Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Особенности обязательных и исправительных работ применительно к несовершеннолетнимСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обязательные работы – новый в законодательстве вид наказания, который согласуется с общепризнанными международными стандартами обращения с преступниками. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), среди возможных мер, альтернативных решению свободы, выделяют общественно-полезные работы[147]. В зарубежных странах обязательные работы рассматриваются в основном как наказание, назначаемое в порядке замены других, более жестких мер (ареста, лишения свободы и т.п.)[148]. В России же данный вид наказания существует в качестве самостоятельного. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от учебы или основной работы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК РФ). В отношении несовершеннолетних к обязательным работам предъявляется требование их посильности (ч. 3 ст. 88 УК РФ). Как известно, содержанием любого наказания является комплекс правоограничений, возлагаемых на осужденного. В содержании наказания можно выделить качественную и количественную сторону. Качественным содержанием наказания в виде обязательных работ являются ограничение следующих конституционных прав: права на отдых; права на оплату труда; права на свободу выбора труда. Количественную сторону содержания наказания в виде обязательных работ можно проанализировать с точки зрения объема правоограничений и их степени. Объем правоограничений зависит от продолжительности обязательных работ, которая составляет для несовершеннолетних от 40 до 160 часов. Степень правоограничений выражает, во-первых, интенсивность наказания, т. е. ежедневную занятость осужденного на работах. В соответствии с законом продолжительность данного наказания для несовершеннолетних, не достигших пятнадцатилетнего возраста, составляет от одного до двух часов в день, для несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – от 1 до 3 часов в день. Соответственно несовершеннолетние 16-17-летнего возраста могут, как и взрослые, привлекаться к выполнению обязательных работ на срок до 4 часов в день. При отбытии данного вида наказания может возникнуть ситуация, при которой лицо, не занятое учебой или работой, будет ежедневно иметь больше свободного времени для выполнения обязательных работ, чем несовершеннолетний, который учится или работает. В результате последнему придется в течение более длительного периода отбывать наказание в виде обязательных работ, т. е. при равном объеме наказания возрастет продолжительность его отбывания, продолжительность существования уголовно-правовых отношений между государством и осужденным, что приведет к возрастанию карательной силы назначенного наказания. Во-вторых, степень правоограничений, возлагаемых на осужденного к наказанию в виде обязательных работ, во многом выражается в конкретном труде, к которому привлекается несовершеннолетний осужденный, в его виде и тяжести. В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве нет никаких указаний на то, каким именно по характеру должен быть этот труд, имеется лишь упоминание о том, что выполняемые работы должны быть общественно полезными. Вид же работ, непосредственно подлежащих выполнению конкретным осужденным, определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Таким образом, уголовно-исполнительная инспекция совместно с органом местного самоуправления вправе определить несовершеннолетнему осужденному любой вид и тяжесть работ, общественная полезность которых может существенно варьироваться, естественно, при соблюдении норм трудового законодательства об охране труда несовершеннолетних. 28 декабря 2004 года был принят Федеральный закон "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" №177-ФЗ[149]. Однако в настоящее время существует ряд проблем при исполнении данного вида наказания. Во-первых, ограниченным является перечень работ, которые могут выполняться при отбытии данного вида наказания. Кроме того, необходимо соблюдать требование о посильности таких работ для несовершеннолетнего с учетом его возраста и физического развития. Как отмечает В.С. Минская, "следует учитывать не только потребность в выполнении тех или иных работ на данный период времени, но и возможности, навыки и умения лица, осужденного к этому виду наказания"[150]. В качестве обязательных работ могут выполняться работы по озеленению населенных пунктов, уборке территорий и любые иные работы, не требующие специальной квалификации. Во-вторых, при введении данного вида наказания не учитывалась перегруженность органов уголовно-исполнительной системы, а ведь именно уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за исполнением данного вида наказания. По данным, приводимым А.В. Бриллиантовым, в год на одного человека, стоящего на учете, сотрудник уголовно-исполнительной инспекции может потратить всего 40 минут[151]. Это приводит к тому, что состоящие на учете лица не подвергаются должному надзору со стороны работников инспекций, соответственно, ставится под сомнение возможность достижение цели специальной превенции. На наш взгляд, необходимо расширять практику применения обязательных работ в отношении несовершеннолетних, поскольку это наказание содержит в себе целый ряд положительных черт: подросток остается в прежнем коллективе, продолжает учиться либо работать, у него сохраняется заработок по основному месту работы. Кроме того, данный вид наказания может быть назначен абсолютно всем несовершеннолетним, независимо от рода их занятий и материальной обеспеченности. Но при введении данного вида наказания нужно учитывать специфику личности несовершеннолетнего, его психологические особенности: для несовершеннолетнего крайне важным является мнение о нем окружающих лиц, прежде всего, друзей. Поэтому при исполнении обязательных работ, которые несовершеннолетние могут воспринимать как позорящее наказание, целесообразным будет таким образом определить место работы и конкретное задание, чтобы по возможности исключить встречи несовершеннолетнего с его знакомыми и друзьями во время исполнения работ. В частности, на наш взгляд, недопустимым является привлечение подростков к озеленению или уборке улиц, расположенных в непосредственной близости от места его проживания или учебы. Введение в действие наказания в виде обязательных работ является еще одним шагом в реализации принципа приоритета более мягких наказаний, зафиксированного в статье 60 УК РФ. Исправительные работы. Это основной вид наказания, который назначается несовершеннолетним осужденным, не имеющим основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства несовершеннолетнего на срок до 1 года с удержаниями в течение назначенного срока из заработка несовершеннолетнего от 5 до 20%. Федеральным законом от 08.12.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" №162-ФЗ в УК РФ были внесены изменения, касающиеся, в частности, порядка назначения исправительных работ. Если до введения в действие этого закона исправительные работы отбывались осужденным по месту основной работы, то теперь положение кардинально изменилось, и исправительные работы могут назначаться только лицам, которые не имеют основного места работы. На наш взгляд, такое решение законодателя является не совсем удачным, поскольку тем самым без достаточных оснований сужена сфера применения данного вида наказания, что исключает возможность назначения этого наказания работающему несовершеннолетнему, а соответственно, у суда остается меньше способов индивидуализировать наказание несовершеннолетнему, имеющему постоянное место работы, в случае совершения им, например, преступления небольшой тяжести. По нашему мнению, необходимо использовать оба возможных варианта назначения исправительных работ, поэтому предлагаем изложить ч. 1 ст. 50 УК РФ в следующей редакции: "Исправительные работы могут назначаться как при наличии у осужденного постоянного места работы, так и при отсутствии такового. Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, а в случае отсутствия такового – в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ". Подобные изменения необходимы еще и потому, что механизм исполнения исправительных работ по основному месту работы значительно проще, нежели исполнение исправительных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления, поскольку в этом случае несовершеннолетний имеет постоянное место работы и проблемы трудоустройства не возникает. Предложенная редакция ч. 1 ст. 50 УК РФ позволит назначать исправительные работы любому несовершеннолетнему, ориентируясь только на характер и степень общественной опасности совершенного деяния, а также на характеристику его личности, но не наличие либо отсутствие у него постоянного места работы. Исправительные работы целесообразно назначать несовершеннолетним, которые нигде не работают и не учатся, ведут праздный образ жизни. Как показывает изучение статистических данных по Кемеровской, Томской, Новосибирской и Омской областям за 1999-2005 гг., эта группа включает в себя от 35 до 40% от всех осужденных несовершеннолетних. Такие молодые люди, как правило, живут за счет родителей либо иных близких людей, а преступления, совершаемые ими, чаще всего являются результатом бездумного поведения, поэтому исправительные работы могут стать хорошим способом приобщения несовершеннолетних к общественно полезной деятельности. Однако привлечение к исполнению трудовых функций еще не означает, что несовершеннолетний автоматически встанет на путь исправления. Не случайно А.С. Макаренко подчеркивал: "Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата"[152]. По мнению И.А. Бушуева, М. Ефимова и А. Шагалова, сущность наказания в виде исправительных работ заключается в активном воспитательном воздействии со стороны производственного коллектива, которое в процессе труда испытывает на себе осужденный[153]. Поддерживая точку зрения указанных авторов о том, что воспитательное воздействие необходимо при отбывании несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ, мы тем не менее не можем согласиться с определением сущности исправительных работ через воспитательное воздействие. Сущностью исправительных работ, как и любого другого вида наказания, являются определенные правоограничения, возлагаемые на осужденного. Что же касается воспитательной работы, то она сопутствует отбытию данного наказания, но ни в коем случае не является его составляющей, поскольку не несет в себе элементов кары. Поэтому следует признать верным определение, данное А.Т. Ивановой и Н.В. Пискаревой, согласно которому "исправительные работы – это наказание, карательная сущность которого заключается в ограничении в установленном порядке некоторых трудовых и материальных прав и интересов осужденного"[154]. Таким образом, сущность исправительных работ, применяемых к несовершеннолетним, заключается в материальных, трудовых и иных ограничениях прав, свобод и интересов несовершеннолетнего в процессе выполнения им общественно полезного труда без изоляции от общества. Содержание наказания в виде исправительных работ складывается из следующих правоограничений: 1) факт осуждения виновного несовершеннолетнего лица, т.е. выражения в приговоре отрицательной оценки личности преступника и совершенного им деяния; 2) ограничения в праве места выбора работы; 3) продолжительность отбывания исправительных работ несовершеннолетним; 4) удержания, производимые из заработной платы несовершеннолетнего, осужденного к наказанию в виде исправительных работ; 5) изменения в правовом положении несовершеннолетнего осужденного. Как мы уже отмечали, в соответствии с ч. 4 ст. 88 УК РФ продолжительность исправительных работ для несовершеннолетних не может превышать 1 года. В юридической литературе существуют диаметрально противоположные подходы по вопросу о необходимости изменения сроков исправительных работ для несовершеннолетних. Например, Н.Э. Мартыненко предлагает повысить минимальный срок исправительных работ с двух до шести месяцев с тем, чтобы повысить карательное содержание исправительных работ[155]. На наш взгляд, такое изменение привело бы к ограничению возможностей суда по индивидуализации наказания несовершеннолетним. В судебной практике случаи, когда несовершеннолетние осуждаются менее, чем на 6 месяцев исправительных работ, составляют 10% от общего числа несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам (см. Таблицу 5). Повышение минимального срока исправительных работ лишило бы судей возможности назначить несовершеннолетнему небольшой срок исправительных работ в случае, когда общественная опасность совершенного преступления и личности виновного невелика, и заставила бы их назначать иные виды наказания. Только 6% судей, принявших участие в проведенном исследовании, поддержало предложение о повышении минимального срока исправительных работ до 6 месяцев.
Таблица 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.008 с.) |