ТОП 10:

ТЕМА 6: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



При изучении данной темы студентам необходимо дать общую характеристику системе нормативно-правовых актов о государственном регулировании агропромышленного производства.

Основным актом, определяющие основные цели, задачи, направления, меры, принципы государственной политики в области агропромышленного комплекса является ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ. Закон обозначает основные методы государственной поддержки сельского хозяйства.

Указанный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также иными субъектами правоотношений в сфере развития сельского хозяйства. Закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.

Студенты должны уяснить, что принятие ФЗ «О развитии сельского хозяйства» ставило своей целью устранить пробелы в законодательном регулировании сельского хозяйства, как отрасли агропромышленного комплекса, которые возникли после того, как ранее действовавший Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу; определить более эффективные методы государственного регулирования аграрного сектора; установить меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Студенты должны изучить понятие, цели, задачи, содержание, элементы, особенности государственного регулирования аграрного сектора российской экономики.

Государственное регулирование сельского хозяйства – это целенаправленное воздействие органов государственной власти посредством реализации нормотворческих и исполнительно-распорядительных полномочий на организацию хозяйственной деятельности определенных субъектов в аграрном секторе экономики РФ. Исходя из специфики объекта государственного регулирования, студенты должны выделить и дать характеристику отличительным признакам данного вида регулирования, которые отличают его от государственного регулирования иных сфер общественной жизни. Студентам необходимо уяснить, каковы основные направления государственного участия в регулировании аграрных отношений.

Субъектами управленческой деятельности в Российской Федерации являются органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня. При изучении вопроса о системе и структуре органов государственной власти на федеральном и на региональном уровне, осуществляющих государственное регулирование агропромышленным комплексом в России, студенты должны изучить этапы, направления, цели и задачи административной реформы в рассматриваемой сфере.

Система и структура органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование агропромышленного производства определена в Указе Президента РФ 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», согласно которому систему органов исполнительной власти в РФ составляют федеральные министерства, службы и агентства.

Студентам необходимо изучить и проанализировать компетенцию органов государственного регулирования агропромышленного производства общей, отраслевой и специальной компетенции.

Органы государственного регулирования общей компетенции осуществляют регулирование всех сфер общественной жизни, в том числе и отношений в сфере агропромышленного комплекса. К таким органам относятся: Правительство РФ, Президент РФ как глава и высшее должностное лицо государства, высший исполнительный орган субъекта РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации. Студенты должны знать объем полномочий органов исполнительной власти общей компетенции в сфере агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Отраслевые органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование определенным сектором общественной жизни, одним из которых и является сельское хозяйство, посредством выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контроля и надзора, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в конкретной, узконаправленной сфере деятельности, т.е. в сфере сельскохозяйственного производства. Их управленческая компетенция охватывает все отрасли агропромышленного комплекса. На федеральном уровне к таким органам относятся: Министерство сельского хозяйства РФ; находящиеся в ведении Минсельхоза РФ Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство лесного хозяйства; и находящееся в ведении Правительства РФ Федеральное агентство по рыболовству.

Функции, полномочия и правовой статус Министерства сельского хозяйства Российской Федерации закреплены в Постановлении Правительства РФ «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» от 12 июня 2008 года. Согласно указанному Постановлению, Минсельхоз РФ осуществляет функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель; по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. Студентам необходимо проанализировать полномочия, права и обязанности, сферу регулирования Минсельхоза РФ.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в области лесных отношений. Студенты при изучении правового статуса Рослесхоза должны проанализировать Постановление Правительства РФ от 24.05.2007 N 314 (ред. от 13.04.2010) «О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений"»; Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 283 (ред. от 13.04.2010) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства»; Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 170 (ред. от 11.06.2008) «Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства».

Полномочия и сфера деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 13.04.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и в Постановлении Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 (ред. от 13.04.2010) «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору». Согласно указанным нормативным актам, Россельхознадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.

Еще одним органом отраслевой компетенции, осуществляющим государственное регулирования агропромышленного производства в Российской Федерации является находящееся в ведении Правительства РФ Федеральное агентство по рыболовству. Росрыболовство осуществляет функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания; по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации; по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Выделяют также и межотраслевые органы исполнительной власти, которые осуществляют свои исполнительно-распорядительные функции, а также функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики не только, и не столько в сфере агропромышленного комплекса. Их деятельность распространяется и на другие сферы хозяйствования. Однако реализация ими своих властных полномочий оказывает непосредственное воздействие на развитие сельскохозяйственного производства. К таким органам на федеральном уровне относятся, например, Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и др. На уровне субъектов к таким органам относятся, например: Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Министерство экономического развития Ставропольского края и др. Студентам необходимо проанализировать нормативные акты, определяющие правовое положение указанных органов государственной власти и определить их роль в регулировании аграрных правоотношений.

Особое место в системе органов государственного регулирования сельского хозяйства занимают территориальные органы государственной власти, которые создают федеральные органы исполнительной власти на территории субъектов Федерации для осуществления государственного регулирования общественных отношений, относящихся к предмету ведения Российской Федерации и некоторых вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Их полномочия и правовой статус студенты должны изучить, проанализировав соответствующие нормативно-правовые акты.

Особое значение имеет уяснение вопроса, в чьем ведении находится государственное регулирование развития сельского хозяйства. Студенты должны проанализировать нормы статей 71, 72 и 73 Конституции РФ о предметах ведения Федерации и ее субъектов.

Студенты также должны изучить, что является объектами государственного регулирования аграрного сектора, то есть на что направлено управленческое воздействие органов государственной власти.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется посредством определенных методов регулирования, то есть через определенные приемы, способы государственного воздействия на органов государственной власти на субъектов аграрных правоотношений.

В юридической науке предлагаются различные классификации методов государственного воздействия: общие (принуждение и убеждение) и специальные (контроль, надзор, общее руководство); убеждение и принуждение; методы прямого и косвенного воздействия; экономические и внеэкономические методы; экономические, административные и идеологические (морально-этические) и др. Студенты должны дать характеристику каждой группе методов, определить отличительные признаки этих методов.

Студенты должны уяснить, что одним из направлений государственной аграрной политики в РФ является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодняшний день особую актуальность приобретают общественные отношения, возникающие в связи с финансовым оздоровлением субъектов сельскохозяйственной деятельности, к которым относятся:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством РФ;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд и иные.

Большое значение приобретает программно-целевое предоставление бюджетных средств на реализацию конкретных программных мероприятий.

12 июля 2007 года на заседании Правительства России был рассмотрен и одобрен проект Госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», подготовленный Минсельхозом РФ. Госпрограмма развивает направления, определенные приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», а также федеральными и ведомственными целевыми программами. Госпрограммой предусмотрены меры по развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства, имеющих потенциальные преимущества на внутреннем и мировом рынках.

В субъектах Российской Федерации также разрабатываются региональные целевые программы развития агропромышленного комплекса в целом, так и сельского хозяйства и отдельных его отраслей.

Студенты должны проанализировать эффективность реализации указанного метода государственного регулирования агропромышленного производства в России, его значение для развития агропромышленного комплекса как отрасли отечественной экономики.

Одним из средств государственной поддержки является кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ввиду того, что государственное кредитование осуществляется посредством бюджетных средств, данный вид кредитования регулируется бюджетным законодательством. Именно в целях кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей государство в качестве акционера осуществляет финансирование ОАО «Россельхозбанк». Из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на увеличение его уставного капитала для осуществления сельскохозяйственного кредитования. Студенты должны проанализировать условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственных кредитов.

Одним из средств обеспечения субъектов аграрного производства, а также методом государственного регулирования агропромышленного производства и финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей выступает договор лизинга с участием государства. Студенты должны изучить правовую природу указанного договора, а также рассмотреть деятельность ОАО «Росагролизинг».

Еще одним методом государственного регулирования агропромышленного производства является субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей. Студентам необходимо проанализировать нормы бюджетного законодательства, регулирующие рассматривае6мые правоотношения. Согласно Бюджетному кодексу РФ, межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы России предоставляются в форме:

- целевых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- целевых субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектам Российской Федерации.

Студентам необходимо рассмотреть такой метод государственного регулирования сельскохозяйственного производства, как страхование, которое может быть и добровольным, и обязательным; выявить особенности страхования в отдельных отраслях агропромышленного комплекса (растениеводства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства). Объектами обязательного страхования, как по общему правилу, так и в сельскохозяйственных правоотношениях являются: жизнь и здоровье, имущество, ответственность страхователя перед другими лицами. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. В настоящее время разработана концепция аграрного страхования.

Одним из средств государственного регулирования агропромышленного комплекса является налоговая политика. Введенный порядок налогообложения для хозяйствующих субъектов в сфере агропромышленного производства (единый сельскохозяйственный налог) является льготным и направлен на стимулирование, развитие и поддержку деятельности в сфере аграрного сектора. Инвестиционный налоговой кредит – это одна из форм изменения срока уплаты налога и сбора, и заключается в изменении срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность уменьшать свои платежи по налогу с последующей уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Студенты должны проанализировать нормы налогового законодательства, регулирующие указанный метод.

Еще одним методом государственного регулирования сельского хозяйства России является ценовая политика. В данный метод входят государственные закупочные интервенции, государственные товарные интервенции, государственная закупка сельскохозяйственной продукции в федеральные фонды. Студентам необходимо изучить основные направления ценовой политики, как средства государственной поддержки сельского хозяйства; рассмотреть понятия, содержание и особенности государственных закупочных и товарных интервенций; проанализировать правовую природу государственной закупки сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд, а также рассмотреть особенности функционирования государственных и региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Административная ответственность как метод государственного воздействия на развитие отраслей агропромышленного комплекса (Гл. 7, 8 и 10 КоАП РФ). В Кодексе об административных правонарушения РФ (глава 10 КоАП РФ) предусмотрено наступление административной ответственности за правонарушения непосредственно в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Однако, можно говорить о том, что ответственность за правонарушения в данной сфере общественных отношений содержатся и в других главах КоАП РФ. Глава 7 КоАП РФ предусматривает ответственность за правонарушения в области охраны собственности. В главе 8 КоАП РФ (правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования) содержится 5 составов, которые можно отнести к правонарушениям в области сельского хозяйства. Студенты должны проанализировать составы указанных административных правонарушений.

Одним из методов государственного регулирования агропромышленного производства в России является квотирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Квотирование – это установление временных ограничений или запретов экспорта или импорта сельскохозяйственных товаров. Такие запреты или ограничения вводятся в следующих целях: предотвращение недостатка продовольственной или иной сельскохозяйственной продукцией на внутреннем рынке России; снабжение населения продовольствием; обеспечение продовольственной безопасности; поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей при избытке определенных видов сельскохозяйственной продукции. Студентам необходимо определить значение указанного метода в государственном регулировании агропромышленного производства, а также выявить особенности применения тарифных и нетарифных мер регулирования экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров.

Контроль и надзор как метод государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Государственный контроль и надзор осуществляется с целью обеспечения исполнения законодательства, регулирующего аграрные правоотношения. Так, в сфере сельского хозяйства осуществляется земельный контроль, контроль за обеспечением продовольственной безопасности, контроль за целевым использованием выделенных на развитие отраслей сельского хозяйства бюджетных средств, государственный контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, контроль за безопасностью обращения с пестицидами и агрохимикатами, контроль за обеспечением плодородия почв, а также обеспечением качества и безопасности зерна и других пищевых продуктов.

Основным контрольно-надзорным органом, реализующим данный метод государственного регулирования сельскохозяйственной сферы, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Студентам необходимо изучить компетенцию Россельхознадзора, его правовой статус. Студенты также должны проанализировать правовой статус иных контрольных органов, обладающих контрольно-надзорными полномочиями в сфере агропромышленного комплекса.

Студентам необходимо проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие государственную регистрацию в аграрном секторе экономики. Государственная регистрация – деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, подтверждающая права на имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей или право на осуществление определенного вида сельскохозяйственной деятельности. Государственной регистрации подлежат: субъекты сельскохозяйственной деятельности; права на имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей и сделки с этим имуществом; виды сельскохозяйственной деятельности. Студенты должны изучить порядок проведения государственной регистрации, полномочия органов, осуществляющих регистрацию, документы, необходимые для государственной регистрации.

Одним из методов государственного регулирования агропромышленного производства является лицензирование. Общие положение о лицензировании закреплены в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Субъектами правоотношений по лицензированию выступают лицензирующие органы (федеральные и региональные) и субъекты деятельности, подлежащей лицензированию. Практически все федеральные министерства, службы и агентства, осуществляющие государственное управление агропромышленным комплексом, могут выступать субъектом лицензионных правоотношений. Студенты должны изучить, какие виды деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей подлежать лицензированию, какова процедура лицензирования. Студенты должны уяснить, что в настоящее время происходит сокращение видов сельскохозяйственной деятельности, на осуществление которых необходима лицензия.

Студентам необходимо изучить положения о системе технического регулирования отраслей агропромышленного комплекса. При рассмотрении таких методов государственного регулирования агропромышленного производства, как техническое регулирование, стандартизация, сертификация, аккредитация, студенты должны проанализировать нормы ФЗ «О техническом регулировании». Согласно указанному закону, правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Аккредитация, которая представляет собой официальное признание компетентности сельскохозяйственных товаропроизводителей выполнять работы по производству и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также по техническому обслуживанию сельскохозяйственной деятельности.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Данное подтверждение соответствия выражается в выдаче сертификата соответствия – документа, который удостоверяет соответствие сертифицируемого объекта установленным требованиям.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции.

Технический регламент – это документ, который принят международным договором РФ, или межправительственным соглашением, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции.

При изучении указанного вопроса студентам необходимо проанализировать нормы, регулирующие каждый из обозначенных методов государственного регулирования, выявить особенности и отличительные черты каждого метода и определить значение этих методов в регулировании аграрных отношений.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.01 с.)