Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность, принципы и модели социального государства.

Поиск

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы социального государства»

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

Профиль подготовки: БУАиА, мировая экономика, налоги и налогообложение, статистика, финансы и кредит, экономика организаций и предприятий

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Формы обучения: очная

Заочная

Г. Новосибирск – 2011 г.

РАЗДЕЛ 2. Методическое обеспечение дисциплины.

 

Раздел 2 УМК «Методическое обеспечение дисциплины» разработан

[проф., к.и.н. Поломошнова Галина Борисовна; проф., к.и.н. Ярославцев Виктор Георгиевич; проф., д.и.н. Быстренко Валентина Ивановна]

 

 

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.

 

 

Раздел 2 экспертизу прошел

 

Начальник отдела методического обеспечения

[Ф.И.О.]

 

Рецензенты-эксперты:

[Ф.И.О. полностью – ученая степень, ученое звание, должность]

 

 

Утверждено на заседании кафедры [наименование кафедры] (протокол от «_30_» _августа__ 20_11_ г. № _1__).

 

Заведующий кафедрой: проф., д.и.н. Быстренко Валентина Ивановна

2.1. Содержание дисциплины

Тема 1. Сущность, принципы и модели социального государства.

Государство как социальный институт и политическая организация общества. Объективные факторы и условия возникновения и развития социального государства: краткая история мирового опыта. Современные представления о социальном государстве. Понятие и сущность социального государства. Главные цели и задачи социального государства. Основные функции социального государства. Принципы социального государства. Важнейшие признаки социального государства. Модели социального государства.

 

Тема 2. Концепция социального государства РФ.

Концепция социального государства Российской Федерации: основные положения и механизмы. Процесс реализации конституционных целей социального государства в России: анализ тенденций. Приоритеты современного этапа развития российского государства.

 

Тема 3. Социоэкономика как научная школа по изучению социально-экономических отношений в обществе.

Социоэкономика как научная школа. Структура социоэкономики. Векторы социоэкономических исследований. Методы социоэкономических исследований. Критерии и показатели степени социальности государства: стандарты развитых стран и современной России. Международные нормы достойного уровня (качества) жизни.

 

Тема 4. Экономическая основа социального государства.

Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений: уроки развитых стран. Поиск разумного компромисса между темпами экономического роста и динамикой социальных показателей. Особенности бюджетной, налоговой и ценовой политики. Роль социального государства в регулировании кредитно-денежных отношений. Понятие корпоративной социальной ответственности. Государственная поддержка социально ответственного бизнеса: опыт, проблемы, решения.

 

Тема 5. Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ.

Оценка современного уровня российской экономики с позиций ее соответствия требованиям социального рыночного хозяйства. Экономическая активность трудоспособной части общества. Система распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом. Социальные приоритеты государственного и частного секторов российской экономики. Формирование социально ответственного бизнеса в России: оценка тенденций. Реализация стратегического курса на создание в России инновационной экономики – необходимое условие повышения уровня и качества жизни населения. Критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства.

 

Тема 6. Механизм обеспечения условий для деятельности социального государства.

Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина. Признаки правового государства. Важнейшие характеристики социального правового государства (из опыта развитых стран). Понятие демократического режима власти. Гражданское общество и его отношения с социальным государством.

 

Тема 7. Формирование правовой основы социального государства. Социальные партнерство и аудит.

Процесс формирования правовой основы социального государства в Российской Федерации. Социальное законодательство: оценка состояния, актуальные проблемы и пути их решения. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений. Основные принципы социального партнерства. Субъекты социального партнерства. Уровни и формы взаимодействия субъектов социального партнерства. Практика социального партнерства: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной деятельности государственных и местных органов власти, бизнес-структур и общественных организаций. Российская модель социального аудита: основные положения.

 

Тема 8. Социальная политика социального государства: уроки развитых стран.

Сущность социальной политики социального государства. Принципы осуществления социальной политики. Субъекты социальной политики социального государства. Уровни социальной политики. Важнейшие направления социальной политики. Модели социальной политики социального государства. Механизмы эффективной социальной политики социального государства. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства. Проведение политики доходов и расходов государства в интересах всего общества. Стимулирование корпоративной социальной политики. Последовательная и системная борьба с коррупцией. Персональная ответственность должностных лиц.

 

Лекционный курс

Тема 5. Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база

Тема 6. Механизм обеспечения условий для деятельности социального государства.

 

1. Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина.

2. Признаки правового государства.

3. Характеристика социального правового государства.

4. Понятие демократического режима власти.

5. Гражданское общество и его соотношение с социальным государством.

 

Принцип правовой защищенности человека и гражданина является основополагающим принципом социального государства. Данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер:

В содержательном плане он имеет специфические правовые признаки:

- Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

- Особый тип правового регулирования и форма правоотношения;

- Стабильный правовой статус гражданина и системы юридических гарантий его осуществления.

Тема 7. Формирование правовой основы социального государства.

Концепция социального государства РФ 2004 г.

Введение

В 1993 году в России была принята Конституция, которая в статье 7 провозгласила: “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Истекшее десятилетие было периодом сложного, противоречивого и бессистемного становления социального государства с большими социальными издержками. Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики, последняя осуществлялась по остаточному принципу. Теперь, по мере укрепления экономики, складываются условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Это обусловлено востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение сильной и активной социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства, политическим установкам Президента В.В. Путина по вопросам преодоления бедности и обеспечению достойной жизни граждан России на основе научно обоснованной Концепции и комплексной программы государственных мер. Эта потребность вызвана и внешними причинами – необходимостью гармонизации и сближения законодательства и социальной практики со странами СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, европейскими странами, подписавшими социальную хартию, многие из которых, по конституциям, являются социальными государствами.

Для разработки Концепции социального государства Российской Федерации на базе Академии труда и социальных отношений в мае 2002 года был создан временный творческий коллектив (ВТК), соучредителями которого стали Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев, Председатель Конституционного Суда РФ М.В. Баглай, Министр труда и социального развития РФ А.П. Починок, Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике В.А. Петренко, Председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.В. Селиванов, Председатель Федерации независимых профсоюзов России М.В. Шмаков, Президент Российской Академии наук Ю.С. Осипов, ректор Академии труда и социальных отношений Н.Н. Гриценко (руководитель Временного творческого коллектива).

Подготовленная ВТК Концепция прошла общественную экспертизу, обсуждена на двух заседаниях Круглого стола, в экспертном Совете МПА Евразийского экономического сообщества, рассмотрена и одобрена 250 участниками научно-практической конференции, состоявшейся по решению Оргкомитета в Академии труда и социальных отношений 20 января 2004 года.

В тексте Концепции учтены замечания и предложения Минтруда, Минэкономразвития, Минфина, Минздрава, Минкультуры, Минобразования, Минприроды, МИД, Госстроя, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, подготовленные ими по поручению Правительства Российской Федерации, а также замечания участников заседаний круглых столов и конференции.

Участники научно-практической конференции приняли решение о направлении Концепции Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой рассмотреть ее на заседании Государственного Совета РФ.

Часть 1

Часть 2

Конкретный сценарий социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу (5, 10, 15 лет), обеспечивающий реализацию поставленных социальных целей в минимально возможные сроки, подлежит обязательному демократическому обсуждению и законодательному утверждению.

Разработка альтернативных вариантов макрорегулирования применительно к модели социального государства должна, во-первых, исходить из критерия общего наращивания финансовых ресурсов, направляемых на реализацию социальных целей; во-вторых, исходить из принятия общественно приемлемой пропорции в финансовых отчислениях на социальные нужды между бюджетом, доходами бизнеса и самих граждан; в-третьих, основываться на более детальной проработке резервов улучшения финансово-кредитной, промышленной, научно-технической, внешнеэкономической политики государства.

Выбор оптимального решения на основе альтернативных вариантов социально – экономического развития страны должен осуществляться с помощью механизмов социального партнерства: органов власти, предпринимательских структур, профсоюзов и других общественных объединений граждан. Соответствующее решение должно рассматриваться и одобряться большинством субъектов Российской Федерации, проходить экспериментальную проверку и социальную экспертизу и внедряться в практику после общественного признания их полезности для всего общества.

Функции, формы и методы (технологии) деятельности субъектов социальной политики по осуществлению выбранного (общественно приемлемого) сценария социально-экономического развития страны подлежат законодательной регламентации.

При проектировании и применении общественно приемлемого механизма макроэкономического регулирования (предполагающего выход на реализацию заданных целей по выбранному сценарию социально-экономического развития) важно исходить из необходимости законодательного закрепления функций, форм, органов, методов, сфер, пределов участия государственной власти в хозяйственной жизни. Четкое законодательное определение функциональной роли государственных органов в управлении экономикой позволит иметь общественно согласованную концепцию и модель действий всех субъектов социальной политики по реализации принятого сценария социально-экономического развития страны.

Законодательно должны утверждаться также и все основные стратегические документы, принимаемые в качестве нормативной базы для макроэкономического регулирования, в том числе государственная программа стратегии социально-экономического развития страны на 5-10-15-летний период, а также соглашения о взаимодействии по решению стратегических проблем социально-экономического развития между Правительством РФ, объединениями предпринимателей и профсоюзами.

2.6.4. Планируемые показатели социально-экономического развития страны должны проверяться на их социальную эффективность. Этот постулатозначает, что экономические проекты или решения органов власти и управления по стратегически значимым проблемам (реструктуризация естественных монополий, реформа ЖКХ, модернизация образования, допуск ведущих транснациональных корпораций на российские рынки, вступление в ВТО и т.п.) должны иметь обоснование социальных последствий, установленные правила и порядок проведения экспериментов и общественно-независимой экспертизы на соответствие этих проектов или решений социальным критериям, то есть повышению уровня и качества жизни большинства граждан России. Социальная экспертиза принимаемых решений должна устанавливать степень влияния этих решений на человека, его материальное, культурное, духовное и физическое состояние. Оценка социальных последствий должна производиться специалистами на основе исследований, финансируемых бюджетом, государственными внебюджетными фондами и бизнес-структурами.

2.6.5. Должна быть обеспечена объективная оценка результатов социально-экономического развития страны. Это предполагает проведение систематического и объективного мониторинга соответствия законодательно установленных и фактически достигнутых количественных и качественных показателей социального развития в целом по стране и по субъектам Федерации, в том числе стоимостных, натуральных, трудовых и др. Кардинальным способом реализации данного постулата может быть применение комплекса независимых экспертиз и анализов динамики уровня жизни населения в зависимости от проходящих в стране социально-экономических процессов.

2.6.6. Неотъемлемым должен быть и постулат ответственности органов власти и бизнес - сообщества за реализацию основных положений и принципов построения социально ориентированного рыночного хозяйства и принятых социальных целей. Систематическая оценка деятельности Правительства Российской Федерации по достижению заданных социальных макроуровневых параметров должна производиться ежегодно и гласно Президентом России. В случае неудовлетворительной ситуации с выполнением данных параметров как следствия низкого качества применяемого инструментария государственного регулирования экономики, необоснованного отклонения от принятого социально ориентированного стратегического курса, невыполнения запланированных стратегических (сценарных) мероприятий должен срабатывать механизм персональной ответственности должностных лиц в структурах исполнительной власти.

2.6.7. Формирование социального рыночного хозяйства требует проведения взаимоувязанной активной социально-экономической политики не только на федеральном, но и территориальном (регионы, муниципальные образования) уровнях. Региональные администрации в силу особой близости к населению и предприятиям реально противодействуют негативным социальным последствиям кризисных явлений в экономике. В частности, противостоят необоснованному росту цен на продукцию и тарифов на услуги организаций и отраслей-монополистов, организуют системы взаимозачетов между территориальными предприятиями, оказывают помощь в получении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств, содействуют процессам эффективной занятости трудящихся. Многие управленческие механизмы на региональном и местном уровнях непосредственно направлены на поддержание достойного жизненного уровня трудящихся, сохранение и развитие территориальной социальной инфраструктуры.

Заключение

Граждане России в 1993 году по своей воле стали на путь строительства социального государства. Такую же модель выбрали и другие страны СНГ: Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Украина. Поэтому конкретные шаги по созданию в Российской Федерации правовых основ и конкретных механизмов функционирования социального государства с социальной рыночной экономикой будут иметь важное не только внутреннее, но и международное значение.

Настоящая Концепция социального государства Российской Федерации может быть использована при разработке программ социально - экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Реализация конституционной цели по созданию правового социального государства является не просто желаемым, предпочтительным, но и единственно возможным, безальтернативным вариантом для России. При политической воле органов государственной власти и участии всех общественных сил эта цель может и должна стать общенациональной идеей и программой действий всех граждан России.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель выполнения студентом контрольной работы по дисциплине «Основы социального государства» - выработка понимания важности и значимости данного курса для формирования специалиста, вхождение в курс и его проблематику. В соответствии с целью контрольной работы в результате ее выполнения студент должен решить следующие задачи:

· определить место и значимость данной проблемы в курсе «Основы социального государства»$

· ознакомиться с источниками по данной проблеме;

· понять сущность и основные признаки социального государства;

· понять особенности России.

 

СТУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Титульный лист.

2. Теоретическая часть.

2.1. Текст теоретического задания.

2.2. Ответ на теоретическое задание.

3. Список литературы, используемый для написания контрольной работы.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ЛИТЕРАТУРА

Основная (обязательная):

7. Гриценко Н.Н., Волгин Н.А. и др. Основы социального государства: учебник для вузов. /Под общей ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф. А.А. Шулуса. – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2009.

8. Каменецкий В.А. Основы социального рыночного хозяйства. Учебное пособие. – М.: АТиСО, 2004.

9. Конституция РФ. – М., 1993; - М.: Юрист, 1997.

10. Конституции государств Европейского Союза. – М., 1997.

11. Конституции государств Восточной Европы. – М., 1996.

12. Конституционное правосудие и социальное государство. Сборник. – М.: Институт права и публичной политики, 2003.

 

Дополнительная:

26. Вершинина М.И. Формирование гражданского общества в России и политика Европейского Союза // Соц.-гум. знания. – 2010. – № 5.

27. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия. Политология. – 2000. - №2.

28. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. – М.: «Экономика», 2006.

29. Косенко О.И., Шулус А.А. Социальная ответственность бизнеса: уроки истории, опыт развитых стран и современной России. – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2008.

30. Киселев В.Н. Российская модель социального партнерства (теоретико-концептуальный аспект). – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2008.

31. Косенко О.И., Охотский Е.В. Становление социального государства в России: актуальные проблемы государственного управления и пути их решения. – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2010.

32. Кочетков Л.Н. Социальное государство: русский взгляд // Соц.-гум. знания. – 2010. - № 3.

33. Концепция российской модели социального аудита // Труд и социальные отношения. – 2007. - № 2.

34. Кривошеев В.Т. Социальное государство и его роль в становлении социального партнерства // Соц. – гум. знания. 2006. - № 3.

35. Кузнецов Ю. Социальное государство – консенсус нациального самоуничтожения. Опубликовано на сайте www.polit.ru 20.04.2001 года. Текст см. по адресу: http://old.polit.ru/docunments/411280.html.

36. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. – М.: МГИМО – Университет, 2006.

37. Левашов В.А. Россия: социальное государство и стратегия устойчивого развития // Обозреватель. – 1996. - № 8.

38. Меркурьев А.В. Понятийный аппарат социальных механизмов государственного управления // Соц. – гум. знания. – 2009. - № 1.

39. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.

40. Профсоюзы России: современный этап. 1990 – 2005 гг. / Рук. авт. кол. Н.Н. Гриценко. – М.: АТиСО, 2005.

41. Сельцовский П.А. Генезис коррупции в России // Соц. – гум. знания. – 2010. - № 4.

42. Социальное государство и проблемы бедности. Сборник. – М.: АТиСО, 2006.

43. Социальное государство. Краткий словарь – справочник. Ред. коллегия: Н.Н. Гриценко и др. – М.: АТиСО, 2002.

44. Социальное государство: концепция и сущность: доклады Института Европы РАН. – М.: Изд-во “Огни”, 2004.

45. Социальная политика. Учебник. /Под ред. Н.А. Волгина – М.: Экзамен, 2008.

46. Социальная сплоченность и допуск к социальным правам. Сборник. / Под общ. ред. О.И. Косенко. – М.: АТиСО, 2005.

47. Социально-экономические проблемы молодежи и социальное государство. Сборник. – М.: АТиСО, 2007.

48. Сулимова Т.С. Формирование социального рыночного хозяйства в России. – М.: Альфа – Пресс, 2006.

49. Шулус А.А. Социоэкономика как межотраслевая наука: предмет, метод, формы институционализации // Труд и социальные отношения. – 2008. - № 1.

50. Федякин А.В. Основные направления политики формирования позитивного образа современной России внутри страны // Вест. Моск. Ун-та. Серия 12. Политические науки. – 2006. - № 2.

 

РАЗДЕЛ 3. Материалы для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточных [и итоговых] аттестаций.

3.1. Экзаменационные (зачетные) вопросы к курсу «Основы социального государства»

4. Государство как политический и социальный институт общества.

5. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.

6. Современные представления о сущности социального государства.

7. Принципы социального государства и их обоснование.

8. Приоритетные направления деятельности социального государства.

9. Важнейшие признаки социального государства.

10. Модели социального государства.

11. Критерии и показатели степени социальности государства.

12. История мирового опыта становления социальных государств.

13. Значение Концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества.

14. Причины, затрудняющие становление социального государства в России.

15. Роль государства в формировании социального рыночного хозяйства.

16. Основные характеристики социального рыночного хозяйства.

17. Социоэкономика как научная дисциплина по изучению социально-экономических отношений.

18. Критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства.

19. Оценка современного уровня российской экономики с позиций ее соответствия требованиям социальной рыночной экономики.

20. Социально-экономические проблемы молодежи и социальное государство.

21. Признаки правового государства.

22. Важнейшие черты социального правового государства.

23. Формирование правовой основы социального государства в современной России: состояние и перспективы.

24. Гражданское общество и его отношения с социальным государством.

25. Экономическая демократия: сущность и основные формы.

26. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений.

27. Критерии и показатели эффективности демократического режима власти.

28. Социальная ответственность бизнеса: уроки истории и современное состояние.

29. Профсоюзы и социальное государство: законодательная основа и реальная роль.

30. Социальное страхование: исторический и международный опыт, современное состояние в России.

31. Рынок труда и занятость населения как механизмы реализации принципов социального государства.

32. Коррупция как препятствие на пути к социальному государству.

33. Социальная политика: понятие, сущность, принципы осуществления в социальном государстве.

34. Важнейшие цели социальной политики социального государства.

35. Субъекты социальной политики социального государства.

36. Уровни и направления социальной политики.

37. Основы налоговой политики социального государства.

38. Семейно-демографическая политика в социальном государстве.

39. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства.

40. Место и роль приоритетных национальных проектов в социальной политике российского государства.

41. Теория и практика социального аудита: зарубежный опыт.

42. Формирование и развитие социального аудита в России: сферы применения.

43. Критерии и показатели эффективности социальной политики социального государства.

 



 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы социального государства»

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

Профиль подготовки: БУАиА, мировая экономика, налоги и налогообложение, статистика, финансы и кредит, экономика организаций и предприятий

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Формы обучения: очная

Заочная

Г. Новосибирск – 2011 г.

РАЗДЕЛ 2. Методическое обеспечение дисциплины.

 

Раздел 2 УМК «Методическое обеспечение дисциплины» разработан

[проф., к.и.н. Поломошнова Галина Борисовна; проф., к.и.н. Ярославцев Виктор Георгиевич; проф., д.и.н. Быстренко Валентина Ивановна]

 

 

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.

 

 

Раздел 2 экспертизу прошел

 

Начальник отдела методического обеспечения

[Ф.И.О.]

 

Рецензенты-эксперты:

[Ф.И.О. полностью – ученая степень, ученое звание, должность]

 

 

Утверждено на заседании кафедры [наименование кафедры] (протокол от «_30_» _августа__ 20_11_ г. № _1__).

 

Заведующий кафедрой: проф., д.и.н. Быстренко Валентина Ивановна

2.1. Содержание дисциплины

Тема 1. Сущность, принципы и модели социального государства.

Государство как социальный институт и политическая организация общества. Объективные факторы и условия возникновения и развития социального государства: краткая история мирового опыта. Современные представления о социальном государстве. Понятие и сущность социального государства. Главные цели и задачи социального государства. Основные функции социального государства. Принципы социального государства. Важнейшие признаки социального государства. Модели социального государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.01 с.)