Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)

Поиск

 

Изучение темы следует начать с уяснения понятия выборов, выделения их сущностных черт, отличающих их от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов.

В зависимости от положенного в основу критерия определите виды выборов. Следует обратить внимание на периодичность выборов, связанную со сроком полномочий выборного органа. Противоположен выборам институт отзыва, присущий обычно (но не обязательно) императивному мандату. Представляется необходимым также отличать отзыв от отставки выборного лица и досрочного лишения мандата представительным органом, в котором состоит выборное лицо.

Понятие “избирательное право” имеет два значения: в субъективном и объективном смысле. Определяя эти значения, важно выделить основные принципы, характеризующие субъективное избирательное право. Необходимо уяснить понятие избирательных цензов, их назначение и ценность в различных странах. Следует обратить внимание на такие ограничения всеобщего избирательного права, как несовместимость и неизбираемость. Успешнее всего уяснить эти моменты можно, обратившись к законодательству о выборах, скажем к французскому Избирательному кодексу.

Важное значение имеет принцип свободного участия в выборах. Внимательно надо отнестись к проблеме абсентеизма, его причинам и правовым последствиям. Нужно помнить, что в ряде стран предусмотрен обязательный вотум. Уместна была бы ваша личная оценка этого института.

При характеристике равного избирательного права следует обратить внимание на возможность наличия у избирателя не одного, а большего числа голосов. Предполагается, что, характеризуя этот принцип избирательного права, студент обозначит понятия “плюральный вотум”, “кумулятивный вотум”. Необходимо разобраться с понятием «веса» голоса. Следует обратить внимание на некоторые отклонения от этого принципа в развивающихся странах, осмыслить их причины (куриальные выборы, квоты для представительства определенных социальных групп).

Студенты должны различать прямые и косвенные выборы, привести примеры их применения в различных странах. Важны различия между понятиями «избиратель» и «выборщик», определение значения термина «электорат».

Следует обозначить смысл и значение тайного голосования и ориентироваться в способах его обеспечения в разных странах.

Студент должен различать стадии избирательного процесса. Обозначив их, проще выявить его общие закономерности, а затем и особенности различных этапов в разных странах.

Следует помнить, что стадии избирательного процесса определяются законодательно. Поэтому более детально проработать эти моменты рекомендуется с первоисточником в руках. Особо предлагается обратить внимание на порядок разделения территории государства на избирательные единицы и на принципы образования избирательных округов. Во многих странах это достаточно подробно регламентируется конституциями и специальными законами о выборах. Следует различать одномандатные и многомандатные округа, территориальный и производственный принципы представительства. Изучающим курс предлагается определить свою точку зрения относительно возможных нарушений норм представительства при нарезке избирательных округов, целей и форм “избирательной географии” (“избирательной геометрии”, “джерримэндеринга”).

Необходимо различать характер и вид органов, на которые возлагается организационное руководство избирательным процессом, и определять их полномочия.

Выдвижение кандидатов в зарубежных странах возможно различными способами, в некоторых странах возможно сочетание этих способов. Было бы верным обратить внимание на выдвижение кандидатов посредством первичных выборов (праймериз), а также на некоторые требования, предъявляемые к кандидатам, в том числе имущественного характера (избирательный залог).

Характеризуя избирательный процесс, целесообразно обратить внимание на цели и формы финансирования избирательной кампании, правовую регламентацию роли государства на данной стадии избирательного процесса. Продемонстрировать это можно на примерах специального законодательства государств. Важно обратить внимание на роль СМИ в агитационной кампании и правовое регулирование этого вопроса в конституционном (государственном) праве зарубежных стран.

Надо различать способы голосования на избирательных участках, ознакомиться с различным законодательным регулированием этой стадии избирательного процесса. При подсчете голосов важна возможность вынесения решения о недействительности выборов, их нерезультативности, а также необходимости проведения дополнительного тура голосования.

Следует иметь в виду, что на случай возникновения избирательно- правового спора между участниками избирательного процесса, законодательство зарубежных стран устанавливает процедуры их разрешения, а также предусматривает ответственность за нарушение избирательного права.

Обычно для студентов вызывает сложность вопрос об избирательных системах и их разновидностях. Прежде всего, следует определить суть, основополагающие принципы основных избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Но нельзя забывать, что существуют системы, сочетающие в себе достоинства основных систем, а также некоторые компромиссные варианты, позволяющие, не меняя кардинально избирательную систему, все же свести к минимуму ее недостатки.

Для более легкого усвоения материала, рекомендуется использовать числовые примеры. Это помогает разобраться в проблеме даже с чисто математической стороны. Кроме того, следует учесть, что при использовании каждой разновидности мажоритарной системы наблюдаются как положительные моменты, так и отрицательные. Надо знать способы преодоления нерезультативности рассматриваемой системы. Предполагается, что студенты смогут привести примеры стран, где используется тот или иной вид мажоритарной системы.

Важно разбираться в так называемых полупропорциональных (предпропорциональных) системах. Следует попытаться понять, почему они так называются и в чем их назначение. Определите суть предпропорциональных избирательных систем.

Зачастую студенты путаются в определениях системы единственного непередаваемого голоса и системы единственного передаваемого голоса, которая большинством из теоретиков относится все-таки к пропорциональной избирательной системе.

Характеризуя систему пропорционального представительства, прежде всего определите, между чем и чем должна быть установлена (соблюдена) пропорция. Обратите внимание на то, в каких округах может использоваться пропорциональная избирательная система в отличие от мажоритарной. Пропорциональная система так же не безгрешна, как и другие. Поэтому в зарубежных странах определяются различные способы ее корректировки, которые также надо уяснить.

Очень важно уметь раскрывать способы распределения мандатов внутри партийных списков. Надо разбираться в таких понятиях, как “связанные” и “свободные” списки, “преференциальное голосование”, “панаширование” и др. Целесообразно проанализировать практику установления законодательством ряда зарубежных стран специальных избирательных систем. Необходимо обратить внимание на смешанные избирательные системы. Следует различать избирательные системы с доминированием пропорционального представительства (пропорционально- мажоритарные), с доминированием мажоритарной системы (мажоритарно- пропорциональная) и уравновешенные смешанные системы.

Попробуйте проанализировать достоинства и недостатки различных избирательных систем и определиться в своем предпочтении.

Надо уметь решать задачи на распределение мандатов по пропорциональной системе при произвольно выбранных числе мандатов, числе партий и числе полученных ими голосов.

Референдум имеет определенные отличительные черты от процедуры выборов. Представляется важным проанализировать этот институт непосредственной демократии, его преимущество перед представительной демократией и недостаток по сравнению с ней. Подумайте о соотношении непосредственной и представительной демократии, об их месте в механизме народовластия. Особенно следует учесть конституционные нормы и нормы других законодательных актов о референдуме.

Студенты должны выделять виды референдума, определять стадии его проведения. Важно различать и соотносить такие понятия, как “референдум”, “плебисцит”, “всенародное голосование”, “всенародный опрос”, выделять возможные общие и различные черты. Необходимо представлять себе правовые последствия референдума, определять целесообразность его использования при принятии государственных и самоуправленческих решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.006 с.)