Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Государственные закупки и их место↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................5
Глава 1. Государственные закупки и их место
в государственных финансах........................................................................8
1.1 Введение.......................................................................................................8
1.2 Государственные расходы и государственные закупки..........................8
1.3 Модели организации и предмет государственных закупок....................13
1.4 Принятие инвестиционных решений в государственном секторе.........15
1.5 Правовые основы организации государственных закупок.....................21
Глава 2. Зарубежный опыт организации государственных закупок...25
2.1 Введение.......................................................................................................25
2.2 Опыт США в организации государственных закупок............................25
2.3 Опыт Европейского Союза в организации
государственных закупок.................................................................................34
2.4 Опыт международных финансовых институтов......................................42
2.5 Международные правовые основы организации
государственных закупок.................................................................................45
2.6 Борьба с коррупцией в системе государственных закупок....................48
Глава 3. Процесс организации государственных закупок
в Республике Узбекистан...............................................................................56
3.1 Введение.......................................................................................................56
3.2 Процесс организации государственных закупок
в Республике Узбекистан.................................................................................56
3.3 Мониторинг цен в сфере капитального строительства и при закупках
продуктов питания для нужд государства......................................................74
Глава 4. Действующий механизм организации
государственных закупок в Республике Узбекистан...............................80
4.1 Введение.......................................................................................................80
4.2 Правовые основы организации государственных закупок в сфере
капитального строительства.............................................................................81 3
4.3 Механизм государственных закупок в сфере сельского хозяйства.......90
Глава 5. Анализ практики регистрации юридических
обязательств при организации государственных закупок.....................95
5.1 Введение.......................................................................................................95
5.2. Роль казначейской системы в организации текущего контроля
государственных закупок.................................................................................95
5.3 Обязательства и порядок их регистрации.................................................97
5.4. Оплата расходов получателей бюджетных средств...............................110
Глава 6. Факторы качества и цены в определении
победителя в тендерных торгах....................................................................120
6.1 Введение.......................................................................................................120
6.2 Виды тендерных торгов и методы выбора...............................................120
6.3 Торги на поставку товаров.........................................................................124
6.4 Торги на выполнение работ.......................................................................129
6.5 Торги на приобретение услуг.....................................................................133
Глава 7. Зарубежный опыт организации системы электронных
государственных закупок..............................................................................137
7.1 Введение.......................................................................................................137
7.2 Стратегии разработки систем электронных
государственных закупок.................................................................................137
7.3 Обобщенная модель процедуры подготовки конкурса...........................141
7.4 Этапы разработки систем электронных государственных закупок.......146
Список использованной литературы..........................................................154
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Узбекистан так же, как и во многих государствах мира, уделяется большое внимание совершенствованию системы государственных закупок. Правительством принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение эффективности и прозрачности процессов закупок, в частности, по направлениям наиболее больших затрат государственных средств. Целью осуществляемых реформ является не только организация эффективного учета и контроля над использованием государственных средств, но и повышение степени соблюдения договорно-правовой дисциплины как государственными заказчиками, так и поставщиками товаров (работ, услуг). Осуществление государственных закупок за счет средств МФИ в республике организуется на основании имеющихся международных норм и механизмов. Переход исполнения Государственного бюджета на Казначейскую систему можно привести в качестве важного институционального изменения, последовательно проводимого в системе государственных финансов. Формируется основанная на абсолютно новых принципах организация государственных закупок, и естественно, можно указать ряд имеющихся проблем в этой сфере, требующих своего решения. В частности: · непрозрачность процедур закупок и ее механизмов; · недостаточное развитие нормативно-правовой базы; · система осуществления закупок имеет ряд недостатков, создающих коррупционные риски; · неподготовленность кадров, осуществляющих государственные закупки и обеспечивающих контроль над ней; · уязвимость системы для совершения коррупционного деяния;
· имеющаяся система осуществления государственных закупок не дает
возможности оптимизации расходов на покупку товаров и услуг для государственных нужд в масштабе республики1; · и другие.
1 Г. Арипова, М. Оллоёров, Д. Холмурадов. Проблемы государственных закупок, а также причины их возникновения. http://publicfinance.uz/materials
Реформирование системы государственных закупок требует комплексного подхода. Реформы не должны ограничиваться только лишь принятием специальных постановлений и организацией уполномоченного органа по государственным закупкам, но и требует налаживания совместных усилий между различными государственными органами, распределения полномочий между ними, формирования процедур и механизмов управления, обеспечивающих равенство всех участников государственных закупок. Правительством Республики Узбекистан уделяется большое внимание по устранению вышеизложенных недостатков и ведется активная работа по усовершенствованию механизмов государственных закупок и их нормативно-правовых основ совместно с другими субъектами государ-ственных закупок. Программа Развития ООН в Узбекистане совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан реализует проект «Реформа государ-ственных финансов в Узбекистане», предусматривающий сотрудничество в проведении правительством реформ в финансовой системе. Предмет «Государственные закупки» предназначен для работников казначейских и финансовых органов, финансовых инспекторов, работников КРУ, а также для специалистов из организаций - получателей бюджетных средств и органов-распорядителей государственных целевых и других внебюджетных фондов, чья деятельность связана с государственными закупочным процедурами. При этом, учебное пособие подготовлено по степеням сложности для преподавания различным категориям слушателей (в зависимости от того, насколько их деятельность связана с государственными закупками) от общих направлений до детального изучения и отраслевой специфики государственных закупок, начиная с недельных и до трех-недельных учебных курсов. Главной целью данного учебного модуля является усовершенст-вование знаний и навыков участников организации государственных закупок и органов, контролирующих государственные закупки. Структура модуля состоит из введения и семи глав. В этих главах раскрыта сущность государственных закупок, опыт зарубежных стран в
сфере государственных закупок, процесс организации государственных закупок в Узбекистане и его механизмы, раскрыты вопросы по проведению уполномоченными государственными органами регистрации юридических обязательств получателей бюджетных средств при осуществлении ими закупок, факторы определения победителя в тендерах и изучение перспектив организации государственных закупок в электронном виде. При формировании модуля использован комплексный подход, в каждой главе приведены ожидаемые результаты, список использованной литературы при освещении главы, контрольные вопросы, глоссарий, а также тестовые вопросы для оценки знаний, полученных во время обучения слушателей. Мы надеемся, что данный модуль поможет повысить знания и навыки слушателей, желаем Вам успеха в его усвоении.
ВВЕДЕНИЕ
Республика Узбекистан, начиная с первых дней независимости, проводит поэтапное осуществление реформ на пути к социально-ориенти-рованной рыночной экономике. В результате реформ в сфере государственных финансов формируется новая прововая система управления государственными финансами. Это, в свою очередь, даст возможность обеспечить эффективность использования государственных средств, внедрить в жизнь его современные механизмы. Новая экономическая ситуация, возникшая в мировом сообществе, повышает возможность задач, поставленных перед правительствами при осуществлении расходов за счет государственных средств.
Анализ внешних воздействий
Кроме прибыли между заменой имеющегося оборудования и дальнейшим использованием его без замены (т.е. расходов по наладке и хранению оборудования – в результате замены имеющихся нескольких старых инструментов и оборудования), или другой прибыли, которая может быть оценена (например, экономия времени из-за следования по новому
5 Настоящий раздел носит информационный характер и дает слушателям дополнительные знания, которые могут быть использованы при принятии инвестиционных решений по государственным закупкам.
маршруту), при оценке проектов государственным сектором необходимо принять во внимание в более широкой степени экономические и социальные доходы и расходы (внешние воздействия, или внешнюю экономию и расточительство). Если внешние воздействия приносят прибыль, то они оцениваются положительно. Напротив, считается отрицательным, если в структуре есть следующие расходы: · экономическое развитие – общая экономическая деятельность и рост стоимости земли; · воздействие на здоровье людей и безопасность – снижение уровня смертности от автокатастроф путем введения новой дороги; · воздействия на окружающую среду – загрязнение воздуха или снижение и рост уровня шума. Необходимо учесть, что расходы по внешнему воздействию нельзя включать в состав расходов, оплачиваемых пользователями Концессии, и в этом случае предоставляются субсидии государственного сектора. Если смотреть анализ внешних воздействий по Европейскому Союзу, такая помощь разрешается только тогда, если не указывается «Государственная помощь» (за исключением некоторых случаев, например, осуществление проектов по развитию отсталых регионов или общих проектов для Европейского Союза). По существующим правилам в Европе, если субсидии оказываются в качестве государственной помощи, такие субсидии обязательно должны быть возвращены. Вопрос государственной помощи, а также сотрудничество между государством и частным сектором являются объектами контроля со стороны Европейской Комиссии. Такие вопросы раскрываются на примере Лондонского метро (2002 г). В таких случаях, согласно законодательству Европейского Союза, общий внешний платеж «если будут осуществлены проекты инфраструктуры такого типа, процесс закупок должен осуществ-ляться открыто, транспарентно и свободным от дискриминации, и в целом, для поддержки государственным сектором проект должен быть отражен в рыночной цене. Данный вывод должен отражать принцип неоказания государственной помощи».
Анализ затрат-выгод
Выгоды и чисто внешнее воздействие должны быть сравнены с расходами на оборудование; ожидаемая экономическая прибыль – за счет налогоплательщиков, государства, или кредита частному сектору – не зависит от расходов на его финансирование. Государственный орган должен изучить проведенные расходы и прибыль с временной точки зрения и должен применять расчеты дисконтированных денежных потоков (ДДП) или IRR6.
Положительное воздействие применения метода расчета ДДП на государственный сектор можно оценить следующим образом: · NPV7 прибыли проекта и плюс;
· NPV положительного внешнего воздействия. Оценка расходов: · NPV расходов проекта и плюс;
· NPV отрицательных внешних воздействий.
NPV данных цифр рассчитывается с помощью дисконтной ставки государственного сектора (ДСГС). Если в любом инвестиционном проекте NPV положителен, такая инвестиция является экономически обоснованной. Однако, если проекты оцениваются только лишь методом ДДП, можно отдать приоритет дорогим проектам, поэтому возникает необходимость
6англ. internal rate of return - Внутренняя норма доходности, общепринятое сокращение — IRR (ВНД) — это процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход (NPV) равен 0. NPV рассчитывается на основании потока платежей, дисконтированного к сегодняшнему дню. Иначе говоря, для потока платежей CF, где CFt — платеж через t лет (t = 1,..., N) и начальной инвестиции в размере IC =− CF 0внутренняя норма доходности IRR рассчитывается из
уравнения:
7англ. Net present value, общепринятое сокращение — NPV (ЧДД)) Чистый дисконтированный доход (чистая приведенная стоимость) — это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведенных к сегодняшнему дню. Иначе говоря, для потока платежей CF, где CFt — платеж через t лет (t = 1,..., N) и начальной инвестиции в размере IC = − CF 0чистый дисконтированный доход NPV
рассчитывается по формуле:,
где i — ставка дисконтирования.
Расчет ЧДД — стандартный метод оценки эффективности инвестиционного проекта и показывает оценку эффекта от инвестиции, приведенную к настоящему моменту времени с учетом разной временно́й стоимости денег. Если ЧДД больше 0, то инвестиция прибыльна, а если ЧДД меньше 0, то инвестиция убыточна. С помощью ЧДД можно также оценивать сравнительную эффективность альтернативных вложений (при одинаковых начальных вложениях более выгоден проект с наибольшим ЧДД).
осуществления анализа затраты и выгоды. Если ожидаемую прибыль сложно определить (обычно наблюдаемую в объектах социальной инфраструктуры), то проводится «анализ эффективности расходов», осуществляемых только лишь сравнением самих расходов, дающих различные решения. При использовании расчетов ДДП для принятия решений в государственном секторе имеется еще одна проблема – влияние дисконтированных будущих расходов (например, декомиссия атомных электростанций, или расходы по повторной покупке земли). Например, пусть расходы на проект в государственном секторе через 30 лет будут равны $1млн., и его стоимость на сегодняшний день с помощью дисконта 6% составит $174110. Сравнение этой суммы с ожидаемым NPV не составляет слишком больших средств. Но через 30 лет, чтобы иметь средства в $1млн., требуется сегодня найти средства в размере $174110, и в течение 30 лет накапливать их под проценты, но, к сожалению, это не осуществляется. К концу проекта при принятии инвестиционных решений, требующих средств в крупных размерах, применение расчетов ДДП не поможет полностью оценить объем расходов, кторые необходимо осуществить в будущем. Кроме того, насколько высока ставка дисконта, настолько непонятным остается воздействие расходов.
ВВЕДЕНИЕ
Формируемый в Узбекистане механизм государственных закупок, отличается от понятия «государственные закупки», существовавшего в период бывшего Союза. Поэтому, при внедрении эффективного механизма организации государственных закупок, изучение опыта развитых и развивающихся стран по его организации имеет важное значение. В частности, в этой сфере изучение опыта США, Европейского Союза и других развивающихся государств, международных финансовых организаций, а также использование их положительного опыта в формировании системы государственных закупок имеет важное значение.
Электронные технологии
Система госзакупок США включает около 100 федеральных ведомств, представляющих государственный, хозяйственный и научно-технический комплексы. Они ежегодно размещают заказы на товары и услуги непосредственно через центральный федеральный орган управления, собственные ведомственные центры и 12 региональных центров федерального правительства, которые находятся в крупнейших городах страны. Законодательство США также регламентирует деятельность органов, ответственных за формирование и использование информационных ресурсов по госзакупкам. В частности, законодательно определены полномочия и функции органов, ответственных за поддержание информационного ресурса, – сбор, обработку и распространение данных по закупкам, обеспечение и управление функционированием информационной базы системы данных закупок для федеральных нужд и Федерального регистра контрактов. Центр данных по федеральным закупкам регулярно издает руководство по представлению этих данных, где содержится:
· полный перечень отчитывающихся, а также неотчитывающихся ведомств; · необходимые инструкции для узлов сбора данных в каждом ведомстве; · разъяснения (какие данные требуются и как часто их надо представлять).
В 1994 г. законодательство США было подвергнуто серьезной ревизии как недостаточно отражающее возросшую роль закупок продукции для государственных нужд. Результатом проверки стало появление закона о совершенствовании федеральных приобретений, который повлек за собой модернизацию информационной политики и вопросов формирования и использования информационных ресурсов в системе. Анализу подверглась также организация процедур госзакупок (к 1994 г. насчитывалось 889 общих контролирующих законов и правил). Теперь федеральным уполномоченным по госзакупкам предоставлялась большая самостоятельность при выборе форм, методов и способов проведения закупок для нужд государства. Закон существенно упростил контрактную процедуру для малых закупок и параллельно поддержал электронную коммерцию. Под термином «электронная коммерция» в данном случае подразумеваются электронные технологии для обеспечения деловых действий, включая электронную почту, Интернет, электронные доски объявлений, платежные карты, перевод денежных средств, виртуальный обмен данными и т.д. В соответствии с новым законом следовало упразднить бумажный документооборот и ведение записей, как того требовали многочисленные правила и процедуры, относительно подрядных закупок на суммы менее 100 тыс. долл., что позволило применить упрощенную процедуру закупок по отношению к 45 тыс. сделок на сумму 3 млрд. долл. ежегодно. Сегодня каждое федеральное ведомство Америки обязано формировать и поддерживать ведение компьютерной базы данных, содержащей несекретные сведения по всем контрактам единичной стоимостью свыше 25 тыс. долл. за пять последних финансовых лет. Все ведомства должны направлять указанную информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок. Для предоставления сведений по контрактам
федеральные ведомства используют стандартные формы документов и унифицированные форматы данных. В дополнение к представленному перечню ведомства должны иметь в электронном виде данные, идентифицирующие субконтракты по контрактам на общую сумму 5 млн. долл. и более. Информационная система федеральных закупок обеспечивает учет сведений по 400–500 тыс. контрактов единичной стоимостью более 25 тыс. долл. и 17 млн. контрактов малой единичной стоимостью, ежегодно заключаемых федеральными ведомствами (на общую сумму порядка 200 млрд. долл.). Центральная информационная система федеральных закупок является источником консолидированной информации о госзакупках.
Открытость и доступность
Данные, содержащиеся в Центральной информационной системе федеральных закупок, используются в качестве основы для формирования периодических и специальных отчетов президенту, Конгрессу и бюджетному управлению США, а также предоставляются федеральным ведомствам, деловым кругам и общественности. С учетом этих сведений Центральная информационная система ежегодно подготавливает и издает отчет. На платной основе предоставляются отчеты, составленные по индивидуальным запросам любых потребителей. При необходимости специалист Центральной информацион-ной системы поможет клиенту в разработке требуемой структуры отчета. Срок подготовки документа – пять-семь рабочих дней. Стоимость специального поиска в основном банке данных по одному году составляет приблизительно 400 долл., сведения по каждому дополнительному году – еще 100 долл. Специальные отчеты, списки и рассылки передаются как в бумажном виде, так и на магнитном носителе. При составлении специаль-ного запроса требуется указать следующие данные: · период времени, по которому необходимо провести исследования (финансовый год в США исчисляется с 1 октября по 30 сентября);
· данные, которые клиенту нужно получить в отчете (например, название исполнителя контракта, номер и тип контракта, сумма в долларах и др.); · структура, по которой клиент желает получить информацию (например, с разбивкой по годам, ведомствам, названиям исполнителей, комбинированные варианты). Также отдельное указание требуется при необходимости получения общей суммы в стоимостной форме.
Электронные торги
Цель внедрения электронных торгов при осуществлении федеральных закупок – не только автоматизация рутинных процессов взаимодействия закупочных органов с потенциальными подрядчиками, но и снижение затрат на выполнение закупочных процедур и резкое сокращение сроков проведения этих операций. Масштабы использования электронных торгов при осуществлении федеральных закупок в США в настоящее время являются относительно небольшими в сравнении с объемом их применения при заключении сделок между коммерческими фирмами. Электронные торги, в основном, используются для закупок по упрощенным процедурам по контрактам стоимостью до 100 тыс. долл. Это обусловлено излишне жесткой регламентацией процедур федеральных закупок, которая полностью удовлетворяет условиям их проведения с помощью документов на бумажных носителях, но создает определенные сложности при проведении закупок посредством электронных торгов. Важными условиями применения электронных торгов являются развитое законодательство в сфере регулирования использования интернет-технологий и средств связи, защиты информации, а также наличие базовых стандартов безопасности для компьютерных сетей. Информационные ресурсы обеспечивают реализацию указанных выше принципов – публичности процесса закупок продукции для государственных (федеральных) нужд, равноправия в процессе закупок и открытого доступа к информации по заключенным контрактам. В соответствии с требованиями законодательства обеспечение публичного открытого доступа к этим ресурсам осуществляется посредством их публикации на едином
правительственном портале. Электронная версия Федерального регистра контрактов также размещена в Интернете. Основное достоинство американской информационной системы федеральных закупок заключается в том, что она обеспечивает: · высокую оперативность и точность предоставления Конгрессу, администрации президента, федеральным ведомствам и частному сектору данных о положении в области контрактов на закупки для государственных нужд; · позволяет получить сведения по федеральным закупкам в различных интересующих пользователя разрезах: по годам, ведомствам, контракторам и т.п. В то же время отмечаются следующие недостатки системы:
· неполное предоставление данных отдельными федеральными ведомствами; · недостаточная активность использования информационных ресурсов как со стороны правительственных ведомств, так и со стороны населения; · недостаточная информационная совместимость между звеньями системы и др.
Процедуры закупок
Помимо открытых и закрытых одно - и двухэтапных конкурсов, методов запроса котировок и закупки у единственного источника, хорошо знакомых по отечественной практике госзакупок, в некоторых странах используют также методы запроса предложений и конкурентных переговоров. Запросы предложений направляются не менее чем трем поставщикам. Заказчик (закупающая организация) устанавливает критерии для оценки предложений, их относительное значение и порядок применения при оценке. Данные критерии касаются относительной управленческой и технической компетентности поставщика, эффективности представленного
им предложения с точки зрения решения поставленной задачи, а также его цены, включая расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт. В данной ситуации допустимо проведение переговоров, запрос или разрешение заказчиком пересмотра предложений. Переговоры носят конфиденциальный характер, и возможность участвовать в них предоставляется всем претендентам, которые внесли предложения и предложения которых не были отклонены. Затем заказчик предлагает поставщикам представить к определенной дате свои окончательные варианты, из которых и выбирается наилучший. Поддержка отечественного производителя. В некоторых странах ЕС местным поставщикам и подрядчикам при госзакупках предоставляются различного рода преференции, обычно на уровне 5–10%. Однако встречаются и исключения: например, в Венгрии уровень преференций в течение определенного периода составлял 20% (практика Узбекистана в этой области смотрите подпункт 6.3 главы 6). В некоторых странах часть государственного заказа резервируется для определенных категорий поставщиков, в частности, для малого бизнеса. Иногда с этой же целью крупные лоты умышленно делят на более мелкие. Помимо специальных ограничений доступа иностранных поставщиков к госзаказам все чаще используются менее явные способы, такие как таможенные пошлины и нетарифные ограничения (стандарты, сертификаты, лицензии и т.п.), а то и прямой запрет. Сейчас эта практика – во многом благодаря деятельности международных организаций, в первую очередь ВТО, – постепенно сокращается, но полностью отойдут от нее, по всей видимости, еще не скоро.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс организации государственных закупок начинается с определения организации их форм. Определяется, какой вид закупки применяется на основании законов, норм, установленных в международном и национальном законодательстве, и какие необходимые нормативные процессы управляются заказчиком. Организация государственных закупок в Республике Узбекистан регулируется на основании международного права и требований национального законодательства.
Планирование государственных закупок
Процесс государственных закупок состоит из 4 элементов: · планирование закупок; · организация закупок;
· заключение и исполнение контрактов; · контроль.
Эти элементы имеют комплексный характер, успешное осуществление каждого элемента является фактором, обеспечивающим эффективность государственных закупок (схема 2). Схема 2 Элементы организации государственных закупок
Планирование государственных закупок осуществляется в процессе формирования бюджета на предстоящий период и Инвестиционной программы по объектам капитального строительства, осваиваемых полностью либо частично за счет средств государства: · формирование и представление в финансовые органы бюджетных заявок; · утверждение государственного бюджета и доведение объемов бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств; · регистрация смет расходов с группировкой по видам закупаемых товаров, работ и услуг без предоставления их номенклатуры. Несмотря на установленные законодательством механизмы организации информационных потоков «снизу-вверх» о потребностях
государственных органов, организаций в товарно-материальных ценностях, работах и услугах, определение объема финансирования этих потребностей осуществляется в одностороннем порядке «сверху-вниз» путем отсечения из перечня нужд государственных органов и организаций «неприоритетных, излишних и необоснованных» статей расходов. В основе такого механизма планирования используется нормативно-затратный метод определения потребностей государственных органов и организаций и необходимых для этого объемов финансирования. Планирование государственных закупок осуществляется в рамках подготовки бюджета страны9. Расходы, связанные с закупками для нужд
государства, отражаются в качестве одной из статей расходов государственных органов и учреждений, в том числе предусматривается поквартальное распределение расходов на закупки и суммы планируемых расходов. В целом, этот процесс накладывает свои ограничения. Форми-рование бюджета осуществляется на основании бюджетных заявок, пере-даваемых снизу вверх с районного уровня на республиканский, где производится их обобщение и формирование базового проекта государ-ственного бюджета, после чего применяются факторы ограничений. В качестве ключевых факторов ограничений расходов используются прогнозные макроэкономические параметры государственных расходов в экономике на предстоящий год и способность прогнозных доходов госу-дарственного бюджета обеспечить финансирование статей расходов в заявленных объемах. Как правило, данные критерии вносят существенные коррективы в сторону сокращения расходной части. Сокращение осуществляется на основании оценки целесообразности: · сохранения тех или иных статей в составе расходной части государственного бюджета (расходные статьи, которые считаются нецелесообразными (или неважными), не будут включены в бюджет);
9 За исключением процесса подготовки Инвестиционной программы, который отдельно регламентируется Постановлением Кабинета Министров РУз от 12.09.2003 г. №395 с последующими изменениями и дополнениями к нему.
· финансирования тех или иных статей затрат в заявленных объемах, а также других критериев. (То есть, затраты может быть будут финан-сироваться частично в предстоящий бюджетный год). В первую очередь, как правило, сокращение затрат осуществляется путем: · отказа от продолжения финансирования проектов, незавершенных в предыдущем финансовом году и не входящих в приоритеты государственной программы следующего года; · отказа от финансирования новых проектов, которые не входят в приоритеты ежегодных государственных программ; · сокращения сумм по статьям расходов без изменения их структуры (снижение «потолка» сметы, то есть общая сумма расхода снижается и при этом структура расходов остается неизменной). С точки зрения эффективности государственных закупок, первые два способа сокращения расходов имеют наибольшее негативное влияние, так как смена приоритетов, приведшая к недофинансированию проекта, в лучшем случае скажется в виде снижения качества его реализации, в худшем – недостижение, поставленных перед проектом целей, нежизнеспособность самостоятельного функционирования, а следовательно – затраты, уже произведенные в предыдущем году, не дали результата и бесполезны. В последнем случае, наиболее целесообразным был бы отказ от инициирования такого проекта еще на стадии составления планов расходов, направляя высвободившиеся средства по иным, более актуальным направлениям. Причинами данных проблем являются:
· несовершенство бюджетной системы – формирование бюджета осуществляется в пределах одного финансового года, без обязательств продолжения финансирования незавершенных проектов, предусмотренных в бюджете предыдущего года; · несовершенство методологической базы формирования государ-ственного бюджета, что отражается на качестве планирования его статей доходов и расходов;
· отсутствие методологии планирования закупок для нужд государства, усугубляющее проблемы, возникающие в силу несовершенства методологии формирования государственного бюджета. Рисунок 1 Факторы формирования государственного бюджета
Высокий риск составления завышенных смет расходов, начиная с районного уровня, некачественного формулирования целей расходов, которые в силу отсутствия методов объективной проверки достоверности смет и обоснованности заявленных расходов вынуждают использовать нормативно-затратный метод формирования бюджета. Негативным последствием такого метода является то, что он не учитывает особенностей и условий каждого предложенного к финансированию проекта (статьи затрат), которые, в большинстве случаев, объективно могут требовать затрат больше, чем предусмотрено нормативами. Впоследствии это приводит к недо-60
финансированию деятельности государственных органов, в том числе в части закупа товарно-материальных ценностей, необходимых для осуществления их деятельности и реализации поставленных перед ними задач. Планирование государственных закупок в рамках подготовки инвестиционной программы. Отдельного рассмотрения требует порядок формирования Инвестиционной программы, установленный Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.09.2003 г. №395. Процесс формирования адресной программы состоит из подготовки
подробной информации по каждому проекту, отбора по приоритетности проекта и формирования перечня проектов10. Информация по каждому
проекту (группе проектов) подготавливается заказчиком и в числе прочих документов содержит паспорт проекта, где отражаются: · техническая характеристика проекта;
· оценка влияния на окружающую среду;
· оценка эффективности и осуществимости по производственным и социальным соображениям, масштабы организационных мероприятий; · объем и характер спроса на продукцию;
· наличие альтернативных вариантов решения, в том числе путем реконструкции действующих предприятий; · наличие основных материальных и человеческ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.208.127 (0.013 с.) |