Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. и ее итоги.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сознавая всю глубину поразившего страну кризиса, царское правительство утвердило 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», и Манифест о крестьянской реформе. Согласно Положению крепостное право на крестьян в помещичьих имениях и на дворовых людей отменялось навсегда. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялись личные и имущественные права состояния свободных сельских обывателей. Помещики сохраняли право собственности на все принадлежавшие им земли. Часть земли они предоставляли крестьянам в постоянное пользование; в нее входили участки крестьянской усадьбы и земельные наделы. Их размеры были жестко установлены «Положением» и различались по губерниям. Крестьяне за отведенный земельный надел обязаны были отбывать в пользу помещика повинности «работою или деньгами». повинности работой должны определяться временным договором на срок не более 3 лет, который мог при согласии сторон возобновляться на тот же срок; сделки между помещиком и крестьянами не должны были противоречить гражданским законам, не ограничивать личных и имущественных прав крестьян. При отсутствии добровольного согласия сторон наделение крестьян землей осуществлялось в точном соответствии с местными Положениями. Официальным документом, определявшим поземельные отношения между крестьянами и помещиками, были признаны Уставные грамоты, в которых указывалось количество земли, которым пользовались крестьяне до реформы, и обозначались земли и угодья, которые оставались у крестьян при освобождении. В грамоте также перечислялись повинности крестьян в пользу помещиков; на ее основе определялся размер выкупных платежей за землю. Обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращались в следующих случаях: если крестьяне полностью выкупали земельные участки у помещика. По «Положению» им предоставлялось право покупать в собственность «...усадебную их оседлость» посредством взноса определенной выкупной суммы. С согласия помещиков сверх этого крестьяне могли приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование; если крестьяне добровольно отказывались от пользования предоставленным им наделом; если крестьяне переходили, с соблюдением всех установленных правил, в другие сословия. Согласно разделу Положения «О правах личных и по состоянию» на крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространялись общие постановления гражданских законов о правах и семейственных обязанностях. Поэтому для вступления крестьян в брак и при распоряжениях по семейным делам не требовалось больше разрешения помещиков. Крестьяне как отдельно, так и целыми обществами могли входить, на основании общих постановлений, во всякие разрешенные законом договоры, обязательства и подряды. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право: производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин; открывать и содержать на законном основании фабрики и различные промышленные, торговые и ремесленные заведения; записываться в цехи, заниматься ремеслами в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах; вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие им подряды. Крестьяне не могли быть подвергнуты никакому наказанию, кроме наказания по судебному приговору или по законному распоряжению правительственных и общественных властей. Споры между собой крестьяне могли разбирать в судебном порядке. Они также имели право обращаться для разбирательства к помещику, на земле которого они были водворены, если сам помещик и обе спорящие стороны были на это согласны. Земли, дома и другая недвижимость, приобретенные крестьянами в крепостной период на имя их помещиков, окончательно закреплялись за ними или их наследниками по решению самих помещиков или мирового учреждения. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность недвижимое и движимое имущество, а также отчуждать его, отдавать в залог и распоряжаться им с соблюдением общих законов, установленных для свободных сельских обывателей. Сельское общество могло также на основании общих законов приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество. Землями, приобретенными в собственность, общество могло распоряжаться по своему усмотрению: разделять их между хозяевами и предоставлять каждому участок в частную собственность или оставлять эти земли в общем владении всех домохозяев. Право на участие в общем владении собственностью, приобретенной обществом, крестьянин мог уступить постороннему лицу только с согласия мира. Каждый член сельского общества мог требовать, чтобы из состава земли, приобретенной в общественную собственность, ему был выделен в частную собственность участок, соразмерный с долей его участия в приобретении этой земли. Если такой выдел оказывался неудобным или невозможным, общество имело право предоставить денежную компенсацию крестьянину, желающему выделиться, по взаимному соглашению или по оценке. Приобретенными в собственность землями (наделом и усадьбой) крестьяне пользовались и распоряжались как своим достоянием, с соблюдением тех условий, на основании которых усадьбы и земли были приобретены. В любом случае на распоряжение указанными землями накладывалось следующее ограничение: на протяжении первых 9 лет по утверждении Положения земли не могли отчуждаться или закладываться посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; переуступка и отдача в залог таких земель членам того же сельского общества не запрещались. Имущество, оставшееся после крестьян, умерших без наследников (выморочное), поступало в пользу того сельского общества, в пределах которого имущество находилось. В Положении определялись устройство сельских обществ и волостей и порядок их общественного управления. Согласно разделу «Об образовании сельских обществ и волостей» сельское общество составлялось из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Волости образовывались из состоящих в одном уезде, по возможности смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не раздроблялись. Для волости наименьшее число жителей составляло около 300 ревизских душ мужского пола, наибольшее — около 2 тыс. душ. Расстояние отдаленных селений волости от центра управления не должно было превышать 12 верст. Согласно разделу Положения «О казенных, земских и мирских повинностях» крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, были обязаны нести следующие казенные и земские денежные повинности: подушную подать; сбор на обеспечение продовольствием; земские сборы (государственные, общие и частные); сбор на изготовление окладных листов по податям и сборам. Земские повинности включали денежные и натуральные повинности местного уровня (денежные — платежи на содержание административно-полицейских органов, школ, больниц, натуральные — строительство и ремонт дорог, мостов, поставка подвод и т. д.). Мирские повинности предназначались на содержание органов крестьянского самоуправления (денежные) и для обслуживания хозяйственных нужд данного селения (натуральные). Сбор на обеспечение продовольствием (денежный) шел на создание страхового запаса в общине на случай неурожая. Окладные листы представляли собой списки домохозяев с указанием размера лежащих на них повинностей. Земские сборы, государственные и общие губернские, исчисляемые по количеству земли, выплачивались помещиками за земли, оставшиеся в их непосредственном распоряжении; за земли, отведенные в постоянное пользование крестьян или находящиеся в их собственности, платежи вносили сами крестьяне. Разверстка в сельском обществе казенных и земских повинностей (денежных и натуральных) между крестьянами осуществлялась миром. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землей, отвечало круговой порукой за исправное отбывание казенных, земских и мирских повинностей каждым из своих членов. В отношении плательщиков, не выполнявших казенных и мирских повинностей, сельское общество могло принимать следующие меры взыскания: направить на возмещение недоимки доход с принадлежащего недоимщику на праве собственности недвижимого имущества; отдать самого недоимщика или кого-либо из членов его семьи на посторонние заработки в своем или соседнем уезде с условием передачи заработанных денег в мирскую кассу. Отдавать на заработки в другие, расположенные рядом губернии разрешалось только по приговору сельского схода, утвержденному мировым посредником, и только неисправных плательщиков, которые не платили повинностей по упорству, нерадению или распутству; определить к недоимщику опекуна, без разрешения которого не дозволять неисправному хозяину отчуждать что-либо из его имущества и из его доходов до пополнения недоимки или вместо неисправного хозяина назначить старшим в доме другого члена той же семьи; подвергнуть продаже принадлежащее недоимщику лично недвижимое имущество, за исключением выкупленной крестьянской усадьбы; продать ту часть движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве; отобрать у недоимщика часть отведенных ему полевых угодий или весь его полевой надел. Самому обществу предоставлялось в каждом конкретном случае выбирать одну или несколько из указанных мер взыскания; но к последним трем мерам общество могло обращаться только в крайних случаях, когда все другие меры взыскания окажутся недостаточными. Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости. Дворовые крестьяне были крепостными, которые не имели своего надела и хозяйства и жили во дворе помещика; в основном это была прислуга в помещичьем доме. Согласно Положению дворовые должны были в течение 2 лет (до 19 февраля 1863 г.) находиться в услужении своих бывших помещиков, которые обязаны были содержать их. Накануне реформы многие помещики переводили крестьян в дворовые, отбирая их земельный надел. В связи с этим 2 марта 1858 г. был издан указ, запрещающий такие действия; помещик, нарушивший его, был обязан возвратить крестьянам отобранные земли, а сами крестьяне исключались из категории дворовых. Согласно Положению о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право выкупать в собственность усадебную оседлость. Приобретение в собственность крестьянами вместе с усадебной оседлостью полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускалось только с согласия помещика. При приобретении крестьянами в собственность вместе с усадьбой полевого надела им оказывалось финансовое содействие. Правительство ссужало под приобретаемые таким образом земли определенную сумму с рассрочкой на продолжительный срок и само взыскивало последующие платежи как в счет процентов по выданной ссуде, так и на погашение долга. Сумма выкупа выдавалась помещику процентными кредитными бумагами, по которым правительство принимало на себя уплату процентов и капитала. Размер выкупа определялся на основании добровольного соглашения, заверенного мировым посредником в присутствии 3—6 свидетелей, и зависел от договаривающихся сторон. От этого соглашения зависели также условия осуществления и рассрочки платежей. При отсутствии добровольного соглашения выкуп производился на общих основаниях. Для определения доли из общей суммы оброка, приходящейся на усадьбу, все они причислялись к одному из четырех разрядов, установленных в Местном положении. Из оброка, причитающегося за весь крестьянский надел в селении, на усадебные земли первого разряда относилось не более 1 руб. 50 коп., второго разряда — не более 2 руб. 50 коп., третьего разряда — не более 3 руб. 50 коп. на ревизскую душу. В четвертом разряде за предоставленные крестьянам особые выгоды денежная повинность за усадьбу могла быть определена и свыше 3 руб. 50 коп. на душу. Для исчисления выкупной суммы за усадьбу величина оброка умножалась на 16 2/3; таким образом, за 1 руб. ежегодного оброка, падающего на усадьбу, полагалась выкупная сумма 16 руб. 67 коп. Исчисленная выкупная сумма за всю усадебную оседлость сельского общества разверстывалась между домохозяевами по мирскому приговору с последующим утверждением помещиком. В случае несогласия помещика с мирской разверсткой спор разрешался мировым посредником. Недовольная решением мирового посредника сторона могла жаловаться уездному мировому съезду. По разделу «О размерах и порядке выдачи выкупной ссуды» за основу при определении ее размера принимался денежный оброк, назначенный с крестьян, в пользу помещика по уставной грамоте Годовой оброк за приобретаемую землю капитализировался из расчета 6 % (то есть умножался на 162/3). Из рассчитанной суммы назначались средства в ссуду крестьянам и для выдачи помещику: при приобретении в собственность крестьянами полного надела — 80 %, при приобретении уменьшенного надела — 75%. Если крестьяне при совершении выкупной сделки вносили часть средств самостоятельно, то выкупная ссуда от правительства давалась на остальную часть. Если оброк, взимавшийся с крестьян до утверждения Положения и оставленный на них по уставной грамоте, был ниже оброка, назначаемого для каждой местности на основании Местного положения о поземельном устройстве крестьян, выкупная ссуда определялась, исходя из капитализации (по ставке 6 %) взимаемого с крестьян фактического оброка и выдавалась помещику в полной сумме, без вычета упомянутых выше 20 или 25 %. Капитализированная сумма не должна была превышать размера выкупной ссуды, исчисленной по капитализации оброка, рассчитанного по величине надела, с соответствующим вычетом. Если же эта сумма превышала указанный размер, выкупная ссуда выдавалась в размере, установленном по Положению. Это правило применялось только к тем имениям, где по добровольному соглашению помещика с крестьянами приобретался в собственность полный надел по уставной грамоте. В разделе Положения «О размере выкупных платежей и порядке взноса оных» определялось, что крестьяне, приобретавшие в собственность землю путем выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен выплачиваемого ранее помещику за землю оброка по 6 коп. на 1 руб. с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до ее погашения. Такие платежи именовались выкупными. Выкупная ссуда погашалась взносом выкупных платежей в продолжение 49 лет со дня ее выдачи. Выкупные платежи не могли быть увеличены, но крестьянам предоставлялось право по собственному усмотрению делать особые взносы сверх годичного выкупного платежа. Такие взносы засчитывались в учет уплаты долга по выкупной ссуде, и на этом основании со следующего года годичные выкупные платежи уменьшались на 60 коп. за каждые 10 руб. внесенной суммы. Крестьяне-собственники выполняли казенные и мирские повинности, как денежные, так и натуральные (в том числе рекрутскую повинность), наравне с другими крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости и на тех же условиях. В Положении определялись и права крестьян-собственников на выкупленные земли. Если земля выкупалась обществом в целом, она признавалась его собственностью; последнее пользовалось правом разверстки земли между своими членами. Как первоначальная разверстка земли, так и всякие последующие переделы между крестьянами допускались только при согласии двух третей от общего числа всех крестьян, имеющих право голоса на сходе. В течение 9 лет со времени утверждения Положения общество не могло отчуждать приобретенные им в собственность земли. По истечении этого срока, но до уплаты выкупной ссуды оно могло отчуждать земли, под которые выдавалась эта ссуда, только с разрешения Губернского присутствия и с взносом вырученных за проданные земли денег в счет остающегося по выкупной ссуде долга. До уплаты выкупной ссуды выдел участков отдельным домохозяевам из земель, приобретенных обществом, допускался только с его согласия. Но если домохозяин, желающий выделиться, вносил в уездное казначейство всю причитающуюся на его участок выкупную ссуду, то общество должно было выделить этому крестьянину участок по возможности в одном месте. Впредь до выдела крестьянин продолжал пользоваться приобретенной им частью земли в составе мирского надела без взноса выкупных платежей. Участки, приобретенные не всем обществом, а отдельными домохозяевами, составляли личную собственность каждого и переходили по наследству в соответствии с местными обычаями. До погашения выкупной ссуды подворные участки, приобретенные отдельными домохозяевами, не могли дробиться при переходе по наследству, отчуждении, проведении других операций и сделок. Участки, приобретенные отдельными крестьянами в личную собственность, могли отчуждаться при соблюдении следующих условий: в течение первых 9 лет такой участок мог быть продан только одному из членов того же сельского общества (как прежних, так и вновь вступающих) при условии, что покупатель принимал на себя все обязательства по уплате выкупной ссуды; по истечении этих 9 лет приобретенный участок мог быть продан и постороннему лицу, если последнее уплатит весь числящийся на участке долг по выкупной ссуде. Правительство придавало большое значение учреждениям, на которые были возложены обязанности по проведению реформы на местах. Поэтому сначала был создан институт мировых посредников, а затем, для утверждения решений мировых посредников и рассмотрения жалоб на их действия, уездный съезд мировых посредников — мировой съезд. Для утверждения решений мировых съездов и рассмотрения жалоб на мировых посредников и на мировые съезды было организовано Губернское по крестьянским делам присутствие. Высшее наблюдение за действиями всех перечисленных звеньев было возложено на Главный комитет об устройстве сельского состояния при Государственном Совете. В 1874 г. институт мировых посредников был упразднен и заменен Уездным по крестьянским делам присутствием. Раздел Положения «О наделе и пользовании крестьян землею и другими угодьями» определял величину земельного надела крестьян.При этом территория России разделялась на три полосы: нечерноземную, черноземную и степную, каждая из которых состояла из местностей. В первых двух полосах для определения количества общинной земли, предоставляемой в постоянное пользование сельским обществам, устанавливались в каждой местности высший и низший размеры наделов на душу. Низший душевой надел составлял одну треть от высшего. В третьей (степной) полосе устанавливался один размер надела в каждой местности. Нечерноземная полоса подразделялась на 9 местностей с размером низшего надела от 1 десятины до 2 десятин 800 квадратных саженей и размером высшего надела от 3 до 7 десятин. Черноземная полоса подразделялась на 8 местностей с размером низшего надела от 1 до 2 десятин и размером высшего надела от 2 десятин 1800 квадратных саженей до 6 десятин. В степную полосу входили великороссийские губернии, которые подразделялись на 5 местностей с размером надела от 6 до 12 десятин, и новороссийские губернии, которые подразделялись на 7 местностей с наделами от 3 десятин до 6 десятин 1200 квадратных саженей. Если крестьянский надел превышал высший размер надела, рассчитанный на целое сельское общество, помещику предоставлялось право отрезать излишек в свое непосредственное распоряжение. Если он предлагал крестьянам оставить такой излишек в их постоянном пользовании, то условия пользования определялись по добровольному соглашению помещика с крестьянами. Когда крестьянский надел был меньше низшего размера надела, рассчитанного на целое сельское общество, то помещику предоставлялось право или прирезать недостающее количество земли, или же понизить повинности крестьян соразмерно количеству земли. Если в непосредственном распоряжении помещика оставалось менее одной трети общего количества принадлежащих ему ранее угодий, то помещик имел право оставить в своем непосредственном распоряжении до одной трети общей совокупности удобных земель. При этом надел, которым крестьяне пользовались до реформы, мог уменьшаться только до установленного Положением низшего размера. В степной полосе для каждой местности устанавливался единый размер надела на душу. Крестьяне наделялись указанным количеством земли, кроме тех случаев, когда в непосредственном распоряжении помещика осталось не менее половины общего количества угодий. В таком случае помещик мог оставить себе до половины общей совокупности принадлежащих ему удобных земель. Анализ Положений 1861 г. показывает, что ликвидация крепостничества была не единовременным актом, а представляла длительный процесс. Только личную свободу крестьяне получали относительно быстро; экономическое освобождение происходило поэтапно. Основные этапы реформирования заключались в следующем. 1. Полное освобождение крестьяне получали в течение 2 лет после обнародования Манифеста и Положений 1861 г. (срок введения в действие Положений); в этот период они были обязаны отбывать (несколько измененные) повинности, как и при крепостном праве. Отменялись только добавочные сборы натуральными продуктами, и помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые. В барщинных имениях размеры барщины сокращались со 135—140 до 70 дней с тягла в год. В оброчных хозяйствах запрещалось переводить крестьян на барщину. 2. После 1863г. крестьяне оставались временнообязанными и должны были в течение первых 9 лет обрабатывать свои наделы и нести установленные Положением повинности в пользу помещика (платить оброк или выполнять барщину). 3. Заключительным этапом ликвидации феодальной зависимости крестьян был их перевод на выкуп; выкупные платежи предназначались уже не помещику, а государству. Хотя переход на выкуп разрешался в оброчных имениях с 19 февраля 1861г., а в барщинных с 21 июня 1862г., конечный срок его не был установлен. В итоге 67 % крестьян перешли на выкуп уже в первые 10 лет после начала реформы. 4. Крестьяне лишались части своих наделов (так называемые отрезки) в случае, если величина их фактического надела превышала установленный Положением размер. 5. Новые наделы выделялись чересполосно, причем крестьяне лишались лесных угодий (кроме северо-восточных губерний). Помещик мог переносить крестьянские усадьбы, обменивать их наделы на свои земли. При переходе на выкуп крестьянин не мог полностью распоряжаться своим наделом, так как последний предоставлялся в общинное владение. Сдача надела в аренду разрешалась только внутри общины, а покупка земли крестьянами — только на имя помещика. Для мелкопоместных помещиков устанавливались льготы: они имели право вообще не наделять крестьян землей, если к 1861 г. они ею не пользовались, а также не прирезывать землю, если крестьянский надел был меньше минимального размера. Крестьянам, которые не получили земли, разрешалось перейти на казенные земли с пособием от казны для обзаведения хозяйством. Мелкопоместный помещик мог передать крестьян с их полевым наделом в казну, получив за это вознаграждение в размере капитализированного (умноженного на 16,7) годового оброка. 6. Крестьяне без выкупа могли получить дарственный надел (1/4 высшего надела). По данным В. А. Федорова, число таких крестьян составляло 461 тыс. душ мужского пола, которым было предоставлено 485 тыс. десятин земли (по 1,05 десятины на душу). Более 3/4 «дарственников» находились в южных степных, поволжских и центрально-черноземных Губерниях. В тех случаях, когда величина надела по Положениям была минимальной, крестьяне предпочитали получить 1,4 надела в дар, чем 1,3 за плату и повинности. К получению дарственного надела особенно стремились зажиточные крестьяне, имевшие свободные денежные средства для покупки дополнительной земли. Преимущественно это происходило в малозаселенных и многоземельных губерниях в первые годы реформы, когда рыночные и арендные цены на землю были сравнительно невелики. В результате реформы около 1 млн. душ мужского пола бывших крепостных получили 33,7 млн. десятины земли, а у 100 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин. Дворовые, «дарственники» и крестьяне мелкопоместных дворян остались без земли. Надел остальных крестьян составлял 3,4 десятины на душу против необходимых для нормального жизнеобеспечения при тогдашнем уровне агротехники 6—8 десятин. По реформе 1861 г. земельные наделы государственным крестьянам(около 16,5 млн. человек), которые проживали в Сибири, Приуралье, лесостепи и степи Украины, предоставлялись только в пользование в размере 6—10 десятин на ревизскую душу с обязательной выплатой в течение 20 лет оброка с учетом качества и доходности земель. Однако недовольство крестьян вынудило правительство издать в 1866 г. новый указ, согласно которому государственные крестьяне переводились на обязательный выкуп и обязывались вносить его в течение 44 лет, начиная с 1887 г. Величина выкупных платежей устанавливалась в сумме уплачиваемого ранее оброка (или больше нее). Землеустройство государственных крестьян проводилось Министерством государственных имуществ. Земельные наделы становились собственностью крестьянских обществ, которым выдавались владельные записи. Удельные крестьяне (около 2 млн.) освобождались от крепостной зависимости по закону 1863 г. и переводились сразу на обязательный выкуп. Выкупные платежи они должны были вносить в течение 49 лет. Поземельное устройство наделов проводилось так же, как и у помещичьих крестьян. Земли сверх установленного размера надела отрезались и передавались в распоряжение дворцового или удельного ведомства. Как правило, это были лучшие по качеству участки. В результате реформы землепользование удельных крестьян было сокращено на 10 %. Иногда в целях ускорения работ наделы удельных и государственных крестьян отводились одновременно нескольким селам, что приводило к дальноземелью и межселенной чересполосице. В результате осуществления крестьянской реформы 1861 г. в России сложились три основные категории землевладений по принадлежности земель: 1) частновладельческие; 2) надельные; 3) казенные, монастырские, церковные, земли различных государственных и общественных организаций и учреждений. Пореформенное землеустройство для указанных категорий землевладения решало различные задачи, но общим для него было, с одной стороны, всемерная защита помещичьего землевладения, с другой — создание условий для капиталистического развития деревни. Наряду с разорением беднейшего крестьянства шел процесс формирования крупных землевладений капиталистического типа. Реформа 1861 г. вызвала взрыв крестьянского недовольства. Особенно большой размах крестьянское движение приняло в центрально-черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине, где основная часть крестьян находилась на барщине. В апреле 1861 г. в Казанской и Пензенской губерниях произошли восстания, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Основными их требованиями были ликвидация всех феодальных повинностей и помещичьего землевладения, независимость общинного управления. Во второй половине 1861 г. произошло более 1 тыс. крестьянских волнений — гораздо больше, чем в предреформенные годы. Возросло число отказов крестьян от уплаты оброка и неисполнения барщинных работ, массовой порубки помещичьих лесов. В 1862 г. волнения были связаны в основном с введением уставных грамот (более половины из них не были подписаны крестьянами). Правительство пошло на уступки: было принято решение перевести всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп (указ 28 декабря 1881 г. «О выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами в губерниях, состоящих на великороссийском и на малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года»). Другой уступкой правительства были понижение размеров выкупных платежей и зачет недоимок по выкупным платежам. Переселение крестьян из центральных губерний. Одной из причин неустроенности крестьянских хозяйств было малоземелье. Как правительство, так и демократическая оппозиция считали, что размеры наделов, полученных крестьянами в результате реформы, не позволяли обеспечить нормальное существование земледельцев. В июле 1881 г. были утверждены Временные правила о переселении. В 1881 —1883гг. принимаются меры, призванные облегчить положение переселяющихся крестьян: для них были снижены размеры выкупных платежей, поземельный банк выдавал им кредиты на льготных условиях, устанавливался льготный порядок аренды. В 1885 г. была отменена подушная подать. С 1885 г. прекращается стихийное заселение Сибири; отвод земель переселенцам в постоянное пользование стал осуществляться организованными землеустроительными партиями. Крестьяне могли выбирать общинное или подворное землепользование. Переселение крестьян позволило частично снизить напряжение в центральных районах России. Отмена крепостного права способствовала развитию капитализма в России. За счет выкупных платежей и арендной платы крестьян, банковских ссуд под залог земли, роста внутренней и внешней торговли, эксплуатации полуколоний происходило накопление капитала. Этот капитал вкладывался в различные отрасли хозяйства. В результате юридического освобождения и обезземеливания крестьян росла численность наемных рабочих в сельском хозяйстве и промышленности. Стали развиваться наиболее выгодные товарные отрасли сельского хозяйства — распахивались степи под посевы пшеницы, расширялись посевы технических культур, а также трав для молочного животноводства. В результате расширения земельного рынка все больше дворянских имений переходит к новым собственникам (купцам, богатым крестьянам), которые более эффективно использовали землю. Они платили большие суммы Крестьянскому поземельному банку, созданному в 1882 г., и Дворянскому поземельному банку (в 1885 г.) С 1860 по 1914г. цена земли возросла с 12,6 до 136,2 руб. за 1 десятину. После реформы резко расширяется аренда земли. У помещиков в собственности были большие площади земель, для обработки которых не хватало рабочей силы; в то же время у большинства крестьян ее было недостаточно. Нередко крестьяне также сдавали свою землю в аренду другим крестьянам. Аренда была двух видов: производственная (голодная) — для обеспечения семьи продовольствием; предпринимательская — для расширения производства с использованием наемной рабочей силы. По форме оплаты аренда была натуральной (урожаем или отработкой) и денежной. Последняя постепенно вытесняла натуральную. Реформа не привела к ожидаемому повышению эффективности земледелия. Малоземелье и дробление крестьянских наделов не были, однако, основной причиной кризиса сельскохозяйственного производства. По площади пашни и кормовых угодий на одного земледельца Россия занимала первое место в Европе. Бедность крестьян была порождена прежде всего низким уровнем агротехники и искусственным сохранением изживших себя земельных отношений. Хотя Россия находится в зоне рискованного земледелия, не это было причиной низкой урожайности зерновых в крестьянских общинах. В соседних с общинами капиталистических хозяйствах (как правило, крупных по размеру) урожайность была втрое выше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.012 с.) |