Кафедра конституционного права зарубежных стран 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра конституционного права зарубежных стран



Имени О.Е. Кутафина»

 

Кафедра конституционного права зарубежных стран

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Конституционное право зарубежных стран

 

Направление подготовки: юриспруденция

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва 2011


Министерство образования и науки Российской Федерации

негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Первый Московский Юридический Институт»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Конституционное право зарубежных стран

 

Направление подготовки: юриспруденция

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная

Москва 2011

 

1. Цели освоения учебной дисциплины

 

Цели освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студенту адекватное представление о мировом опыте конституционно-правового регулирования общественных отношений, его истории, закономерностях, проблемах и перспективах, об общих закономерностях мирового конституционного развития и его особенностях в отдельных странах и их группах. Это необходимо для расширения профессионального кругозора, развития юридического мышления и понимания тех направлений, в которых движется отечественное конституционное право.

Курс конституционного права зарубежных стран призван предоставить обучающемуся систему знаний о моделях конституционно-правового регулирования общественных отношений в различных зарубежных странах и их фактической реализации.

Новые знания позволят существенным образом расширить кругозор студента не только как будущего юриста, но также человека, получившего высшее образование. Изучение конституционного права зарубежных стран позволит понимать тенденции развития конституционного права, а также политические процессы, которые происходят в мире, в том числе в нашей стране.

Кроме того, освоение дисциплины позволит юристам, принимающим участие в решении проблем устройства государства в России, учесть негативный опыт зарубежных стран и воспользоваться их позитивным опытом.

В частности, в рамках освоения учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» осуществляется подготовка обучающихся к нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической профессиональной деятельности.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, определяются ФГБОУ ВПО «МГЮА имени О.Е. Кутафина» совместно с обучающимся, работниками кафедры и объединениями работодателей.

В процессе освоения дисциплины студент готовится к решению следующих профессиональных задач.

В сфере нормотворческой деятельности:

- участие в подготовке целесообразных конституционных и законодательных реформ с учетом мирового опыта конституционного развития;

- участие в подготовке иных нормативных правовых актов с учетом конституционно-правового опыта зарубежных стран;

- участие в подготовке постановлений и определений Конституционного Суда РФ, решений конституционных и уставных судов субъектов РФ с учетом опыта функционирования органов конституционной юстиции зарубежных стран и их правовых позиций.

В сфере правоприменительной деятельности:

- обоснование и принятие в рамках должностных обязанностей решений, ориентированных на необходимость реализации конституционно-правовых принципов;

- совершение действий, связанных с реализацией норм Конституции РФ, а также общепризнанных прав человека;

- составление юридических документов в связи с необходимостью обеспечения прямого действия Конституции РФ.

В сфере правоохранительной деятельности:

- обеспечение конституционного порядка, безопасности личности, общества и государства;

- предупреждение и пресечение нарушений Конституции РФ в деятельности органов и должностных лиц публичной власти;

- участие в деятельности по обеспечению сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам обеспечения конституционных принципов и конституционной законности;

- защита основных прав и свобод человека;

- составление юридических документов в связи с необходимостью обращения в иностранные органы конституционной юстиции, а также в суды иностранных государств, международные и наднациональные органы по защите прав человека;

- владение методом сравнительного анализа.

В экспертно-консультационной деятельности:

- консультирование по вопросам совершенствования российского конституционного законодательства с учетом мирового опыта в соответствующей сфере, обеспечения прямого действия Конституции РФ;

- консультирование по вопросам правового регулирования гражданства и иммиграции в зарубежных странах, а также иных конституционно-правовых проблем;

- консультирование по вопросам обращения граждан и юридических лиц в судебные органы иностранных государств, составление и рецензирование необходимых документов;

- правовая экспертиза документов по вопросам конституционного права;

- консультирование по вопросам применения в Российской Федерации норм иностранного конституционно-правового законодательства, решений и постановлений Европейского Суда по правам человека;

- экспертиза принимаемых в Российской Федерации решений органов государственной власти, нормативно-правовых актов на предмет их соответствия наиболее современным юридическим технологиям и учета ими опыта мирового конституционализма;

в педагогической деятельности:

- осуществление преподавания конституционного права в образовательных учреждениях (кроме высшего профессионального образования);

- участие в организации повышения квалификации работников предприятий и учреждений, государственных служащих, чтение лекций и проведение занятий по актуальным вопросам конституционного права;

- правовое воспитание в духе уважения и соблюдения Конституции Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения прав и интересов Российской Федерации на международной арене.

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции:

‑ осознание социальной значимости своей будущей профессии, достаточный уровень профессионального юридического правосознания (ОК-1);

‑ способность добросовестного исполнения своих профессиональных обязанностей, соблюдение профессиональной этики юриста (ОК-2);

– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–3);

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–4);

– обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК–5);

‑ нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву, Конституции и закону (ОК-6);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–7);

‑ способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы как глобальных, так и национальных масштабов (ОК–9).

Профессиональные компетенции:

в области нормотворческой деятельности:

– умение участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК–1);

в области правоприменительной деятельности:

– способность осуществлять профессиональную деятельность на уровне развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК–2);

‑ умение прилагать усилия и использовать правовые механизмы обеспечения соблюдения Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ (ПК-3);

– способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с Конституцией РФ, законом, требованиями международного права (ПК–4);

– способность непосредственно применять Конституцию РФ, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК–5);

– способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК–6);

– владение навыками подготовки юридических документов (ПК–7);

в области правоохранительной деятельности:

– готовность обеспечивать конституционную законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК–8);

– способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК–9);

‑ способность выявлять и пресекать нарушения Конституции РФ (ПК-10);

– способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК–13);

в области экспертно-консультационной деятельности:

‑ готовность принимать участие в проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации (ПК-14);

– способность понимать и разъяснять содержание норм конституционно-правового законодательства (ПК–15);

– способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам отечественного и иностранного конституционного права (ПК–16);

в области педагогической деятельности:

‑ способность преподавать государственно-правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

‑ способность управлять самостоятельной работой обучающихся по изучению конституционного права (ПК-18);

‑ способность эффективно осуществлять правовое воспитание с учетом знаний в области конституционного права зарубежных стран (ПК-19).

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина «конституционное право зарубежных стран» относится к числу предметов, изучаемых студентами всех подразделений Академии. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата по направлению «Юриспруденция».

 

Требования к уровню подготовки студента (входные знания) предполагают, что обучающиеся приобрели и сохранили необходимый объем представлений из пройденных ранее дисциплин гуманитарного, социального, экономического и информационно-правового циклов, а также профессионального цикла: курсов теории государства и права, отечественной истории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, конституционного права России, судоустройства и устройства правоохранительных органов, административного и финансового и процессуального права. Кроме того, успешное освоение курса зарубежного конституционного права предполагает знание иностранных языков.

 

Взаимосвязь учебной дисциплины конституционного права зарубежных стран с последующими дисциплинами заключается в том, что знания, полученные при изучении данного курса, позволят лучше усвоить материал других учебных курсов, в том числе по международному публичному праву, международному частному праву, праву Европейского союза, проблемам теории государства и права.

 

3. Структура и содержание учебной дисциплины

 

Курс конституционного права зарубежных стран изучается в течение одного семестра.

В соответствии с учебным планом данная дисциплина для студентов очной формы обучения преподается в третьем семестре учебного курса в объеме 4-х зачетных единиц (144 часа), в том числе 72 часа - аудиторные занятия, из них 28 часов - лекции, 44 часа - практические занятия, а также самостоятельная работа в объеме 36 часов. Итоговой формой контроля является экзамен.

Для студентов очно-заочной формы обучения конституционное право зарубежных стран преподается в третьем семестре учебного курса в объеме 4-х зачетных единиц (144 часа). Из них полная программа обучения включает 32 часа аудиторных занятий (из которых 8 часов составляют лекции и 24 часа - практические занятия), а также самостоятельную работу в объеме 76 часов. Сокращенная программа очно-заочной формы обучения включает 22 часа аудиторных занятий (из которых 6 часов составляют лекции и 16 часов - практические занятия), а также самостоятельную работу в объеме 86 часов. Итоговой формой контроля является экзамен.

Для студентов заочной формы обучения конституционное право зарубежных стран преподается в третьем семестре в объеме 4-х зачетных единиц (144 часа). Из них полная программа обучения включает 12 часов аудиторных занятий (из которых 4 часа составляют лекции 8 часов - практические занятия), а также самостоятельную работу в объеме 132 часов. Сокращенная программа обучения включает 10 часов аудиторных занятий (из которых 2 часа составляют лекции 8 часов - практические занятия), а также самостоятельную работу в объеме 134 часов. Итоговой формой контроля является экзамен.

Структура учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» включает общую и особенную части. Предмет изучения общей части составляют понятие конституционного права и те институты, из которых складывается конституционное право в любой конкретной стране, в их обобщенном виде. Студент знакомится с различными вариантами тех или иных институтов, используемыми в разных странах, познает происхождение, содержание и смысл этих институтов, определяющий возможность включения их в систему конституционного права той или иной страны. Изучение особенной части предполагает знакомство обучающихся с основами конституционного права шести зарубежных стран. В их числе страны развитой демократии – США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, а также сохраняющая социалистический строй и пытающаяся модернизировать его величайшая по населению страна мира – Китай.

 

Тематический план курса

для студентов очной формы обучения

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)

 

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Всего часов
лекции     Практические занятия   СРС  
Общая характеристика конституционного права
Основы теории конституции
Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Конституционно-правовые основы общественного строя
Конституционно-правовое регулирование политических институтов
Формы правления и государственные режимы
Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)
Законодательная власть: парламент
Исполнительная власть: глава государства и правительство
Судебная власть
Территориальная организация публичной власти
Основы конституционного права Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии
Основы конституционного права Франции
Основы государственного права Германии
Основы конституционного права США
Основы государственного права Китая
  Итого:

Трудоемкость экзамена составляет одну зачетную единицу (36 часов)

Тематический план курса

для студентов очно-заочной формы обучения

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)

 

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Всего часов
лекции     Практические занятия   СРС  
Общая характеристика конституционного права -
Основы теории конституции
Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Конституционно-правовые основы общественного строя - -
Конституционно-правовое регулирование политических институтов -
Формы правления и государственные режимы
Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) -
Законодательная власть: парламент
Исполнительная власть: глава государства и правительство -
Судебная власть -
Территориальная организация публичной власти -
Основы конституционного права Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии -
Основы конституционного права Франции -
Основы государственного права Германии -
Основы конституционного права США -
Основы государственного права Китая - -
  Итого:

Трудоемкость экзамена составляет одну зачетную единицу (36 часов)

 

Тематический план курса

для студентов очно-заочной формы обучения

сокращенная программа

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)

 

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Всего часов  
лекции     Практические занятия   СРС  
Общая характеристика конституционного права -  
Основы теории конституции  
Конституционно-правовой статус человека и гражданина  
Конституционно-правовые основы общественного строя - -  
Конституционно-правовое регулирование политических институтов -  
Формы правления и государственные режимы -  
Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) -  
Законодательная власть: парламент  
Исполнительная власть: глава государства и правительство - -  
Судебная власть -  
Территориальная организация публичной власти  
Основы конституционного права Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии -  
Основы конституционного права Франции -  
Основы государственного права Германии -  
Основы конституционного права США -  
Основы государственного права Китая - -  
  Итого:  

Трудоемкость экзамена составляет одну зачетную единицу (36 часов)

 

Тематический план курса

для студентов заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)

 

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Всего часов
лекции     Практические занятия   СРС  
Общая характеристика конституционного права -
Основы теории конституции -
Конституционно-правовой статус человека и гражданина -
Конституционно-правовые основы общественного строя - -
Конституционно- правовое регулирование политических институтов -
Формы правления и государственные режимы -
Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) -
Законодательная власть: парламент -
Исполнительная власть: глава государства и правительство - -
Судебная власть -
Территориальная организация публичной власти - -
Основы конституционного права Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии -
Основы конституционного права Франции -
Основы государственного права Германии -
Основы конституционного права США -
Основы государственного права Китая - -
  Итого:

 

Тематический план курса

для студентов заочной формы обучения

сокращенная программа

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)

 

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Всего часов
лекции     Практические занятия   СРС  
Общая характеристика конституционного права   -
Основы теории конституции -
Конституционно-правовой статус человека и гражданина -
Конституционно-правовые основы общественного строя - -
Конституционно-правовое регулирование политических институтов - -
Формы правления и государственные режимы -
Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) -
Законодательная власть: парламент -
Исполнительная власть: глава государства и правительство - -
Судебная власть -
Территориальная организация публичной власти - -
Основы конституционного права Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии -
Основы конституционного права Франции -
Основы государственного права Германии -
Основы конституционного права США -
Основы государственного права Китая - -
  Итого:

3.1 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

 

№ п/п Наименование темы учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
1. Общая характеристика конституционного права ОК - 1, 2-9 ПК-2, 6, 9, 15, 16, 17-19 Знать: основные значения понятия «конституционное право», предмет конституционного права как правовой отрасли и науки, предмет конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины, их основные особенности, методы, источники и систему; содержание конституционно-правовых отношений; роль конституционного права в правовой системе конкретного государства и в международном праве. Уметь: оперировать понятием «конституционное право» в его различных значениях; определять критерии разграничения конституционного права и иных правовых отраслей; использовать знания, полученные в результате освоения дисциплин социально-гуманитарного и профессионального блоков, в процессе изучения конституционного права зарубежных стран. Владеть: конституционно-правовой терминологией; навыками характеристики соответствующих общественных отношений в качестве предмета конституционного права; отбора, поиска, анализа и толкования источников конституционного права.
2. Основы теории конституции ОК 1, 3, 4, 9 ПК-2 Знать: историю становления конституции, причины появления первых конституций, главную изначальную идею конституционализма; значимость конституции в различных правовых системах и культурах; периодизацию развития мирового конституционализма; главные черты отдельных этапов его развития; классификации конституций по различным критериям; процедуры проведения конституционных реформ; механизм и факторы реализации конституции и ее эффективности как регулятора общественных отношений; наиболее выдающиеся научные труды по истории и теории конституции и их авторов; суть, предназначение, виды и модели конституционного контроля различных зарубежных стран. Уметь: оперировать основными конституционно-правовыми терминами; отличать гибкую конституцию и жесткой, фиктивные положения конституции – от реальных; проводить сравнительный анализ структуры, процедуры изменения и принципов, лежащих в основе содержания различных конституций; давать оценку степени реализации конституционного идеала и норм действующих конституций в различных странах; распознавать степень реальности и демократичности конституционных положений различных государств. Владеть: пониманием основных принципов конституционализма и его значимости для обеспечения социального прогресса; навыками выявления особенностей различных конституций и моделей конституционного контроля, их достоинств и недостатков; навыками работы с конституциями, решениями органов конституционного контроля и иными источниками конституционного права.
3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина   ОК 1‑9, ПК 1‑6, 8, 14‑17 Знать: понятие правового и конституционно-правового статуса человека и гражданина, их структуру; понятие гражданства, основания его приобретения и прекращения; значение категории прав человека как вектора гуманистического развития мирового сообщества; виды и поколения конституционных прав и свобод; особенности конституционных прав разных видов; конституционно-правовые гарантии и ограничения прав и свобод, существующие в различных странах; конституционные обязанности. Уметь: оценивать степень гарантированности прав и свобод в конституциях различных стран; оперировать юридическими категориями в сфере прав человека; различать права человека и права гражданина; проводить сравнительный анализ конституционных положений различных стран в сфере прав человека; оценивать положения текущего законодательства с точки зрения их соответствия конституционным нормам о правах и свободах в данной стране; работать с решениями органов конституционного контроля по правам человека; анализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека (или отсутствием таковых) в различных странах; аргументировать и ясно излагать позицию по получившим мировой резонанс фактам нарушения прав человека в различных странах; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования прав и свобод в различных странах, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ. Владеть: юридической терминологией в области прав человека; навыками анализа ситуаций, связанных с их нарушением, правильной квалификации их юридических последствий; сравнительно-правовым методом исследования законодательства.
4. Конституционно-правовые основы общественного строя ОК-1,3,7,9 ПК- 1, 2, 5, 7, 13-19 Знать: понятие и структуру общественного строя; причины и направления его конституционализации; объем и особенности регламентации функционирования его элементов конституциями различных стран. Уметь: оперировать понятиями, относящимися к конституционной регламентации общественного строя; анализировать, толковать и применять конституционные нормы, регламентирующие основы общественного строя; выявлять механизмы влияния государства на гражданское общество через конституционную регламентацию его институтов, а также механизмы ограничения вмешательства государства в функционирование институтов гражданского общества, в различных странах, устанавливать соотношение таких механизмов; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих основы общественного строя в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт конституционно-правового регулирования общественного строя в различных странах, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ. Владеть:конституционно-правовой терминологией в сфере регулирования общественного строя; навыками работы с нормами конституций различных стран, регламентирующими элементы общественного строя; навыками анализа практики органов конституционного контроля по вопросам толкования конституции и рассмотрения споров о конституционности различных институтов общественного строя, методом сравнительного анализа.
5. Конституционно-правовое регулирование политических институтов ОК-1, 3, 9 ПК-1, 2, 5, 6, 9, 15, 17 Знать: юридическое содержание политических институтов; основные направления их конституционализации и иной юридической институционализации; понятие, признаки и принципы организации и деятельности государства, его внутренней и внешней политики; понятие и значение партий и партийных систем, подходы к их правовому регулированию и направления такого регулирования, существующие в различных странах; роль СМИ, религиозных, социально-экономических и социально-культурных объединений в политических системах, направления конституционной регламентации их статуса. Уметь: выявлять роль различных политических институтов в политической системе конкретной страны, исходя из содержания их конституционной регламентации; распознавать различные типы политических систем и политические режимы на основе анализа их конституционного регулирования; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих политические институты в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ. Владеть: навыками сопоставления конституционно-правовых норм, регламентирующих статус политических институтов, с практикой их функционирования; умением анализировать демократический потенциал и эффективность конституционных норм, регламентирующих статус политических институтов; методом сравнительного анализа.
6. Формы правления и государственные режимы   ОК-3, 4, ПК-1, 5, 7, 15 Знать: понятия формы правления и государственного режима, их соотношение друг с другом и с политическим режимом; виды форм правления и соответствующих им государственных режимов, их сущность и признаки; основные проявления форм правления, существующих в различных странах, в конституциях; общие закономерности исторической эволюции форм правления и ее особенности в различных странах и их группах. Уметь: распознавать формы правления, существующие в разных странах, на основе анализа соответствующих конституционных норм; оперировать юридическими понятиями и категориями, характеризующими различные формы правления; сопоставлять формы правления с точки зрения их демократического потенциала; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих формы правления в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт их конституционно-правового регулирования, оценивать целесообразность его использования в целях совершенствования законодательства РФ. Владеть: терминологией в сфере конституционного регулирования формы правления; навыками обоснования и характеристики формы правления, государственного и политического режимов применительно к разным странам; умением сопоставления форм правления и государственных режимов, существующих в разных странах, с их историческими традициями и современными потребностями; методом сравнительного анализа.
7. Народные голосования (выборы, отзыв, референдум) ОК-1, 3, 4 ПК-1, 5, 15 Знать: понятие, значение и виды народных голосований; отличительные признаки каждого из них; понятие и систему принципов избирательного права; понятие и стадии избирательного процесса; виды избирательных систем, их географическая распространенность, механизмы их действия и влияние на результаты выборов; виды референдумов и их распространенность в мировой практике. Уметь: распознавать в законодательстве степень демократичности норм избирательного права и его соответствия международным стандартам такой демократичности; различать виды избирательных систем; проводить сравнительный анализ конституционно-правовых норм, регулирующих народные голосования в разных странах; выявлять удачный и неудачный опыт их конституцио




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.017 с.)