С. Некоторые вопросы изучения правонарушений среди несовершеннолетних. М., 1970.

6. Розин В. Психологический анализ преступной личности // Уголовное право. 1999. №2.

 

 

Литература

1. Лопушанский Ф. А. Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Киев, 1977.

2. Николаева Л. П. Групповая преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения. М., 1973.

3. Прозументов Л. М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Томск, 1993.

4. Рыбальская В. Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994.

 

 

4. Учебно-методическое обеспечение по дисциплине

 

 

Основная литература

 

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Действующая редакция.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2004.

4. Масалитина И.В. Особенности уголовной ответственности и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних. Кемерово, 2008.

5. Гилинский Я.И. Криминология. СПб., 2002.

6. Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002.

7. Криминология /Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб., 2003.

8. Криминология /Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М., 1999.

9. Криминология /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. – М., 1998.

 

Дополнительную литературу см. выше в Рабочей программе, в разделе «Содержание дисциплины».

Вопросы к зачету по спецкурсу «Преступность и наказуемость несовершеннолетних»

1. Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве.

2. Возраст уголовной ответственности в зарубежных государствах.

3. Возраст уголовной ответственности в истории развития законодательства Российского государства.

4. Учет особенностей несовершеннолетнего возраста в УК РФ.

5. Психологические особенности лиц младшего подросткового возраста.

6. Психологические особенности лиц старшего подросткового возраста.

7. Психологические особенности лиц раннего юношеского возраста.

8. Особенности системы наказаний для несовершеннолетних.

9. Виды наказаний для несовершеннолетних.

10. Особенности назначения наказания несовершеннолетним.

11. Условное осуждение несовершеннолетних.

12. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

13. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

14. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

15. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания.

16. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

17. Освобождение несовершеннолетнего от наказания в связи с изменением обстановки.

18. Освобождение несовершеннолетнего от наказания в связи с болезнью.

19. Освобождение несовершеннолетнего от наказания в связи с истечением сроков давности исполнения обвинительного приговора суда.

20. Общая характеристика принудительных мер воспитательного воздействия.

21. Виды принудительных мер воспитательного воздействия.

22. Особенности преступности несовершеннолетних: состояние, структура, динамика.

23. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.

24. Причины преступности несовершеннолетних.

25. Групповая преступность несовершеннолетних: состояние, структура, динамика.

26. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

27. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Студент, изучающий спецкурс «Преступность и наказуемость несовершеннолетних» должен в максимальной степени использовать материалы лекций и семинаров. Лекции следует подробно конспектировать, уделяя особое внимание тем положениям лекции, на которых акцентирует внимание преподаватель. В день, когда прослушана лекция, рекомендуется прочесть ее конспект, это способствует более эффективному запоминанию материала лекции.

Семинары по спецкурсу проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над нормативными и литературными источниками, выяснения сложных и спорных вопросов теории уголовного права, криминологии и практики применения уголовно-правовых норм.

Подготовку к семинару рекомендуется начинать с изу­чения нормативного материала, постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и действующих постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, содержащих разъяснения по применению уголовных законов, и опубликованной судебной практики по конкретным уголовным делам.

После этого можно приступать к усвоению теоретического материала. Изучение теории следует начинать с конспектов лекций, после чего переходить к анализу материалов учебника, комментария к Уголовному кодексу.

Затем рекомендуется изучить специальную юридическую литературу. По каждой теме желательно прочесть, как минимум, одну монографию или две статьи по своему выбору. Прочитанное рекомендуется кратко законспектировать.

После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения, примеры из опубликованной судебной практики.

Важной формой изучения спецкурса «Преступность и наказуемость несовершеннолетних» является выполнение курсовой работы.

Курсовая работа выполняется в соответствии с предлагаемым планом и методическими указаниями по теме. План является примерным и по усмотрению студента может быть дополнен и конкретизирован.

Выполнение работы следует начинать с ознакомления с нормативным материалом и рекомендованной по теме литературой. Их список дается после методических указаний по теме.

Содержание курсовой работы должно отражать умение студента пользоваться законом, самостоятельно работать с рекомендованной литературой, юридически грамотно и логически последовательно излагать свои мысли. При изложении материала должны делаться ссылки на использованную учебную, монографическую и иную литературу и нормативные источники путем указания их автора, наименования, года издания, страниц.

Решени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.312 с.)