Методические указания для преподавателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для преподавателей



 

Преподавателям, ведущим семинарские занятия по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» следует учитывать особенности изучения данной дисциплины. Такие особенности связаны со спецификой предмета, заключающейся в изучении общих особенностей зарубежного конституционного права и конституционного законодательства отдельных государств в некоторых из которых проходят активные конституционные реформы.

По каждой теме семинарского занятия в данном УМК предлагаются вопросы для обсуждения, список нормативных правовых актов и литературы, а также задачи (задания).

При проведении семинарских занятий преподавателю нужно учитывать цели семинарского занятия:

- изучение студентами теоретических положений связанных с особенностями государственного механизма зарубежных стран;

- анализ студентами нормативных актов, умение их применять в решении задач (заданий);

Для реализации указанных целей преподавателю рекомендуется начинать семинарские занятия с устного опроса по теме, позволяющего уяснить основные понятия рассматриваемой, выявить различные точки зрения ученых по тому или иному вопросу.

При этом преподавателю нужно обращать внимание студентов на необходимость комплексного подхода к теме: использования при ответе лекционного материала, рекомендуемой учебной, специальной литературы, а также нормативных правовых актов, публикуемых в юридических журналах.

Учитывая постоянные изменения и дополнения действующего конституционного законодательства, и новые публикации, преподаватель должен рекомендовать студентам самые последние по времени источники. Кроме того, студенты в процессе обучения должны самостоятельно осуществлять поиск соответствующей литературы (в том числе использовать возможности Интернета).

После проведения устного опроса преподавателю рекомендуется переходить к решению студентами задач (заданий), которые подобраны с учетом конкретных дел из юридической практики зарубежных государств. При решении задач преподавателю рекомендуется учитывать то, что студенту необходимо:

- раскрыть содержание правоотношения;

- найти соответствующие нормы права, уяснять их смысл и применять к конкретным правоотношениям;

- четко ответить на поставленные вопросы со ссылкой на нормативные источники и в определенных случаях на специальную литературу.

По результатам ответа преподаватель выставляет студенту оценку по пятибалльной шкале. Критерии оценки знаний студента указаны в пояснительной записке к рабочей программе.

Данная оценка может учитываться при приеме экзамена.

Помимо семинарских занятий, формами организации учебного процесса по дисциплине является самостоятельная работа, проведение контрольных работ, подготовка рефератов и докладов. Методические рекомендации по указанным формам организации учебного процесса даны в настоящем УМК. Преподавателю нужно обращать внимание и контролировать выполнение студентами приведенных работ.

Преподаватель, ведущий семинарские занятия должен вести журнал учета посещаемости студентов.

В случае пропуска студентом семинарского занятия преподавателю нужно требовать от студента отработки пропущенного занятия во время консультации преподавателя.

 

Контрольно-измерительные материалы

 

Тестовые задания

 

Конституционное право зарубежных стран

Вариант I

I. По порядку изменения Конституция США является:

1. гибкой;

2. жесткой;

3. особо жесткой;

4. смешанной.

 

2. Палата представителей США избирается по:

1. мажоритарной системе относительного большинства;

2. мажоритарной системе абсолютного большинства;

3. смешанной системе.

 

3. Сенат США может заблокировать закон, принятый в Палате представителей:

1. полностъю;

2. временно.

 

4. Кто выдвигает обвинение против Президента в рамках процедуры импичмента:

1. Сенат;

2. Палата представителей;

3. Генеральный прокурор.

 

5. Конституционный контроль в США является:

1. только конкретным;

2. только абстрактным;

3. и конкретным и абстрактным.

 

6. США - это федерация:

1. предусматривающая право выхода штата;

2. запрещающая выход на основании Конституции;

3. запрещающая выход на основании закона Конгресса;

4. запрещающая выход на основании судебного прецедента.

 

7. Палата Общин в Великобритании:

1. может быть распущена;

2. не может быть распущена;

3. может быть распущена только в первые 3 года своей деятельности.

 

8. По какой системе наследуется престол в Великобритании:

1. по салической;

2. по кастильской;

3. по шведской.

 

9. Члены правительства Великобритании:

1. могут быть членами парламента;

2. не могут быть членами парламента;

3. могут быть членами парламента по специальному разрешению монарха и

премьер-министра.

 

10. В Англии прецеденты создаются:

1. всеми судами;

2. Высоким судом;

3. Верховным судом;

4. Высшим судом юстициариев.

 

11.Каков срок полномочий депутатов нижней палаты во Франции:

1. 4 года;

2. 5 лет;

3. 6 лет;

4. 3 года.

 

12.Выборы сенатора во Франции:

1. прямые;

2. косвенные;

3. сенаторы назначаются главами местных органов власти.

 

13.ПрезидентФранции, объявляя чрезвычайное положение:

1. обязан получить согласие Сената;

2. обязан получить согласие Национального собрания;

3. должен проконсультироваться с главами обеих палат.

 

14.3акон, принятый Национальным собранием:

1. может быть отклонен Сенатом полностью;

2. отклоняется Сенатом на 1 год;

3. может быть принят, если правительство в нем заинтересовано.

 

15. Во Франции префекты занимаются:

1. осуществлением управления на уровне местной власти;

2. содействием местному самоуправлению;

3. осуществлением надзора за органами местного самоуправления.

 

16. По порядку изменения Конституция ФРГ:

1. гибкая;

2. жесткая;

3. особо жесткая.

 

17. Члены Бундестага:

1. избираются;

2. избираются и назначаются;

3. только назначаются.

 

18. Члены Бундесрата:

1. избираются на 4 года;

2. избираются на 6 лет;

3. назначаются на 5 лет;

4. назначаются без определения срока полномочий.

 

19. Правительство Германии несет ответственность:

1. перед Бундестагом;

2. перед Бундесратом;

3. перед обеими палатами.

 

20. В Конституции ФРГ указаны:

1. только федеральная компетенция;

2. федеральная и совместная компетенции;

3. компетенция федерации и субъектов.

 

 

Конституционное право зарубежных стран

Вариант 2

1. порядку изменения конституция США является:

1. гибкой;

2. жесткой;

3. особо жесткой;

4. смешанной.

2. Состав Сената США обновляется:

1. раз в 6 лет полностью;

2. раз в 4 года полностью;

3. 1/3 депутатов переизбирается каждые 2 года;

4. половина депутатов переизбирается каждые 3 года.

3. Конгресс США:

1. может быть распущен Президентом в любой момент без ограничений;

2. может быть распущен в случае грубого нарушения конституции;

3. не может быть распущен.

4. Кто принимает окончательное решение об отрешении Президента от должности в рамках процедуры импичмента:

1. Сенат;

2. палата представителей;

3. Верховный суд США.

5. Кто осуществляет конституционный контроль в США:

1. суды общей юрисдикции;

2. конституционные суды штатов;

3. Верховный суд;

4. административные суды.

6. США - это федерация:

1. симметричная;

2. асимметричная.

7. Палата Общин в Великобритании избирается с использованием:

1. мажоритарной системы абсолютного большинства;

2. мажоритарной системы относительного большинства;

3. пропорциональной системы.

8. По какой системе наследуется престол в Великобритании:

1.по салической;

2. по кастильской;

3. по австрийской.

9. Парламент в Великобритании:

1.может быть распущен без каких-либо ограничений;

2.не может быть распущен только в первый год после выборов;

3.может быть распущена только Палата Общин;

4.роспуск парламента вообще не допускается.

10. Какой орган является высшим судебным органом Великобритании:

1. Судебный комитет Палаты Лордов;

2. Высокий суд;

3. Верховный суд;

4. Высший суд юстициариев.

11. Каков срок полномочий сенаторов во Франции:

1. 4 года;

2. 5 лет;

3. 6 лет;

4. 9 лет.

12. Сенаторы выбираются:

1. избирателями;

2. специально избираемыми выборщиками;

3. особыми избирательными коллегиями.

 

13. Президент Франции может распустить:

1. нижнюю палату;

2. обе палаты;

3. не имеет права роспуска парламента.

14. Перед кем несет ответственность правительство Франции:

1. перед Президентом;

2. перед Сенатом;

3. перед Национальным собранием;

4. перед Президентом и Сенатом.

15. Кто осуществляет конституционный контроль во Франции:

1. Конституционный совет;

2. Конституционный и Государственный советы;

3. Конституционный суд;

4. Президент, как гарант конституции.

 

16. На местном уровне во Франции префекты:

1. осуществляют управление территорией;

2. заменяют выборные органы власти, если те не справляются со своими задачами;

3. осуществляют надзор за органами местного самоуправления.

17. Члены Бундестага ФРГ:

1. избираются по мажоритарной системе;

2. по пропорциональной системе;

3. по смешанной системе.

18. Члены Бундесрата ФРГ:

1. избираются на прямых выборах на 5 лет;

2. избираются путем косвенных выборов на 6 лет;

3. назначаются правительствами земель на 4 года;

4. назначаются правительствами земель без указания срока.

19. Обвинения, выдвинутые против Президента, рассматриваются:

1. Бундесратом;

2. конституционным судом;

3. специальным государственным судом;

4. Бундестагом.

20. Высшим судебным органом Германии является:

1. Федеральный конституционный суд;

2. Верховный суд;

3. Высшая судебная палата;

4. такого органа не существует.

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Вариант 1(от А до З)

 

ТЕМА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И

ГРАЖДАНИНА.

1. Гражданство в зарубежных странах.

2. Конституционные права и свободы и возможные их ограничения.

3. Конституционные обязанности граждан в зарубежных странах.

4. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в различных странах.

 

Отвечая на первый вопрос, необходимо указать, каково значение гражданства для прав и свобод, почему состояние гражданства является важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе. Каковы способы приобретения и прекращения гражданства?

Рассматривая второй и третий вопросы темы, необходимо определиться с понятиями «право» и «свобода», «права человека» и «права гражданина». Как классифицируются права и свободы? Для какой цели служат конституционные ограничения прав и свобод? Как они формируются в конституциях? Необходимо так же дать понятие права на жизнь. Каково понимание данного права в зарубежных странах? Как вы относитесь к смертной казни? Какова цель установления в конституциях многих стран конституционных обязанностей граждан?

При ответе на четвертый вопрос необходимо указать, каков порядок реализации и защиты прав и свобод граждан в зарубежных странах и указать отличия порядка защиты прав и свобод граждан в европейских странах от данного порядка в США.

 

Задачи

1. Демократическая партия США выдвинула на пост Президента США кандидатуру человека, который в возрасте 16 лет вместе с родителями переехал на постоянное место жительства в Австралию. За 2 года до выборов он вернулся в США. Лидеры Республиканской партии заявили, что данный кандидат не может быть зарегистрирован Федеральной избирательной комиссией, поскольку Президентом может быть избран только тот гражданин США, который в течение 14 лет перед выборами проживал в самих США. Кто прав в данной ситуации?

2. Гражданин Испании арабского происхождения, получивший испанское гражданство в результате прохождения процедуры натурализации, был арестован и обвинен в шпионаже в пользу Марокко. Решением суда он был приговорен к длительному тюремному заключению и в качестве дополнительного наказания лишен испанского гражданства. Осужденный подал жалобу в вышестоящий суд оспаривая правомерность лишения его гражданства. По его мнению, не один гражданин Испании не может быть лишен своего гражданства. Каково должно быть решение вышестоящего суда?

 

Литература

1. Конституции зарубежных государств. М., 1996, 1997гг.

2. Современные зарубежные конституции. М., 1992г.

3. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991г.

4. Мельникова Э.Б. Буржуазная юстиция и права человека. Критический анализ механизма судебной охраны. М., 1987г.

5. Козулин А.И. Об источниках прав человека. // Государство и право. 1994. № 2.

6. Поленина С.В. Права человека и их защита (опыт Канады). // Государство и право. 1996. № 10.

7. Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // Государство и право. 1993. № 4.

8. Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1.

9. Чеботарева А.С. Защита прав женщин в Европейском Союзе // Государство и право. 1995. № 2.

10. Учебники и учебные пособия любого издания.

 

Вариант 2(от И до Р)

 

ТЕМА: ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ

МЕХАНИЗМЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

1. Понятие, зарождение и эволюция идеи, современное понимание и конституционное оформление принципа разделения властей.

2. Конституционный статус различных видов государственных органов: парламент, глава государства и правительства, судебные органы.

3. Принципы разделения властей при различных формах правления в зарубежных странах.

Отвечая на первый вопрос, необходимо изложить основные положения теории разделения властей Ш.Монтескье. Необходимо указать, какое отношение к концепции разделения властей существовало в социалистических странах. Также необходимо ответить на вопрос: что понимается под горизонтальном и вертикальном разделении властей.

При ответе на второй вопрос необходимо указать сферу компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти и конституционный статус данных государственных органов.

При ответе на третий вопрос необходимо дать определение понятия «форма правления» и показать, как действует принцип разделения властей в рамках президентской, полупрезидентской и парламентской республики.

 

Задачи

1. Председатель Правительства Испании после обсуждения Советом Министров предложил распустить Конгресс депутатов (нижняя палата парламента), поскольку, по мнению главы правительства, толь это может разрешить конфликт между правительством и парламентом. Король отказался издать декрет о роспуске нижней палаты парламента, поскольку в этот момент в ней проходило рассмотрение резолюции порицания правительству, предложенной 1/5 депутатов палаты, что, согласно Конституции Испании 1978г., делает невозможным роспуск парламента. Глава правительства не согласился с этой аргументацией. По его мнению, никакой резолюции порицания не существует в принципе, т.к. в ее тексте не указана фамилия кандидата на пост главы правительства, что лишает данную резолюцию всякой юридической силы, а, следовательно, Конгресс депутатов должен быть распущен. Кто прав в данной ситуации?

2. Правительство Франции, сформированное правыми партиями после их победы на выборах, обратилось к парламенту за разрешением осуществить путем издания ордонансов (актов, имеющих силу закона) в течение 6 месяцев ряд мероприятий, которые в принципе могут проводиться только на основании закона. Правительство мотивировало свою просьбу тем, что данные мероприятия являются необходимыми в условиях экономического кризиса и поэтому должны быть осуществлены как можно быстрее. Парламент дал свое согласие. Через 2 года на новых парламентских выборах победу одержали левые партии. Сформированное левыми правительство заявило, что ордонансы прежнего правительства будут отменены на первом же заседании Совета Министров. Депутаты парламента из числа правых заявили, что данный шаг правительства будет явно неконституционным, поскольку ордонансы равны по своей юридической силе законам и могут быть изменены только путем принятия закона. Кто прав в данной ситуации?

 

Литература

1. Конституции зарубежных государств. М., 1996, 1997гг.

2. Современные зарубежные конституции. М., 1992г.

3. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1988.

4. Сахаров Н.И. Институт Президента в современном мире. М., 1993.

5. Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств.

6. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8.

7. Чиркин В.Е. Три иностранных государства // Государство и право. 1993. № 8.

8. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и парво. 1997. № 3.

9. Учебники и учебные пособия любого издания.

 

Вариант 3(от С до Я)

ТЕМА: НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ (ВЫБОРЫ, ОТЗЫВ,

РЕФЕРЕНДУМ).

 

1. Понятие выборов. Избирательное право. Основные принципы избирательного права.

2. Отзыв как институт конституционного права.

3. Понятие и виды избирательных систем.

4. Понятие и социальная сущность референдума. Виды референдума.

 

Задачи.

 

1. В президентских выборах в США участвовали три кандидата. По итогам выборов представитель Демократической партии получил 240 голосов выборщиков, представитель Республиканской партии 200 голосов и представитель Партии реформ – 98 голосов выборщиков. В результате ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства в коллегии выборщиков. Палата представителей приступила к рассмотрению вопроса о том, кто из кандидатов должен быть избран Президентом. В результате голосования в палате Президентом был избран кандидат от Партии реформ. По мнению многих авторов, данное решение не может быть признано справедливым и законным, поскольку предоставляет президентские полномочия лицу, занявшему третье место на выборах. По мнению же большинства членов Палаты представителей, их решение ни в чем не противоречит конституции.

Кто прав в данной ситуации?

2. В 1962 году Президент Франции Шарль де Голль выступил с инициативой проведения референдума по вопросу о внесении поправки в конституцию, согласно которой глава государства избирался бы не путем косвенных, а путем прямых выборов. Подавляющее большинство депутатов парламента выступило против данного предложения. Тем не менее, Президент назначил дату проведения референдума, который и состоялся в положенный срок. После этого группа депутатов парламента обратилась в Конституционный Совет с требованием аннулировать результаты референдума, поскольку его проведение противоречило конституции. По мнению депутатов, Президент грубо нарушил ст.89 Конституции Франции, согласно которой внесение поправок в конституцию невозможно без согласия депутатского корпуса. В свою очередь Президент отрицал факт нарушения конституции, ссылаясь на ст.11, согласно которой он имеет право выносить на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей. В данном случае референдум касался порядка избрания высшего должностного лица в государстве.

Какое решение по данному делу должен принять Конституционный Совет?

 

Литература:

 

1. Конституции зарубежных государств. М. 1996 – 1997, 1999, 2001.

2. Конституционное право. М. 1996.

3. Лейкман Э., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М., 1958.

4. Партии и выборы в капиталистическом государстве. М., 1980.

5. Реформы избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М., 1995.

6. Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.

 

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Курсовая работа - это форма научно-исследовательской работы студентов, позволяющая более глубоко и предметно рассмотреть конкретную область финансово-правового регулирования на основе современных методов юридической науки.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» предусматривает написание курсовых работ по конституционному (государственному) праву зарубежных стран.

Курсовая работа должна отражать результаты углубленного изучения конкретного раздела (темы) или отдельного вопроса по курсу дисциплине, анализ действующего законодательства и практики его применения, содержать выводы и предложений по основным вопросам темы. Написание и защита курсовой работы ставят целью выявление у студентов склонности к научной работе, а также общего уровня подготовки и освоения программы высшего профессионального юридического образования. Автор курсовой работы должен продемонстрировать умение юридически грамотно и самостоятельно мыслить, проводить юридический анализ нормативно-правовых актов, правоприменительной практики и формулировать конечные результаты в виде четких выводов, предложений и рекомендаций.

Задачи курсовой работы. В процессе работы студент должен самостоятельно, следуя рекомендациям научного руководителя, используя учебную и специальную литературу, нормативные источники и правоприменительную практику, критически исследовать материалы и сделать обоснованные выводы и предложения по исследуемой теме, излагая их логически последовательно, используя специальную терминологию.

Курсовая работа должна показывать уровень освоения студентом методов научного анализа социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений.

Курсовая работа должна:

- носить творческий характер, выполняться с использованием актуальных статистических данных, действующих, а если необходимо, и утративших силу нормативных правовых актов;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными актами;

- быть правильно оформленной (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения) в соответствии с требованиями, приведенных ниже в данных методических рекомендациях.

Работа с литературой и источниками. При подготовке курсовой работы студенту следует внимательно изучить перечень специальной литературы и нормативных правовых актов. Изучив нормативные материалы и специальную литературу и благодаря этому предмет исследования, студент составляет проект плана, определяет основные направления научно-исследовательской работы. После этого студент согласовывает план и список источников с научным руководителем, определяет с его помощью формы научно-исследовательской работы (изучение законодательства, обобщение практики, анкетирование и т.д.).

Следующий ответственный момент – работа со специальной литературой. Изучая литературу по теме, студент должен четко определить позицию авторов монографий и других публикаций в отношении рассматриваемой проблемы и сопоставляя их сформулировать свое мнение. Умение студента выявлять дискуссионные аспекты проблемы, сравнивать различные теоретические подходы и делать на основании осуществленного анализа собственные выводы является одним из свидетельств высокого качества курсовой работы.

В процессе написания курсовой работы следует активно привлекать новейшую информацию научно-правового характера (научные статьи, обзоры, комментарии и т.п.). Следить за новинками, публикуемыми в научных юридических журналах – «Государство и право», «Журнал российского права», «Правовая политики и правовая жизнь» и др., тематических сборниках, комментариях к основным правовым актам.

После изучения теоретического аспекта исследуемой проблемы студент приступает к анализу ее нормативно-правового аспекта: соответствующих статей Конституции РФ, действующего законодательства и других нормативных актов. Рекомендуется свои выводы и предложения по изучению законодательства сформулировать письменно.

Оформление курсовой работы. После сбора, изучения и систематизации материалов студенты приступают к окончательному оформлению курсовой работы. Рекомендуется следующая структура курсовой работы: введение, основные тематические разделы (по плану), включающие 2-3 главы (подразделенные на параграфы или без них), заключение, список использованных источников (нормативно-правовые акты; архивные, статистические и другие материалы юридической практики; общетеоретическая и специальная литература).

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, и определяются задачи научного исследования.

В основной части раскрывается содержание темы в соответствии с вопросами плана. Каждый вопрос рассматривается в его теоретическом аспекте, аспекте нормативного регулирования и практики деятельности органов государства. На основе анализа теории, законодательства и обобщения практики автор формулирует свои выводы и предложения, и дает их развернутое обоснование.

Основные выводы и предложения обычно даются по каждому разделу курсовой работы. Однако по согласованию с научным руководителем их можно сформулировать в заключение курсовой работы.

Курсовая работа должна представлять собой законченное научное исследование. Каждый раздел (вопрос) плана – это исследование определенной части темы. В то же время каждый последующий раздел (вопрос) должен вытекать из предыдущих и быть их логическим продолжением, при этом через всю работу должна проходить основная идея, которая была выдвинута во введении.

Писать следует конкретно, содержательно, строгим научным языком. Не допускаются сокращения, конспективная форма изложения. Кроме того, следует избегать длинных цитат или подробного пересказа положений, взятых из литературы. Работа должна быть выполнена грамотно, без ошибок и стилистических погрешностей.

Курсовая работа предполагает самостоятельное исследование блока вопросов, связанных с конкретным формально-юридическим изучением законодательства. Поэтому привлечение в качестве источников, помимо научной литературы, законодательства и материалов правоприменительной практики является обязательным.

Курсовая работа печатается на стандартной белой бумаге формата А4 через 1,5 интервал с использованием электронного шрифта «Times New Roman» (кегль 14) и только на одной стороне каждого листа. При этом на каждой странице остаются поля (слева – 2,5 см., справа – 1 см., сверху и снизу – по 2 см.). Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист считается первой страницей, план – второй, введение – третьей и т.д. Проставление нумерации начинается с введения. Номера страниц проставляются внизу страницы справа. Объем курсовой работы должен составлять 25 страниц без библиографии (перечня использованных источников). Рекомендуется представлять напечатанный текст на основе имеющейся электронной версии, в которую при необходимости может быть внесена правка.

Вся работа должна быть подшита или помещена в специальную папку типа «скоросшиватель» со сквозными зажимами. Титульный лист - первая страница – оформляется в соответствии с установленными правилами.

На второй странице помещается оглавление с указанием страниц соответствующих разделов работы, далее излагается текст курсовой работы, в конце приводится библиография. Рекомендуется делать библиографический список исходя из устоявшейся практики раздельного помещения в нем сначала перечня использованных нормативно-правовых актов, а затем списка специальной и общетеоретической литературы.

При написании работы отдельные материалы могут быть помещены в нее в качестве приложений перед библиографическим списком. Например, это могут быть образцы процессуальных документов, предложения по совершенствованию административного законодательства, проект новой редакции статьи, научная концепция, собранные лично слушателем статистические данные, информационные источники, официальные неопубликованные документы органов государственного управления и другие материалы.

Большое значение имеет оформление цитат и справочно-библиографического аппарата работы. Цитаты берутся в кавычки, при этом в подстрочных примечаниях указываются фамилия и инициалы автора, название работы, а также место издания, год и страница. Например:

Защита курсовых работ. Защита курсовых работ осуществляется публично, как правило, с участием руководителя работы и в присутствии студентов, допущенных к защите. В результате защиты работа оценивается отметкой по четырехбальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

При защите следует акцентировать внимание на наличии спорных или несовпадающих взглядов различных авторов, на тенденциях и особенностях практики правового регулирования и правоприменениях в рассматриваемой области, на предложениях и рекомендациях по совершенствованию правового регулирования в данной сфере, которые, по мнению студента, являются необходимыми и рациональными.

Выбор темы. Выбор темы осуществляется в соответствии с теми вариантами, которые предлагаются ниже. С разрешения научного руководителя студент вправе выбрать иную (не указанную в перечне) тему.

 

Примерная тематика курсовых и дипломных работ по дисциплине

 

1. Субъекты конституционного права зарубежных стран.

2. Источники конституционного права зарубежных стран.

3. Современные тенденции конституционно-правового развития зарубежных стран.

4. Социальная сущность конституций.

5. Теория конституционного контроля.

6. Виды конституционного контроля.

7. Объекты конституционного регулирования.

8. Основы конституционного строя как особый институт конституционного права.

9. Историческое развитие института прав и свобод человека и гражданина.

10. Личные права и свободы человека в зарубежных странах.

11. Политические права и свободы в зарубежных странах.

12. Социально-экономические права и свободы в зарубежных странах.

13. Институт уполномоченного по правам человека в зарубежных странах.

14. Конституционные гарантии прав и свобод человека.

15. Международные гарантии прав и свобод человека.

16. Европейский Суд по правам человека (структура и практика).

17. Конституционное регулирование права собственности в зарубежных странах.

18. Механизмы защиты конституционного строя в зарубежных странах.

19. Правовое регулирование финансирования политических партий.

20. Социальное государство.

21. Правовое государство.

22. Современная реализация принципа разделения властей в зарубежных странах.

23. Конституционное право авторитарных государств.

24. Конституционное право тоталитарных государств.

25. Монархическая государственность.

26. Советская республика как особая форма правления в зарубежных странах.

27. Основные тенденции развития форм правления в странах Европы.

28. Международные стандарты проведения выборов.

29. Ограничения в избирательном праве.

30. Пропорциональная избирательная система в современном мире.

31. Выборы на уровне субъектов федерации в зарубежных странах.

32. Отзыв выборных лиц в зарубежных странах: история и практика.

33. Референдум в европейских странах.

34. Особенности проведения референдумов на уровне субъектов федерации в зарубежных странах.

35. Концепция представительного правления: прошлое и современность.

36. Особенности двухпалатного парламента в зарубежных странах.

37. Делегированное законодательство: теория и практика.

38. Статус монарха в современных монархиях.

39. Политическая ответственность правительства в зарубежных странах.

40. Институт отрешения президента от должности в зарубежных странах.

41. Институт суда присяжных в зарубежных странах.

42. Эволюция федерализма в современном мире.

43. Право наций на самоопределение в современном федеративном государстве.

44. Конституционная защита целостности федеративного государства.

45. Регионалистское государство.

46. Европейский парламент (структура, компетенция).

47. Основы конституционного строя США.

48. Судебная система США.

49. Конституционный контроль в США.

50. Историческое развитие американского федерализма.

51. Конституционные реформы в Великобритании 90-х годов.

52. Революция в Великобритании.

53. Конституционный контроль во Франции.

54. Особенности германского федерализма.

55. Избирательная система ФРГ.

56. Конституционные реформы в Италии в 90-е годы.

57. Специфика влияния права Европейского Союза на внутреннее право стран-участниц.

58. Основные тенденции конституционного развития стран СНГ.

59. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы

60. Конституционные заимствования в современном мире: теория и практика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.166 с.)