Тема 8. Законодательная власть: парламент 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Законодательная власть: парламент



 

Прежде всего следует обратить внимание на понятие «законодательная власть», определить ее место в системе разделения властей, а также на субъектов законодательной власти.

Необходимо определиться с понятием “парламент” и сферой его применения на современном этапе. Попробуйте выделить отличия современного парламента от сословно-представительных учреждений, существовавших ранее в зарубежных странах. Обратите внимание на то, как зарубежные государства определяют этот орган в текстах своих конституций. Студент должен быть в состоянии охарактеризовать представительный характер парламента, выделив некоторые принципы концепции народного (национального) представительства. Обратите внимание на значение верхних палат парламента как органов, главным образом, территориального представительства, а также на существующие в конституционном праве зарубежных стран исключения. Специфичны социалистическая концепция народного представительства и ее отражение в государственном праве социалистических стран, что также представляет интерес при оценке значения парламентов.

Подумайте, какие юридические и политические факторы ослабляют либо укрепляют представительный характер парламента.

Прежде чем, детально анализировать компетенцию парламента, определенную в текстах конституций конкретных зарубежных стран, обратите внимание на существующую классификацию компетенции парламента в зависимости от ее объема. Затем проиллюстрируйте конкретными примерами, основанными на положениях конституций зарубежных стран, изученный материал по данному вопросу. Обратите внимание на объем полномочий парламента в зависимости о формы правления, существующей в государстве.

Студентам следует ориентироваться в вопросах делегированного законодательства, определить возможные здесь функции парламента, анализировать нормы конституций, регламентирующие осуществление такого законодательства. Также необходимо проанализировать правовое оформление замещения парламентов, его основания и назначения.

Структура парламента и организация его палат имеют важное значение. Обычно студенты считают достаточным определить, одно- или двухпалатный парламент существует в конкретном государстве. Этого мало. Следует уяснить способы формирования палат, возможную взаимосвязь структуры парламента с формой правления, политико-территориальным устройством и политическим режимом государства. Важно выявить взаимосвязь между порядком формирования верхней палаты и ее полномочиями. Студенты должны разбираться в двухпалатной системе парламента и ее разновидностях. Следует разобраться в системах организации руководства парламентами и их палатами.

Характеризуя статус парламентария, необходимо обратить внимание на характер мандата парламентария, порядок вступления в должность парламентария, права и обязанности последнего, гарантии статуса парламентария, меры ответственности, а также порядок прекращения полномочий парламентария. Подтверждая усвоение материала по данному вопросу конкретными примерами из конституций зарубежных стран, студентам рекомендуется обратить внимание, в том числе на особенности статуса парламентария в странах, воспринявших социалистическую доктрину. Студентам следует ориентироваться во взаимоотношениях между парламентариями и политическими партиями, в которых они состоят, сформировать свое мнение по вопросу неформального воздействия групп давления на парламентариев.

Весьма важна характеристика парламентских процедур. Значение имеют различия между сессией и заседанием, различие процедур на пленарных заседаниях палат и в комитетах, способы голосования, приемы сокращения парламентских дебатов. Необходимо, чтобы студенты различали принципы дисконтинуитета и континуитета. Попробуйте проанализировать и сравнить конституционно-правовое регулирование процедуры заседаний парламентов в выбранных двух зарубежных странах.

Студентам необходимо различать законодательный процесс и законотворческий процесс. Надо уметь определять стадии законодательного процесса и оценивать их значение. Конституции зарубежных стран по-разному регламентируют законодательный процесс, но достаточно конкретно. Проследите на примерах отдельных конституций путь законопроекта от первой до последней стадии. Выявите особенности законодательного процесса некоторых стран (“чрезвычайное законодательное положение”, “челнок”). Установите, с какого момента законопроект становится законом; в разных странах этот момент различен. Затруднения часто вызывает соотношение понятий “народная инициатива” и “гражданская инициатива”. Определите понятия, отличия, значение и конституционное оформление этих институтов. Определите роль нескольких чтений при обсуждении законопроектов в парламенте, различие содержания понятия «чтение» в ряде стран.

Обратите внимание на последний этап законодательного процесса - санкционирование, промульгацию и опубликование закона. Каждый из этих терминов несет в себе определенную смысловую нагрузку. Проследите, как конституции зарубежных стран называют эту стадию законодательного процесса.

Необходимо учесть особенности порядка принятия конституционных (дополняющих), органических, финансовых законов, законов о ратификации и денонсации международных договоров.

Определяя иные специальные парламентские процедуры, следует отличать выборы от назначений, оценивать контрольные процедуры парламентов, ориентироваться в формах контроля парламентов над правительством. Обратить внимание следует на различия в терминах и понятиях, на выявление соотношения между ними. Например, попробуйте выявить отличия запроса парламентариев от вопроса правительству, вотума недоверия от отказа в доверии, а также определить соотношение понятий подотчетности, подчиненности и ответственности, охарактеризовать интерпелляцию и последствия ее применения, проанализировать институт парламентских расследований.

Вопрос политической ответственности правительства перед парламентом тесно связан с формой правления государства. Обратите внимание на формы этой ответственности, в частности на “конструктивный” вотум недоверия. Проанализируйте понятие и значение резолюции порицания, порядок ее применения.

Изучив материал о вспомогательном аппарате парламента, следует усвоить его понятие, назначение, структуру и функции. Необходимо определять виды помощников парламентариев и отличать статус помощников члена парламента от его консультантов. Обратите внимание на характеристику различных органов, учреждений и должностных лиц при парламентах, определите их роль в функционировании парламентов.

Студенты должны характеризовать парламентское право, определять его место в системе конституционного права или права вообще.

Для того чтобы проверить, насколько вы овладели материалом данной главы, попробуйте схематично изложить вопросы структуры парламентов и их взаимоотношений с другими органами государственной власти.

Тема 9. Исполнительная власть: глава государства

И правительство

 

Изучение темы следует начать с определения исполнительной власти и соотношения этого понятия с понятиями “административная власть”, “государственное управление” и “исполнительно-распорядительная деятельность”. Необходимо разобраться в структуре исполнительной власти, различных моделях исполнительной власти на примере разных зарубежных стран.

Анализируя статус главы государства, прежде всего, необходимо обратиться к конституциям различных зарубежных стран, обратив внимание на то, какое месте в системе органов государственной власти, а также в системе разделение властей отводится главе государства, а также на функции, возлагаемые конституцией на главу государства.

Изучив вопрос о юридических формах главы государства, следует перейти к анализу юридического и фактического положения главы государства при различных формах правления. Для усвоения теоретического материала студентам рекомендуется обратиться к текстам конституций зарубежных стран, воспринявших различные формы правления. При этом необходимо остановиться на вопросах о порядке замещения должности главы государства, полномочиях главы государства в сфере «личного статуса», в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти, прекращения полномочий главы государства, в зависимости от различных форм правления. Анализируя статус главы государства, следует не забыть о статусе и функциях вспомогательных органах и учреждениях при главе государства. Попробуйте сравнить статус Президента Российской Федерации со статусом главы государства в двух-трех зарубежных странах.

Изучение материала о правительстве надо начать с определения понятия правительства, приняв во внимание, что конституции разных стран различно его называют. Различен и его политический и партийный состав. Определяя место правительства как органа исполнительной власти при различных формах правления, выявите взаимосвязи и взаимоотношения этого органа с главой государства, парламентом, судебными органами. При этом следует иметь в виду особенности этих взаимосвязей при различных формах правления.

Уясните значение термина “кабинет” и определите его соотношение с термином “правительство”. При изучении конституций зарубежных стран явно выделяются различные модели формирования правительства. Проанализируйте причины такого положения вещей. Проследите, как и что именно высшие законы государств называют компетенцией правительства и как определяют его ответственность. Обратите внимание на состав правительства, различный статус министров, государственных секретарей и других должностных лиц государственных органов исполнительной власти специальной компетенции.

Особое значение имеет статус главы правительства. Конституции содержат различные наименования этого института и по-разному определяют его правовое положение. Анализируя статус премьер-министра и правительства, важно помнить об их ответственности, различая политическую и чисто юридическую ответственность. Соотнесите ответственность правительства и ответственность главы государства, выявите общее и различия между ними.

Обычно вызывает затруднения у студентов вопрос о публичной администрации. Прежде всего, следует уяснить различные значения этого термина. Затем определить виды и принципы комплектования публичной администрации. Проанализируйте ее законодательное оформление, обратившись к правовым конституций ряда зарубежных стран.

Тема 10. Судебная власть

Приступая к изучению темы, студентам следует разобраться в понятиях “юстиция”, “юрисдикция”, “правосудие”, а также уяснить, в чем заключается социальная роль судебной власти.

Кроме того, необходимо понимать место судебной власти в системе разделения властей, определить отношение к ней как к самой сильной либо как к самой слабой из трех ветвей власти, ознакомиться со мнениями известных политических деятелей, философов и юристов по данной проблематике. Посмотрите, какие функции и задачи возлагаются на судебные органы в конституциях различных зарубежных стран, каков объем регулирования формирования и деятельности судебных органов в конституциях зарубежных стран.

При изучении темы необходимо разобраться в особенностях различных моделей структуры судебной власти, а также специфичных чертах ведения судебного процесса в странах с разными правовыми системами. Следует иметь правильное представление об органах и учреждениях, обслуживающих судебную власть: прокуратуре, адвокатуре, судебной полиции, органах предварительного расследования, учреждениях исполнения наказаний и др. Оцените их роль и значение, а также правовой статус.

Кроме того, отдельное внимание следует уделить институту магистратуры, определить смысл и назначение данного института, привести примеры существования данного института в зарубежных странах. Также необходимо остановиться на суде присяжных, оценить его роль в судебном процессе, а также на особенностях конституционно-правового регулирования.

Следует разобраться в понятиях «административная юстиция», «административная юрисдикция», «конституционная юстиция». Необходимо определить пределы компетенции административной юстиции, конституционной юстиции, устанавливаемые в конституциях различных зарубежных стран. Отдельно рекомендуется обратить внимание на задачи органов конституционной юстиции, принципы формирования этих органов, требованиях, предъявляемых к кандидатам в судьи, структуре конституционных судов и сроках их полномочий, процедуре и правовых последствиях решений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.02 с.)