Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.



ФЗ от 11 июня 2003 г. N 74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (следовательно, законом вовсе не исключается другой вид собственности на имущество крестьянского (фермер­ского) хозяйства, а именно - долевой собственности, что особенно важно в тех случаях, когда в состав членов фермерского хозяйства входят граждане, не связанные родством).

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 настоящего ФЗ.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 настоящего ФЗ.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в ст. 6 настоящего ФЗ. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с ГК РФ.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с ГК РФ.

ГК: Статья 1179. Наследование имущества члена крестьянского (фер­мерского) хозяйства

1. После смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основа­ниях с соблюдением при этом правил ст. 253-255 и 257-259 настоящего Кодекса.

2. Если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяй­ства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты ком­пенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня от­крытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия на­следника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

3. В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хо­зяйства это хозяйство прекращается (п.1 ст. 258), в том числе в свя­зи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фер­мерского) хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам ст. 258 и 1182 настоящего Кодекса.

ГК:

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

2. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хо­зяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные по­
стройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транс­портные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяй­ства на общие средства его членов.

3. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом чле­нов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Статья 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяй­ства

1. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имуще­ство подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 настоящего Кодекса.

Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установлен­ным настоящим Кодексом и земельным законодательством.

2. Земельный участок и средства производства, принадлежащие кресть­янскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хо­зяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на полу­чение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.

3. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, доли членов кресть­янского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на иму­щество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

Статья 259. Собственность хозяйственного товарищества или коо­ператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерско­го) хозяйства

1. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производст­венный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как
юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, передан­ное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобре­тенное по иным основаниям, допускаемым законом.

2. Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, уста­навливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с п. 3 ст. 258 настоящего Кодекса.

 

59. Аграрная реформа и организационно-правовые формы с\х коммерческих организаций.

Начало аграрной реформы связано с указом президента от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». До этого в 1990 г. были приняты законы, которые являлись предпосылкой к аграрной реформе.

24 декабря 1990 г. – закон «О собственности в РСФСР». Особенность – перечислены виды п/п, которые м.б. созданы в РФ. Формы собственности на имущество этих п/п. Перечень был исчерпывающий, т.е. не допускающий никаких дополнений.

К числу п/п относились – коллективные, арендные, кооперативы, колхозы (как вид кооперативов). Форма собственности на их имущество – коллективная (долевая или совместная).

Закон направлял Россию на путь создания народных п/п. Т.е. 75 % акций у работников п/п и сделки с ними в рамках п/п.

25 декабря 1990 г. – закон «О п/п и предпринимательской деятельности» прямо противоположный по содержанию закону от 24.12.90 г. К числу п/п относились: ОАО и ЗАО, т.е. АОЗТ и АООТ, ТОО, смешанные товарищества, ИЧП, унитарные (гос) п/п. Форма собственности – общая, долевая. Этот закон направлен в сторону частных п/п. Общая долевая собственность давала возможность остаться собственником внесенного имущества. На закон возлагалась задача привлечь население в предпринимательскую деятельность.

1992 г. все с/х п/п реорганизуются в соответствии с законом от 25.12.90 г. в новые хозяйственные формы.

29.12.91. принято постановление правительства № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», в нем разрешено реорганизоваться в соответствии с иными законодательными актами. Это давало возможность маневра.

Июнь 1992 г. В Москве состоялось совещание работников АПК, где приняли решение о недопустимости реформирования с/х в России. По указу президента нужно было разредить ситуацию.

4.09.92 постановление № 708 «Положения о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации гос с/х п/п». Им допускалось сохранения прежней формы хозяйствования.

Далее ситуация меняется из-за I части ГК, который вступил в силу 1.01.95 г. Вместо режима общей долевой собственности ГК вводил режим обособленности имущества юр лиц от его учредителей.

1.02.95 г. постановление № 96 «О порядке осуществления прав собственника зем долей и имущественных паев», предусматривались различные варианты использования земель.

ГК предписывает юр лицам до его введения, привести их учредительные документы в соответствии со специальными законами. И вследствие этого принимаются: 26.12.95 «Об АО», 8.01.98 «об ООО», 8.12.95 «о с/х кооперации» (единственный закон, адаптированный к с/х), 8.05.95 «О производственных кооперативах», 11.10.02 «О гос и муниципальных унитарных п/п».

В соответствии со ст. 15 конституции РФ общепризнанные м/днародные нормы права являются частью правовой системы России, причем, если отечественное законодательство противоречит общепринятым м/днародным нормам, то приоритет имеют м/днародные нормы права.

Организационно-правовые формы с\х коммерческих организаций:

Каков правовой статус с\х товариществ?

ГК предусматривает два вида товариществ: полные и на вере (коммандитные). Полным признается такое товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товари­щества и несут ответственность по его обязательствам принадлежим им имуществом. При этом лицо может быть участником только одного полного товарищества.

В товариществах же на вере (коммандитных), наряду с участни­ками (полными товарищами), имеется один или несколько участни­ков-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, свя­занных с деятельностью товарищества, лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов. Они не принимают участия в предпринима­тельской деятельности товарищества и «доверяют» осуществлять та­ковую полным товарищам. Сами же от имени товарищества могут вы­ступать лишь по надлежащим образом оформленной доверенности.

Сельскохозяйственные товарищества имеют определенную спе­цифику. Поэтому их правовой статус должен определяться, помимо общих положений, содержащихся в ГК РФ, также специальным зако­нодательством.

Каков правовой статус аграрных хозяйственных обществ?

Из предусмотренных ГК видов хозяйственных обществ наиболь­шее распространение получили акционерные общества, которые вме­сте с товариществами составляли 55% новых хозяйственных форми­рований на селе.

Правовой статус акционерных обществ, помимо норм ГК, опреде­ляется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах». Согласно статье 2 Закона акционерным обществом при- знается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательст­венные права участников общества (акционеров) по отношению к об­ществу. Акционеры не отвечают по обязательства общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стои­мости принадлежащих им акций. Что же касается акционеров, не полностью оплативших акции, то они несут солидарную ответствен­ность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества, как и товарищества, являются юридичес­кими лицами, имеют в собственности обособленное имущество, учиты­ваемое на их самостоятельных балансах. Они вправе приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные неимуществен­ные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

В Законе подробно определен порядок создания и ликвидации ак­ционерного общества, правовой режим его имущества, правомочия общего собрания акционеров, совета директоров и др.

В ст. 1 Закона предусмотрено, что особенности создания и пра­вового положения акционерных обществ, образованных на базе реор­ганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других с\х предприятий, а также крестьянских (фермерских) хо­зяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для с\х производителей, определяются фед законами. Впредь до введения таких законов названные акционерные общества действуют на основании правовых актов РФ, при­нятых до введения в действие настоящего ФЗ.

Каков правовой статус с\х производственных кооперативов?

Сельскохозяйственные производственные кооперативы издавна занимают одно из ведущих мест в сельскохозяйственном производст­ве. Их правовой статус определяется нормами, содержащимися как в ГК РФ, так и в специальном ФЗ от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации».

Сельскохозяйственный производственный кооператив - это коо­ператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продук­ции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятель­ности, основанной на личном труде членов кооператива.

В Законе определены три вида с\х производственных кооперативов: сельскохозяйственная артель (колхоз): рыбо­ловецкая артель (колхоз); кооперативное хозяйство (коопхоз).

Однако данный перечень не является исчерпывающим. В Законе предусмотрена возможность создания и иных кооперативов при со­блюдении требований, установленных настоящим Законом. Сельско­хозяйственная (рыболовецкая) артель создается гражданами на осно­ве добровольного членства, объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества и передачи их в паевой фонд кооператива

В отличие от с\х и рыболовецких артелей, коопхоз создается главами крестьянских (фермерских) хозяйств и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Он создается на основе Добровольного членства для совместной деятельности по обра­ботке земли, производству животноводческой продукции или для иной связанной с сельским хозяйством деятельности, основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имуще­ственных паевых взносов. Однако земельные участки остаются в соб­ственности (владении или аренде) крестьянских или личных подсоб­ных хозяйств и передаче в паевой фонд коопхоза не подлежат, за исключением земель, предназначенных для его общественных нужд. Кооператив подлежит обязательной государственной регистрации.

В Законе «О сельскохозяйственной кооперации» оговорено, что члены колхоза, хозяйственного товарищества, общества, а также тру­довой коллектив совхоза с согласия собственника вправе принять ре­шение о сохранении существующей формы хозяйствования с приве­дением ее в соответствие с действующим законодательством.

Каков правовой статус гос и муниципальных унитарных предприятий в сельском хозяйстве?

Государственные сельскохозяйственные предприятия, несмотря на осуществленную приватизацию и реорганизацию совхозов, состав­ляют и в настоящее время значительную часть аграрных товаропро­изводителей, перерабатывающих и сервисных формирований.

ГК РФ предусматривает два вида гос и муниципаль­ных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хо­зяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Новым является само понятие унитарного предприятия, под кото­рым понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом имущество такого предприятия является неделимым, т. е. оно не может быть распределено, в том числе и между работниками пред­приятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы толь­ко государственные и муниципальные предприятия.

Согласно Феду закону от 14 ноября 2002 г. «О гос и муниципальных унитарных предприятиях»1 (ст. 2 п. 2) в РФ создаются и действуют следующие виды уни­тарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное гос предприятие и гос предприятие субъекта РФ, муниципаль­ное предприятие;

- унитарное предприятие, основанное на праве оперативного уп­равления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприя­тие субъекта РФ, муниципальное казенное пред­приятие.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ве­дения, создается по решению компетентного гос органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом та­кого предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным органом. Размер уставного фонда не может быть меньше суммы, опре­деленной законом о гос и муниципальных предприятиях.

Такое предприятие вправе создавать дочерние предприятия, так­же основанные на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, обладают значительно меньшим объемом прав. Как пре­дусмотрено ст. 116 ГК РФ, в случаях, установленных Законом «О гос и муниципальных унитарных предприятиях», на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управле­ния - федеральное казенное предприятие. Учредительным докумен­том такого предприятия является его устав, утверждаемый Прави­тельством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного пред­приятия при недостаточности его имущества.

 

60. Общая характеристика и особенности правового положения с\х коммерческих организаций.

написан

 

61. Понятие и классификация имущества с\х коммерческих организаций.

Деление имущества на движимое и недвижимое имеет особо важ­ное значение для аграрного сектора К недвижимому имуществу от­несены земельные участки, недра и все, что прочно с ними связано, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе многолетние насаждения, зда­ния, сооружения и др. Заслуживает внимания и то, что к недвижимо­му имуществу относятся предприятия, под которыми здесь понима­ется комплекс имуществ, используемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Отнесение земли, недр и всего, что прочно связано с ними, к недви­жимости, означает, что в нашем законодательстве восстановлено де­ление вещей, традиционное для многих систем права, в том числе и для дореволюционного российского. И это не является случайным. Это закономерное следствие глубинных процессов, происходящих в на­стоящее время во всех социально-экономических отношениях, в том числе и непосредственно связанных с землей и ее использованием в производственно-хозяйственном и гражданском обороте. Земля -главное средство сельскохозяйственного производства. В силу этого земля и все, что неразрывно связано с ней, квалифицируемое дейст­вующим законодательством как недвижимость, являются основными составляющими элементами материально-технической базы с\х коммерческих организаций.

Положения относительно движимого и недвижимого имущества нашли подтверждение и дальнейшее развитие в законодательстве. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определе­но, что к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельные участ­ки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса, многолетние насаждения, кондо­миниумы, предприятия как имущественные комплексы.

Помимо классификации имущества на движимое и недвижимое, в ГК говорится о делимых и неделимых вещах, главных и принадлеж-ностных плодах, продукции и доходах, валютных ценностях, ценных бумагах и др.

Сохраняет свое значение и традиционное для нас деление имуще­ства предприятий на основные и оборотные средства (фонды), хотя в определенных аспектах оно и утратило прежнее значение, поскольку сельскохозяйственные коммерческие организации обладают ныне широкими правами по использованию и распоряжению не только обо­ротными, но и основными средствами.

К основным средствам (фондам) с\х коммерчес­ких формирований относится имущество, обслуживающее производст­во, социально-культурные и иные нужды, действующее в течение дли­тельного времени, - здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и прочие орудия труда. Характерным для них является то, что они целиком и многократно участвуют в процессе вос­производства и сохраняют при этом свою натуральную форму, изнаши­ваются постепенно и переносят свою стоимость на продукцию частями.

К оборотным средствам относятся предметы, служащие менее года, стоимостью не более 1 млн рублей, а также некоторые другие предметы.

Придавая большое значение классификации имущества, содержа­щейся в новом гражданском законодательстве, следует иметь в виду, что в аграрном праве, помимо приведенной выше, имеется и своя классификация имущества, как правило, не имеющая аналогов в дру­гих отраслях российского права. Так, в связи с реорганизацией кол­хозно-совхозной системы на одно из первых мест выдвинулось деле­ние земли и другого имущества колхозов, совхозов и других с\х предприятий на доли и паи, в результате чего земельные доли и имущественные паи стали одними из важных видов имущества, являющегося объектом многочисленных аграрных право­отношений Впервые о необходимости выделения земельных и иму­щественных долей (паев) было сказано в Законе РСФСР «О крестьян­ском (фермерском) хозяйстве» 1990 года. Предусмотренные данным нормативным актом положения получили дальнейшее развитие в по­следующем законодательстве. Так, согласно Указу Президента АПП от 27 октября 1993 г. «О регулировании земель­ных отношений и развитии аграрной реформы в России» были устранены различия в оформлении права собственности на земель­ную долю и земельный участок. Право собственности на земельную долю и земельный участок, согласно данному Указу, удостоверяется единым документом - свидетельством на право собственности на зем­лю, служащим основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также иных сделок по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

Среди объектов, принадлежащих сельскохозяйственным коммер­ческим организациям, особое место занимают сельскохозяйственные и иные машины, мелиоративные и другие сооружения и механизмы, необходимые для их производственной деятельности, а также рабо­чий и продуктивный скот, птица, посевы, многолетние насаждения, которых, как правило, нет в составе имущества других коммерческих формирований.

Особое место в составе имущества с\х органи­заций занимают селекционные достижения. Под селекционными до­стижениями, понимаются сорта растений, породы животных.

Итак, имущество с\х товаропроизводителей -это совокупность принадлежащих им материальных и нематериальных ценностей (актив), а также различного рода их обременении (пассив).

 

62. Правовое регулирование залога земель с\х назначения.

Правоприменительная практика на сегодняшний день не дала четкого ответа на вопрос, существуют ли действительно особенности залога земель с\х назначения. Анализ норм ФЗ от 16 июня 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель с\х назначения", ЗК РФ и ГК РФ не позволяют однозначно выделить указанные особенности ввиду отсутствия последовательного их изложения. Кроме того, законодатель не формулирует правовые нормы таким образом, чтобы правоприменитель мог понять, что излагаемая норма представляет собой именно особенность залога земель рассматриваемой категории.

Статья 7 "Залог земельных участков из земель с\х назначения" включена в гл. 1 Закона "Общие положения", а не в гл. 2 "Особенности оборота земельных участков из земель с\х назначения", которая содержит в себе статьи о купле-продаже, аренде, порядке предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, наследовании земельных участков из состава земель с\х назначения. Исходя из изложенного, законодатель выделяет залог земельных участков из системы оборота земель. Вероятнее всего, подобное выделение связано с тем, что данная статья не может установить именно особенностей в части ипотеки уже потому, что эти особенности установлены иным НПА - Законом об ипотеке, в то время, как иными НПА (ГК РФ) особенности совершения сделок с земельными участками не установлены. Поэтому становится понятным и отнесение залога долей в праве общей собственности на земельные участки из земель с\х назначения к гл. 3 Закона об обороте земель "Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель с\х назначения", а не к Закону об ипотеке, т.к. Закон об ипотеке не содержит в себе положений о залоге долей в праве общей собственности, соответственно, регулирование вопроса залога долей должно осуществляться с учетом общих требований законодательства, о чем и говорится в ст. 12 Закона об обороте земель.

Последовательное толкование законов - приводит к выводу о том, что особенности залога земель с\х назначения установлены двумя НПА: Законом об ипотеке и Законом об обороте земель. При этом законодатель не систематизирует рассматриваемые особенности в отдельной статье или главе какого-либо из названных Законов, и только подробное изучение норм позволяет сделать вывод о наличии подобных особенностей и выделении законодателем в системе обеспечения исполнения обязательств (к которой относится и ипотека) особой роли залога земель с\х назначения.

Исходя из норм названных Законов, можно констатировать, что законодательно выделяются три следующие ситуации возможной передачи путем залога прав на земельный участок из состава земель с\х назначения: непосредственный залог (ипотека) земельного участка; залог права аренды на земельный участок; залог доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

Залог недвижимого имущества, в том числе земельных участков из состава земель с\х назначения, а также залог права аренды такого участка в качестве сделки регулируется специальным Законом - Законом об ипотеке, нормы которого в части залога земель с\х назначения имеют приоритет над иными нормами гражданского и земельного законодательства; вместе с тем основным НПА, регулирующим особенности оборота земель при совершении иных сделок с земельными участками рассматриваемой категории, является Закон об обороте земель.

При залоге земельного участка из состава земель с\х назначения существует возможность преодолеть преимущественное право покупки такого земельного участка, предоставленное органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления и предусмотренное Законом об обороте земель. При реализации заложенного земельного участка из состава земель с\х назначения на публичных торгах не действует преимущественное право покупки исполнительного органа госвласти субъекта РФ либо, в соответствующих случаях, органа местного самоуправления (залог, пусть даже не направленный на отчуждение указанного земельного участка, все-таки может впоследствии привести к его отчуждению, и именно путем продажи (на публичных торгах); залогодатель (в большинстве случаев - собственник земельного участка) при ипотеке не обязан извещать высший орган госвласти субъекта РФ (в установленных случаях - орган местного самоуправления) о намерении заложить земельный участок из состава земель с\х назначения - в соответствии со ст. 8 Закона об обороте земель обязанность известить указанный орган лежала бы на продавце при намерении осуществить продажу земельного участка из состава земель с\х назначения; таким образом, при возможности залогодержателя контролировать проведение публичных торгов последний сможет совершить сделку по отчуждению земельного участка рассматриваемой категории путем продажи на торгах без уведомления исполнительного органа субъекта РФ либо, соответственно, органа местного самоуправления. Кроме того, п. 1 ст. 8 Закона об обороте земель целенаправленно указывает, что преимущественное право покупки не действует в случае продажи земельного участка с публичных торгов. Следовательно, может иметь место ситуация, когда продавец, будучи уверен, что исполнительный орган госвласти РФ (орган местного самоуправления) изъявит желание приобрести отчуждаемый продавцом земельный участок, для преодоления преимущественного права покупки совершит сделку по залогу данного участка в целях передачи земельного участка конкретному лицу, принимающему участие в публичных торгах. Рассматриваемая ситуация позволяет обойти один из принципов оборота земель с\х назначения (подп. 3 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель).

Не допускается ипотека земельного участка из состава земель с\х назначения, если такой участок находится в госили муниципальной собственности (ст. 63 Закона об ипотеке); в то же время ст. 10 Закона об обороте земель предусмотрена возможность получения гражданами и юридическими лицами земельного участка с\х назначения в собственность или аренду, если такой участок находится в госили муниципальной собственности.

При залоге доли в праве общей собственности на земельный участок из земель с\х назначения опять же существует возможность обойти один из принципов оборота земель с\х назначения - "преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель с\х назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель с\х назначения" (подп. 4 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель). В отличие от случая с реализацией на торгах непосредственно заложенного земельного участка рассматриваемой категории, в данной ситуации уже не действуют непосредственно положения Закона об ипотеке (поскольку закладывается не сам земельный участок, а только доля в праве), связанные, например, с запретом проведения в отношении земельного участка с\х назначения аукциона, предусмотренного Законом об ипотеке, а действуют нормы гражданского законодательства - ГК РФ. Следовательно, победителем аукциона, исходя из ч. 2 п. 3 ст. 350 ГК РФ, должно считаться лицо, предложившее наивысшую цену, и уж никак не непосредственно иной участник долевой собственности и, соответственно, впоследствии орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. При исследовании данной особенности необходимо обращаться уже к текстам законов, связанных с долевой собственностью, в первую очередь к Феду закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". Статьей 22 данного Закона установлено, что "участник общества вправе заложить принадлежащую ему долю в уставном капитале, если это не запрещено уставом, третьему лицу с согласия общества по решению общего собрания участников общества, принятому большинством голосов всех участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества".

Таким образом, столкнувшись с реализацией заложенной доли в юридическом лице, владеющем земельным участком с\х назначения, и презюмируя, что такая доля заложена без нарушения устава общества с ограниченной ответственностью и прав других участников общества, приходим к выводу, что орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления лишен возможности реализовать свое преимущественное право покупки доли в уставном капитале юридического лица, владеющего таким земельным участком. Здесь ситуация не менее интересна, чем при непосредственной реализации земельного участка с\х назначения: участники долевой собственности, зная о намерении государства (муниципалитета) приобрести земельный участок, принадлежащий каждому из них, договариваются между собой и отдают доли с согласия друг друга в залог третьим лицам, чтобы в последующем данные доли продать. При реализации заложенных долей в уставном капитале юридического лица, владеющего земельным участком, на аукционе третьим лицом предлагается более высокая цена, и преимущественное право покупки доли в уставном капитале, предоставленное органу госвласти РФ или органу местного самоуправления, преодолевается.

Залогодержателями по договору об ипотеке земельного участка с\х назначения могут быть иностранные граждане, иностранные юр лица, лица без гражданства, а также юр лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юр лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, однако при реализации указанного земельного участка на публичных торгах в случае, если последние были признаны несостоявшимися, а такой залогодержатель приобрел участок, он должен в течение года произвести отчуждение земельного участка с\х назначения.

Залогодержателем по договору об ипотеке с\х угодий может быть гражданин, если в его собственности, собственности его супруга и близких родственников (родителей, братьев, сестер, дедушки, бабушки, внуков), а также юр лиц, в которых данные гражданин или его супруг и близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приход



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.223 с.)