Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Поиск

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определяет ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ.

Согласно указанному закону, крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. Крестьянское (фермерское) хозяйство является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Закон устанавливает, что право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Данное положение существенно расширено по сравнению с ранее действовавшим российским законодательством. Так, закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 устанавливал 3 условия, которые были необходимы при создании крестьянского хозяйства. Во-первых, это должен быть гражданин РСФСР; во-вторых, он должен был достигнуть 18-летнего возраста; в-третьих, субъект права должен был иметь опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку.

Крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации его главы как индивидуального предпринимателя. Студентам необходимо изучить порядок государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств. Положения о государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств закрепляются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также в Постановлении Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений").

При создании крестьянского (фермерского) хозяйства его члены заключают между собой соглашение, за исключением случаев, когда крестьянское хозяйство создается одним гражданином.

Федеральное законодательство устанавливает основания прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К таким основаниям относятся:

1) единогласное решение членов фермерского хозяйства;

2) если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) несостоятельность (банкротство) фермерского хозяйства;

4) создание на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

Студенты должны изучить процедуру и порядок прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, которые устанавливаются гражданским законодательством.

Как говорится в ст. 14 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме. Студентам необходимо уяснить, что вновь принимаемыми членами фермерского хозяйства могут быть как родственники членов хозяйства, так и иные лица. При этом при рассмотрении заявлений о принятии нового члена хозяйства, который не связан родством или свойством с членами хозяйства, должно учитываться общее число таких членов, и если их число уже равно пяти, то согласно нормам закона в принятии в крестьянское хозяйство отказывается.

Закон также выделяет и понятие «объединения крестьянских (фермерских) хозяйств». Указанные объединения создаются либо по территориальному, либо по отраслевому признакам, в целях координации своей деятельности, а также защиты общих имущественных интересов. Создание объединений крестьянских (фермерских) хозяйств позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства в различных отраслях сельского хозяйства.

Студенты должны изучить права и обязанности членов крестьянского хозяйства, внутренний распорядок крестьянского (фермерского) хозяйства. Локальные акты, закрепляющие внутренний распорядок крестьянского (фермерского) хозяйства.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства: правовой статус, права и обязанности, полномочия. Смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

При изучении рассматриваемой темы студентам необходимо рассмотреть правовой статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства. В ст.16 ФЗ закрепляется положение о том, что главой фермерского хозяйства признается один из его членов, который назначается по взаимному согласию всех членов КФХ. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

К полномочиям главы крестьянского (фермерского) хозяйства законодательство относит: организацию деятельности фермерского хозяйства; представление интересов хозяйства и совершение сделок; выдачу доверенностей; осуществление приема на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение; организацию ведение учета и отчетности фермерского хозяйства; осуществление иных полномочий.

Смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства может произойти при наступлении следующих условий:

- во-первых, в случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев;

- во-вторых, в случае его смерти;

- в-третьих, в случае добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий.

При наступлении указанных условий члены крестьянского (фермерского) хозяйства назначают другого главу. При этом смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в данном хозяйстве и, следовательно, не влияет на дальнейшее существование объединения.

Студентам необходимо знать должны ли сведения о смене главы фермерского хозяйства отражаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в который внесена запись о регистрации хозяйства, является ли смена главы фермерского хозяйства основанием для внесения соответствующих сведений в указанный реестр.

Студенты должны проанализировать российское законодательство и точки зрения в научной литературе, в которых говорится о возможности собрания членов крестьянского (фермерского) хозяйства принудительно сменить главу крестьянского (фермерского) хозяйства за ненадлежащее руководство указанным хозяйством.

Согласно ст. 19 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», основными видами деятельности хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки: сырья, кормов; произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней; семян; удобрений; горюче-смазочных материалов; иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Студентам необходимо понять, могут ли крестьянские (фермерские) хозяйства заниматься какими-либо иными видами деятельности, кроме указанных в ст. 19 ФЗ, так как на этот вопрос в литературе не существует однозначной точки зрения. Необходимо сравнить нормы о видах деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в ст. 16 Закона 1990 г., содержащие положения о том, что крестьянское хозяйство может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, и нормы, действующего законодательства.

Законодатель предусматривает, что в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Законом также предусмотрено, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства может принадлежать его членам на праве совместной и долевой собственности. Студентам необходимо изучить эти два вида собственности, изучить порядок установления долей при долевой собственности на имущество хозяйства, а также порядок распоряжения этим имуществом по гражданскому законодательству и по нормам ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Также студенты должны рассмотреть особенности наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства по нормам гражданского законодательства. Особенности наследования имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства закреплены в ст. 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации (части третьей).

При изучении особенностей налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств студенты должны изучить положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие, что собой представляет объект налогообложения в крестьянском (фермерском) хозяйстве, виды налогов, подлежащие уплате крестьянскими хозяйствами, специальные налоговые режимы, на которые могут переходить крестьянские (фермерские) хозяйства, а также условия перехода на уплату этих налогов.

Студенты при изучении рассматриваемой темы должны уяснить какие земельные участки, предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам. Для каких целей предоставляются земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, а для каких целей земельные участки из состава земель иных категорий.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, содержание заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, срок принятия решения о предоставлении этого земельного участка и срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства регламентируются главой 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском)» хозяйстве, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ст. 81 Земельного кодекса РФ.

В связи с тем, что земельное законодательство находится в ведении Федерации и ее субъектов, минимальные размеры земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются региональным законодательством. Это положение закрепляется ст. 33 земельного кодекса РФ и ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, например, ст. 21 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» говорит о том, что Предельные минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должны быть не менее 30 гектаров. Предельные минимальные размеры новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образуемых из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, устанавливаются равными размерам и границам орошаемого участка, указанного в проектной документации оросительной сети, предназначенной для орошения такого участка.

Закон также закрепляет положение о том, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района Ставропольского края и могут находиться в собственности одного гражданина или одного юридического лица, устанавливается равным 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории.

Закон также предусматривает, что предельные минимальные размеры не устанавливаются для некоторых видов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, таких как:

1) ограниченные земельными участками, а также природными объектами или объектами искусственного происхождения;

2) образуемые с целью одновременного объединения смежных земельных участков;

3) формируемые с целью изъятия, в том числе выкупа, для государственных или муниципальных нужд или последующего изменения категории земель;

4) выделенные в земельный участок невостребованные земельные доли. В состав данного земельного участка в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

5) предоставляемые из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование;

6) образуемые из остатков в сложившихся границах землепользования;

7) предоставляемые для сенокошения и выпаса скота;

8) занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесополосами, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

При этом, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закрепляет положение о том, что крестьянским хозяйствам могут предоставляться земельные участки, для которых не установлен минимальный размер этих участков. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Студенты должны изучить условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, которые закрепляются в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Земельном кодексе РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.009 с.)