По законодательству зарубежных государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По законодательству зарубежных государств



 

Для большинства зарубежных государств характерен гуманный подход к решению вопроса уголовной ответственности несовершеннолетних, во многих из них существует развернутая система мер, не являющихся уголовным наказанием. Таковые меры имеют различные названия: воспитательные меры, исправительные меры, принудительные меры, меры безопасности и т. д.

В рамках нашего исследования важным является использование метода сравнительного правоведения с тем, чтобы, опираясь на позитивный опыт зарубежных стран, выдвинуть предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в части, касающейся освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности либо наказания с применением мер воспитательного воздействия.

Нами было исследовано законодательство ряда зарубежных государств, относящихся к двум основным правовым семьям: романо-германской и англо-саксонской.

Типичными представителями романо-германской правовой семьи являются Германия, Франция, Нидерланды, Швейцария.

Германия. В структуре немецкого уголовного права на протяжении восьмидесяти лет существует самостоятельная подсистема – уголовное право несовершеннолетних. Оно считается более прогрессивным по сравнению с общим уголовным правом, поскольку имеет «воспитательную» направленность, ориентировано на личность несовершеннолетнего преступника и его потребность в ресоциализации.

Уголовное право несовершеннолетних представляет собой целостную систему материальных и процессуальных норм, регулирующих уголовную ответственность несовершеннолетних и молодых людей в возрасте от 18 лет до 21 года.

Основой концепции уголовно-правового обращения с несовершеннолетними правонарушителями в Германии является воспитательная идея, которая служит ориентиром в процессе правоприменения. В соответствии с воспитательной идеей целью применяемых к несовершеннолетним уголовно-правовых мер должна выступать специальная превенция, которая предполагает наличие специфических принципов назначения уголовно-правовых мер подросткам, а именно:

· принципа субсидиарности (предпочтение наиболее мягкой меры);

· принципа соразмерности (мера реагирования должна быть необходимой и эффективной в плане предотвращения рецидива и в то же время не выходить за рамки отношения к совершенному преступлению);

· принципа единой санкции (при наличии совокупности преступлений назначению подлежит только одна уголовно-правовая мера);

· принципа сочетания и замены различных видов уголовно-правовых мер[205].

Согласно немецкой доктрине, вид и тяжесть уголовно-правовой реакции определяются, главным образом, личностью несовершеннолетнего правонарушителя, что позволяет в наибольшей степени индивидуализировать меру ответственности и обеспечить ее эффективность. Предпочтение отдается применению так называемых новых амбулаторных мер (курсов социального тренинга, воспитательной опеки и др.) в качестве альтернативы санкциям, связанным с лишением свободы.

Законодательную основу уголовного права несовершеннолетних наряду с Уголовным кодексом ФРГ составляет специальный комплексный правовой акт – Закон о судах для несовершеннолетних от 4 августа 1953 г.

Согласно §1 данного закона, его нормы распространяются на несовершеннолетнего (от 14 до 18 лет) или молодого взрослого (от 18 лет до 21 года), совершившего деяние, признаваемое преступлением по нормам общего уголовного права.

Основной предпосылкой привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности является их уголовно-правовая (умственная и нравственная) зрелость, которая предполагает способность несовершеннолетнего ко времени совершения преступления осознавать противоправность своего деяния и действовать в соответствии с этим осознанием (§3 Закона о судах несовершеннолетних). Данное положение означает для несовершеннолетних специальное исключающее вину обстоятельство, дополнительное к случаям невменяемости.

Согласно §105 Закона о судах несовершеннолетних в отношении молодого взрослого (от 18 лет до 21 года) материальное уголовное право несовершеннолетних может применяться в тех случаях, когда он по уровню своего умственного и нравственного развития соответствует несовершеннолетнему, либо если он совершил преступление, которое по своему виду, обстоятельствам или мотивам типично для несовершеннолетнего. Эта норма соответствует норме ч. 3 ст. 20 УК РФ о возрастной невменяемости.

Система формальных санкций для несовершеннолетних включает три вида мер: воспитательные меры, принудительные меры и лишение свободы. Назначение этих мер подчиняется принципу субсидиарности: согласно §5 Закона о судах несовершеннолетних, несовершеннолетний преступник должен быть наказан с помощью принудительных мер или лишения свободы лишь в том случае, если применения к нему воспитательных мер недостаточно.

Воспитательные меры являются мерами, назначаемыми по поводу совершения преступления; это означает, что причиной совершения преступления послужили определенные недостатки в воспитании. Цель этих мер состоит не в каре за совершенное деяние, а в воспитании преступника в духе правопослушного поведения, позволяющего избежать совершения новых преступлений. Они не являются уголовным наказанием, носят наиболее мягкий характер среди всех иных санкций уголовного права несовершеннолетних и поэтому подлежат первоочередному применению.

Воспитательные меры делятся на две основные разновидности: указания и помощь в воспитании. Указаниями являются различные распоряжения и запреты, касающиеся образа жизни несовершеннолетнего и призванные содействовать его воспитанию. Перечень указаний включает около десяти мер (например, указание поступить на работу/учебу, пройти курс лечения от алкоголизма или наркомании, принять участи в курсах социального тренинга и т. д.), причем он является открытым, так что правоприменитель вправе назначить и иные указания, руководствуясь конкретными обстоятельствами дела. Помощь в воспитании осуществляется в двух формах – воспитательной помощи и помещении в воспитательное учреждение. Эта мера назначается тогда, когда не обеспечивается необходимое несовершеннолетнему воспитание и характеризуется интенсивной педагогической опекой над несовершеннолетних со стороны специализированных служб.

Принудительные меры являются второй разновидностью мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, стоящей между воспитательными мерами и уголовным наказанием в виде лишения свободы. Согласно §13 Закона о судах несовершеннолетних, принудительные меры подлежат назначению в тех случаях, когда применения лишения свободы не требуется, однако «несовершеннолетний должен быть подведен к сознанию того, что он должен ответить за совершенное им неправомерное деяние».

К числу принудительных мер относятся предупреждение, возложение обязанностей, юношеский арест (в виде ареста на период свободного времени, краткосрочного и длительного ареста).

Правовая природа этих мер считается противоречивой – они содержат как воспитательные, так и карательные элементы. Однако закон четко указывает на то, что принудительные меры лишены характера наказания, то есть не влекут судимости.

Лишение свободы является наиболее строгой санкцией за совершение несовершеннолетним преступления, поэтому применяется только в том случае, когда применения менее интенсивных мер недостаточно.

Лишение свободы несовершеннолетнему может быть назначено, во-первых, вследствие так называемых «вредных наклонностей» несовершеннолетнего, которые проявились при совершении преступления и характеризуют высокую криминальную опасность личности несовершеннолетнего. Кроме того, лишение свободы может назначаться вследствие «тяжести вины», которая вынуждает наказать за совершение преступления с помощью данной санкции. Здесь господствующей в уголовном праве несовершеннолетних воспитательной идее противостоит наказание как воздаяние за вину, поэтому воспитательная идея как таковая не играет никакой роли при применении этого правила.

Наряду с этим действующее немецкое право предусматривает две основные возможности избежать назначения или исполнения уголовного наказания: путем применения отсрочки назначения уголовного наказания и отсрочки приведения наказания в исполнение. Кроме того, за судом сохраняется возможность принять решение об отсрочке не в самом приговоре, а позднее, в последующем определении – в том случае, если к моменту вынесения приговора криминологический прогноз будущего поведения подростка является сомнительным (институт «предварительной отсрочки»)[206].

Таким образом, в результате изучения Закона о судах несовершеннолетних можно сделать следующие выводы:

1. в немецком уголовном праве несовершеннолетних предусмотрена разветвленная система реагирования на преступные деяния подростков: широкий перечень воспитательных мер, возможность применения ряда принудительных мер и уголовного наказания в виде лишения свободы.

2. для немецкого уголовного права несовершеннолетних характерен отказ от репрессивных санкций традиционного уголовного права в пользу специфических воспитательных мер воздействия на правонарушителей.

3. главной целью применения по отношению к несовершеннолетним мер уголовно-правового воздействия является достижение специальной превенции путем обучения подростков социально адекватному поведению.

Франция. В соответствии с Уголовным кодексом Франции лицо подлежит уголовной ответственности по достижении шестнадцатилетнего возраста, однако на основании ст.ст. 66, 67 УК суду предоставляется право с учетом обстоятельств дела снижать возраст уголовной ответственности до 13 лет и назначать такому подростку уголовное наказание.

Вопросы применения принудительных воспитательных мер во Франции регламентируются Ордонансом №45/174 от 2 февраля 1945 г. "О несовершеннолетних делинквентах" с последующими изменениями и дополнениями. Ордонанс содержит перечень воспитательных мер, выбор которых осуществляется судьей с учетом возраста несовершеннолетнего правонарушителя.

В соответствии с Ордонансом судья может применить в отношении несовершеннолетнего следующие меры:

- установление медико-психологического наблюдения;

- объявление выговора;

- помещение в центр наблюдения;

- назначение социального обследования личности;

- помещение под надзор родителей или других лица, которым доверена охрана подростка, или лица, "достойного доверия";

- установление для подростка режима "надзираемой свободы".

При этом французским законодательством устанавливается, что "надзираемая свобода" может использоваться и в качестве дополнительной меры к наказанию, назначаемому подросткам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Как отмечает Э.Б. Мельникова, такое установление уголовного закона отражает высокий карательный потенциал воспитательных мер[207].

Помимо судьи, применить принудительные воспитательные меры в отношении несовершеннолетних 13-16 лет, не подлежащих уголовному наказанию, вправе трибунал по делам несовершеннолетних.

Согласно ст. 16 Ордонанса, трибунал применяет следующие меры воспитательного характера:

- возвращение подростка родителям, опекуну, лицу, которое по закону обязано охранять подростка, иному лицу, "достойному доверия";

- помещение в государственное или частное учреждение воспитательного или учебно-профессионального характера;

- помещение в медицинское или медико-педагогическое учреждение;

- помещение в службу помощи детству;

- помещение в государственное учреждение надзираемого или исправительного воспитания[208].

При этом срок содержания несовершеннолетних в этих учреждениях устанавливается судом, но не должен превышать срока достижения совершеннолетия (в ред. Закона №74-631 от 5.06.1974 г.)[209].

Нидерланды. В соответствии со ст. 77а УК Нидерландов минимальный возраст уголовной ответственности установлен в 12 лет. Дети в возрасте до 12 лет не несут уголовной ответственности за совершенные общественно опасные действия, но к ним могут быть применены меры, предусмотренные Гражданским кодексом Нидерландов, например, направление в молодежный лечебный центр.

Лица в возрасте от 12 до 18 лет являются несовершеннолетними. В случае нарушения уголовного закона для них предусмотрены специальные наказания и уголовно-правовые меры (ст. ст. 77а – 77кк УК).

Основными наказаниями для несовершеннолетних являются лишение свободы в виде ареста и штраф. Основное наказание в виде ареста или штрафа может быть заменено направлением в учебный центр или возложением обязанности своими силами восстановить вред, причиненный совершенным преступлением.

Дополнительными наказаниями для несовершеннолетних служат конфискация орудий и средств совершения преступления и лишение водительских прав.

Уголовно-правовыми мерами для несовершеннолетних, которые могут быть назначены наряду или вместо наказания, являются: помещение в лечебно-воспитательное учреждение, конфискация, лишение незаконно полученного дохода и компенсация ущерба. При этом конфискация имущества, лишение незаконно полученного дохода и компенсация причиненного ущерба происходят по тем же правилам, которые установлены для взрослых осужденных, что, на наш взгляд, противоречит принципам индивидуализации ответственности, учета особенностей личности несовершеннолетнего и наличия у несовершеннолетнего реальной возможности компенсировать причиненный ущерб. По нашему мнению, формулировка, содержащаяся в Уголовном кодексе РФ, является более удачной: в качестве одной из принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних названо "возложение обязанности загладить причиненный вред" (ст. 90 УК РФ). Законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить - значит преуменьшить, смягчить вред, причинённый потерпевшему совершённым преступлением.

Помещение в лечебно-воспитательное учреждение производится судом, если несовершеннолетним совершено тяжкое преступление, посягающее на общественную безопасность, личность или собственность. Дополнительное условие – это наличие у суда медицинского заключения двух специалистов (один из которых – психиатр) о том, что в момент совершения преступления лицо страдало психическим заболеванием. Помещение несовершеннолетнего в лечебно-воспитательное учреждение производится на срок до двух лет с возможным последующим продлением. Максимальный срок лечения – четыре года, а в случаях серьезного психического заболевания – 6 лет.

Голландские суды в исключительных случаях вправе использовать положения обычного уголовного права в отношении несовершеннолетних (с шестнадцатилетнего возраста), принимая во внимание характер совершенного преступления и личность преступника. С другой стороны, они могут применять уголовное право для несовершеннолетних в отношении лиц старше восемнадцати лет, но не достигших двадцати одного года, если это представляется целесообразным с учетом личностных особенностей правонарушителя[210].

Швейцария. Уголовный кодекс Швейцарии был принят Федеральным собранием Швейцарского Союза 21 декабря 1937 г. и вступил в силу 1 января 1942 г. после того, как в каждом кантоне были изданы законы о введении его в действие и применении его в соответствующем кантоне.

Уголовной ответственности несовершеннолетних посвящен четвертый раздел УК, состоящий из трех глав.

Первая глава содержит предписания относительно детей от 7 до 15 лет.

К ребенку, не достигшему семилетнего возраста, уголовный закон не применяется.

В случае совершения ребенком, достигшим 7 лет, но еще не достигшим 15 лет, деяния, наказуемого по УК, компетентный орган устанавливает обстоятельства дела, собирает сведения о поведении, воспитании и условиях жизни ребенка, а также о его физическом и психическом состоянии.

Если компетентный орган придет к выводу, что для ребенка требуется особое воспитательное воздействие, а именно, когда он является трудновоспитуемым или безнадзорным, то принимается решение об оказании помощи в воспитании, помещении в подходящую семью или в воспитательное учреждение.

Если же состояние ребенка требует особого наблюдения – в тех случаях, когда ребенок душевно болен, страдает слабоумием или эпилепсией, имеет значительные нарушения слуха или речи либо отстает в психическом развитии, то орган, принимающий решение, назначает необходимое наблюдение за ним, которое осуществляется лицами, имеющими специальную квалификацию. Такое наблюдение может быть назначено наряду с воспитательными мерами.

Если для ребенка не требуется ни применения воспитательных мер, ни особого наблюдения, то орган, принимающий решение, объявляет выговор, или обязывает его выполнить работу, или назначает школьный арест от одного до шести неполных рабочих дней. В том случае, когда совершенное ребенком деяние не представляет значительной общественной опасности, компетентный орган может отказаться от этого дисциплинарного наказания и переложить обязанность осуществления наказания на лицо, осуществляющее родительскую власть.

Кроме того, статьей 88 УК Швейцарии предусматриваются случаи освобождения ребенка от применения к нему воспитательных мер или дисциплинарного наказания:

1. если ребенок деятельно раскаивается и, если это представляется возможным, возместил причиненный вред собственными силами;

2. если со времени совершения деяния прошло три месяца.

Последний случай фактически устанавливает срок давности для применения воспитательных мер или дисциплинарных наказаний, который значительно снижен по сравнению со сроком давности привлечения к уголовной ответственности взрослых лиц (от 5 до 20 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления) и подростков (1 год), что объясняется значительно более низкой степенью общественной опасности личности ребенка.

Применение к ребенку особого наблюдения или воспитательных мер не влечет судимости, так как эти меры не являются мерами уголовной ответственности.

Глава 2 раздела 4 УК Швейцарии регулирует ответственность подростков, которыми в соответствии со ст. 89 УК признаются лица, достигшие 15 лет, но не достигшие 18 лет.

К подросткам могут применяться те же меры, что и к детям, т. е. назначение особого наблюдения в случае наличия значительных физических и психических отклонений, а также помещение в подходящую семью, при этом лица, оказывающие помощь в воспитании подростка, имеют право давать ему определенные указания об обучении, профессии, месте пребывания, отказе от употребления алкогольных напитков, должны заботиться о том, чтобы подросток получал профессиональное образование, регулярно работал и соответствующим образом проводил свое свободное время и использовал заработок, в частности, для возмещения причиненного вреда.

Кроме того, к подростку могут быть применены такие воспитательные меры, как заключение под стражу на срок до 14 дней или штраф.

Решение швейцарского законодателя о включении этих мер в разряд воспитательных вызывает недоумение, так как по своей сути они представляют собой скорее самостоятельные виды наказания, нежели меры, направленные на формирование у лица позитивного отношения к существующим в обществе ценностям, к тому же в ст. 95 УК прямо предусмотрено применение в отношении подростков таких наказаний, как заключение на срок от одного дня до одного года и штраф, что приводит к дублированию положений уголовного закона.

Если подросток совершит такое преступление или проступок, которые свидетельствуют о высокой степени общественной опасности его личности или о том, что он является трудновоспитуемым, то компетентный орган принимает решение о направлении подростка в воспитательный дом на срок от двух лет и более, а в случае наличия у ребенка физических или психических недостатков, удостоверенных медицинским заключением, – в специализированное терапевтическое учреждение для лиц, совершивших преступление или проступок.

Ст. 94 УК Швейцарии предусматривает возможность условного освобождения из воспитательного дома или терапевтического учреждения после проведения подростком не менее 1 года в воспитательном доме или терапевтическом учреждении и не менее 2 лет в воспитательном доме, если установлена высокая степень общественной опасности личности подростка, совершившего преступление.

Условное освобождение производится органом, исполняющим наказание, на основании доклада руководства соответствующего учреждения, из которого следует, что цель применения данных мер достигнута и подросток не нуждается в дальнейшем содержании в воспитательном доме или терапевтическом учреждении.

Орган, исполняющий наказание, может назначить условно освобожденному испытательный срок от шести месяцев до трех лет и дать обязательные указания, в случае невыполнения которых подростку выносится официальное предупреждение, после чего возможно возвращение его в соответствующее учреждение.

В необходимых случаях орган, исполняющий наказание, продлевает испытательный срок не более чем на три года, но только до достижения лицом двадцатидвухлетнего возраста; а если условно освобожденный направлялся в воспитательный дом на основании п. 2 ст. 91 УК, т. е. в связи с совершением преступления, свидетельствующего о высокой степени опасности его личности, то испытательный срок может быть продлен до пяти лет, но только до достижения лицом двадцати пятилетнего возраста.

При успешном истечении испытательного срока происходит окончательное освобождение подростка, а орган, исполняющий наказание, аннулирует запись в реестре учета судимости.

Применительно к подросткам существует институт отсрочки исполнения приговора по исполнению наказания или меры: если невозможно точно установить, требуется ли назначение какой-либо меры или наказания, то орган, принимающий решение, устанавливает испытательный срок от шести месяцев до трех лет и может дать подростку обязательные к исполнению указания. При надлежащем поведении подростка на протяжении всего испытательного срока компетентный орган принимает решение об отказе в применении меры или наказания.

Подросток может быть освобожден от применения к нему меры или дисциплинарного взыскания в случае деятельного раскаяния и возмещения причиненного вреда, а также если со времени совершения деяния прошел один год.

Глава 3 раздела 4 УК Швейцарии регулирует уголовную ответственность молодежи, к которой в основном применяются общие предписания уголовного закона.

Молодежью признаются все лица, достигшие к моменту совершения деяния восемнадцатилетнего, но не достигшие двадцатипятилетнего возраста.

Судья должен собрать сведения о поведении лица, условиях его жизни, физическом и психическом состоянии, а также установить, поддается ли данное лицо воспитанию работой.

Если установлено, что лицо совершило преступление в результате дефектов в развитии характера или вследствие беспризорности, то судья вместо наказания может назначить ему направление в воспитательно-трудовое учреждение, если эта мера сможет предотвратить опасность совершения лицом новых преступлений или проступков.

В воспитательно-трудовом учреждении лицо привлекается к работе с учетом его способностей с тем, чтобы на свободе оно смогло самостоятельно зарабатывать на свое содержание. При этом лицу должна быть предоставлена возможность получать профессиональное образование или осуществлять деятельность вне учреждения.

Таким образом, изучение Уголовного кодекса Швейцарии позволяет сделать следующие выводы:

1. Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних регламентированы достаточно подробно: Кодекс выделяет 3 группы лиц, в отношении которых существуют специальные правила применения воспитательных мер и назначения уголовного наказания (дети, подростки, молодежь);

2. Предусматривается развернутая система мер, не являющихся уголовным наказанием и не влекущих судимости (помощь в воспитании, помещение в подходящую семью, помещение в воспитательный дом, помещение в терапевтическое учреждение, особое наблюдение, выговор и т. д.).

3. Применение воспитательных мер к ребенку, совершившему запрещенное Уголовным кодексом деяние, возможно с семилетнего возраста, т. е. очень низок минимальный возраст, по достижении которого лицо может быть подвергнуто мерам уголовно-правового воздействия; вместе с тем уголовное наказание назначается только для лиц, достигших пятнадцатилетнего возраста.

4. Уголовный кодекс Швейцарии делает акцент на применении воспитательных мер в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, считая их приоритетными по сравнению с уголовным наказанием, что соответствует принципу гуманизма и учитывает психологические особенности несовершеннолетних.

 

Отражение вопросов, затрагивающих применение принудительных воспитательных мер в странах англо-саксонской правовой семьи, рассмотрим на примере Великобритании и Новой Зеландии.

Великобритания. В Англии нет единого кодифицированного акта в области уголовного права, а уголовно-правовые нормы содержатся в ряде специальных законов.

Особенность английских законов состоит в том, что они обычно содержат материальные и процессуальные нормы, расположенные попеременно.

Значительное количество норм об уголовной ответственности несовершеннолетних содержится в Законе об уголовной юстиции 1982 г., который декларировал общие принципы обращения с молодыми преступниками. Этот закон предусматривает возможность применения к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, ряда мер, не являющихся уголовным наказанием.

Так, суд может издать приказ о надзоре, приказ об опеке, приказ об обязанности родителей или опекунов обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, приказ о возмещении ущерба или судебных издержек, выплате штрафа.

В тех случаях, когда суд имеет право приговорить лицо, не достигшее 21 года, к лишению свободы, суд вместо лишения свободы может издать приказ о направлении его в центр посещений. Такие приказы, как правило, издаются в отношении лиц, не имевших ранее судимостей[211].

В соответствии с Законом 1982 г. срок пребывания несовершеннолетнего в центре посещений составляет 12 часов. Тем не менее суд имеет право, если сочтет это необходимым, увеличить срок пребывания в центре лицам в возрасте до 17 лет до 24 часов и лицам в возрасте до 21 года до 36 часов. Время, в течение которого несовершеннолетний должен находиться в центре, не должно совпадать с учебными занятиями или с его работой. Несовершеннолетний обязан посещать центр раз в неделю и находиться там в течение трех часов. Клерк суда посылает чиновнику центра и несовершеннолетнему копию приказа о направлении в центр посещений. Нарушение приказа влечет за собой применение наказания, предусмотренного в законе за совершение преступления.

Законом о полномочиях уголовных судов 1973 г. и Законом об уголовной юстиции 1991 г. предусмотрена возможность издания в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста, приказа о пробации. Эта мера может применена в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, если суд придет к выводу, что, принимая во внимание природу преступления и характер преступника, целесообразно вместо назначения наказания в виде лишения свободы издать приказ о пробации, согласно которому преступник обязан находиться под надзором чиновника пробации в течение периода, определенного в приказе. Приказ издается на срок от 6 месяцев до 3 лет; в нем должен быть указан район, в котором проживает или должен проживать преступник.

В приказ может быть включено требование о посещении осужденным в течение всего периода пробации дневного воспитательного центра, указанного в приказе.

Преступник, в отношении которого издан приказ о пробации, должен поддерживать контакт с чиновником пробации, ответственным за надзор, следовать инструкциям полученным от чиновника, и извещать его об изменении места жительства.

В случае нарушения осужденным каких-либо требований, установленных в приказе о пробации, суд может:

· Наложить на него штраф в размере 50 фунтов стерлингов;

· Издать приказ о предоставлении услуг обществу;

· Назначить нарушителю такое наказание, которое могло быть назначено первоначально.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что английское законодательство предусматривает достаточно широкий спектр мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, не считая уголовного наказания. Назначение же наказания, как правило, производится только в том случае, если лицо уклоняется от выполнения принятой в отношении него воспитательной или иной принудительной меры.

Новая Зеландия. Основу системы правосудия несовершеннолетних Новой Зеландии составляет "Закон о детях, молодежи и их семьях" 1989 года. Этот закон в качестве главенствующей идеи содержит принцип о возмещении причиненного преступлением ущерба, а не о наказании несовершеннолетних. Наказание может использоваться в качестве меры воздействия на несовершеннолетнего только в случае, если нет иного способа восстановить справедливость и защитить интересы потерпевшего. Акцент на использование альтернативы подкрепляется рядом установлений Закона:

- "если общественные интересы не требуют противного, уголовные процедуры не должны возбуждаться против ребенка или молодого человека, если есть альтернативные способы решения дела";

- "любые меры, используемые при решении дел против детей или молодых людей, должны быть направлены на укрепление семьи, к которой принадлежит ребенок, на развитие способности семьи разрабатывать свои собственные средства реагирования на своих детей и молодых людей";

- "ребенок или молодой человек, совершивший правонарушение, должен оставаться в своем местном сообществе, пока это возможно и согласуется с потребностью общества в обеспечении безопасности";

- "любые санкции, налагаемые на ребенка или молодого человека, совершившего правонарушение, должны способствовать развитию ребенка или молодого человека в рамках его семьи и иметь наименее ограничивающую форму в соответствии с обстоятельствами" (ст. 208 "Закона о детях, молодежи и их семьях")[212].

Таким образом, для новозеландской правовой системы в отношении несовершеннолетних характерен принцип экономии уголовно-правовой репрессии и использование альтернативы, которой является семейная конференция (family group conference). В семейной конференции, помимо несовершеннолетнего правонарушителя, принимают участие его родственники, пострадавшие, полицейские, адвокат по делам молодежи (по требованию подростка), социальные работники и любые другие лица по желанию семьи, например, представитель организации по борьбе с наркоманией. Организацией семейных конференций занимаются координаторы из Службы по делам детей, молодежи и их семей. На конференции правонарушители в возрасте от десяти до шестнадцати лет имеют возможность признать свое преступление перед лицом родственников, пострадавших и полиции. Если все участники семейной конференции, включая потерпевшего и присутствующего офицера полиции, согласны, дело рассматривается и разрешается семейной конференцией без передачи в суд по делам молодежи.

Все участники семейной конференции, включая подростка, должны согласиться на предложенную альтернативную программу, причем выполнение этой программы также должно быть основано на общем согласии. Семейная конференция разрабатывает план действий, который может предполагать принесение извинений, возмещение ущерба (в денежной форме либо путем выполнения работы для потерпевшего), общественную работу, комендантский час или посещение школы и прекращение отношений с соучастниками. Осуществление надзора за выполнением плана возлагается на лицо, указанное в этом плане (им может быть член семьи); судебные слушания просят отложить на несколько месяцев – до окончания выполнения плана[213].

Суд по делам молодежи практически всегда утверждает план, признавая тем самым, что Закон основные полномочия по решению дела передает семейной конференции. Если план полностью выполняется, судебное рассмотрение дела отменяется; и только если план нарушается, суд по делам молодежи принимает дело к своему производству.

Техника семейных конференций находит поддержку в обществе, поскольку:

- полиция присутствует на всех заседаниях семейных конференций и, как и все присутствующие, обладает правом вето;

- за процессом следит суд по делам молодежи;

- при принятии решения учитывается мнение всех участников семейной конференции, а не воля большинства, что позволяет максимально учесть мнение всех заинтересованных лиц;

- в случае невыполнения подростком решения семейной конференции дело принимается к производству судом по делам молодежи.

После введения Семейных конференций в 1989 году количество обращений в суд по делам молодежи сократилось на 75%, а число подростков, лишенных свободы, - наполовину. Кроме того, существенно снизились судебные издержки и расходы на содержание пенитенциарных учреждений[214].

Таким образом, модель семейных конференций, с одной стороны, представляет реальную альтернативу уголовному преследованию, а с другой – существует эффективный механизм привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в том случае, если он уклоняется от выполнения решения, принятого семейной конференцией.

Изучение опыта зарубежных государств в части регулирования вопросов о принудительных воспитательных мерах позволяет сделать следующие выводы:

1. В ряде зарубежных государств существует специальное законодательство, регулирующее вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним принудительных воспитательных мер. Наиболее прогрессивной в этом плане является Германия, в которой уже на протяжении более восьмидесяти лет в рамках уголовного права существует специальная подотрасль – уголовное право несовершеннолетних.

2. Для зарубежных государств характерна экономия мер уголовно-правовой репрессии, расширение сферы применения воспитательных и иных принудительных мер, не являющихся уголовным наказанием, а также существование процедур, альтернативных судебному разбирательству.

3. Законодательством ряда стран предусматривается возможность замены одной принудительной воспитательной меры на другую, а также возможность их досрочной отмены.

4. Назначение принудительных воспитательных мер основывается на принципах субсидиарности, соразмерности, сочетаемости и взаимозаменяемости.

В заключение параграфа необходимо отметить, что многие из рассмотренных выше положений могут найти отражение в российском законодательстве и практике применения принудительных мер воспитательного воздействия. Для совершенствования данного института следует воспринять главенствующую идею, характерную для зарубежного законодательства, – идею приоритета воспитательного воздействия над карательным в отношении несовершеннолетних.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.085 с.)