Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. и ее итоги.

Поиск

Сознавая всю глубину поразившего страну кризиса, царское правительство утвердило 19 февраля 1861 г. «Положение о крестья­нах, вышедших из крепостной зависимости», и Манифест о кресть­янской реформе.

Согласно Положению крепостное право на крестьян в помещичь­их имениях и на дворовых людей отменялось навсегда. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялись личные и имущественные права состояния свободных сельских обывателей.

Помещики сохраняли право собственности на все принадлежав­шие им земли. Часть земли они предоставляли крестьянам в посто­янное пользование; в нее входили участки крестьянской усадьбы и земельные наделы. Их размеры были жестко установлены «Поло­жением» и различались по губерниям. Крестьяне за отведенный зе­мельный надел обязаны были отбывать в пользу помещика повин­ности «работою или деньгами».

повинности работой должны определяться временным догово­ром на срок не более 3 лет, который мог при согласии сторон возоб­новляться на тот же срок;

сделки между помещиком и крестьянами не должны были про­тиворечить гражданским законам, не ограничивать личных и иму­щественных прав крестьян.

При отсутствии добровольного согласия сторон наделение крес­тьян землей осуществлялось в точном соответствии с местными По­ложениями.

Официальным документом, определявшим поземельные отно­шения между крестьянами и помещиками, были признаны Устав­ные грамоты, в которых указывалось количество земли, которым пользовались крестьяне до реформы, и обозначались земли и уго­дья, которые оставались у крестьян при освобождении. В грамоте также перечислялись повинности крестьян в пользу помещиков; на ее основе определялся размер выкупных платежей за землю.

Обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращались в следующих случаях:

если крестьяне полностью выкупали земельные участки у поме­щика. По «Положению» им предоставлялось право покупать в соб­ственность «...усадебную их оседлость» посредством взноса опреде­ленной выкупной суммы. С согласия помещиков сверх этого крес­тьяне могли приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование;

если крестьяне добровольно отказывались от пользования пре­доставленным им наделом;

если крестьяне переходили, с соблюдением всех установленных правил, в другие сословия.

Согласно разделу Положения «О правах личных и по состоя­нию» на крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распрос­транялись общие постановления гражданских законов о правах и семейственных обязанностях. Поэтому для вступления крестьян в брак и при распоряжениях по семейным делам не требовалось боль­ше разрешения помещиков.

Крестьяне как отдельно, так и целыми обществами могли вхо­дить, на основании общих постановлений, во всякие разрешенные законом договоры, обязательства и подряды.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предостав­лялось право:

производить свободную торговлю, предоставленную крестья­нам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;

открывать и содержать на законном основании фабрики и раз­личные промышленные, торговые и ремесленные заведения;

записываться в цехи, заниматься ремеслами в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;

вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие им подряды.

Крестьяне не могли быть подвергнуты никакому наказанию, кроме наказания по судебному приговору или по законному распо­ряжению правительственных и общественных властей.

Споры между собой крестьяне могли разбирать в судебном по­рядке. Они также имели право обращаться для разбирательства к помещику, на земле которого они были водворены, если сам поме­щик и обе спорящие стороны были на это согласны.

Земли, дома и другая недвижимость, приобретенные крестьянами в крепостной период на имя их помещиков, окончательно закрепля­лись за ними или их наследниками по решению самих помещиков или мирового учреждения. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность недвижимое и движимое имущество, а также отчуж­дать его, отдавать в залог и распоряжаться им с соблюдением общих законов, установленных для свободных сельских обывателей.

Сельское общество могло также на основании общих законов приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество. Землями, приобретенными в собственность, общество могло рас­поряжаться по своему усмотрению: разделять их между хозяевами и предоставлять каждому участок в частную собственность или остав­лять эти земли в общем владении всех домохозяев. Право на участие в общем владении собственностью, приобретенной обществом, крестьянин мог уступить постороннему лицу только с согласия мира.

Каждый член сельского общества мог требовать, чтобы из соста­ва земли, приобретенной в общественную собственность, ему был выделен в частную собственность участок, соразмерный с долей его участия в приобретении этой земли. Если такой выдел оказывался неудобным или невозможным, общество имело право предоставить денежную компенсацию крестьянину, желающему выделиться, по взаимному соглашению или по оценке.

Приобретенными в собственность землями (наделом и усадь­бой) крестьяне пользовались и распоряжались как своим достояни­ем, с соблюдением тех условий, на основании которых усадьбы и земли были приобретены. В любом случае на распоряжение указан­ными землями накладывалось следующее ограничение: на протя­жении первых 9 лет по утверждении Положения земли не могли от­чуждаться или закладываться посторонним лицам, не принадлежа­щим к обществу; переуступка и отдача в залог таких земель членам того же сельского общества не запрещались.

Имущество, оставшееся после крестьян, умерших без наследни­ков (выморочное), поступало в пользу того сельского общества, в пределах которого имущество находилось.

В Положении определялись устройство сельских обществ и во­лостей и порядок их общественного управления. Согласно разделу «Об образовании сельских обществ и волостей» сельское общество составлялось из крестьян, водворенных на земле одного помещика.

Волости образовывались из состоящих в одном уезде, по воз­можности смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не раздроблялись.

Для волости наименьшее число жителей составляло около 300 ревизских душ мужского пола, наибольшее — около 2 тыс. душ. Расстояние отдаленных селений волости от центра управления не должно было превышать 12 верст.

Согласно разделу Положения «О казенных, земских и мирских повинностях» крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, были обязаны нести следующие казенные и земские денежные по­винности:

подушную подать;

сбор на обеспечение продовольствием; земские сборы (государственные, общие и частные); сбор на изготовление окладных листов по податям и сборам. Земские повинности включали денежные и натуральные повин­ности местного уровня (денежные — платежи на содержание адми­нистративно-полицейских органов, школ, больниц, натураль­ные — строительство и ремонт дорог, мостов, поставка подвод и т. д.). Мирские повинности предназначались на содержание органов крестьянского самоуправления (денежные) и для обслуживания хо­зяйственных нужд данного селения (натуральные). Сбор на обеспе­чение продовольствием (денежный) шел на создание страхового за­паса в общине на случай неурожая. Окладные листы представляли собой списки домохозяев с указанием размера лежащих на них по­винностей.

Земские сборы, государственные и общие губернские, исчисляе­мые по количеству земли, выплачивались помещиками за земли, оставшиеся в их непосредственном распоряжении; за земли, отве­денные в постоянное пользование крестьян или находящиеся в их собственности, платежи вносили сами крестьяне.

Разверстка в сельском обществе казенных и земских повиннос­тей (денежных и натуральных) между крестьянами осуществлялась миром. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землей, отвечало круговой порукой за исправное отбывание казенных, земс­ких и мирских повинностей каждым из своих членов.

В отношении плательщиков, не выполнявших казенных и мирс­ких повинностей, сельское общество могло принимать следующие меры взыскания:

направить на возмещение недоимки доход с принадлежащего недоимщику на праве собственности недвижимого имущества;

отдать самого недоимщика или кого-либо из членов его семьи на посторонние заработки в своем или соседнем уезде с условием пе­редачи заработанных денег в мирскую кассу. Отдавать на заработ­ки в другие, расположенные рядом губернии разрешалось только по приговору сельского схода, утвержденному мировым посредником, и только неисправных плательщиков, которые не платили повин­ностей по упорству, нерадению или распутству;

определить к недоимщику опекуна, без разрешения которого не дозволять неисправному хозяину отчуждать что-либо из его имущества и из его доходов до пополнения недоимки или вместо неисправного хозяина назначить старшим в доме другого члена той же семьи;

подвергнуть продаже принадлежащее недоимщику лично не­движимое имущество, за исключением выкупленной крестьянской усадьбы;

продать ту часть движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве;

отобрать у недоимщика часть отведенных ему полевых угодий или весь его полевой надел.

Самому обществу предоставлялось в каждом конкретном случае выбирать одну или несколько из указанных мер взыскания; но к последним трем мерам общество могло обращаться только в край­них случаях, когда все другие меры взыскания окажутся недостаточ­ными.

Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепост­ной зависимости.

Дворовые крестьяне были крепостными, которые не имели свое­го надела и хозяйства и жили во дворе помещика; в основном это была прислуга в помещичьем доме.

Согласно Положению дворовые должны были в течение 2 лет (до 19 февраля 1863 г.) находиться в услужении своих бывших помещи­ков, которые обязаны были содержать их.

Накануне реформы многие помещики переводили крестьян в дворовые, отбирая их земельный надел. В связи с этим 2 марта 1858 г. был издан указ, запрещающий такие действия; помещик, на­рушивший его, был обязан возвратить крестьянам отобранные зем­ли, а сами крестьяне исключались из категории дворовых.

Согласно Положению о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий крестьянам, вышедшим из крепостной зависимос­ти, предоставлялось право выкупать в собственность усадебную оседлость. Приобретение в собственность крестьянами вместе с усадебной оседлостью полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускалось только с согласия помещика.

При приобретении крестьянами в собственность вместе с усадь­бой полевого надела им оказывалось финансовое содействие. Пра­вительство ссужало под приобретаемые таким образом земли опре­деленную сумму с рассрочкой на продолжительный срок и само взыскивало последующие платежи как в счет процентов по выдан­ной ссуде, так и на погашение долга. Сумма выкупа выдавалась по­мещику процентными кредитными бумагами, по которым прави­тельство принимало на себя уплату процентов и капитала.

Размер выкупа определялся на основании добровольного согла­шения, заверенного мировым посредником в присутствии 3—6 сви­детелей, и зависел от договаривающихся сторон. От этого соглаше­ния зависели также условия осуществления и рассрочки платежей. При отсутствии добровольного соглашения выкуп производился на общих основаниях.

Для определения доли из общей суммы оброка, приходящейся на усадьбу, все они причислялись к одному из четырех разрядов, ус­тановленных в Местном положении. Из оброка, причитающегося за весь крестьянский надел в селении, на усадебные земли первого разряда относилось не более 1 руб. 50 коп., второго разряда — не бо­лее 2 руб. 50 коп., третьего разряда — не более 3 руб. 50 коп. на ре­визскую душу. В четвертом разряде за предоставленные крестьянам особые выгоды денежная повинность за усадьбу могла быть опреде­лена и свыше 3 руб. 50 коп. на душу.

Для исчисления выкупной суммы за усадьбу величина оброка умножалась на 16 2/3; таким образом, за 1 руб. ежегодного оброка, падающего на усадьбу, полагалась выкупная сумма 16 руб. 67 коп.

Исчисленная выкупная сумма за всю усадебную оседлость сельс­кого общества разверстывалась между домохозяевами по мирскому приговору с последующим утверждением помещиком. В случае не­согласия помещика с мирской разверсткой спор разрешался миро­вым посредником. Недовольная решением мирового посредника сторона могла жаловаться уездному мировому съезду.

По разделу «О размерах и порядке выдачи выкупной ссуды» за основу при определении ее размера принимался денежный оброк, назначенный с крестьян, в пользу помещика по уставной грамоте Годовой оброк за приобретаемую землю капитализировался из расчета 6 % (то есть умножался на 162/3). Из рассчитанной суммы назначались средства в ссуду крестьянам и для выдачи помещику: при приобретении в собственность крестьянами полного надела — 80 %, при приобретении уменьшенного надела 75%.

Если крестьяне при совершении выкупной сделки вносили часть средств самостоятельно, то выкупная ссуда от правительства дава­лась на остальную часть.

Если оброк, взимавшийся с крестьян до утверждения Положе­ния и оставленный на них по уставной грамоте, был ниже оброка, назначаемого для каждой местности на основании Местного поло­жения о поземельном устройстве крестьян, выкупная ссуда опреде­лялась, исходя из капитализации (по ставке 6 %) взимаемого с крес­тьян фактического оброка и выдавалась помещику в полной сумме, без вычета упомянутых выше 20 или 25 %. Капитализированная сумма не должна была превышать размера выкупной ссуды, исчис­ленной по капитализации оброка, рассчитанного по величине надела, с соответствующим вычетом. Если же эта сумма превышала указанный размер, выкупная ссуда выдавалась в размере, установ­ленном по Положению. Это правило применялось только к тем имениям, где по добровольному соглашению помещика с крестья­нами приобретался в собственность полный надел по уставной гра­моте.

В разделе Положения «О размере выкупных платежей и порядке взноса оных» определялось, что крестьяне, приобретавшие в соб­ственность землю путем выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен выплачиваемого ранее помещику за землю оброка по 6 коп. на 1 руб. с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до ее погашения. Такие платежи именовались выкуп­ными.

Выкупная ссуда погашалась взносом выкупных платежей в про­должение 49 лет со дня ее выдачи.

Выкупные платежи не могли быть увеличены, но крестьянам предоставлялось право по собственному усмотрению делать особые взносы сверх годичного выкупного платежа. Такие взносы засчиты­вались в учет уплаты долга по выкупной ссуде, и на этом основании со следующего года годичные выкупные платежи уменьшались на 60 коп. за каждые 10 руб. внесенной суммы.

Крестьяне-собственники выполняли казенные и мирские по­винности, как денежные, так и натуральные (в том числе рекрутс­кую повинность), наравне с другими крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости и на тех же условиях.

В Положении определялись и права крестьян-собственников на выкупленные земли. Если земля выкупалась обществом в целом,

она признавалась его собственностью; последнее пользовалось пра­вом разверстки земли между своими членами. Как первоначальная разверстка земли, так и всякие последующие переделы между крес­тьянами допускались только при согласии двух третей от общего числа всех крестьян, имеющих право голоса на сходе.

В течение 9 лет со времени утверждения Положения общество не могло отчуждать приобретенные им в собственность земли. По ис­течении этого срока, но до уплаты выкупной ссуды оно могло от­чуждать земли, под которые выдавалась эта ссуда, только с разреше­ния Губернского присутствия и с взносом вырученных за продан­ные земли денег в счет остающегося по выкупной ссуде долга.

До уплаты выкупной ссуды выдел участков отдельным домохозя­евам из земель, приобретенных обществом, допускался только с его согласия. Но если домохозяин, желающий выделиться, вносил в уездное казначейство всю причитающуюся на его участок выкуп­ную ссуду, то общество должно было выделить этому крестьянину участок по возможности в одном месте. Впредь до выдела крестья­нин продолжал пользоваться приобретенной им частью земли в со­ставе мирского надела без взноса выкупных платежей.

Участки, приобретенные не всем обществом, а отдельными до­мохозяевами, составляли личную собственность каждого и перехо­дили по наследству в соответствии с местными обычаями. До пога­шения выкупной ссуды подворные участки, приобретенные от­дельными домохозяевами, не могли дробиться при переходе по на­следству, отчуждении, проведении других операций и сделок.

Участки, приобретенные отдельными крестьянами в личную собственность, могли отчуждаться при соблюдении следующих ус­ловий:

в течение первых 9 лет такой участок мог быть продан только од­ному из членов того же сельского общества (как прежних, так и вновь вступающих) при условии, что покупатель принимал на себя все обязательства по уплате выкупной ссуды;

по истечении этих 9 лет приобретенный участок мог быть продан и постороннему лицу, если последнее уплатит весь числящийся на участке долг по выкупной ссуде.

Правительство придавало большое значение учреждениям, на которые были возложены обязанности по проведению реформы на местах. Поэтому сначала был создан институт мировых посредников, а затем, для утверждения решений мировых посредников и рас­смотрения жалоб на их действия, уездный съезд мировых посредни­ков — мировой съезд. Для утверждения решений мировых съездов и рассмотрения жалоб на мировых посредников и на мировые съезды было организовано Губернское по крестьянским делам присутствие. Высшее наблюдение за действиями всех перечисленных звеньев было возложено на Главный комитет об устройстве сельского со­стояния при Государственном Совете. В 1874 г. институт мировых посредников был упраз­днен и заменен Уездным по крестьянским делам присутствием.

Раздел Положения «О наделе и пользовании крестьян землею и другими угодьями» определял величину земельного надела крестьян.При этом территория России разделялась на три полосы: нечерно­земную, черноземную и степную, каждая из которых состояла из местностей. В первых двух полосах для определения количества об­щинной земли, предоставляемой в постоянное пользование сельс­ким обществам, устанавливались в каждой местности высший и низший размеры наделов на душу. Низший душевой надел состав­лял одну треть от высшего. В третьей (степной) полосе устанавли­вался один размер надела в каждой местности.

Нечерноземная полоса подразделялась на 9 местностей с разме­ром низшего надела от 1 десятины до 2 десятин 800 квадратных са­женей и размером высшего надела от 3 до 7 десятин. Черноземная полоса подразделялась на 8 местностей с размером низшего надела от 1 до 2 десятин и размером высшего надела от 2 десятин 1800 квад­ратных саженей до 6 десятин. В степную полосу входили великорос­сийские губернии, которые подразделялись на 5 местностей с раз­мером надела от 6 до 12 десятин, и новороссийские губернии, кото­рые подразделялись на 7 местностей с наделами от 3 десятин до 6 десятин 1200 квадратных саженей.

Если крестьянский надел превышал высший размер надела, рас­считанный на целое сельское общество, помещику предоставля­лось право отрезать излишек в свое непосредственное распоряже­ние. Если он предлагал крестьянам оставить такой излишек в их по­стоянном пользовании, то условия пользования определялись по добровольному соглашению помещика с крестьянами.

Когда крестьянский надел был меньше низшего размера надела, рассчитанного на целое сельское общество, то помещику предос­тавлялось право или прирезать недостающее количество земли, или же понизить повинности крестьян соразмерно количеству земли.

Если в непосредственном распоряжении помещика оставалось менее одной трети общего количества принадлежащих ему ранее угодий, то помещик имел право оставить в своем непосредственном распоряжении до одной трети общей совокупности удобных зе­мель. При этом надел, которым крестьяне пользовались до рефор­мы, мог уменьшаться только до установленного Положением низ­шего размера.

В степной полосе для каждой местности устанавливался единый размер надела на душу. Крестьяне наделялись указанным количе­ством земли, кроме тех случаев, когда в непосредственном распоря­жении помещика осталось не менее половины общего количества угодий. В таком случае помещик мог оставить себе до половины об­щей совокупности принадлежащих ему удобных земель.

Анализ Положений 1861 г. показывает, что ликвидация крепост­ничества была не единовременным актом, а представляла длитель­ный процесс. Только личную свободу крестьяне получали относи­тельно быстро; экономическое освобождение происходило поэтап­но. Основные этапы реформирования заключались в следующем.

1. Полное освобождение крестьяне получали в течение 2 лет пос­ле обнародования Манифеста и Положений 1861 г. (срок введения в действие Положений); в этот период они были обязаны отбывать (несколько измененные) повинности, как и при крепостном праве. Отменялись только добавочные сборы натуральными продуктами, и помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые. В бар­щинных имениях размеры барщины сокращались со 135—140 до 70 дней с тягла в год. В оброчных хозяйствах запрещалось переводить крестьян на барщину.

2. После 1863г. крестьяне оставались временнообязанными и должны были в течение первых 9 лет обрабатывать свои наделы и нести установленные Положением повинности в пользу помещика (платить оброк или выполнять барщину).

3. Заключительным этапом ликвидации феодальной зависимости крестьян был их перевод на выкуп; выкупные платежи предназначались уже не помещику, а государству. Хотя переход на выкуп разрешался в оброчных имениях с 19 февраля 1861г., а в барщинных с 21 июня 1862г., конечный срок его не был установлен. В итоге 67 % крестьян перешли на выкуп уже в первые 10 лет после начала реформы.

4. Крестьяне лишались части своих наделов (так называемые от­резки) в случае, если величина их фактического надела превышала установленный Положением размер.

5. Новые наделы выделялись чересполосно, причем крестьяне лишались лесных угодий (кроме северо-восточных губерний). По­мещик мог переносить крестьянские усадьбы, обменивать их наде­лы на свои земли. При переходе на выкуп крестьянин не мог полно­стью распоряжаться своим наделом, так как последний предостав­лялся в общинное владение. Сдача надела в аренду разрешалась только внутри общины, а покупка земли крестьянами — только на имя помещика.

Для мелкопоместных помещиков устанавливались льготы: они

имели право вообще не наделять крестьян землей, если к 1861 г. они ею не пользовались, а также не прирезывать землю, если крестьянс­кий надел был меньше минимального размера. Крестьянам, кото­рые не получили земли, разрешалось перейти на казенные земли с пособием от казны для обзаведения хозяйством. Мелкопоместный помещик мог передать крестьян с их полевым наделом в казну, по­лучив за это вознаграждение в размере капитализированного (ум­ноженного на 16,7) годового оброка.

6. Крестьяне без выкупа могли получить дарственный надел (1/4 высшего надела). По данным В. А. Федорова, число таких крестьян составляло 461 тыс. душ мужского пола, которым было предостав­лено 485 тыс. десятин земли (по 1,05 десятины на душу). Более 3/4 «дарственников» находились в южных степных, поволжских и цен­трально-черноземных Губерниях. В тех случаях, когда величина на­дела по Положениям была минимальной, крестьяне предпочитали получить 1,4 надела в дар, чем 1,3 за плату и повинности.

К получению дарственного надела особенно стремились зажи­точные крестьяне, имевшие свободные денежные средства для по­купки дополнительной земли. Преимущественно это происходило в малозаселенных и многоземельных губерниях в первые годы ре­формы, когда рыночные и арендные цены на землю были сравни­тельно невелики.

В результате реформы около 1 млн. душ мужского пола бывших крепостных получили 33,7 млн. десятины земли, а у 100 тыс. поме­щиков осталось 69 млн. десятин. Дворовые, «дарственники» и крес­тьяне мелкопоместных дворян остались без земли. На­дел остальных крестьян составлял 3,4 десятины на душу против не­обходимых для нормального жизнеобеспечения при тогдашнем уровне агротехники 6—8 десятин.

По реформе 1861 г. земельные наделы государственным крестья­нам(около 16,5 млн. человек), которые проживали в Сибири, Приуралье, лесостепи и степи Украины, предоставлялись только в пользование в размере 6—10 десятин на ревизскую душу с обяза­тельной выплатой в течение 20 лет оброка с учетом качества и до­ходности земель. Однако недовольство крестьян вынудило прави­тельство издать в 1866 г. новый указ, согласно которому государ­ственные крестьяне переводились на обязательный выкуп и обязы­вались вносить его в течение 44 лет, начиная с 1887 г. Величина выкупных платежей устанавливалась в сумме уплачиваемого ранее оброка (или больше нее).

Землеустройство государственных крестьян проводилось Мини­стерством государственных имуществ. Земельные наделы становились соб­ственностью крестьянских обществ, которым выдавались владельные записи.

Удельные крестьяне (около 2 млн.) освобождались от крепостной зависимости по закону 1863 г. и переводились сразу на обязатель­ный выкуп. Выкупные платежи они должны были вносить в тече­ние 49 лет. Поземельное устройство наделов проводилось так же, как и у помещичьих крестьян. Земли сверх установленного размера надела отрезались и передавались в распоряжение дворцового или удельного ведомства. Как правило, это были лучшие по качеству участки.

В результате реформы землепользование удельных крестьян было сокращено на 10 %. Иногда в целях ускорения работ наделы удельных и государственных крестьян отводились одновременно нескольким селам, что приводило к дальноземелью и межселенной чересполосице.

В результате осуществления крестьянской реформы 1861 г. в России сложились три основные категории землевладений по при­надлежности земель: 1) частновладельческие; 2) надельные; 3) ка­зенные, монастырские, церковные, земли различных государствен­ных и общественных организаций и учреждений.

Пореформенное землеустройство для указанных категорий зем­левладения решало различные задачи, но общим для него было, с одной стороны, всемерная защита помещичьего землевладения, с другой — создание условий для капиталистического развития деревни.

Наряду с разорением беднейшего крестьянства шел процесс формирования крупных землевладений капиталистического типа. Реформа 1861 г. вызвала взрыв крестьянского недовольства. Особенно большой размах крестьянское движение приняло в цент­рально-черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине, где ос­новная часть крестьян находилась на барщине. В апреле 1861 г. в Казанской и Пензенской губерниях произошли восстания, в кото­рых приняли участие десятки тысяч крестьян. Основными их требо­ваниями были ликвидация всех феодальных повинностей и поме­щичьего землевладения, независимость общинного управления. Во второй половине 1861 г. произошло более 1 тыс. крестьянских вол­нений — гораздо больше, чем в предреформенные годы. Возросло число отказов крестьян от уплаты оброка и неисполнения барщин­ных работ, массовой порубки помещичьих лесов. В 1862 г. волнения были связаны в основном с введением уставных грамот (более поло­вины из них не были подписаны крестьянами).

Правительство пошло на уступки: было принято реше­ние перевести всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп (указ 28 декабря 1881 г. «О выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами в губерни­ях, состоящих на великороссийском и на малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года»).

Другой уступкой правительства были понижение размеров вы­купных платежей и зачет недоимок по выкупным платежам.

Переселение крестьян из центральных губерний. Одной из причин неустроенности крестьянских хозяйств было малоземелье. Как пра­вительство, так и демократическая оппозиция считали, что размеры наделов, полученных крестьянами в результате реформы, не позво­ляли обеспечить нормальное существование земледельцев.

В июле 1881 г. были утверждены Временные правила о переселе­нии. В 1881 —1883гг. принимаются меры, призванные облегчить положение переселяющихся крестьян: для них были снижены раз­меры выкупных платежей, поземельный банк выдавал им кредиты на льготных условиях, устанавливался льготный порядок аренды. В 1885 г. была отменена подушная подать. С 1885 г. прекращается стихийное заселение Сибири; отвод земель переселенцам в постоянное пользование стал осуществляться организованными землеустроительными партиями. Крестьяне могли выбирать общинное или подворное землепользование. Переселение крестьян по­зволило частично снизить напряжение в центральных районах Рос­сии.

Отмена крепостного права способствовала развитию капитализ­ма в России. За счет выкупных платежей и арендной платы кресть­ян, банковских ссуд под залог земли, роста внутренней и внешней торговли, эксплуатации полуколоний происходило накопление ка­питала. Этот капитал вкладывался в различные отрасли хозяйства. В результате юридического освобождения и обезземеливания кресть­ян росла численность наемных рабочих в сельском хозяйстве и про­мышленности.

Стали развиваться наиболее выгодные товарные отрасли сельс­кого хозяйства — распахивались степи под посевы пшеницы, рас­ширялись посевы технических культур, а также трав для молочного животноводства.

В результате расширения земельного рынка все больше дворянс­ких имений переходит к новым собственникам (купцам, богатым крестьянам), которые более эффективно использовали землю. Они платили большие суммы Крестьянскому поземельному банку, со­зданному в 1882 г., и Дворянскому поземельному банку (в 1885 г.) С 1860 по 1914г. цена земли возросла с 12,6 до 136,2 руб. за 1 десятину.

После реформы резко расширяется аренда земли. У помещиков в собственности были большие площади земель, для обработки ко­торых не хватало рабочей силы; в то же время у большинства кресть­ян ее было недостаточно. Нередко крестьяне также сдавали свою землю в аренду другим крестьянам.

Аренда была двух видов:

производственная (голодная) — для обеспечения семьи продо­вольствием;

предпринимательская — для расширения производства с ис­пользованием наемной рабочей силы.

По форме оплаты аренда была натуральной (урожаем или отра­боткой) и денежной. Последняя постепенно вытесняла натураль­ную.

Реформа не привела к ожидаемому повышению эффективности земледелия. Малоземелье и дробление крестьянских наделов не были, однако, основной причиной кризиса сельскохозяйственного производства. По площади пашни и кормовых угодий на одного земледельца Россия занимала первое место в Европе. Бедность кре­стьян была порождена прежде всего низким уровнем агротехники и искусственным сохранением изживших себя земельных отноше­ний.

Хотя Россия находится в зоне рискованного земледелия, не это было причиной низкой урожайности зерновых в крестьянских об­щинах. В соседних с общинами капиталистических хозяйствах (как правило, крупных по размеру) урожайность была втрое выше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.012 с.)