Кафедра государственного и административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра государственного и административного права



Кафедра государственного и административного права

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Конституционное (государственное) право Зарубежных стран»

ОПД.Ф. 06

 

 

Для направления/специальности 030501 – «Юриспруденция»

 

 

Кемерово

 

 

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан юридического факультета Ф.И.О ._ Н.А. Юркевич______ «_____»__________________ 2011г. Проректор по УОР Т.Н. Семенкова___ _________________ «_____»__________________ 2011г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом юридического факультета Протокол №_1_ от «29_»_сентября_2011г. Председатель ученого совета факультета, Декан юридического факультета Ф.И.О._ Н.А. Юркевич______ «_____»__________________ 2011_г. УМК обсуждено и одобрено Научно-методическим советом КемГУ Протокол №___ от «___»_________2011_г. Председатель НМС __________________________________________________________________________ «_____»__________________ 2011_г.

 

ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой государственного и административного права Ф.И.О.__ С.О. Гаврилов___ «_29_»_августа_____ 2011_г. Председатель методической комиссии Ф.И.О. ___________________ «__15_»__сентября__ 2011_г.
УМК обсуждено и одобрено На заседании кафедры Протокол №_1 от «_29»_августа_2011_г. Зав. кафедрой государственного и административного права Ф.И.О._ С.О. Гаврилов «_____»__________________ 2011_г. УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией юридического факультета Протокол №___ от «___»_________2011г.  

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

Рабочая программа дисциплины……………………………………………4

Учебно-методические материалы ………………………………………….24

Методические указания по подготовке практических занятий

(семинаров)…………………………………………………………………...24

Методические указания для преподавателей……………………………….40

Контрольно-измерительные материалы…………………………………….41

Тестовые задания……………………………………………………………..41

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ………46

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ…………..51

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра государственного и административного права

 

 

«Утверждаю»

Декан юридического факультета

К.ю.н., доцент

 

_________________ Н.А. Юркевич

 

«___» ________________ 2011_ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Конституционное (государственное) право зарубежных стран», ОПД.Ф.06

для специальности 030501 «Юриспруденция»

Факультет «Юридический»

 

 

Факультет: юридический форма обучения: очная курс: 2 семестр: третий лекции: 54 часа практические занятия: 18 часа самостоятельные занятия: 72 часа экзамен: третий семестр всего: 144 часов   Составитель: д.с.н., профессор Желтов М.В.         Кемерово Факультет: юридический форма обучения: заочная курс: 2 семестр: четвертый лекции: 10 часов семинарские занятия: 4 часа самостоятельная работа: 130 часа экзамен: четвертый семестр всего: 144 часов    

 

Рабочая программа по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030501 «юриспруденция»

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры государственного и административного права

Протокол №__1____ от «_29_»_августа_2011г.

Зав. кафедрой,

д.и.н., профессор _____________________________С.О. Гаврилов

 

 

Одобрено методической комиссией

Протокол №______ от «____»_______________2011г.

Председатель,

Ф.И.О._________________________________________

 

 

 

 

Организационно-методический раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа специальной учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»»для обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности 03.05.01 Юриспруденция, разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на основе действующего федерального законодательства.

ЦЕЛИ КУРСА:

Курс «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» нацелен на развитие и углубление общей профессиональной и правовой культуры студентов, на активное использование в их практической деятельности полученных правовых знаний, на удовлетворение возросших потребностей в сравнительном анализе российских и зарубежных институтов конституционного права, что вызвано необходимостью учета мирового опыта конституционного развития при построении в России современного демократического правового государства.

ЗАДАЧИ КУРСА:

В задачи курса входит изучение основных институтов конституционного (государственного) права зарубежных стран и предоставление студентам возможности осмыслить целесообразность и эффективность этих институтов, оценка их с точки зрения передовых и распространенных в мире представлений о современных формах демократической государственности, а также привитие студентам уважительного отношения к общепринятым принципам и нормам конституционного права.

 

 

2. Тематический план

 

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (или семинарские) Лабораторные
               
Очная форма обучения
  Понятие, предмет и источники конституционного права зарубежных стран            
  Основы теории конституции            
  Конституционный контроль (надзор)            
  Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах            
  Конституционно-правовое регулирование социально-экономических отношений в зарубежных странах            
  Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий и общественных объединений в зарубежных странах            
  Конституционно-правовое регулирование основ организаций государства в зарубежных странах            
  Формы правления в зарубежных странах            
  Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)            
  Законодательная власть в зарубежных странах            
  Исполнительная власть в зарубежных странах            
  Судебная власть в зарубежных странах            
  Формы территориального устройства в зарубежных странах            
  Основы конституционного права Европейского Союза            
  Всего:            
Заочная форма обучения
  Понятие, предмет и источники конституционного права зарубежных стран 10,5 0,5        
  Основы теории конституции 10,5 0,5        
  Конституционный контроль (надзор)            
  Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах 10,5 0,5        
  Конституционно-правовое регулирование социально-экономических отношений в зарубежных странах 9,5 0,5        
  Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий и общественных объединений в зарубежных странах 10,5 0,5        
  Конституционно-правовое регулирование основ организаций государства в зарубежных странах 10,5 0,5        
  Формы правления в зарубежных странах            
  Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)            
  Законодательная власть в зарубежных странах            
  Исполнительная власть в зарубежных странах            
  Судебная власть в зарубежных странах            
  Формы территориального устройства в зарубежных странах 10,5 0,5        
  Основы конституционного права Европейского Союза 10,5 0,5        
  Всего:            

3. Содержание дисциплины

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ

Конституция как основной источник конституционного права зарубежных стран. Понятие конституции. Материальное и формальное понимание конституции. Фактическая и юридическая конституции. Основные научные подходы к определению социальной сущности конституции. Основные социальные функции конституции

Объекты конституционного регулирования. Исторические этапы расширения объема конституционного регулирования.

Форма и структура конституции. Специфика структуры современных конституций. Основные способы принятия конституций (демократические и недемократические). Классификация конституций по порядку их изменения (гибкие, жесткие, особо жесткие и смешанные конституции). Проблема надконституционных положений в тексте конституции. Ограничения изменения конституции (временные и постоянные). Отмена конституций.

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

 

1. Конституция Российской Федерации.2007г.

2. Конституции зарубежных государств.- М., 1997, 1998, 1999, 2001, 2002, 2006.

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие.- М., 2004г.

2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов.- М., 1998.

3. Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. Учебник для вузов.- М., 1999.

4. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право.- М., 2000.

5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю.И.Лейбо и Л.М.Энтина.- М., 2005.

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. Колл. и отв. ред. Б.А.Страшун.- М., 2005.

7. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций.- М., 2002.

8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.- М., 2002.

9. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 2005г.

 

 

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

 

1. Субъекты конституционного права зарубежных стран.

2. Источники конституционного права зарубежных стран.

3. Современные тенденции конституционно-правового развития зарубежных стран.

4. Социальная сущность конституций.

5. Теория конституционного контроля.

6. Виды конституционного контроля.

7. Объекты конституционного регулирования.

8. Основы конституционного строя как особый институт конституционного права.

9. Историческое развитие института прав и свобод человека и гражданина.

10. Личные права и свободы человека в зарубежных странах.

11. Политические права и свободы в зарубежных странах.

12. Социально-экономические права и свободы в зарубежных странах.

13. Институт уполномоченного по правам человека в зарубежных странах.

14. Конституционные гарантии прав и свобод человека.

15. Международные гарантии прав и свобод человека.

16. Европейский Суд по правам человека (структура и практика).

17. Конституционное регулирование права собственности в зарубежных странах.

18. Механизмы защиты конституционного строя в зарубежных странах.

19. Правовое регулирование финансирования политических партий.

20. Социальное государство.

21. Правовое государство.

22. Современная реализация принципа разделения властей в зарубежных странах.

23. Конституционное право авторитарных государств.

24. Конституционное право тоталитарных государств.

25. Монархическая государственность.

26. Советская республика как особая форма правления в зарубежных странах.

27. Основные тенденции развития форм правления в странах Европы.

28. Международные стандарты проведения выборов.

29. Ограничения в избирательном праве.

30. Пропорциональная избирательная система в современном мире.

31. Выборы на уровне субъектов федерации в зарубежных странах.

32. Отзыв выборных лиц в зарубежных странах: история и практика.

33. Референдум в европейских странах.

34. Особенности проведения референдумов на уровне субъектов федерации в зарубежных странах.

35. Концепция представительного правления: прошлое и современность.

36. Особенности двухпалатного парламента в зарубежных странах.

37. Делегированное законодательство: теория и практика.

38. Статус монарха в современных монархиях.

39. Политическая ответственность правительства в зарубежных странах.

40. Институт отрешения президента от должности в зарубежных странах.

41. Институт суда присяжных в зарубежных странах.

42. Эволюция федерализма в современном мире.

43. Право наций на самоопределение в современном федеративном государстве.

44. Конституционная защита целостности федеративного государства.

45. Регионалистское государство.

46. Европейский парламент (структура, компетенция).

47. Основы конституционного строя США.

48. Судебная система США.

49. Конституционный контроль в США.

50. Историческое развитие американского федерализма.

51. Конституционные реформы в Великобритании 90-х годов.

52. Деволюция в Великобритании.

53. Конституционный контроль во Франции.

54. Особенности германского федерализма.

55. Избирательная система ФРГ.

56. Конституционные реформы в Италии в 90-е годы.

57. Специфика влияния права Европейского Союза на внутреннее право стран-участниц.

58. Основные тенденции конституционного развития стран СНГ.

59. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы.

60. Конституционные заимствования в современном мире: теория и практика.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Понятие, предмет и метод конституционного права.

2. Конституционно-правовые нормы и институты.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.

4. Источники конституционного права зарубежных стран.

5. Конституционно-правовая ответственность.

6. Понятие и сущность конституций зарубежных стран. Социальные функции конституции.

7. Объекты конституционного регулирования.

8. Классификация конституций. Форма и структура конституций.

9. Порядок принятия, изменения и отмены конституций. Учредительная власть.

10. Понятие конституционного контроля (надзора). Неспециализированные органы, участвующие в конституционном контроле (надзоре).

11. Американская модель конституционного контроля.

12. Европейская модель конституционного контроля.

13. Виды конституционного контроля. Объекты и субъекты конституционного контроля.

14. Основные концепции правового статуса личности и их отражение в конституциях зарубежных стран.

15. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства в зарубежных странах.

16. Система конституционных прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах. Ограничения прав и свобод.

17. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах.

18. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений в зарубежных странах.

19. Конституционно-правовые характеристики государства.

20. Конституционные принципы организации государства в зарубежных странах.

21. Современное понимание принципа разделения властей. Новые ветви государственной власти (избирательная, контрольная, президентская).

22. Понятие и сущность политических партий. Социальные функции политических партий. Источники «партийного права».

23. Классификация политических партий. Виды партийных систем в зарубежных странах.

24. Конституционно-правовое регулирование порядка создания, приостановления деятельности и роспуска политических партий.

25. Конституционно-правовое регулирование финансирования политических партий.

26. Конституционно-правовой статус массовых общественных объединений. Общественные объединения с публичными функциями.

27. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей.

28. Понятие государственного суверенитета. Национальный и народный суверенитет.

29. Понятие формы правления. Монархия как форма правления в зарубежных странах.

30. Республика и её виды в зарубежных странах.

31. Понятие и социальные функции выборов. Виды выборов. Отзыв депутата как институт конституционного права.

32. Понятие и виды избирательных систем в зарубежных странах.

33. Принципы избирательного права в зарубежных странах.

34. Референдум в зарубежных странах.

35. Парламент в зарубежных странах. Понятие, социальные функции и компетенция парламента.

36. Структура парламента и организация его палат.

37. Правовой статус парламентария в зарубежных странах. Парламентский иммунитет и индемнитет.

38. Законодательный процесс в зарубежных странах.

39. Парламентское право и делегирование полномочий. Замещение парламентов.

40. Органы, учреждения и должностные лица при парламентах.

41. Понятие и место главы государства в системе государственной власти. Полномочия главы государства в зарубежных странах.

42. Глава государства – монарх.

43. Глава государства – президент.

44. Правительство в зарубежных странах. Компетенция правительства. Регламентарная власть.

45. Порядок формирования и ответственность правительства и его членов в зарубежных странах.

46. Понятие и социальные функции судебной власти.

47. Структура судебной власти. Правовой статус судей, прокуроров и следователей в зарубежных странах. Органы судейского самоуправления.

48. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем.

49. Судебный федерализм в зарубежных странах.

50. Органы и учреждения, содействующие судебной власти в зарубежных странах.

51. Понятие и формы территориального устройства в зарубежных странах. Территориальная автономия в зарубежных странах.

52. Распределение компетенции и отношения между федерацией и её субъектами.

53. Конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и её субъектами.

54. Местное управление и местное самоуправление в зарубежных странах.

55. Конституция США. Общая характеристика.

56. Законодательная власть в США.

57. Исполнительная власть в США.

58. Судебная власть в США.

59. Американский федерализм.

60. Особенности конституции Великобритании.

61. Высшие органы государственной власти Великобритании: общая характеристика и отношения друг с другом.

62. Судебная власть в Великобритании.

63. Законодательная власть во Франции: порядок формирования, компетенция.

64. Исполнительная власть во Франции: порядок формирования, компетенция.

65. Судебная власть во Франции. Особенности французской модели конституционной юстиции.

66. Региональное и местное управление и самоуправление во Франции.

67. Центральные органы государственной власти в Германии. Порядок формирования и общая характеристика взаимоотношений.

68. Судебная власть в Германии. Конституционный контроль в Германии на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.

69. Германский федерализм.

70. Центральные органы государственной власти в Испании. Порядок формирования, компетенция, ответственность.

71. Региональная автономия и местное самоуправление в Испании.

72. Высшие органы государственной власти в Японии.

73. Основы судебной власти и конституционный контроль в Японии.

74. Центральные органы государственной власти Индии: порядок формирования, компетенция.

75. Индийский федерализм и его особенности.

76. Центральные органы государственной власти в Бразилии: порядок формирования, компетенция.

77. Бразильский федерализм.

78. Основы конституционного права Европейского Союза.

 

 

 

Семинар №1.

Задачи

1.Парламент Греции проголосовал за поправку, уравнивающую граждан Греции и иностранцев в праве доступа к государственной службе, а также за поправку, вводящую альтернативную воинскую службу. Противники поправок заявили, что данные поправки противоречат самой сути Конституции. Кроме того, по их мнению, поправка об альтернативной воинской службе вообще не может породить каких-либо юридических последствий, поскольку была принята через полгода после принятия первой поправки, что противоречит положениям Конституции о сроках её пересмотра.

Кто прав в данной ситуации?

2.Парламент Италии принял блок поправок к Конституции, расширяющих полномочия Президента и устанавливающие положение о том, что Президент избирается всеобщим голосованием. Поправки получили поддержку большинства депутатов в обеих палатах парламента. При втором голосовании закон о поправках был поддержан 422 депутатами Палаты депутатов (нижняя палата) и 204 сенаторами. Общее количество депутатов – 630 в нижней и 315 в верхней палате. В то же время инициативная группа собрала 500 тысяч подписей избирателей под воззванием о необходимости проведения референдума по вопросу о необходимости изменения Конституции. Противники пересмотра заявили, что усиление позиций Президента несет угрозу для демократии. Сторонники поправок заявили, что референдум не нужен, т. К. абсолютное большинство депутатов высказались за поправки.

Должен ли быть назначен референдум?

3.Парламент штата Калифорния принял закон, согласно которому запрещается оказание медицинской помощи нелегальным иммигрантам. Против закона активно выступили организации мексиканского меньшинства. Еще до подписания закона губернатором группа испаноязычных депутатов подала в Верховный суд штата иск о признании данного закона не соответствующим Конституции штата.

Каковы должны быть действия Верховного суда?

4.Ландтаг (земельный парламент) Баварии принял решение о лишении депутатских полномочий одного из своих членов, поскольку были получены убедительные доказательства того, что в ходе избирательной кампании данный депутат занимался подкупом избирателей. Решение о лишении полномочий было принято подавляющим большинством голосов. Сам депутат не согласился с решением ландтага и подал ходатайство в Конституционный суд Баварии с требованием признать данное решение несоответствующим Конституции. Ходатайство было подано через три месяца после вынесения решения ландтага. Представители ландтага заявили, что ходатайство может быть подано только в течение 10 дней после вынесения решения и поэтому суд должен отклонить представленное ходатайство. По мнению же депутата речь идет о нарушении его конституционных прав, защищать которые он может независимо от каких-либо сроков.

Кто прав в данной ситуации? Какое решение должен принять Конституционный суд Баварии?

 

 

Семинар №2

Литература

 

1. Конституции зарубежных государств. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. – М., 1997, 1998.

2. Современные зарубежные конституции. – М., 1992.

3. Современное буржуазное государственное право. – Т.2 – М., 1987

4. Закон о гражданстве Республики Корея от 20 декабря 1948 года // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2001. - №2.

5. Игитова И. В. Механизм реализации Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" // Государство и право. –1997. - №1.

6. Лукашук И. И. Выдача обвиняемых и осужденных // Журнал российского права. – 1999. - №2.

7. Матузов Н. И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов //Правоведение. – 1998. - №1.

8. Сальников В. П. Цмай В. В. Современная система защиты прав человека //Правоведение. – 1999. - №1.

9. Санстейн К. Отрицательные качества положительных прав // Конституционное право: Восточно-Европейское обозрение. – 1998. - №2.

10. Стоун Дж. Пропаганда ненависти и Конституция США // Конституционное право: Восточно-Европейское обозрение. – 1994. - №2.

ЗАДАЧИ

1. Гражданин Испании арабского происхождения, получивший гражданство в результате прохождения процедуры натурализации, был обвинен в шпионаже в пользу Марокко. В ходе рассмотрения дела в суде его вина была полностью доказана. Суд приговорил обвиняемого к отбыванию длительного срока тюремного заключения и, в качестве дополнительного наказания, принял решение о лишении его гражданства. Обвиняемый подал жалобу в вышестоящую судебную инстанцию с требованием изменить приговор в части лишения его гражданства. По его мнению, граждане Испании ни при каких обстоятельствах не могут быть лишены своего гражданства.

Какое решение по жалобе обвиняемого должна принять вышестоящая судебная инстанция?

2. В Греции парламент принял закон о статусе общественных объединений. Согласно данному закону общественные объединения могут создаваться гражданами только при наличии предварительного разрешения органов юстиции и при условии последующей регистрации в них.

На основании положения данного закона, органы юстиции отказались дать разрешение на создание общественной организации "Союз защиты прав человека", сославшись на то, что в Греции и так уже существует много правозащитных организаций.

Представители "Союза защиты прав человека" обратились в суд с жалобой, в которой указали на то, что положение закона о необходимости наличия предварительного разрешения на создание общественного объединения противоречит Конституции Греции 1975 года и должно быть признано недействительным.

Какое решение по данной жалобе должен принять суд?

3. Мэр Нью-Йорка Р. Джулиани издал распоряжение, согласно которому в целях предотвращения совершения преступлений вводилось усиленное полицейское патрулирование районов, в которых проживают преимущественно представители афро-американской общины. Обозреватель газеты "Нью-Йорк Таймс" давая оценку данному распоряжению, назвал его "отвратительным проявлением расизма". По мнению автора статьи, данное распоряжение основано на идее о том, что именно негры являются главной угрозой общественному порядку.

Мэр подал иск в суд о защите чести и достоинства. Представитель мэра заявили, что высказывания газеты носят клеветнический характер и подрывают репутацию мэра как политического деятеля. В свою очередь представители газеты заявили, что высказывания автора подпадают под защиту положений, содержащихся в Первой поправке к Конституции США 1787 года.

Какое решение по данному иску должен принять суд?

4. В 1977 году гражданка США обратилась в Верховный Суд с жалобой о признании неконституционным закона её штата, согласно которому власти штата не имели права финансировать проведение медицинских операций, связанных с абортами. По мнению заявительницы, данный закон ущемляет её права, поскольку не позволяет ей сделать подобную операцию в силу отсутствия финансовых средств. При этом заявительница полагала, что наличие у нее права решать вопрос о том, иметь ей детей или не иметь и предпринимать в связи с этим определенные действия, гарантировано ей федеральной конституцией. По мнению властей штата, жалоба заявительницы является необоснованной по двум причинам. Во-первых, осуществление подобных операций вполне может регулироваться государством без какого-либо ущемления прав граждан. Во-вторых, из Конституции США совершенно не следует, что государство несет какие-то обязанности по возмещению медицинских расходов нуждающимся слоям населения.

Какое решение по данному делу должен принять Верховный Суд США?

Семинар №3.

Задачи.

 

1. Палата представителей США на своем заседании рассмотрела основные направления деятельности министерства юстиции. По мнению подавляющего числа депутатов, работа министерства и, прежде всего, самого министра не может быть признана удовлетворительной. По итогам заседания было проведено голосование, в ходе которого большинство депутатов проголосовали за отставку министра. Президент США отказался уволить министра, поскольку, в отличие от депутатов, он вполне удовлетворен деятельностью министерства.

Правомерны ли действия Президента в данной ситуации? В каких случаях депутаты могут смещать с должности руководителей исполнительной власти.

 

2. Парламент Франции принял закон о приватизации части предприятий государственного сектора экономики. Президент Франции через 5 дней после принятия парламентом данного закона вернул его в парламент и потребовал нового обсуждения закона. Председатель Национального собрания (нижняя палата парламента) заявил, что парламент не будет вновь рассматривать закон, поскольку Президент явно превысил свои полномочия. По его мнению, глава государства должен был или промульгировать закон или, в соответствии со ст. 61 Конституции, передать его на рассмотрение Конституционного Совета на предмет соответствия закона Конституции.

Кто прав в данной ситуации?

 

3. Президент Италии, заслушав председателей палат парламента, принял решение распустить нижнюю палату парламента (Палату депутатов) и Сенат (верхнюю палату парламента) за четыре месяца до истечения срока полномочий парламента. Депутаты парламента заявили, что Президент не может распустить парламент, т.к. до истечения срока полномочий главы государства осталось 5 месяцев и роспуск палат одновременно с уходом Президента приведет к ситуации безвластия в стране. Более того, по мнению депутатов, Президент не может распускать парламент в последние 6 месяцев срока своих полномочий, поскольку это прямо запрещено Конституцией Италии.

Правомерны ли действия Президента в данной ситуации?

 

4. Конгресс депутатов (нижняя палата испанского парламента) принял закон об усилении уголовной ответственности лиц, участвовавших в подготовке и осуществлении террористических актов. Сенат (верхняя палата парламента), получив текст закона после долгого обсуждения, продолжавшегося 2 недели, проголосовал абсолютным большинством за отклонение данного законопроекта. Однако, депутаты Конгресса решили настаивать на принятии закона и повторно проголосовали за него простым большинством голосов. После этого законопроект был направлен на утверждение Королю. Группа сенаторов не согласилась с подобными действиями своих коллег, заявив, что Конгресс и во второй раз должен был голосовать абсолютным большинством голосов. По мнению же руководства Конгресса, данные требования являются необоснованными.

Кто прав в данной ситуации?

Тема №4.

Задачи.

 

1. В президентских выборах в США участвовали три кандидата. По итогам выборов представитель Демократической партии получил 240 голосов выборщиков, представитель Республиканской партии 200 голосов и представитель Партии реформ – 98 голосов выборщиков. В результате ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства в коллегии выборщиков. Палата представителей приступила к рассмотрению вопроса о том, кто из кандидатов должен быть избран Президентом. В результате голосования в палате Президентом был избран кандидат от Партии реформ. По мнению многих авторов, данное решение не может быть признано справедливым и законным, поскольку предоставляет президентские полномочия лицу, занявшему третье место на выборах. По мнению же большинства членов Палаты представителей, их решение ни в чем не противоречит конституции.

Кто прав в данной ситуации?

2. В 1962 году Президент Франции Шарль де Голль выступил с инициативой проведения референдума по вопросу о внесении поправки в конституцию, согласно которой глава государства избирался бы не путем косвенных, а путем прямых выборов. Подавляющее большинство депутатов парламента выступило против данного предложения. Тем не менее, Президент назначил дату проведения референдума, который и состоялся в положенный срок. После этого группа депутатов парламента обратилась в Конституционный Совет с требованием аннулировать результаты референдума, поскольку его проведение противоречило конституции. По мнению депутатов, Президент грубо нарушил ст.89 Конституции Франции, согласно которой внесение поправок в конституцию невозможно без согласия депутатского корпуса. В свою очередь Президент отрицал факт нарушения конституции, ссылаясь на ст.11, согласно которой он имеет право выносить на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей. В данном случае референдум касался порядка избрания высшего должностного лица в государстве.

Какое решение по данному делу должен принять Конституционный Совет?

 

 

Семинар №5

Задачи

1.Палата представителей Конгресса США большинством голосов одобрила законопроект, согласно которому США присоединились к Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). В ходе голосования по данному законопроекту в Сенате голоса сенаторов разделились поровну: 48 проголосовали за законопроект, 48 – против. В этой ситуации решающую роль сыграл голос вице – президента, который присутствовал на заседании и проголосовал за предложенный законопроект, обеспечив его принятие.

Противники законопроекта заявили, что вице – президент не мог голосовать, так как он не является сенатором и представляет исполнительную власть. Исходя из этого, следует отменить итоги голосования и заново рассмотреть законопроект в Сенате.

 

Кто прав в данной ситуации? Правомерны ли действия вице – президента США?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.153 с.)